Научная статья на тему 'Изучение явления «Социального стресса» - основа для разработки целевых показателей эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора'

Изучение явления «Социального стресса» - основа для разработки целевых показателей эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТРЕСС / SOCIAL STRESS / ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА / ORGANIZATION OF DIVISIONS OF ROSPOTREBNADZOR / ПОПУЛЯЦИОННОЕ ЗДОРОВЬЕ / POPULATION OF HEALTH INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крига А.С., Новикова Ирина Игоревна, Ерофеев Ю.В., Вейних П.А., Щучинов Л.В.

Разработаны целевые показатели эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, которые должны базироваться на результатах изучения показателей популяционного здоровья и показателях диагностики «социального стресса». В статье предложены показатели диагностики «социального стресса», методы его оценки и пути профилактики, в т. ч. посредством оптимизации организации деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крига А.С., Новикова Ирина Игоревна, Ерофеев Ю.В., Вейних П.А., Щучинов Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PHENOMENON OF «SOCIAL STRESS» IS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF TARGET INDICATORS OF EFFECTIVENESS OF ACTIVITY OF ROSPOTREBNADZOR BODIES AND AGENCIES

The development of targeted performance indicators for divisions of Rospotrebnadzor should be based on the results study of population of health indicators and indicators of state named «Social stress». This article is contains diagnostic indicators «Social stress» methods of assessment and ways of prevention, including by optimizing the organization of divisions of Rospotrebnadzor.

Текст научной работы на тему «Изучение явления «Социального стресса» - основа для разработки целевых показателей эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора»

ДШШ №12 (220 ЗНиСО

19

ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ «СОЦИАЛЬНОГО СТРЕССА» - ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

А.С. Крига, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, П.А. Вейних, Л.В. Щучинов

STUDY OF THE PHENOMENON OF «SOCIAL STRESS» IS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF TARGET INDICATORS OF EFFECTIVENESS OF ACTIVITY OF ROSPOTREBNADZOR BODIES AND AGENCIES

A.S. Kriga, I.I. Novikova, Yu.V. Erofeev, P.A. Veynich, L.V. Shchuchinov

Управление Роспотребнадзора по Омской области, Омская государственная медицинская академия, Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай

Разработаны целевые показатели эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, которые должны базироваться на результатах изучения показателей популяционного здоровья и показателях диагностики «социального стресса». В статье предложены показатели диагностики «социального стресса», методы его оценки и пути профилактики, в т. ч. посредством оптимизации организации деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора.

Ключевые слова: социальный стресс, органы и учреждения Роспотребнадзора, популяционное здоровье. The development of targeted performance indicators for divisions of Rospotrebnadzor should be based on the results study of population of health indicators and indicators of state named «Social stress». This article is contains diagnostic indicators «Social stress» methods of assessment and ways of prevention, including by optimizing the organization of divisions of Rospotrebnadzor.

Keywords: social stress, organization of divisions of Rospotrebnadzor, population of health indicators.

Оценка условий стабилизации медико-демографических процессов, демографического потенциала населения и государственной системы жизнеобеспечения может быть проведена посредством разработки действенных количественных и качественных критериев оценки эффективности социальной политики [1]. Дотационная политика порождает потребительское настроение общества и утрату им трудовой мотивации, что также провоцируется неадекватно низким уровнем оплаты труда, закрытием градообразующих предприятий и сворачиванием систем жизнеобеспечения на селе [2].

Для определения индикативных и целевых показателей, характеризующих эффективность государственной социальной политики, установления диагностических показателей формирования «социального стресса», использовались данные Росстата. Базируясь на данных литературных источников в качестве составляющих показателей «социального стресса», были выбраны следующие показатели: «покупательская способность» (отношение средней оплаты труда к стоимости потребительской корзины); «реализация трудовой мотивации» (отношение количества работающего населения к численности населения трудоспособного возраста). Для оценки уровня воздействия «социального стресса» использовались такие показатели, как отношение уровня смертности населения трудоспособного возраста к показателю общей смертности населения, удельный вес травм и отравлений в общей структуре заболеваемости, инвалидности и смертности населения трудоспособного возраста.

По первой составляющей («покупательская способность») все административно-территориальные образования были разбиты на 4 группы: больше 3,0 потребительских корзин

(ПК); покупательная способность от 3,0 до 2,5 ПК; покупательная способность от 2,5 до 2,0 ПК; покупательная способность меньше 2,0 ПК. По второй составляющей (показатель «реализация трудовой мотивации») были также выделены 4 группы: 1,0-0,8; 0,79-0,7; 0,69-0,6 и ниже 0,6. Между количественными внутригрупповы-ми показателями первой и второй составляющей были выявлены статистически значимые корреляционные зависимости.

