Научная статья на тему 'Изучение взаимосвязи учебной мотивации и уровня сформированности наглядно-образного мышления у младших школьников с задержкой психического развития'

Изучение взаимосвязи учебной мотивации и уровня сформированности наглядно-образного мышления у младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
525
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / MOTIFS / VISIBILITY-BUT-CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Имамиева Елена Владимировна

в статье раскрыты вопросы формирования мотивов различного уровня школьников с задержкой психического развития и зависимость между мышлением и мотивационной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Имамиева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the relationship of educational motivation and level of formation of visual-figurative thinking younger pupils with mental retardation

The article deals with questions of formation of the motives of the various levels of school children with delayed-ment of mental development and the dependence between thinking and motivational onnoy sphere.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимосвязи учебной мотивации и уровня сформированности наглядно-образного мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО

Имамиева Е. В.

Екатеринбург, Россия ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАГЛЯДНООБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК376.4

ББК74.3

Аннотация: в статье раскрыты вопросы формирования мотивов различного уровня школьников с задержкой психического развития и зависимость между мышлением и мотивационной сферой.

Ключевые слова: мотивы, наглядно-образное мышление.

Сведения об авторе: Имамиева Елена Владимировна, студентка 5 курса.

Место работы: обучается в Институте специального образования УрГПУ.

Контактная информация: 620034

Тел.: 2357628

Среди неуспевающих школьников начальных классов почти половину составляют дети, которые не являются умственно отсталыми, но по разным причинам отстают в психическом развитии от сверстников (И. Ф. Марковская, 1995).

Факторы школьной неуспеваемости и задержки психического развития тесно связаны между собой и являются актуальными в современной коррекционной педагогике (О. А. Дробинская,

М. Н. Фишман, 1996). Формирование отношения к учению является

Imamieva E.V.

Ekaterinburg, Russia STUDY OF THE RELATIONSHIP OF EDUCATIONAL MOTIVATION AND LEVEL OF FORMATION OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING YOUNGER PUPILS WITH MENTAL RETARDATION

Код ВАК 19.00.10 Abstract: The article deals with questions of formation of the motives of the various levels of school children with delayed-ment of mental development and the dependence between thinking and motivational onnoy sphere.

Key words: motifs, visibility-but-creative thinking.

About the author: Imamieva Elena, a student at 5-year.

Place of work: a study of the Ural State Pedagogical University.

'. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26.

определяющим фактором развития личности в младшем школьном возрасте (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин), т.к. в этот период учебная деятельность является ведущей, и именно в ней формируются основы характера ребенка, его взгляды, убеждения и ценностные ориентации.

Младшие школьники с задержкой психического развития отстают о т с во их нормально развивающихся сверстников по степени сформиро-ванности мыслительных операций.

Это отставание проявляется, прежде всего, в недоразвитии наглядно-образного мышления. Наглядно-образному мышлению детей интересующей нас категории присуща недостаточная подвижность образов - представлений. Простые задачи, основанные на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном материале ребенка, вызывают большие трудности. Они позднее, чем нормальные дети, овладевают умениями мыслить образами без опоры на предметное действие. Кроме того, существенные отклонения наблюдаются на уровне непосредственного побуждения, они выражаются в недостаточности ориентировке на способ решения познавательной задачи. Также отсутствует обусловленность процессуальной мотивации мотивацией более высокого уровня. Поэтому важный момент в коррекционном обучении - развитие у детей учебных интересов. Становление мотивации, адекватной учебным задачам, положительно скажется как на развитии личности ребенка с задержкой психического развития, так и на уровне интеллектуального развития.

Также необходимы, целенаправленные занятия по формированию наглядно-образного мышления, которые помогают существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интел-

лектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных.

Проблемой коррекции наглядно-образного мышления и учебной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимались такие исследователи, как, Н. Л. Белопольская, Г. А. Карпова, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Кулагина, В. И. Лубов-ский, И. И. Мамайчук, У. В. Ульен-кова, С. Г. Шевченко и др.

Для выявления взаимовлияния учебной мотивации и уровня сфор-мированности наглядно-образного мышления младших школьников с задержкой психического развития была проведена экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: 1 этап - констатирующий эксперимент, 2 этап - формирующий эксперимент, 3 этап - контрольный эксперимент. Применялись следующие методики: «Найди время года», «Исключение четвертого лишнего», «Расскажи» (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»), «Сгруппируй картинки» (по цвету и по форме), разрезная картинка, методика «Двойка» (направленная на понимание картинки со скрытым смыслом), анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов, методика «Направленность на отметку», методика «Направленность на при-

обретение знаний» и методика определения мотивов учения. Кроме того, был использован метод наблюдения.

В исследовании принимали участие две группы детей с задержкой психического развития по 5 человек в возрасте 8 лет, которые обучаются во втором классе: экспериментальная № 1 (у детей развивалась учебная мотивация) и экспериментальная № 2 (у детей развивалось наглядно-образное мышление).

В ходе эксперимента были выявлены своеобразные затруднения, которые возникают у детей с задержкой психического развития в процессе выполнения заданий, направленных на диагностику и коррекцию наглядно-образного мышления и учебной мотивации. Эти затруднения, прежде всего, связаны с импульсивностью детей, неустойчивостью их внимания и снижением работоспособности.

Проведенное исследование показало, что коррекционно - развивающие занятия, как на развитие учебной мотивации, так и на развитие наглядно-образного мышления в наибольшей степени повлияли на развитие наглядно-образного мышления и в группе №1 и в группе №2. Этот параметр наиболее подвержен изменению.

В итоге нашего исследования получились следующие результаты:

1. В ходе наблюдения было отмечено, что младшие школьники с задержкой психического развития отвлекаемы, утомляемы, их работо-

способность снижается к концу урока.

2. Дети с задержкой психического развития обладают большим потенциалом в развитии нагляднообразного мышления. При выполнении некоторых заданий («Найди время года», «Расскажи», «Сгруппируй»), направленных на диагностику наглядно-образного мышления, дети с задержкой психического развития также успешно, как и нормально развивающиеся сверстники, могут с ними справляться, если им будет оказана помощь. В некоторых заданиях достигают показателей своих нормально развивающихся сверстников (методика «Сравни»).

3. При проведении своевременной коррекционной работы младшие школьники с задержкой психического развития могут выровняться по темпу развития наглядно-образного мышления со своими нормально развивающимися сверстниками.

4. Учебные мотивы мало сформированы у детей с задержкой психического развития, но вследствие формирующих воздействий учебная мотивация повышается, дети становятся более организованными.

5. В результате реализации коррекционно-развивающих занятий на практике в экспериментальных группах №1 и №2 у детей с задержкой психического развития выявилось качественное и количественное улучшение всех показателей развития наглядно-образного мышления и учебной мотивации.

6. Анализ математически обработанных данных первичной и

вторичной диагностики показывает, что в наибольшей степени кор-рекциионно - развивающие занятия повлияли на развитие нагляднообразного мышления, как в группе №1, где развивалась учебная

мотивация, так и в группе №2, где развивалось наглядно-образное

мышление.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходима своевременная и целенаправленная коррекционная работа, одновременно направленная и на развитие нагляднообразного мышления и на развитие учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.

© Е. В. Имамиева, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.