Научная статья на тему 'Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России'

Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильникова Марина Дмитриевна

Рассматриваются методы построения интегральных характеристик изменений социальных настроений населения России на базе данных массовых социологических опросов. Моделирование динамики макроэкономических показателей уровня жизни с учетом этих индикаторов показывает наличие самостоятельного влияния изменения настроений людей на динамику потребительских расходов на товары и услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России»

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

М.Д. Красильникова I—Р

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Рассматриваются методы построения интегральных характеристик изменений социальных настроений населения России на базе данных массовых социологических опросов. Моделирование динамики макроэкономических показателей уровня жизни с учетом этих индикаторов показывает наличие самостоятельного влияния изменения настроений людей на динамику потребительских расходов на товары и услуги.

В 90-е годы в России широко развернулись исследования в области анализа социальных процессов на основе обобщения информации, получаемой в ходе опросов общественного мнения. Подход, базирующийся на восприятии и оценке населением (отдельными людьми, социальными слоями и группами) последствий социальной политики государства и ставший возможным благодаря развитию процесса демократизации, сейчас является общепризнанным необходимым элементом формирования и реализации этой социальной политики.

В ходе исследовательских работ в этой области разработан новый для России метод анализа, основанный на интегральных оценках совокупности социальных, политических, экономических настроений, формирующихся в обществе. Обобщение динамики представлений населения о различных сторонах общественнополитической и экономической жизни страны проводится путем построения специальных сводных индексов. Преимущество такого подхода, с одной стороны, состоит в эффективной оценке результатов социальной политики, выработки рекомендаций по ее совершенствованию. С другой - появляется возможность оперативного информирования структур и лиц, ответственных за проведение социальной политики, общественности в целом о последствиях принятых решений и реализуемых программ. Последнее связано с тем, что, во-первых, индексы строятся на основе обобщения мнений непосредственных реципиентов социальной политики, т.е. на основе прямого учета социального эффекта на уровне конечного получателя. Во-вторых, простота методов построения таких индексов позволяет самым широким слоям общественности пользоваться ими для оценки результатов социальной политики. В-третьих, отлаженная процедура сбора первичной информации для расчета таких индексов по данным регулярных опросов общественного мнения дает возможность очень оперативно (за несколько недель, а иногда и дней) получать свежую информацию о текущем состоянии общества. Кроме того, на основе анализа динамики индексов социальных настроений можно прогнозировать экономическое и социальнополитическое поведение населения в краткосрочном периоде.

Практика построения подобных сводных показателей широко распространена в других странах и имеет давнюю историю. Особенно это касается индексов, отражающих динамику представлений людей о экономических сторонах жизни, прежде всего о личном потреблении. Широко применяются во многих десятках стран такие показатели, как Consumer confidence index, Consumer sentiment index, Consumer comfort index. Элементы Consumer sentiment index являются составной частью

группы показателей Leading economic indicators - набора индикаторов, на основании динамики которых разрабатывается краткосрочный прогноз развития экономики США. Значителен также опыт в области построения более общих индикаторов динамики развития общества: TIPP Economic Optimism index, TIPP Presidential index, TIPP National outlook index, Harris Alienation index, Harris Feel Good index.

В России первым опытом комплексного подхода к оценке динамики общественных настроений стала разработка индекса потребительских настроений (ИПН) (аналог Consumer sentiment index) 1. ИПН - сводный индекс, измеряющий влияние настроений людей на динамику личного потребления. Методика построения ИПН такова, что индекс агрегирует мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга. При его формировании внимание уделяется трем группам показателей: собственного материального положения; кратко- и долгосрочного развития экономики страны в целом; состояния рынка товаров длительного пользования (см. [1-3]).

ИПН включает в качестве составляющих индекс текущего состояния (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). ИТС отражает динамику оценок фактического положения, тогда как ИЭО - изменения в оценках перспектив развития (Приложение).