Результаты исследования за 2005-2009 гг. выявили следующие статистически значимые зависимости между:

— показателями «реализация трудовой мотивации» и «покупательская способность» (р = 0,73; а = 0,047);

— показателем «смертность населения трудоспособного возраста» и показателями «покупательная способность населения» (р = 0,633; а = 0,000...), и «реализация трудовой мотивации» (р = 0,79; а = 0,007);

— показателем «удельный вес травм и отравлений в общей структуре смертности трудоспособного населения» и показателями «покупательная способность населения» (р = 0,42; а = 0,000.), и «реализация трудовой мотивации» (р = 0,47; а = 0,007).

Исследования показали, что для профилактики формирования социального стресса на по-пуляционном уровне и предотвращения негативного воздействия на формирование медико-демографических процессов, показатель «покупательная способность населения» должен быть не ниже стоимости 3,0 потребительских корзин, показатель «реализация трудовой мотивации» — не менее 0,8; отношение числа созданных в субъекте Федерации (муниципальном образовании) рабочих мест (в государственном

20

ЗНиСО ДЕКАбРЬ №12 (22Е)

и негосударственном секторах) к числу лиц работоспособного возраста — не менее 1,0, в т. ч. в государственном секторе — не менее 0,7 .

Следовательно, эти показатели можно рекомендовать в качестве индикативных показателей эффективности реализации социальной политики на муниципальном и региональных уровнях. Для обеспечения объективности данных показателей, необходимо рекомендовать включение этих показателей в программу государственного статистического наблюдения.

В число целевых показателей эффективности социальной политики необходимо дополнительно к регламентированным на федеральном уровне показателям добавить удельный вес травм и отравлений в общей структуре заболеваемости, инвалидности и смертности трудоспособного населения, хотя этот показатель требует дальнейшего изучения и причинно--следственных оценок.

В качестве индикаторов проявлений социального стресса можно использовать следующие показатели:

— коэффициент «реализации трудовой мотивации» ниже 0,8 и его негативная динамика во времени;

— показатель отношения числа созданных в субъекте Федерации (муниципальном образовании) рабочих мест (в государственном и негосударственном секторах) к числу лиц работоспособного возраста — менее 1,0, в т. ч. в государственном секторе — менее 0,7;

— «покупательная способность населения» ниже стоимости 3,0 потребительских корзин;

— прирост показателя смертности населения трудоспособного возраста, в т. ч. за счет травм и отравлений;

— снижение показателя средней ожидаемой продолжительности жизни.

Социальный стресс имеет свой патогенез и формируется посредством реализации фазы истощения адаптационных возможностей (Г. Се-лье), фазы срыва динамического стереотипа высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) и фазы феноптоза (В.П. Скулачев). Диагностика фазы «социального стресса», установление его причин, факторов риска и контингентов риска, а также принятие действенных управленческих решений в сфере социальной и экономической политики на региональном и муниципальном уровнях должны стать неотъемлемой частью органов исполнительной и законодательной ветвей власти.

Учитывая, что целевым показателем эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора являются показатели популя-ционного здоровья, диагностика «социального стресса» у населения в целом, а также его отдельных когорт, как социально-биологического явления, требует изучения и учета в организации и планировании деятельности по защите прав потребителей и государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Реализация этой

задачи обусловливает необходимость совершенствования системы надзора и разработки действенных критериев показателей деятельности (непосредственного результата, индикативных и целевых показателей) с учетом социально-экономического развития и состояния общества, а в случае диагностики «социального стресса» — его фазы и планируемой эффективности мероприятий.

Проблема оценки эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, а также отрасли в целом, помимо теоретического характера имеет сугубо практическое значение [3]. Без наличия научно обоснованных критериев оценки деятельности учреждения, подразделений и отдельных специалистов затрудняется управление отраслью, поскольку в таких условиях сложно оценивать эффективность расходования государственных средств, степень достижения приоритетных целей, показателей их достижения, а также параметров эффективности использования затрачиваемых на это финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Эффективность — это степень достижения поставленных задач с учетом затрат на их выполнение, т. е. это производная функция от достигнутых результатов и затрат на их достижение. Причем, необходимо понимать, что зависимость результатов деятельности от затрат редко бывает линейной. Иногда незначительные вложения дают хорошую и быструю отдачу, а в определенных условиях использование значительных ресурсов практически не приносит положительных результатов, поскольку результаты носят отсроченный эффект, а в ряде случаев просто неэффективны.

Для выбора приоритетов и практического решения задач повышения эффективности можно использовать разные виды медико-экономического анализа, методы эпидемиологического анализа и математического моделирования.

