Научная статья на тему 'Изучение сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Придаточное изъяснительное'

Изучение сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Придаточное изъяснительное Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1316
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ / РЕФЛЕКСИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / OFFERS A SUBORDINATE ONE / REFLECTION / TEACHING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мошкина Александра Евгеньевна

В статье предлагается разработка урока по одной из актуальных синтаксических тем - структура, значение и употребление предложений с одним придаточным (придаточным изъяснительным). Материал подается с учетом требований индивидуализации, активизации и стимулирования самостоятельности школьника в усвоении практических и теоретических знаний о русском языке. Особое внимание уделяется стимулированию рефлексии над содержанием и функциями изучаемого явления с применением методики завершения высказывания, что высвечивает индивидуальную перспективу работы над текстовой компетенцией учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF COMPLEX SENTENCE WITH A SUBORDINATE. SUBORDINATE TO THE OBJECT VALUE

In this paper we propose the development of a lesson on one of the actual syntax the structure, meaning and use of sentences with a subordinate (subordinate to the object value). The material is subject to the requirements of individualization, foster and promote self-sufficiency student in the assimilation of practical and theoretical knowledge of the Russian language. Particular attention is paid to stimulate reflection on the content and functions of the phenomenon studied using the procedure is complete statement that highlights the individual perspective of work on text competence of students.

Текст научной работы на тему «Изучение сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Придаточное изъяснительное»

УДК 372.881.161.1:371.321 ББК 4426.819=411.2-270

А. Е. Мошкина

Екатеринбург, Россия

ИЗУЧЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ. ПРИДАТОЧНОЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ

Аннотация. В статье предлагается разработка урока по одной из актуальных синтаксических тем — структура, значение и употребление предложений с одним придаточным (придаточным изъяснительным). Материал подается с учетом требований индивидуализации, активизации и стимулирования самостоятельности школьника в усвоении практических и теоретических знаний о русском языке. Особое внимание уделяется стимулированию рефлексии над содержанием и функциями изучаемого явления с применением методики завершения высказывания, что высвечивает индивидуальную перспективу работы над текстовой компетенцией учащихся.

Ключевые слова: предложения с одним придаточным, рефлексия, методика обучения.

A. E. Moshkina

Yekaterinburg, Russia

THE STUDY OF COMPLEX SENTENCE WITH A SUBORDINATE. SUBORDINATE TO THE OBJECT VALUE

Abstract. In this paper we propose the development of a lesson on one of the actual syntax — the structure, meaning and use of sentences with a subordinate (subordinate to the object value). The material is subject to the requirements of individualization, foster and promote self-sufficiency student in the assimilation of practical and theoretical knowledge of the Russian language. Particular attention is paid to stimulate reflection on the content and functions of the phenomenon studied using the procedure is complete statement that highlights the individual perspective of work on text competence of students. Keywords: Offers a subordinate one, reflection, teaching methodology.

Тип урока: повторение, изучение нового материала.

I. Образовательные задачи:

1. Повторить теоретический материал прошлых уроков.

2. Изучить придаточное изъяснительное.

3. Различать между собой придаточное определительное и придаточное изъяснительное.

Развивающие задачи:

1. Развитие аналитического мышления при разборе СПП.

2. Развитие умения работать в парах и группах.

Воспитательные задачи:

I.Воспитание чувства прекрасного, благодаря использованию примеров из мировой литературы.

Оборудование: учебник Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. «Русский язык. 9 класс», раздаточный материал, проектор.

II. Повторение

1. Уплотнённый опрос. «Горячий стул».

Некоторым ученикам раздаются карточки с заданиями. Расставить знаки препинания и пропущенные буквы:

1.Она см..ялась (от) всей души и смех пр..давал сверка..щую силу ее ..сл..пительной красоте. 2.Рас..тались мы но твой портрет я на груди моей храню. 3. В это время в д..вичьей не только был известен пр..езд министра но и внешний вид его был подробно описан. 4. Остап редко пр..дводительствовал другим в дерзких предприятиях зато он был всегда одним из первых пр..ходивших под знамёна предприимчивого бурсака.

