Сунхалыров А. А.
Студент группы Б-ПОИ-12, исторический факультет, СВФУ им. М.К.
Аммосова, Якутск. Научный рук.- к.п.н., доцент Алексеева М.Я.
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ КРАЕВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: цель данной работы- актуализация вопросов краеведения в школьной курсе. Задачи: 1) выявить особенности изучения и значения краеведения; 2) указать место краеведения в системе ФГОС; 3)
охарактеризовать разновидности форм школьного краеведению; 4)
охарактеризовать формы занятий по изучению края.
Ключевые слова: краеведение, региональный компонент, воспитание, регионализация.
Keywords: regional studies, regional component, education, regionalization.
Бывает, когда люди общаются между собой, интерес их беседы во многом поддерживается знаниевым багажом каждого из собеседников. Представим такую картину: познакомились два человека из разных
национальных республик и начали общаться. Все равно их беседа дойдет до взаимных вопросов о крае каждого из них: "С какой республики вы родом? Какова история Вашего края? Расскажите интересные факты из истории Вашей малой Родины?". Человеку, который не знает о своей локальной истории, народных поэтах, героях ВОВ, не говоря даже о национальных героях древности своего народа, должно быть стыдно. Но значение краеведения состоит не только в знаниях- его значение намного шире в духовном и нравственном планах. Поэтому сегодня остро строит вопрос о краеведческой науке, а конкретно о преподавании истории края.
Особенности изучения и значение краеведения
Еще в советском периоде особое внимание уделялось локальной истории. Определяя задачи обучения в советской школе, Н.К. Крупская
говорила в 1921 г.: "Исходным пунктом... изучения должно быть изучение родного края". В 1924 г. она смогла уже подвести некоторые итоги: "Краеведение... заняло видное место в работе учительства...". [5, c.45] Отмечая активизацию школьного исторического краеведения, известный методист Н.Г. Дайри писал: "Серьезным средством воспитания и применения знаний на практике должно стать историческое краеведение. До сих пор оно посвящалось главным образом вопросам прошлого...". [2, с.8-9] После ВОВ краеведение вошло в систему военно-патриотического воспитания в школах.
На современном этапе бурные споры ведутся вокруг школьного курса истории. И одним из наиболее дискуссионных вопросов является проблема отражения истории народов России на федеральном уровне, с одной стороны, и ее изучение на региональном уровне- с другой. [7, c.24]
Педагогическая общественность России поставила вопрос о национально-региональном образовании. Регионализация образования- это отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного цепью единых учебных программ, учебников и учебных пособий, инструкций и циркуляров. Это наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственных программ развития образования в соответствии с региональными социальноэкономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. [8, с.59]
Актуальность введения краеведения как обязательного компонента образования обусловлена:
• потребностями общества в воспитании "нравственной оседлости населения", "чувства Родины" (Д.С. Лихачев), в воспитании
гражданственности;
• значимостью формирования у молодого поколения знания и понимания природной, социокультурной специфики своего города (села), процессов, происходящих в непосредственной близости от него;
• необходимостью развития личности учащегося, его социального опыта и направленности, важностью овладения школьниками способами познания окружающего микромира с его природным и культурным наследием.
Решение этих задач помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире, способствует самоидентификации личности.
Современные педагоги полагают, что цель краеведческого образования заключается в создании условий для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в окружающем их микромире (Л.К. Ермолаева), для социализации, самоидентификации личности (О.Ю. Стрелова). В данном случае под "созданием условий" подразумевается организованный
определенным образом процесс обучения и воспитания.