Действующие в настоящее время показатели не в полном объеме отвечают аналитическим задачам регионального и муниципального уровней, поскольку характеризуются чрезмерным укрупнением и существенным огрублением моделей, нет интегрированных показателей, характеризующих вклад отрасли в формирование целевых показателей, не разработаны показатели медико-экономической эффективности, не учитывается медико-демографическое состояние населения, фазы «социального стресса». Не в полной мере используются показатели качества и доступности государственных услуг и функций, выполняемых органами и учреждениями Роспотребнадзора, рационального использования финансов, кадров, диагностического оборудования.

Действующая система статистических показателей не в полной мере отражает реальное положение дел и затрудняет разработку адекватных управленческих решений. Отсутствует практика

ДШШ №12 (220 ЗНиСО

21

выборочных исследований и экспертных оценок в практической деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора. Сводятся к минимуму практика проведения мониторинговых исследований, а проводимые исследования не служат основой для решения имеющихся в регионе или муниципальном образовании проблем. Не решены до настоящего времени методологические и организационные проблемы оценки общественного здоровья, а также здоровья отдельных социальных групп.

Поэтому, проблема формирования системы показателей эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора актуальна и требует научного обоснования с учетом региональной и муниципальных компонент.

Несомненно, что приоритетные показатели, характеризующие эффективность деятельности, должны определяться на основе анализа заболеваемости и преждевременной смертности, показателей проявления «социального стресса». Стратегия государственной политики в области охраны здоровья предусматривает приоритет снижения уровня заболеваемости населения по группе заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности, а именно:

— болезни, приводящие к высоким показателям преждевременной смертности и инвалидности;

— болезни, угрожающие репродуктивному здоровью, здоровью матери и ребенка;

— болезни, представляющие особую угрозу вследствие их быстрой распространяемости и опасности (туберкулез, наркомания, СПИД/ ВИЧ и др.).

Таким образом, в основе формирования системы показателей деятельности органов и учреждения Роспотребнадзора должно быть научно обоснованное установление приоритетов, базируемых на результатах медико-экономического анализа. Необходим новый подход к оценке данных статистических форм и результатов лабораторно-инструментального контроля среды обитания с учетом тех задач, которые стоят перед мониторинговым или контрольно-надзорным мероприятием.

Одной из основных задач государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, утвердившим концепцию долгосрочного социально -экономического развития России на период до 2020 г., является обеспечение населения доступной медицинской помощью и безопасными условиями среды обитания, а также эффективными услугами по контролю за качеством среды обитания и защитой прав потребителей.

Решение этой задачи возможно посредством реализации следующих подзадач:

— повышение эффективности системы выполнения государственных функций и госу-

дарственных услуг органами и учреждениями Роспотребнадзора с учетом фазы «социального стресса населения», приоритетности эпид-значимых и социальнозначимых объектов, а также четким разделением в лабораторно-инструментальных исследованиях мониторинговых и контрольно-надзорных целей исследования и достижения соответствующих индикативных показателей;

— развитие инноваций в сфере оказания государственных услуг и выполнения государственных функций;

— совершенствование системы охраны здоровья населения и среды обитания.

Подзадачам должны соответствовать количественно измеримые показатели, характеризующиеся точностью, объективностью, достоверностью, однозначностью и экономичностью (минимальные затраты на сбор информации). Количественные значения показателей должны быть обоснованы. В число показателей должны обязательно включаться критерии, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей государственных услуг и государственных функций предоставленными услугами и функциями.

Таким образом, в условиях бюджетирования, ориентированного на конечный результат, и субсидиарного финансирования, формирование штатного расписания, планирование и осуществление государственных функций и государственных услуг органами и учреждениями Роспотребнадзора должно базироваться на планируемых социально-значимых показателях конечного ожидаемого результата и необходимых для их достижения значениях индикативных показателей и показателей непосредственного результата, а также наличии ресурсов для их выполнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Величковский Б.Т. Жизнеспособность нации. Особая роль трудовой мотивации и социального стресса / Б.Т. Величковский //Материалы VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». М., 2008. С. 6—18.

2. Величковский Б.Т. Значение социального стресса и эффективной трудовой мотивации в формировании образа жизни и состояния здоровья населения России / Б.Т. Величковский //Вестн. РАМН. 2007. № 5. С. 41—47.

3. Боев В.М. Среда обитания и экологически обусловленный дисбаланс микроэлементов у населения урбанизированных и сельских территорий /В.М. Боев //Гигиена и санитария. 2002. № 5. С. 3—8.

Контактная информация:

Новикова Ирина Игоревна, тел.: 8 (382-2) 32-62-09 Contact information:

Novikova Irina Igorevna, phone: 8 (382-2) 32-62-09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.