Опыт построения ИПН и анализа его динамики в России в 90-е годы показал, что существует тесная взаимосвязь политических, экономических, общественных оценок и мнений респондентов, в частности общественно-политических событий и формирования потребительских настроений в обществе. Это обстоятельство выявило необходимость и возможность разработки более общего индикатора общественных настроений, т. е. учитывающего также роль общественно-политических факторов в его формировании. С этой целью во ВЦИОМ был разработан индекс социальных настроений (ИСН) (см. [4-5]). Этот индекс содержит оценку фактической динамики состояния общества и отражает влияние массового сознания на его развитие. Методология построения этого показателя исходит из предпосылки о том, что частные мнения людей о различных сторонах собственной жизни, отношение к экономическим и социальным событиям, действующими лицами которых они являются, формируют обобщенную оценку восприятия социально-экономической и политической действительности. Эта сводная оценка в свою очередь является базовой предпосылкой действий людей, в совокупности определяющих социально-экономическое поведение всего населения в разных его функциях: конечного потребителя, инвестора, работника. Общий характер этих оценок и, что наиболее важно, тенденции их изменения определяют, насколько благоприятна текущая общественная ситуация для дальнейшего социально-экономического и политического развития страны.

ИСН строится путем обобщения ответов респондентов на серию вопросов (см. Приложение). Использование этих вопросов предполагает выделение положительных или отрицательных оценок (или направлений их изменения) с тем, чтобы выявить динамику формируемого показателя. При построении ИСН внимание уделяется:

- оценке людьми материального положения своей семьи;

- оценке экономического и политического положения страны в целом;

- мнениям о будущем развитии страны;

- социально-психологическому состоянию людей, в целом их настроению.

Соответственно для анализа влияния различных факторов на формирование

сводного ИСН выделяются частные индексы: индекс положения семьи (ИС), индекс положения России (ИР), индекс ожиданий (ИО) и индекс настроений (ИН).

1В настоящее время это совместный проект Фонда ИПН-Россия, Центра Развития и ВЦИОМ.

ИСН рассчитывается как средняя из девяти индивидуальных индексов, оцененных по каждому вопросу отдельно. Индивидуальный индекс строится как разность положительных и отрицательных ответов, к которой прибавляется 100 во избежания появления отрицательных значений индекса. Таким образом, индивидуальные индексы и сводный ИСН изменяются в интервале значений от 0 до 200, причем показатели менее 100 означают преобладание отрицательных оценок в обществе.

Информационной базой для расчета индексов ИПН и ИСН являются данные репрезентативных опросов общественного мнения, проводимых в рамках исследовательской программы ВЦИОМ «Мониторинг общественного мнения». Начиная с 1993 г., опросы проводятся шесть раз в год, каждый нечетный месяц, по выборке из 2400 респондентов, ответы которых репрезентируют мнение взрослого (старше 16 лет) городского и сельского населения России.

Отмеченная выше тесная взаимосвязь политических, экономических, общественных оценок и мнений респондентов, в частности, совпадение оценок общественно-политических событий и формирования потребительских настроений в обществе очевидна при сопоставлении динамики обоих индексов (рис. 1). Более полный учет ИСН общественно-политических параметров особенно проявляется в периоды президентских выборов, когда темпы роста ИСН оказываются несколько выше, чем ИПН. В период после финансового кризиса в августе 1998 г. падение ИПН было существенно более глубоким и длительным, чем ИСН. С одной стороны, это можно считать свидетельством более точного учета собственно экономических сторон жизни при расчете ИПН. С другой - не такое заметное снижение ИСН в этот период и начавшийся уже в ноябре 1998 г. рост могли быть индикатором того, что общественные настроения были не слишком пессимистичными. Это, видимо, сыграло позитивную роль в довольно быстром преодолении последствий финансового кризиса.

Рис.1. Динамика индексов социальных (----------------) и потребительских (-) настроений

Анализ действенности сводных индексов в периоды до и после августовского кризиса 1998 г. особенно интересен, поскольку за все время наблюдений это наиболее характерный этап перемен. И здесь, особенно на примере ИСН, хорошо видна прогностическая важность индексов, измеряющих динамику настроений в обществе. Отрицательная динамика ИСН устойчиво наблюдалась более чем за пол

года до кризиса, начиная с конца осени 1997 г. Падение ИПН до кризиса также явно, хотя и нарушалось некоторым ростом величины индекса весной 1998 г.

Построение обобщенных оценок индивидуальных настроений позволяет определить и количественно измерить меру воздействия совокупности индивидуальных предпочтений и настроений на развитие общества в целом. Для экономического развития страны, очевидно, наибольший интерес представляет анализ влияния общественных настроений на потребительское поведение людей. Наличие (отсутствие) взаимосвязи субъективных настроений населения и его реального потребительского поведения, форма этой взаимосвязи и степень тесноты можно выявить на основе анализа взаимосвязи динамики ИСН и ИПН и динамики денежных расходов населения на потребительские товары и услуги.

