В дошкольном возрасте полезны экскурсии, которые могут показать реальную жизнь уже не в игре.
Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина», а успешному восприятию сложных тем с экономическим содержанием - книга Л.В. Кныше-вой «Экономика для детей, или как Миша стал бизнесменом» [1].
Кроме того, свою роль играют «рабочие» листы - авторские разработки -листы с заданием по теме обсуждаемого занятия.
Роль родителей в экономическом воспитании необходима и важна. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности, ведь семья - это реальная экономика.
Экономическое воспитание и образование по данным материалам осуществляется в детском саду № 550 (МАДОУ ЦРР № 550 «Академия Успеха» г. Екатеринбурга).
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее 5 лет, т.к. это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру окружающему детей, воспитывает положительные черты характера.
Все предлагаемые материалы представляют собой теоретически обоснованную систему научных занятий.
Теоретические и фактические знания усваиваются через выработку практических навыков, что приносит положительные результаты в формировании экономических представлений у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Кнышева Л.В. Экономика для малышей, или как Мишка стал бизнесменом. - М., 1995.
2. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2002.
3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. - СПб., 2001.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Шабля А.А.*
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийск
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного развитию фонематического слуха посредством включения
* Студент кафедры Педагогики, образовательная программа «Педагогика и методика начального образования».
в учебный процесс дидактических игр. Представлен анализ литературных источников, раскрывающих взгляды на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова фонематический слух, дидактическая игра.
Важным условием для всестороннего развития ребенка является речь. Чем богаче и правильнее она сформирована, тем легче ребенку высказывать свои мысли, познавать окружающую действительность, находить общий язык с окружающими. Поэтому необходимо заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. В процессе развития речи нужно предупреждать и исправлять все нарушения, которые отходят от общепринятых норм языка.
Перед дошкольным учреждением стоит одна из главных проблем - развитие речи ребенка. Она включает в себя: умение четко произносить звуки и различать их; владеть артикуляционным аппаратом; правильно строить предложения и многое другое. Фонематический слух является одной из составляющих правильно развитой и сформированной речи.
В литературе имеется достаточно определений того, что понимается под понятием «фонематический слух». Это: «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» [4, с. 36]; «тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» [8, с. 51]; «умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке или в словах близких по звучанию, но разных по смыслу» [2, с. 70]. Как видно из приведенных определений все авторы рассматривают фонематический слух как часть естественного физиологического слуха, который позволяет соотносить слышимые звуки с их эталонами.
Как указывает Л.В. Бондарко, если бы фонематический слух не формировался достаточно рано, ребенок не мог бы понимать обращенную к нему речь окружающих его взрослых [2, с. 71]. Гербова В.В. [5, с. 71] отмечает, что в основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки фоне-магического восприятия, благодаря которым развиваются умения и навыки языкового и звукового, а в дальнейшем и звукобуквенного анализа и синтеза. Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
Вместе с тем, как указывает учебник «Логопедия» [6, с. 96], нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом грамматических сторон, тормозит развитие связной речи, а, следовательно, вполне возможно торможение и других процессов в развитии дошкольника в целом. Следовательно, одной из задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие фонематического восприятия.
Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то её применение в процессе развития ребёнка является необходимым.
Об использовании игры в процессе обучения детей написано большое количество работ. В частности Е.А. Репринцева [9], проанализировав большой объем источников классиков педагогической мысли, проследила развитие идей и подходов к пониманию игры как феномена, ее возможности в становлении личности ребёнка и освоении им комплекса функций взрослого человека.
Игра, как отмечается в учебном пособии «Психология» [3, с. 256], это один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, соответствующие его возрастным особенностям, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.
Одним из видов игр, используемых в процессе обучения детей, является дидактическая игра. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся [1, с. 4].
Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста [10, с. 34]. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям окружающей жизни, способствует их всестороннему развитию.
Для определения влияния дидактической игры на развитие фонематического слуха нами был проведен эксперимент. Он проводился на базе НДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 246 ОАО «РЖД» г. Уссурийска с детьми среднего дошкольного возраста в количестве 31 человек. Эксперимент проводился в несколько этапов.
На первом, констатирующем этапе мы поставили перед собой цель выявить уровень развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста. Для этого использовались диагностические задания из методического пособия «Мониторинг в детском саду», подготовленного коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена [7].
Первое диагностическое задание «Определи место звука в слове» заключалось в том, что дошкольники должны были подобрать картинки с одним и тем же звуком в начале, середине и конце слова. Второе диагностическое задание «Подбери слово с заданным звуком» заключалось в том, что дошкольники должны были устно подобрать слова с заданным звуком в определённом месте в слове. Это задание несколько сложнее первого, так как
перед дошкольниками не было подсказки в виде картинок. В этом задании они могли руководствоваться только своими знаниями и умениями.
