2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2005.
3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыма-нюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
4. Нагель О.П. Технологии развития коммуникативной компетентности педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Белгород: Изд-во ООО «ЛитКараВан», 2008.
5. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
6. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. -М.: ЦАПИ, 1994.
7. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. - М.: Генезис, 2003.
8. Шуман Р. О музыке и музыкантах: в 2 т. Т. 1 / Р. Шуман. - М.: Музыка, 1975.
ИЗУЧЕНИЕ ЦИКЛА МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ «СТИХИ О МОСКВЕ» В 11 КЛАССЕ
© Бичурина С.М.*
Гимназия № 13, г. Нижний Новгород
Данная статья построена следующим образом: в основной её части, преимущественно филологической, даётся анализ стихотворений цикла Марины Цветаевой «Стихи о Москве» в контексте концепции Элени Апостолоса Стерьёпулу о системности лирического цикла. Исследователь выделяет четыре аспекта системности лирического цикла, которые и демонстрируются на примере лирики Марины Цветаевой. Вторая часть содержит дидактический материал, в котором представлена система вопросов и заданий для изучения указанного цикла в 11 классе.
К понятию системности лирического цикла подходят многие исследователи (В.А. Сапогов [1], Л.Е. Ляпина [2], Е.В. Боброва [3], А.Р. Касимова [4]), однако наиболее отчётливо эта идея представлена в работе Элени Апостолоса Стерьёпулу «Лирический цикл как система поэтических текстов». С точки зрения исследователя, «лирический цикл представляет собой систему, элементы которой суть поэтические тексты, в свою очередь являющиеся
* Учитель русского языка и литературы высшей категории, соискатель Нижегородского института развития образования.
системами, состоящими из элементов более низких уровней»[5, с. 324].В своей работе он даёт ёмкое определение этого понятия:«Лирическим циклом мы называем объединённое общим заглавием упорядоченное множество самостоятельных поэтических текстов, реализующих разноуровневые межтекстовые связи, которые порождают новые смысловые комплексы, не выводимые из смысловой системы каждого отдельного текста»[5, с. 331].
Учёный выделяет четыре принципа, или аспекта, системности лирического цикла. Чтобы убедиться в справедливости суждений Э. Апостоло-са Стерьёпулу, попытаемся проиллюстрировать их на примере цикла Марины Цветаевой «Стихи о Москве» (1916 г.) [6].
Первый из них - это «взаимосвязанность текстов циклового ряда» [5, с. 324]. При этом существует «два типа межтекстовых связей: линейный, основанный на принципе синтагматического развёртывания, и радиальный, основным параметром которого является повторяемость темы, образов и пр.» [там же]. Цикл Марины Цветаевой можно отнести к радиальному типу. Данный цикл состоит из девяти стихотворений, объединённых образом патриархальной Москвы - древней столицы, центра православной культуры. Москва для Цветаевой - это прежде всего её храмы, соборы, церковки с их куполами и колоколами. Эти образы и составляют образ Москвы в данном цикле. Наиболее ярким среди них является образ «сорока сороков церквей»: «И все сорок - чти - сороков церквей» (1), «По церковке - все сорок сороков» (2), «И целых сорок сороков церквей смеются над гордынею царей!» (5), «Всем счётом: сорок сороков» (7). Не менее частотным является образ колоколов, колокольного звона: «Мне же - вольный сон, колокольный звон» (1), «Червонные возблещут купола, бессонные взгремят колокола» (2), «Но выше вас, цари: колокола» (5), «Над синевою подмосковных рощ накрапывает колокольный дождь» (6), «Спорили сотни колоколов» (9). Одним из важнейших для Цветаевой, знавшей историю своего города и мифологизирующей его в своей поэзии, является и образ семи холмов, на которых, по преданию, была заложена Москва: «Исходи пешком - молодым шажком! - всё привольное семихолмие» (1), «Семь холмов - как семь колоколов, на семи колоколах - колокольни» (7). Вместе с тем у Цветаевой это не безликие церкви и колокольни, в пространстве Москвы она называет наиболее «святые» места: Иверская часовня, стоящая у входа на Красную площадь («Часовню звёздную - приют от зол» (2), «Как золотой ларчик, Иверская горит» (3), «Там Иверское сердце червонное горит» (9)), пять соборов Кремля («Пятисобор-ный несравненный круг», «К нечаянныя Радости в саду я гостя чужеземного сведу» (2)).