С точки зрения населения именно на потребительском рынке особенно заметны экономические изменения, произошедшие в последнее десятилетие. Еще в начале 90-х годов, в условиях дефицита объемы продаж потребительских товаров и услуг практически не зависели от настроений частных потребителей. Не могло быть и речи о влиянии разрозненных действий частных покупателей на общий объем товарооборота. Поведение потребителей было однозначным и легко предсказуемым - покупали все, что появлялось в продаже. Сейчас ситуация на потребительском рынке кардинально изменилась. Теперь не продавец, а покупатель в конечном счете определяет объем продаж. Поэтому настроения потребителей, исходя из которых принимаются решения о покупках, становятся важным фактором формирования объема продаж потребительских товаров и услуг. Возникла ситуация, когда при данных уровнях доходов и цен частные потребители, исходя из собственных настроений, могут делать, а могут и не делать расходы. Возникшая свобода потребительского выбора привела к воздействию новых факторов субъективного характера на объем товарооборота.

ИПН является общепризнанным в мире измерителем влияния такого рода субъективных факторов. В современном российском обществе динамика экономического развития страны тесно связана с развитием общественно-политических процессов. В свою очередь ИСН позволяет более полно учесть влияние общественно-политических процессов на формирование субъективных настроений населения. Динамика обоих показателей весьма сходна, поэтому в дальнейшем анализе расчеты приведены для обоих индексов.

Особая значимость ИПН и ИСН связана с их прогностическими свойствами. Исследования динамики ИПН в других странах показывают, что его изменения на несколько месяцев опережают изменения экономических индикаторов развития потребительского рынка. Индексы, рассчитываемые для России, также обладают этими свойствами. Коэффициенты корреляции между ИСН и ИПН, с одной стороны, и объемом розничного товарооборота и платных услуг населению, с другой, подтверждают это (табл.1). Наибольшим значениям коэффициента корреляции соответствуют аналогичные значения ИСН и ИПН с опережением на три-четыре месяца. Поскольку индексы настроений измеряются только раз в два месяца, а для промежуточных месяцев их значения интерполируются, то в дальнейших расчетах используется лаг в четыре месяца.

Анализ коэффициентов корреляции также показывает, что субъективные настроения населения предвосхищают динамику потребительских расходов. Коэффициенты корреляции между ИСН, ИПН и суммами товарооборота и платных услуг при любых периодах запаздывания индексов заметно ниже, чем при опережении. Следовательно, потребительские, социальные настроения не только формируются под влиянием объективного изменения ситуации в сфере доходов и потребления, но и являются самостоятельным фактором формирования потребительского поведения в ближайшем будущем.

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между суммами розничного товарооборота и платных услуг населению (Г) и индексами потребительских настроений (Index),

1996-2001 гг.

Лаг наблюдений ИСН ИПН

+ <и -о 0,434 0,343

+ X -о tC 0,494 0,420

+ X 4J -о 0,500 0,441

+ X -о ¿3 0,426 0,455

X 4J -о ¿3 0,556 0,530

X -о ¿3 0,614 0,598

X 4J -о ¿3 0,623 0,629

Y t , Index ¡-з 0,625 0,659

Y t , Index t-4 0,603 0,653

Расчеты уравнений линейной регрессии динамики суммы розничного товарооборота и платных услуг населению от изменений ИСН и ИПН за 1996-2001 гг. показывают, что субъективные настроения положительно влияют на реальные потребительские расходы населения. Коэффициенты эластичности расходов ИСН и ИПН при этом достаточно высоки - в обоих случаях примерно 0,3. Это означает, что увеличение значений индексов настроений на 1% при прочих равных условиях приводит к росту объемов расходов населения на потребительские товары и услуги на 0,3%. Величина свободного члена в уравнениях регрессии составляет примерно 70% среднего значения зависимой переменной. Поэтому можно сказать, что субъективные настроения населения «ответственны» за изменения примерно трети объема зависимой переменной, т. е. суммы розничного товарооборота и платных услуг населению.

Такой высокий коэффициент эластичности денежных расходов от общественных настроений может свидетельствовать о некотором преувеличении роли ИСН и ИПН в формировании динамики потребительского поведения. Для объяснения этого явления рассмотрим ИСН наряду с основными факторами формирования динамики товарооборота и платных услуг. Например, оценим параметры функции спроса вида:

Ft=f(4 I t-1, Index t-4),

где Yt - физический объем розничного товарооборота и платных услуг населению в период t; It, I t-i - реальные денежные доходы населения в периоды t и t-1; Index t-4 -индекс социальных настроений (SSI) или индекс потребительских (CSI).