Перед классом ставится стул, на него садится ученик спиной ко всем. С места спрашивается второй ученик: он зачитывает вопросы, которые появляются на проекторе тому, кто находится на «горячем стуле». Если ученик не может ответить, то отвечает тот, кто вопрос зачитал (сначала идут определения, а потом только термины, которым надо дать определение). Тема примеров: зима, наступающий Новый год.

- На какие группы делятся сложные предложения? (союзные (ССП и СПП) и бессоюзные).

- Дайте определение ССП. Пример: (это сложное союзное предложение, части которого равноправны и связаны сочинительной связью с помощью интонации и сочинительных союзов).

- В каком случае не ставится запятая в ССП? Пример: (если есть общий второстепенный член).

- Дать определение СПП. Пример такого предложения (это сложное союзное предложение, части которого соединены подчинительной связью, т. е. одна является главной (независимой), а другая — придаточной (зависимой, подчинённой главной по смыслу и грамматически).

- Назовите средства связи в СПП (подчинительных союзов (простых: что, чтобы, как, если, хотя и др. и составных: потому что, так что, так как и др.) и союзных слов (относительных местоимений и наречий кто, что, который, какой, где, куда, откуда и др.).

- Как отличить союз от союзного слова? (логическое ударение, изъятие из текста).

- Дать определение придаточному определительному (придаточные определительные отвечают на вопросы определения, относятся к члену главно-

48

Филологический класс, 2(40)/2015

го предложения, выраженного существительным, и всегда стоят после него. Средство связи — союзные слова).

- Дать определение прямой речи (высказывание, дословно введённое в авторскую речь). Пример: (Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание»).

- Дать определение косвенной речи (это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего и введенная автором повествования в форме изъяснительной придаточной части). Пример: (Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание)

2. Осложнённое списывание.

Одному из учащихся предлагается пойти к доске, расставить знаки препинания, показать границы предложения. Что за придаточное перед нами? Класс внимательно слушает, исправляет ошибки, если требуется. Перед вами текст Эммета Фокса, автора множества бестселлеров (разбираем первое предложение).

Не существуют трудности, с которыми не справилась бы настоящая любовь, болезни, которые она не излечила бы, и дверь, что она не сумела бы открыть. Нет такой пропасти, через которую не перекинула бы мост настоящая любовь, нет такой стены, что она не смогла бы разрушить.

Последнее предложение разберите самостоятельно. Теперь возьмите карандаш и поменяйтесь с соседом тетрадями. Данная форма работы связана с необходимостью преодоления психологического механизма «вживания», когда ученик не может критически взглянуть на задание, выполненное им самим, но легко обнаруживает ошибки в тетради другого (см., например: [Коновалова 2012]). Далее к доске вызывается один ученик и комментирует оставшееся предложение. Как вы думаете, вы справились с задачей?

Перед нами придаточные определительные. Сделайте вывод. Придаточное определительное отвечает на вопросы определения: какой? чей?, присоединяется к главному слову союзными словами. Обратите внимание, что союзные слова в придаточном определительном бывают разные.

III. Изучение нового материала

3. Критическое осмысление текста

Приступим к изучению нового материала. Перед вами на слайде вопросы, ориентируясь на которые вам предстоит сделать опорный конспект:

1. Дать определение придаточным изъяснительным.

2. Средства связи в придаточных изъяснительных.

3. Особенности придаточных изъяснительных.

Откройте учебники на стр. 63. Там вы найдёте

всю необходимую информацию. Подготовьте ответы на вопросы так, чтобы вы могли объяснить одноклассникам тему. Не забывайте о примерах!

(П. И. относятся к словам со значением речи, мысли и чувства (глаголу, наречию, отглагольному существительному, кр. форме прилагательного и др.) в главной части, уточняя или поясняя смысл этих слов; отвечают на вопросы косвенных падежей. Средства связи: союзы что, как, будто, как будто,

чтобы, союзные слова что, кто, когда, где и др. + союз-частица ли. В главной части при поясняемых словах может быть указательное слово то в разных формах).