Также одним из мощных связующих элементов в данном цикле становится мотив пути и странничества. Он тоже неразрывно связан с образом Москвы: именно такое насыщенное духовностью пространство позволяет продолжать путь духовного поиска. И начинается этот путь из самого серд-
ца Москвы: «Исходи пешком - молодым шажком! - Всё привольное Семи-холмие» (1). Здесь же он и заканчивается: «По улицам оставленной Москвы поеду - я, и побредёте - вы». (4) Это путь поиска самого себя, позволяющий подняться над обыденностью.
Тем не менее, опровергая позицию, что плотность связей между текстами тем выше, чем больше повторяющихся элементов в поэтических текстах, составляющих лирический цикл, исследователь приходит к выводу, что «взаимосвязанность текстов является необходимым, но не достаточным структурообразующим фактором для возникновения лирического цикла» [5, с. 327],и в качестве второго принципа системности лирического цикла он называет «взаимодополнительность»: «...для каждого текста, входящего в лирический цикл, все остальные тексты данного циклового ряда являются его контекстным окружением, или - иначе - дополнением данного текста» [там же].
Как известно, в первую редакцию цикла, сформированную в 1916 г., не были включены два стихотворения: «Над городом, отвергнутым Петром.» и «Красною кистью.», хотя они уже были написаны. Почему же Цветаева включает их в окончательную редакцию? Вероятно, это связано с тем, что в цикле они обрели тот контекст, который был необходим для полного понимания их смысла. Контекст выявляет те «сильные места», которые могли остаться незамеченными вне его.
Если воспринимать стихотворение «Красною кистью.» вне контекста цикла, то образом, который в первую очередь привлекает внимание, оказывается «жаркая» или «горящая» рябина (а это символический образ в контексте всей поэзии Цветаевой, который созвучен сеё именем - Марина - и ассоциируется с Россией), тем более что он повторяется в первой и третьей строфах стихотворения. Но контекст актуализирует и другие образы и мотивы, связывающие этот текст с другими стихотворениями цикла: образ колоколов («Спорили сотни колоколов»), мотив рождения («Падали листья, я родилась») и мотив православного праздника («День был субботний: Иоанн Богослов»). Контекст позволяет увидеть истоки возникновения образа рябины в поэзии Цветаевой: он связан с её родным домом, городом, днём рождения, то есть с тем пространственно-временным комплексом, который повлиял на её мировоззрение.
Третий принцип назван исследователем «валентностью». Это «способность того или иного текста вступать в различные смысловые взаимоотношения с другими текстами данного циклового ряда» [5, с. 329]. Говоря о лирическом цикле как о системе, исследователь выделяет основной её признак - иерархичность, вследствие чего приходит к выводу о наличии среди поэтических текстов доминаты - текста, «обладающего наибольшей валентностью в данном цикловом ряде» [5, с. 330]. При этом автор допускает наличие нескольких доминант в пределах одного цикла, а также отсутствие доминанты (в этом случае речь идёт о «равноправии» каждого текста в
циклообразовании). Наблюдая над тем, со сколькими стихотворениями цикла каждый текст связан с помощью образов, мотивов и «ключевых слов», автор предлагает выделить доминанту цикла.
Проведя такую работу с цветаевским циклом, можно прийти к выводу, что доминантой в данном случае можно считать первое стихотворение цикла - «Облака - вокруг...» Именно в нём сосредоточены практически все основные мотивы и образы цикла, которые затем будут встречаться в последующих стихотворениях:
- «Москва» («дивный град») (1 - 2, 4, 5, 6, 7, 8).
- «сорок сороков церквей» (1 - 2, 7).
- «купола», церкви вообще (1 - 2, 3, 7, 8).
- «колокольный звон» (1 - 2, 5, 6, 7, 9).
- «семихолмие» (1 - 7).
- мотив смерти (1 - 4, 7).