В табл. 2 приведены параметры следующих оцененных по данным за 19962001 гг. функций спроса:

- не включающей индекс настроений как самостоятельный фактор (А);

- включающей индекс социальных настроений (В)

- включающей индекс потребительских настроений (С).

Таблица 2

Параметры функций спроса, оцененные по данным за 1996-2001 гг.

Вид функции Коэффициент эластичности Коэффициент детерминации (R2)

от дохода (It) от дохода (I ы) от индексов настроений

(A) Yt=f(It, I,-,) 0,438 (0,036) 0,177 (0,039) - 0,774

(B) Yf I - , SSI и) 0,388 (0,034) 0,141 (0,035) 0,129 (0,030) 0,823

(C) Yt=f(It, I t-h CSI t-4 ) 0,379 (0,032) 0,126 (0,034) 0,136 (0,025) 0,841

Примечание: В табл. 2 и 3 в скобках приведены стандартные ошибки параметров.

После кризиса в августе 1998 г. произошли заметные изменения в общественнополитической и экономической жизни страны: объединение политических сил вокруг одной партии власти; оживление экономической активности на фоне благоприятной международной конъюнктуры. Поэтому проявилась устойчивая и значительная по величине положительная динамика общественных настроений.

Характер изменений в жизни страны, в частности, расширение свободы потребительского выбора, позволяет выдвинуть гипотезу о росте влияния общественных настроений на реальное экономическое поведение населения. Для уточнения степени возрастания воздействия субъективных настроений потребителей на динамику макроэкономических показателей развития потребительского рынка товаров и услуг была построена функция спроса с изменяющейся во времени эластичностью индексов настроений. Для моделирования изменения коэффициента эластичности была использована гиперболическая функция вида:

A=A0 + Aj(1/ t+const),

где A - эластичность индексов настроений; A0, Aj - коэффициенты; t- временной параметр; const - постоянная величина.

В табл. 3 приведены параметры функций спроса, описывающих зависимость динамики физического объема суммы розничного товарооборота и платных услуг населению от реальных денежных доходов и субъективных настроений населения. В эти функции входят коэффициенты эластичности индексов, изменяющиеся во времени. Параметры функций оценены по данным за 1996-2001 гг.

Таблица 3

Параметры функций спроса с динамическим коэффициентом эластичности индексов настроений по данным за 1996-2001 гг.

Вид функции Коэффициент эластичности Коэффициент

от дохода (It) от дохода (I м) от индексов настроений детерминации R2

(B) Yf, I -1, SSI -4 ) 0,411 (0,032) 0,160 (0,033) 0,096-0,225 (1/(t+20)) (0,029) (0,062) 0,853

(C) Yt=f(It, I -1 , CSI t-4 ) 0,401 (0,031) 0,147 (0,033) 0,104-0,191 (1/(t+20)) (0,027) (0,065) 0,860

Отрицательное значение коэффициента при параметре времени t указывает на то, что значения коэффициентов эластичности индексов настроений (ИСН и ИПН) со временем возрастают. Следовательно, подтверждается гипотеза о увеличении воздействия субъективных настроений на потребительское поведение в последние шесть лет. Средние значения коэффициентов эластичности за весь период составили: ИСН - 0,09, ИПН - 0,10.

Параметры уравнений, приведенные в табл. 3, показывают, что к началу 2002 г. по сравнению с январем 1996 г. коэффициенты эластичности ИСН и ИПН выросли примерно на 10% (рис. 2).

О значении учета показателей ИСН и ИПН при моделировании динамики потребительских расходов населения на товары и услуги можно сказать следующее.

Во-первых, общественные настроения являются значимым фактором формирования динамики розничного товарооборота и платных услуг населению. Учет этого фактора повышает коэффициент детерминации функции спроса. Коэффициент эластичности ИСН и ИПН является положительным. Это означает, что улучшение социальных и потребительских настроений сопровождается ростом потребительской активности населения. Независимая переменная (сумма розничного товарооборота и платных услуг населению) зависит от ИСН, ИПН со значительным

лагом, позволяющим за четыре месяца прогнозировать динамику товарооборота и платных услуг населению.