При организации этого процесса необходимо учитывать своеобразие объекта изучения- край. Это территория, на которой проживает учащийся, о которой он имеет стихийно полученный опыт, которую он может обследовать и исследовать. В процессе обучения центром края становится школьник, и понятие "край" приобретает субъективный характер ("мой край", "родной край", "наш край"). Понятие "край" динамично. Границы, "пределы", "рубежи" края определяются возрастными познавательными возможностями учащихся: для младшего школьника "его краем" является микрорайон, в котором он живет, по мере взросления человека границы края раздвигаются до пределов города, области, региона, России. Следовательно, "край"- это многогранное жизненное пространство ребенка: природа, общество, культура (культура в широком смысле слова). [3, с. 122-123]
Таким образом, на современном этапе историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. [1, с.8]
Но в современном общественном, да и в немалой степени научном сознании, краеведение все еще воспринимается как периферия научного знания, как удел местных энтузиастов. [6, с.7]
Краеведение в системе ФГОС
Краеведение (краеведческое образование)- составная часть регионального компонента образования. Нормативной основой для изучения своего края является ГОС (сейчас ФГОС II поколения), примерный базисный Федеральный учебный план основного общего образования. Под краеведческим образованием понимается процесс освоения учащимся интегрированных знаний о своей малой Родине (локальной точке России), формирования умений самостоятельно изучать свой край, овладевать разнообразными способами познания природного и культурного наследия, осознавать значимость этого наследия. [3, с. 122]
Региональный компонент исторического образования- неотъемлемая часть (наряду с федеральными) современной структуры средней школы, в своем содержании отражающая своеобразие истории и культуры народов и регионов Российской Федерации (региональной истории). Реализация регионального компонента ИО осуществляется на основе нормативных
документов: Закона РФ об образовании, ГОС (сейчас ФГОС II поколения), Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ.
Структура и содержание регионального компонента общего образования устанавливаются субъектами РФ исходя из определения территории региона, его историко-культурного развития и образовательного потенциала. Объектом изучения могут выступать разные типы регионов: группа стран с общими признаками (Средиземноморский регион, Балтийский регион и т.д.); национальная республика Российской Федерации (Татарстан, Карелия, Якутия и др.); несколько субъектов РФ (Северо-Запад, Юг, Центр России, Сибирь и т.д.); один субъект РФ (область, город); локальная точка (деревня, село, район области, район крупного города). В соответствии с этим выделяются следующие виды содержания регионального компонента (региональной истории): межгосударственная история (история государств Балтийского региона и др.), национальная, этнорегиональная история (история народов России отдельных республик и регионов), региональная история (история Сибири, Дальнего Востока), локальная история города, деревни- края. [3, с.246]
Разновидности форм школьного краеведения
Школьное краеведение существует в двух формах: учебное и внеклассное. Согласно Примерному учебному плану РФ учебное краеведение может быть реализовано:
• введением краеведческих тем, сюжетов, фрагментов в содержание разных учебных дисциплин (реализация краеведческого принципа обучения);
• введением краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента (6 класс- география, биология; 8 классискусство, технология; 9 класс- история);
• введением самостоятельно интегрированного учебного предмета краеведение. Предполагается возможность сочетания этих вариантов.
Во внеурочном (внеклассном, внешкольном) краеведческом
образовании можно выделить следующие формы работы:
1) закрепление приобретенных на уроках знаний, умений, оценок (конкурсы, олимпиады, тематические вечера);
2) расширение краеведческих знаний, умений, формирование оценочных суждений (аудиторные занятия кружков, клубов, краеведческих обществ, лекториев);
3) применение полученных знаний в практической деятельности (участие в
акциях по благоустройству территории края, в мониторингах по
исследованию природного и культурного наследия, в экспедициях, в
восстановлении памятников и т.д.).
Условность такого деления очевидна, так как в любой из названных форм продолжается расширение знаний о крае, формирование умений краеведческой деятельности, овладение способами познания края,
формирование оценочных суждений, а также, что особо важно,
предоставляется возможность применить полученные знания в практической деятельности.
В настоящее время существуют целевые программы, включенные в Программу туристко-краеведческого движения учащихся РФ: "Отечество", "Культурное наследие", "Великая Отечественная война", "Земляки", "Исторический некрополь России", "Исчезнувшие памятники России", "Летопись родного края" и др., к участию в них могут быть привлечены школьники любого региона России. [3, с.123-124]
Факты истории края составляют основу историко-краеведческого исследования, независимо от его масштабов и целей. К основным направлениям в изучении фактов истории края можно отнести следующие:
• исторические события периода становления феодализма;
• исторические события периода становления капитализма;
• революционную историю края;
• исторические события советского периода;
• историю первобытнообщинного строя;
• археологическое изучение края (имеет практическую часть);
• этнографическое изучение края. [4, с.7]
Формы занятий по изучению края
Туристско-краеведческая форма, наиболее распространенная; дает школьникам хорошую туристскую подготовку и возможность получить краеведческие материалы во время походов. Туристско-краеведческая форма занятий по изучения края хорошо отработана, есть много квалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих методами этой работы.