- мотив пути (1 - 3, 4, 6, 7, 8).
Последний, четвёртый, принцип сформулирован следующим образом: «. целое обладает свойствами, отличными от свойств его частей», то есть «поэтические смыслы, порождаемые лирическим циклом, не сводятся к сумме поэтических смыслов составляющих его текстов, а представляют собой принципиально новое образование, обусловленное межтекстовыми взаимодействиями» [5, с. 331].
На примере цветаевского цикла его можно объяснить следующим образом. Если рассматривать каждое отдельное стихотворение цикла (а все они, действительно, самостоятельны и могут восприниматься и вне контекста), то мы получим ряд стихотворений с абсолютно разным посылом, темой, идеей.
Порой даже становится непонятно, почему некоторые стихотворения вошли в цикл «Стихи о Москве». Однако в лирическом цикле, благодаря контексту, возникает некий «надсмысловой комплекс», который всё расставляет на свои места и объясняет логику включения тех или иных стихотворений. Целью Цветаевой в данном цикле было не только воспеть Москву, но и утвердить своё лирическое «Я» в московском пространстве. Лирическое «Я» постепенно начинает превалировать над образом Москвы. От стихотворения к стихотворению читателю открываются разные стороны души, характера лирической героини.
Так, в первом стихотворении цикла, посвященном дочери Цветаевой Ариадне, мы видим Цветаеву - мать, завещающую дочери самое ценное -свой родной город. Для лирической героини важна мысль о преемственности и вечной смене поколений: когда-нибудь и Ариадна передаст Москву . уже своей дочери.
Во втором стихотворении, адресованном О. Мандельштаму, лирическая героиня предстаёт в любви. Это любовь-преклонение, любовь-восхищение. И опять Москва - это то лучшее, что она может дать любимому, чтобы он «не раскаялся», что её любил.
В третьем стихотворении открываются тёмные стороны натуры лирической героини: теперь она во власти страсти, «озорства». Только старая Москва с её «золотым ларчиком» - Иверской часовней - способна остановить этот разрушительный бег («Мимо ночных башен Площади нас мчат»).
В четвёртом стихотворении развивается мотив страстности как одной из черт душевного облика лирической героини. Но здесь также присутствует и мотив смерти как искупления и очищения, соответствующий христианскому мироощущению.
В пятом стихотворении, центром которого является противопоставление Москвы Петербургу, лирическая героиня соотносит свою судьбу с судьбой её любимого города: она «отвергнутая» женщина, как Москва - «отвергнутая Петром» столица. Они обе, чувствуя своё превосходство, «смеются над гордынею царей».
Шестое стихотворение построено на мотиве пути, странничества: в нём ощущается усталость героини от суетности жизни и желание последовать за «смиренными странниками».
В седьмом стихотворении соединяются два знакомых мотива: мотив смерти и мотив пути: «Провожай же меня, весь московский сброд». Смерть -лишь продолжение жизненного пути, они проходят в одном пространстве -пространстве Москвы.
В восьмом стихотворении лирическая героиня показывает, за что так любит Москву, чем она ей так близка и дорога: Москва - «огромный странноприимный дом», готовый принять и утешить всех: «На каторжные клейма, На всякую болесть - Младенец Пантелеймон У нас, целитель, есть». Москва - олицетворение русской души и души самой лирической героини: такая же большая, живая, милосердная и потому великая.
Наконец, последнее, девятое, стихотворение подводит итог всего цикла, соединяет все линии в единое целое, позволяет увидеть тот «матасмысл», о котором пишетЭлени Апостолос Стерьёпулу. Лирическая героиня, говоря о своём рождении, воспринимает это событие как знак, символ: она неспроста родилась именно в Москве, именно в день Иоанна Богослова, именно тогда, когда поспела рябина. Всё это предопределило её судьбуи характер: она сама и её поэзия выросли на этой благодатной почве, впитали в себя и христианское мироощущение, и любовь к родному городу, родной земле, людям - близким и далёким, - и широту и страстность русской души, и готовность в один момент отказаться от всех благ и пойти на духовный подвиг. Такой видит Цветаева Москву, и такой является она сама. Лирическое «Я» Цветаевой является такой же неотъемлемой частью московского пространства, как и Москва является неотъемлемой частью героини.
