Научная статья на тему 'Изучение степени владения языковыми средствами и коммуникативными навыками заикающимися дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи'

Изучение степени владения языковыми средствами и коммуникативными навыками заикающимися дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
507
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Е. А.

В статье рассматриваются особенности владения языковыми средствами и коммуникативными навыками детьми дошкольного возраста, имеющими заикание и общее недоразвитие речи; затрагиваются вопросы организации логопедической работы по устранению заикания у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение степени владения языковыми средствами и коммуникативными навыками заикающимися дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи»

ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ И КОММУНИКАТИВНЫМИ НАВЫКАМИ ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

© Борисова Е.А.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В статье рассматриваются особенности владения языковыми средствами и коммуникативными навыками детьми дошкольного возраста, имеющими заикание и общее недоразвитие речи; затрагиваются вопросы организации логопедической работы по устранению заикания у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Поэтому необходимым условием гармонического развития психики ребенка выступает полноценность речевой деятельности, которая является, как отмечает Р.Е. Левина, «тончайшим выражением социальной природы человеческой психики» [2, с. 25]. При этом нормальное развитие речи становится возможным благодаря общению ребенка с окружающими.

По определению М.И. Лисиной, общение - это процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности [4].

Общение как процесс в отечественной психологии рассматривается в качестве специфического вида деятельности - коммуникативной деятельности. Осуществляемое с помощью речи, оно трактуется как речевая коммуникация [3]. Общение осуществляется с помощью разнообразных средств. Бойков Д.И. выделяет три основные категории средств общения:

- экспрессивно-мимические (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов со взрослыми лил стремление приблизиться к нему, быть взятым на руки);

* Старший преподаватель кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии

- речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики) [1].

Установлено, что речь выступает основной «образующей» коммуникации, поскольку является ее наиболее содержательным, емким и выразительным средством.

Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывает психические наслоения и специфические особенности эмоционально-волевой сферы, обусловливает развитие нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Всё это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем - на выборе профессии.

По данным статистики, одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей является заикание, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Следует отметить, что заикание является расстройством речи, при котором преимущественно нарушается ее коммуникативной функции [2].

Рассматривая коммуникативную функцию речи как функцию общения, характеризующуюся наличием в речи сообщения и побуждения к действию, немаловажен факт, что формирование ее у детей с заиканием возможно лишь в условиях специального обучения, поскольку самостоятельного овладения системой коммуникативных умений у детей не происходит [5].

Волкова Г.А., Ястребова А.В. в своих исследованиях отмечают у детей, страдающих заиканием, случаи отклонений в развитии речи и недостаточной сформированности средств языка.

На проявления заикания, которые «переплетаются с проявлениями общего недоразвития речи» указывала и Р.Е. Левина [2, с. 84].

Результаты экспериментального обследования дошкольников с заиканием показывают недостаточный уровень развития связной речи. При пересказе и при составлении самостоятельных связных рассказов у части детей отмечаются трудности в построении речевого высказывания. Эти трудности выражаются в использовании преимущественно простых предложений, в склонности к простому перечислению предметов и действий, в нарушении связности и последовательности рассказа, в неумении отражать в речи логико-временные и причинно-следственные связи и отношения, логически объединять звенья в связный текст. Речь этих детей характеризуется бедностью и однообразием используемых языковых средств. При анализе детских связных рассказов можно отметить трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения.

Эти результаты свидетельствуют о недостаточно сформированной лексико-грамматической стороне речи дошкольников с заиканием.

168

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Сравнение результатов обследования детей с заиканием (экспериментальной группы) и детей с ОНР подтвердило наличие у заикающихся дошкольников нарушений различных сторон речи, характерных для общего недоразвития речи. Было выявлено, что 13 % детей с заиканием имеют низкий уровень речевого развития. У 70 % детей уровень сформированно-сти языковых средств соответствует среднему уровню. Высокий уровень сформированности языковых средств был выявлен у 17 % детей, при этом разброс значений составлял 80-83%. Таким образом, можно утверждать, что среди заикающихся дошкольников можно выделить особую категорию детей - заикающиеся с общим недоразвитием речи.

Овладение речью складывается из двух, параллельно протекающих процессов: усвоения ребенком языковых средств (произношение звуков, словарный запас, грамматический строй речи) и овладение умением пользоваться ими в условиях общения, то есть свободное владение языком предполагает сформированность языковых средств и способность использовать их в целях устного общения [7]. Экспериментально подтвердив наличие общего недоразвития речи у детей с заиканием, необходимо ответить на вопрос: как на фоне недостаточного усвоения языковых средств у этой группы детей формируются коммуникативные умения?