Рис. 2. Динамика коэффициентов эластичности ИСН (АДА) и ИПН (-)

Во-вторых, ИСН, ИПН играют подчиненную роль в формировании динамики розничного товарооборота и платных услуг населению. Их влияние примерно в пять-шесть раз слабее, чем суммарное воздействие динамики личных реальных денежных доходов.

В-третьих, расчеты динамических коэффициентов эластичности индексов настроений в уравнениях, описывающих зависимость динамики физического объема товарооборота и платных услуг населению от реальных денежных доходов и субъективных настроений подтверждают гипотезу о повышении роли ИСН, ИПН в формировании динамики зависимой переменной. Эластичность ИСН и ИПН со временем увеличивается.

Динамические расчеты коэффициентов эластичности ИСН и ИПН подтверждают, что субъективные представления населения становится все более важным самостоятельным фактором формирования динамики реального потребительского поведения. На примере моделирования спроса населения на потребительские товары и услуги видно, что социальные и потребительские настроения немаловажны для формирования динамики объемов фактических денежных расходов населения, хотя и в меньшей степени, чем показатель реальных денежных доходов населения. Коэффициенты эластичности опережающих субъективных индексов настроений населения и фактически полученных денежных доходов за предыдущий месяц различаются в 1,5 раза. Это означает, что 1 -процентный прирост реальных денежных доходов в предыдущий период и индексов настроений имеют вполне сопоставимое влияние на динамику денежных расходов населения на потребительские товары и услуги.

Оба индекса настроений - ИСН и ИПН - оказывают примерно одинаковое воздействие на потребительское поведение. Незначительные расхождения в величине коэффициентов эластичности связаны с различиями в динамике индексов. При общей одинаковой направленности изменений индексов в рассматриваемый период ИСН в целом рос более быстрыми темпами, чем ИПН. Кроме того, дисперсия значений ИСН несколько выше, чем ИПН.

Идентичное влияние ИСН и ИПН на динамику макроэкономических показателей еще раз подтверждает, что сейчас в российском обществе экономическая и со

циально-политическая стороны жизни весьма тесно переплетены. ИПН формируется на базе ответов населения только на «экономические» вопросы. В исходных данных, формирующих ИСН, преобладают социально-политические оценки -только треть вопросов непосредственно касается экономической стороны жизни. Возможно, такая тесная взаимосвязь социально-политических и экономических параметров есть не «особая русская специфика», а следствие переходного характера российского общества, по завершении которого динамика экономического развития России будет в меньшей степени связана с социально-политическими изменениями. Однако в настоящий момент следует констатировать, что стабилизация или, напротив, появление деструктивных противоречий в социально-политической жизни страны немедленно сопровождается соответственно положительными или отрицательными изменениями в экономике России.

Динамика обоих рассматриваемых показателей настроений населения в последние месяцы показывает, что двухлетний период значительных положительных изменений в обществе закончился (см. рис.1). Начиная с осени 2001 г. наблюдается стабилизация значений обоих индексов: они колеблются в пределах 5-процентного коридора, оставаясь в целом на уровне ноября 2001 г.

Весьма показательно, что уже несколько месяцев ИСН колеблется вокруг знакового уровня - примерно 100 п. Этот уровень показателя символичен: он обозначает равенство оптимистических и пессимистических настроений в обществе. Значения ИПН остаются чуть ниже этого порога, т.е. соответствуют незначительному преобладанию пессимистических настроений.

Литература

1. Красильникова М., Николаенко С. Индекс потребительских настроений //Мониторинг общественного мнения. 1994. № 3.

2. Сборник материалов международной конференции «Индекс потребительских настроений: технология, мониторинг, результаты». М: Фонд «Содействие развитию и построению индекса потребительских настроений», 1997.

3. Сборник материалов международной конференции «Уровень жизни. Сбережения населения. Индекс потребительских настроений. Финансовые отношения федерального центра с регионами». М: Фонд «Содействие развитию и построению индекса потребительских настроений», 1998.

4. Левада Ю. Индекс социальных настроений в «норме» и в кризисе //Мониторинг общественного мнения. 1998. № 6.

5. Красильникова М. Динамика социальных настроений и их влияние на поведение населения //

Мониторинг общественного мнения. 2002. № 1.

Приложение

Список вопросов и ответов, используемых для построения индексов настроений

Для индекса потребительских настроений:

1. КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕС.?

- Скорее улучшилось.

- Осталось без изменения.

- Скорее ухудшилось.