Экскурсионная форма- одна из составных частей комплексного предметного изучения края. Во время экскурсии школьник пополняет свои знания, познает с помощью экскурсовода (учителя) окружающий мир, приближает к себе предметы изучения. Даже самая непродолжительная экскурсия создает определенное настроение, способствует ощущению свободы. Эмоции от увиденного и услышанного окрашивают знания, делают их прочными, сохраняющимися на всю жизнь.
Лекционная форма предусматривает проведение занятий по определенной теме или разделам. В конце цикла лекций возможна проверка знаний в виде викторин, конкурсов.
Архивная форма рассчитана на школьников, увлеченных историей, требует усидчивости, самостоятельности, внимательности, больших затрат времени. Возможность работы в архивах позволяет получать уникальные данные, но сопряжена организационными и финансовыми трудностями.
Музейная форма основана на материалах краеведческих и других музеев и предоставляет неограниченные возможности для исторического и географического краеведения- сбор материалов, оформление экспозиций, проведение экскурсий самими участниками краеведческих коллективов, что делает занятия интересными, содержательными, стимулирует к
приобретению новых знаний. [4, с.26]
Таким образом, история обеспечивает духовное развитие общества, воспитывает гражданственность и патриотизм, придает чувство гордости за свою страну через изучение героического прошлого нашей Родины. И одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.
Следует отметить, что школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяется его важной ролью в учебно-воспитательном процессе.
Подрастающее поколение нуждается в правильном воспитании в условиях поликонфессионального, полинационального, поликультурного государства. Опыт учителей и методистов в данной работе показал, что краеведение дает такому воспитанию хорошие предпосылки. Любовь к
Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.
Ведь маленького ребенка сразу не сделать патриотом и гражданином своей страны. Надо к этому подходить постепенно. По мере взросления школьника, таким образом, следует расширять диапазон краеведческих сведений: от малого к большому, от границ своего микрорайона, города, села, республики до Великой России.
Главная задача учителя истории- заинтересовать школьников процессом исторического познания. Очень точно выразилась Золотарева Ирина Султановна (учитель средней школы №19, г. Нальчик, Кабардино-Балкария): "Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь, то и интересно. Что интересно, то и запоминаешь". Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.
Из всего сказанного следует вывод, что историко-краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы нашей страны. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию активных молодых граждан России.
Использованная литература
1. Ашурков В.Н. "Историческое краеведение"- учебное пособие/ Изд.: "Просвещение"- М., 1980.
2. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. "Методика историко-краеведческой работы в школе"- пособие для учителей/ Изд.: "Просвещение"- М., 1982.
3. Ванина Э.В., Ермолаева Л.К., Журавлева О.Н. "Теория и методика обучения истории"- словарь-справочник/ Изд.: "Высшая школа"- М., 2007.
4. Лукиева Е.Б. "Историческое краеведение"- учебное пособие/ Изд.: Том. политехн. ун-т.- Томск, 2003.
5. Матюшин Г.Н. "Историческое краеведение"- учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2108 "История"/ Изд.: "Просвещение"- М., 1987.
6. Телишев В.Ф. " Историческое краеведение"- учебно-методическое пособие для студентов/ Изд.: Казанский государственный университет- Казань, 2009.
7. Фокеева И.М. "Национально-региональный компонент в историческом образовании: опыт Татарстана"- научно-теоретический и методический журнал/ПИОШ/ №8, 2005.
8. Цыренова М.Г. "К вопросу о регионализации школьного исторического образования"- научно-теоретический и методический журнал/ПИОШ/ №2, 2008.