В ходе проведения диагностических заданий нами было выявлено, что у детей со средним уровнем развития фонематического слуха возникли особые сложности при выполнении второго задания - самостоятельном подборе слов с указанным звуком в той или иной части слова. При низком уровне развития фонематического слуха у детей возникли сложности при выполнении как первого, так и второго заданий. Воспитанники путались в определении места звука в слове, не могли точно выделить звук, на выполнение задания уходило больше времени, чем обычно требуется ребёнку среднего дошкольного возраста.
Таким образом, можно увидеть, что уровень развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста (в данной экспериментальной группе) в основном находится на среднем уровне. Это свидетельствует о том, что необходимо проводить работу, способствующую развитию фонематического слуха.
Данная работа проводилась на втором, формирующем этапе эксперимента. Целью данной работы является развитие фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста. Для этого с воспитанниками проводились дидактические игры, построенные с учетом особенностей развития психических процессов, возраста детей, степени и характера общего речевого уровня детей.
Занятия с использованием игр и упражнений проводились каждый день в первой половине дня. За каждую неделю было разучено не менее пяти игр, направленных на развитие фонематического восприятия и на развитие слухового внимания и памяти, а также повторялись ранее изученные игры. Дидактические игры проводились в естественных условиях, не нарушая режима детей.
В процессе проведения дидактических игр нашей главной задачей являлось создание условий, при которых дошкольники смогли бы продвигаться по собственному пути; развивали умение мыслить самостоятельно и нестандартно.
Для проведения формирующего этапа эксперимента группа была поделена на две части (16 и 15 человек). С воспитанниками первой подгруппы в количестве 16 человек дидактические игры проводились дополнительно. Они были включены в экспериментальную группу. С дошкольниками второй подгруппы в количестве 15 человек дидактические игры проводились в рамках обычного графика. Они составили контрольную подгруппу.
Каждую выбранную нами дидактическую игру мы старались применить 2-3 раза в течение всего периода формирующего этапа эксперимента через промежуток времени не менее 2 дней. Таким образом, дошкольники не могли просто заучить правильные ответы и запомнить правильные дей-
ствия. Повтор игры через данный промежуток времени способствовал не только очередной проверке дошкольника в развитии фонематического слуха, но и способности ребёнка найти новое решение поставленной педагогом уже немного знакомой игровой задачи. Всё это в системе способствовало обогащению знаний и умений ребёнка.
В ходе проведения дидактических игр нами было выявлено, что далеко не все из них легко и быстро воспринимались детьми. Так, например, «Назови первый звук в слове», «Подбери похожие слова», «Поймай звук», «Какой звук есть во всех словах» на протяжении всего периода работы могли проводиться только с помощью активного вмешательства воспитателя. Дети не всегда, либо на короткий промежуток времени, могли играть в данные игры. Без помощи воспитателя эти дидактические игры проводились короткое время, имели нелогичное завершение и следом быстрое переключение на другую игру, чаще всего подвижную. Поэтому мы большее внимание уделяли на предотвращение данных ситуаций.
Остальные же дидактические игры при повторном занятии уже не требовали столь активного вмешательства педагога. У дошкольников возник интерес, на их проведение дети тратили немного больше времени, чем на указанные выше. Особый интерес и быстрое самостоятельное проигрывание было отмечено в таких дидактических играх, как: «Магазин», «Скажи как я», «Найди предметы». Воспитанники к концу третьей недели могли играть в данные игры при пассивном участии воспитателя. Они самостоятельно могли правильно задавать правила друг для друга и контролировать ответы друг друга.
К концу данного этапа исследования дошкольники познакомились, изучили, самостоятельно могли использовать все предложенные им игры. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу о правильности выбора данных дидактических игр как средства развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.
На третьем, контрольном этапе эксперимента целью явилось следующее - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по использованию дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Из полученных результатов видно, что использование дидактических игр по развитию у детей фонематического слуха является эффективным средством формирования и развития фонематического слуха у детей 4-5 лет. Дети стали более внимательными, повысилась работоспособность. Они с интересом слушают, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Полученные знания
дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности, играх, самостоятельной деятельности. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что разработанный нами комплекс дидактических игр по развитию уровня фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста как фактора подготовки детей к школе в повседневной жизни достаточно эффективен.
Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых приемов, игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной работе по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста. Использование предложенной нами серии дидактических игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М.: Просвещение, 1977. - 176 с.
3. Венгер Л.А. Психология: учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 254 с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1999. - 156 с.
6. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
7. Мониторинг в детском саду: методическое пособие. - СПб.: Детство-пресс, 2010. - 592 с.
8. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. - 240 с.
9. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребенка: от прошлого - к настоящему: учеб. пособие. - Курск: Изд-во Курского гос.ун-та, 2004. - 264 с.
10. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 34 с.