Работа по изучению цветаевского цикла на уроке литературы в 11 классе может быть построена с опорой на логику, предложенную Элени Апо-столосом Стерьёпулу и приведённую выше. Каждый из названных принци-
пов находит своё отражение в заданиях, предлагаемых учащимся. Так, для подготовки восприятия и осмысления цикла на уроке необходимо, чтобы учащиеся выполнили домашнее задание: 1) Прочитайте стихотворения цикла М. Цветаевой «Стихи о Москве». Из каких образов складывается образ Москвы в цикле? Какой видит Москву Цветаева? 2) Какие образы и мотивы присутствуют сразу в нескольких стихотворениях? Выпишите нужные строчки, распределив их по группам.
Вопросы для работы в классе:
1. Из каких образов складывается образ Москвы в стихотворениях цикла? Приведите нужные цитаты (вопрос домашнего задания). Что объединяет эти образы? Связаны ли они с христианским мироощущением лирической героини?Какой видит Цветаева Москву?
2. Прочитайте стихотворения 6, 7, 8 цикла. Какой мотив их объединяет? В чём его смысл?Присутствует ли мотив пути, странничества в 1, 3 и 4 стихотворениях? Обоснуйте свой ответ.
3.Стихотворение «Красною кистью.» первоначально не было включено в цикл. Как вы думаете, почему Цветаева его всё-таки включает?
Как влияет контекст цикла на понимание смысла стихотворения?
3. Прочитайте более поздние стихотворения Цветаевой «Рябину.» и «Тоска по родине! Давно.». Что символизирует рябина в творчестве Цветаевой?
4. Проследите развитие мотивов куполов церквей, колокольного звона, «сорока сороков» и смерти. В каком из стихотворений цикла есть все перечисленные мотивы? Можно ли назвать его доминантой цикла?
5.Сформулируйте тему каждого стихотворения. Попытайтесь объяснить, почему такие, казалось бы, разные стихотворения объединены в цикл? Обогащают ли они друг друга?
Список литературы:
1.Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А Блока / В.А. Сапогов // Язык и стиль художественного произведения. - М., 1966.
2. Ляпина Л. Проблема целостности лирического цикла / Л. Ляпина // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. - Донецк, 1977.
3. Боброва Е.В. Функция мотива в лирическом цикле (на примере цикла стихотворений «Курганная невеста» Е.Ю. Кузьминой-Караваевой) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. -№ 4 (2). - С. 818-820.
4. Касимова А.Р. Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Ижевск, 2011.
5. Стерьёпулу Элени Апостолос. Лирический цикл как система поэтических текстов // Facta Universitatis, University of Nis. - 1998. - Vol. 1, N 5. -Р. 323-332.
6. Цветаева М.И. Стихотворения. - А.: Туркменистан, 1986. - 400 с.
(Все цитаты приводятся по этому изданию)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА С МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
© Богданова Л.Я.*
Мурманская средняя общеобразовательная школа № 13, г. Мурманск
Статья посвящена проблеме внедрения в практику работы учителя начальных классов метапредметного подхода. В ней представлен опыт проектирования проблемно-диалогического урока, ориентированного на достижение метапредметных результатов.
Современное образование напрямую связано с происходящими в российском обществе социокультурными изменениями. Суть этих изменений, как показывают исследования А.Г. Асмолова, Я.И. Кузьминова, Н.Д. Ни-кандрова и других, состоит в переходе нашего общества из постиндустриального в информационное. В этих условиях одна из основных задач образования - научить учиться и быть готовыми к жизни в условиях быстро обновляющейся информации. Нужно формировать компетенцию к обновлению компетенций [1].
Причем, как утверждается, это должно происходить с самого раннего детства. Применительно к начальной школе Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения четко определяет требования к результатам образования школьников: личностным, метапред-метным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению [5].
Глоссарий ФГОС трактует метапредметные результаты образовательной деятельности как способы деятельности, применимые не только в рамках образовательного процесса, но и при решении проблем в реальных жиз-
* Учитель начальных классов.