Для этого было проведено изучение у детей экспериментальной группы состояния следующих коммуникативных умений: владение речевым этикетом, запрос информации, реплицирование, составление диалога [6]. Сформированность умений определялась по следующим показателям: объем и вариативность фраз речевого этикета; использование различных типов вопросов, самостоятельность и последовательность в ведении расспроса; речевая активность детей; объем и характеристика диалогических единств в составленных детьми диалогах; конструкции предложений, употребляемых детьми (краткие, распространенные), наличие обращений, речевых ошибок. Результаты изучения приведены в табл. 1.

Перечислим наиболее характерные недостатки, выявленные в процессе обследования. В ходе выполнения диагностических заданий для изучения степени владения детьми речевым этикетом детские ответы характеризовались бедностью и однообразием называемых речевых штампов. Дети недостаточно знали и использовали в речи речевые штампы, наиболее уверенно использовали их лишь в ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневном обиходе (приветствие, просьба, извинение). Дети редко употребляли расширенные реплики, чаще реплики были краткими, свернутыми, включающими только речевой штамп. Кроме того, дети затруднялись в замене формы речевого этикета аналогичной. Следует отметить отсутствие обращений, которые не были включены детьми в структуру предложений, а также синтаксические и грамматические ошибки, количество которых возрастало при попытке употребления сложных конструкций. Высокий уровень владения речевым этикетом выявлен только у 10 % детей экспериментальной группы.

Таблица 1

Распределение дошкольников с заиканием и общим недоразвитием речи по уровням сформированности коммуникативных умений

----- Уровни Коммуникативные уменй —-^^^^ Количество детей (%)

Низкий Средний Высокий

Речевой этикет 40 50 10

Запрос информации 60 40 -

Реплицирование 40 33 27

Составление диалога 53 47 -

При изучении умения самостоятельно запрашивать информацию было выявлено, что дети нуждались в помощи взрослого, поскольку самостоятельно сформулировать вопрос затруднялись. Формулируемые вопросы чаще всего были логически не связаны между собой, что затрудняло достижение детьми цели расспроса. Нередко расспрос заменялся попыткой угадать животное, название которого являлось целью расспроса, путем перечисления разложенных перед ребенком картинок. Для отдельных детей процесс расспроса был достаточно формальным, поскольку ответы экспериментатора не являлись для них информацией, ориентирующей на последующий расспрос.

Анализ реплик показал низкую речевую активность 40 % детей, что проявлялось в ограниченном количестве (1-2) речевых реакций на реплики-стимулы экспериментатора, небольшом количестве произнесенных реплик (от 1 до 3) и отсутствии реплик-стимулов. Достаточно высокая речевая активность была выявлена у 27 % детей и характеризовалась наличием реплик-стимулов, инициативных обращений к экспериментатору во время беседы.

При составлении диалога все дети нуждались в помощи экспериментатора. Для большей части детей (53 %) были характерны краткие, однословные предложения, частичная замена реплик жестами, отсутствие инициативы и самостоятельности. Диалоги были заменены отдельными репликами. Остальные дети, используя помощь экспериментатора, смогли составить диалоги, краткие по структуре, но при этом включающие 1-2 диалогических единства. Реплики обычно представляли собой сообщения в виде простых, часто однословных предложений. То есть, недостатки, выявленные в предыдущих экспериментальных заданиях (незнание речевого этикета, неумение запрашивать информацию, однообразие реплик и др.), нашли свое отражение в составленных детьми диалогах.

Таким образом, низкая речевая активность заикающихся дошкольников, недостаток инициативы и самостоятельности в общении, малый объем и однообразие самостоятельно составленных реплик, неумение объединить их в диалогические единства свидетельствуют о недостаточном развитии коммуникативных умений у данной категории детей. При этом недостаточная сформированность средств языка, проявления общего недоразвития речи, осложняющие заикание, сказываются на качестве коммуникативных умений и тормозят их развитие.

170

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Это указывает на необходимость введения в логопедическую работу по устранению заикания у детей, имеющих общее недоразвитие речи, специальных технологий, направленных не только на формирование у них коммуникативных умений и навыков, но и на развитие языковых средств и их использование в коммуникативной деятельности, что позволит значительно активизировать речевое общение детей и сформировать полноценную речевую коммуникацию.

Список литературы:

1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.

2. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.

3. Леоньев А. А. Речевая деятельность / А. А. Леоньев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 34-45.

4. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.

5. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь: учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. - 4-е изд., пе-рераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.

6. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 220 с.

7. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: пособие для учителей-логопедов. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

© Борисова О.Ф.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск МДОУ № 14, г. Снежинск

В работе рассматриваются особенности формирования социальной компетентности детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения.

* Заведующая МДОУ, аспирантка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.