- Затрудняюсь ответить.

2. КАК, ПО-ВАШЕМУ, ИЗМЕНИТСЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТОЯЩИЕ 12 МЕС.?

- Скорее улучшится.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Останется без изменения.

- Скорее ухудшится.

- Затрудняюсь ответить.

3. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ В СТРАНЕ В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЮЩИЕ 12 МЕС. БУДУТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ХОРОШИМ ВРЕМЕНЕМ ИЛИ ПЛОХИМ, ИЛИ КАКИМ-ЛИБО ЕЩЕ?

- Хорошим.

- Хорошим, но не во всем.

- Не хорошим, но и не плохим.

- Плохим, но не во всем.

- Плохим.

- Затрудняюсь ответить.

4. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ПОСЛЕДУЮЩИХ ПЯТИ ГОДАХ, ТО ОНИ БУДУТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ХОРОШИМ ИЛИ ПЛОХИМ ВРЕМЕНЕМ?

- Хорошим.

- Не хорошим, но и не плохим.

- Плохим.

- Затрудняюсь ответить.

5. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О КРУПНЫХ ПОКУПКАХ ДЛЯ ДОМА (ТАКИХ КАК МЕБЕЛЬ, ХОЛОДИЛЬНИК, БЫТОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА, ТЕЛЕВИЗОР), ТО КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕЙЧАС В ЦЕЛОМ ХОРОШЕЕ ИЛИ ПЛОХОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ТАКИЕ ПОКУПКИ?

- Хорошее.

- Не хорошее, но и не плохое.

- Плохое.

- Затрудняюсь ответить.

Для индекса социальных настроений:

1. КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ?

- Очень хорошее.

- Хорошее.

- Среднее.

- Плохое.

- Очень плохое.

- Затрудняюсь ответить.

2. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ БОЛЕЕ СООТВЕТСТВУЕТ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ?

- Все не так плохо и жить можно.

- Жить трудно, но можно терпеть.

- Терпеть наше бедственное положение уже невозможно.

- Затрудняюсь ответить.

3. КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ?

- Очень хорошее.

- Хорошее.

- Среднее.

- Плохое.

- Очень плохое.

- Затрудняюсь ответить.

4. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ СЕЙЧАС НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ИЛИ ИХ СЛЕДУЕТ ПРЕКРАТИТЬ ?

- Рыночные реформы нужно продолжать.

- Рыночные реформы следует прекратить.

- Не знаю, затрудняюсь ответить.

5. КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В ЦЕЛОМ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ В РОССИИ?

- Благополучная.

- Спокойная.

- Напряженная.

- Критическая, взрывоопасная.

- Затрудняюсь ответить.

6. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ГОДА НАША ЖИЗНЬ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ НАЛАДИТСЯ ИЛИ НИКАКОГО УЛУЧШЕНИЯ НЕ ПРОИЗОЙДЕТ?

- Более или менее наладится.

- Никакого улучшения не произойдет.

- Затрудняюсь ответить.

7. КАК ВЫДУМАЕТЕ, ЧТО ОЖИДАЕТ РОССИЮ В БЛИЖАЙШИЕ МЕСЯЦЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ?

- Значительное улучшение ситуации.

- Некоторое улучшение ситуации.

- Некоторое ухудшение ситуации.

- Значительное ухудшение ситуации.

- Затрудняюсь ответить.

8. КАК ВЫДУМАЕТЕ, ЧТО ОЖИДАЕТ РОССИЮ В БЛИЖАЙШИЕ МЕСЯЦЫ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ?

- Значительное улучшение ситуации.

- Некоторое улучшение ситуации.

- Некоторое ухудшение ситуации.

- Значительное ухудшение ситуации.

- Затрудняюсь ответить.

9. ЧТО БЫ ВЫ МОГЛИ СКАЗАТЬ О СВОЕМ НАСТРОЕНИИ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ?

- Прекрасное настроение.

- Нормальное, ровное состояние.

- Испытываю напряжение, раздражение.

- Испытываю страх, тоску.

- Затрудняюсь ответить.

Примечание. Частные индексы, входящие в состав сводного ИПН, рассчитываются на основе оценок ответов: для ИТС на 1-й - 5-й вопросы, для ИЭО - на 2-4-й вопросы; входящие в совокупный ИСН: для ИС - на 1-2-й вопросы, ИР - 3-5-й, ИО - 6-8-й, ИН - 9-й вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.