Заполним опорную схему, которую вы видите на доске:

Средства связи в придаточных изъяснительных

Она поможет нам в работе с предложениями. Обратите внимание на слайд:

[Я точно уверен в том], (что Земля имеет форму шара).

Разберём это предложение. Назовите главную и придаточную части, средство связи. Придаточное относится к глаголу «уверен», вопрос косвенного падежа «в чём?», ср. св. союз «что». Теперь, чтобы закрепить знания, мы с вами приступим к выполнению следующего задания.

V. Закрепление

4. Аналитическая работа. Распределение предложений по группам.

Обратите внимание на слайд. Вы видите предложения, в которых следует расставить знаки препинания. Распределите предложения на три группы по средствам связи. Первый ряд записывает предложения с союзами, второй с союзными словами. Осталось ли у вас лишнее предложение? (Помним о союзе-частице «ли», которая является средством связи в придаточном изъяснительном).

A) 1. [Свет решил], (что он умён и очень мил) (А. Пушкин).

2. [Я боялся], (чтоб в помысле смелом ты меня упрекнуть не могла) (А. Фет).

3.[Ей снится], (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин)

Б) 1.[Ты знаешь сам], (какое время наступило) (Н. Некрасов).

2. [Затем она стала расспрашивать меня], (где я теперь работаю) (А. Чехов).

3. [Я спросила у кукушки], (сколько лет я проживу)... (А. Ахматова).

B) 1. [Обоим очень хотелось узнать, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль)

Докажите, что перед вами придаточные изъяснительные. (Задать вопрос косвенного падежа к глаголу, средство связи)

5. Итак, придаточные изъяснительные мы определяем по вопросу косвенного падежа, который относится к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении. Чаще всего это глаголы, но могут быть и другие части речи: прилагательные (рад, доволен), наречия (известно, жаль, нужно, ясно), существительные (известие, сообщение, слух, мысль, заявление, чувство, ощущение и др.). Вывод выведен на слайд.

6. Объяснение нового материала. Придаточные изъяснительные в предложениях с косвенной речью.

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто, когда выражаются косвенные сообщения, с помощью союза чтобы — косвенные побуждения, с помощью союзных слов и союза-частицы ли — косвенные вопросы. В начале урока мы вспоминали определение прямой и косвенной речи. Перед вами предложение. Переделайте его в предложение с косвенной речью:

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д. С. Лихачев).

Ответ: Д. С. Лихачев считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

IV. Подведение итогов

1.Слово учителя

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей; распространяют главное слово в главном предложении, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием; могут прикрепляться к главному предложению с помощью союзов и союзных слов. Придаточные дополнительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом (Началось с того |с чего?1, что Колька из озорства отнял у меня книжку (А. Гайдар).

2.Рефлексия деятельности «Незаконченное предложение».

Сегодня мы с вами изучили новую тему. Предлагаю вам провести рефлексию (на слайде: рефлексия — это размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий).

Обратите внимание на слайд: закончите предложение, выразив ваше мнение по сегодняшнему уроку (используется психолингвистическая методика завершения предложения. См. об этом в: [Гриди-на 2012]):

- сегодня я узнал...

- было интересно...

- было трудно.

- я выполнял задания.

- я понял, что...

- я научился.

—у меня получилось...

- я смог.

- меня удивило .

- мне захотелось .

- я попробую.

Ученики завершают предложения, в результате получается рефлексивное мини-сочинение, анализ которого дает возможность учителю скорректировать векторы дальнейшего изучения темы.

ЛИТЕРАТУРА

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. и др. Русский язык. Учебник 9 класс. — М., 2012.

Гридина Т. А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. — 2012. — № 10. — С.18-35.

Коновалова Н. И. Креативная составляющая интеллекта: к 100-летию КЗ // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. — 2012. — № 10. — С. 35-48.

Данные об авторе

Мошкина Александра Евгеньевна — магистрант Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26. E-mail: grefnevikafka@mail.ru

About the author

Moshkina Alexandra Evgenievna is a graduate student of the Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.