Научная статья на тему 'Изучение ранних психоэмоциональных признаков дезадаптации студентов при помощи речевой аудиометрии'

Изучение ранних психоэмоциональных признаков дезадаптации студентов при помощи речевой аудиометрии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
151
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ АУДИОМЕТРИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ / SPEECH AUDIOMETRY / DISADAPTATION / PSYCHO-EMOTIONAL SIGNS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овсянникова Н. Н., Мезенцева О. А.

Наиболее ценным и физиологически оправданным является метод речевой аудиометрии, так как речь яв- ляется естественным раздражителем органа слуха. Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорная речь или отдельные слова записывают с помо- щью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофона), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого. Целью речевой аудиометрии является получение кривой разборчивости. Для этого необходимо опреде- лить, по крайней мере, три точки (уровня).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL-DIDACTIC COMPLEX EARLY PSYCHO-EMOTIONAL SIGNS OF STUDENTS' DISADAPTATION BY SPEECH AUDIOMETRY

Speech audiometry is the most valuable and physiologically justifi ed method because speech is the natural irritant of the organ of hearing. In speech audiometry speaking or particular words are recorded with the high-quality sound recording equipment (for example, tape recorder) and then are translated without distortion to dynamical phone worn on the ear of the individual. The purpose of speech audiometry is to obtain the legibility graph. At least three points (levels) are needed for this.

Текст научной работы на тему «Изучение ранних психоэмоциональных признаков дезадаптации студентов при помощи речевой аудиометрии»

УДК 616

Н.Н. ОВСЯННИКОВА

кандидат биологических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека Орловского государственного университета E-mail: [email protected] O.A. МЕЗЕНЦЕВА

ассистент кафедры анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека Орловского государственного университета

E-mail: [email protected]

UDC 616

N.N. OVSYANNICOVA

candidate of biology, professor, head of Human Anatomy, Physiology, Hygiene and Ecology department, Orel State

University E-mail: [email protected] O.A. MEZENTSEVA

assistant of Human Anatomy, Physiology, Hygiene and Ecology department, Orel State University E-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ РАННИХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОМОЩИ РЕЧЕВОЙ АУДИОМЕТРИИ

EDUCATIONAL-DIDACTIC COMPLEX EARLY PSYCHO-EMOTIONAL SIGNS OF STUDENTS' DISADAPTATION BY SPEECH AUDIOMETRY

Наиболее ценным и физиологически оправданным является метод речевой аудиометрии, так как речь является естественным раздражителем органа слуха.

Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорная речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофона), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого.

Целью речевой аудиометрии является получение кривой разборчивости. Для этого необходимо определить, по крайней мере, три точки (уровня).

Ключевые слова: речевая аудиометрия, дезадаптация, психоэмоциональные признаки.

Speech audiometry is the most valuable and physiologically justified method because speech is the natural irritant of the organ of hearing.

In speech audiometry speaking or particular words are recorded with the high-quality sound recording equipment (for example, tape recorder) and then are translated without distortion to dynamical phone worn on the ear of the individual.

The purpose of speech audiometry is to obtain the legibility graph. At least three points (levels) are needed for this.

Keywords: speech audiometry, disadaptation, psycho-emotional signs.

Сейчас к исследованию речевого слуха предъявляются более строгие и самостоятельные требования в смысле точности, возможности сравнения повторных данных и анализа его дефектов. Большим достижением последнего времени является речевая аудиометрия. Однако было бы неправильно умалить значение обычного исследования шепотной и разговорной речью. Восприятие речи характеризует состояние основной и важнейшей функции органа слуха человека.

Обычная методика исследования речью имеет ряд недостатков. Главный из них состоит в невозможности стандартизировать речь в отношении силы и качества. Речь представляет собой очень сложное сочетание быстро сменяющихся звуков различной частоты и силы. Пользование шепотной речью несколько уравнивает интенсивность звуков, но зато мы здесь сталкиваемся с новым обстоятельством: в обычной жизни (особенно тугоухому) приходится разбирать разговорную речь, которая в фонетическом отношении сильно отличается от шепотной. Измерение остроты речевого слуха по рас-

стоянию также является нередко источником ошибок, так как в комнате, благодаря отражению звуков от стен, сила звука падает не пропорционально квадрату расстояния. Наконец, при этом способе не определяется степень разборчивости, что особенно важно для речевого слуха. Принимая во внимание указанные недостатки исследования слуха разговорной и шепотной речью, отметим, что новой методике речевой аудиометрии в настоящее время придается большое значение.

С усовершенствованием техники записи и воспроизведения звуков человеческой речи разработана речевая аудиометрия, которая позволяет устранить недостатки, свойственные шепотной и разговорной речи.

В аудиологии существуют следующие основные методы оценки слуховой функции.

1. Исследование остроты слуха шепотной и разговорной речью. Достоинством этого метода является то, что он может быть применён без всякой аппаратуры, а недостатком - то, что он не даёт возможности количественно дозировать интенсивность и частотный спектр

© Н.Н. Овсянникова, О.А. Мезенцева © N.N. Ovsyannicova, O.A. Mezentseva

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (58), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 58. 2014

применяемых звуковых сигналов, что сказывается на степени достоверности результатов исследования.

2. Измерение остроты слуха камертонами. Имея набор камертонов, можно произвести тональное определение слуховой способности испытуемого. К достоинствам метода следует отнести точность частоты, излучаемой камертоном. Недостатками метода является то, что отсутствуют камертоны, имеющие высокие частоты колебаний, и трудно дозировать начальную интенсивность генерируемых ими звуковых волн.

3. Аудиометрические методы исследования остроты слуха.

Для реализации этих методов используется специальный прибор - аудиометр, который состоит из генератора звуковых сигналов (или магнитофона) и воздушных (или костных) телефонов.

Наиболее ценным и физиологически оправданным является метод речевой аудиометрии, так как речь является естественным раздражителем органа слуха. Речевой аудиометр состоит из магнитофона, аттенюатора, измерительного прибора, позволяющего поддерживать заданную величину напряжения на входе телефонов или громкоговорителя. При речевой аудио-метрии можно определить зависимость разборчивости речи от уровня звукового давления воздействия на слуховой орган при воспроизведении. Преимуществами этого метода являются точность и стабильность оценки слуха. По этим параметрам метод значительно превосходит исследование слуха с помощью шепотной и разговорной речи, хотя несколько уступает тональной аудиометрии.

Для исследования слуха речью составлены словесные артикуляционные таблицы, отражающие реальную речь. Группы слов фонетически однородны и соответствуют словесной и ритмико-динамической структуре русского языка.

Целью речевой аудиометрии является получение кривой разборчивости. Для этого необходимо определить по крайней мере три точки (уровня). Первая точка получается, когда интенсивность переданных магнитофоном слов достигает такой величины, что испытуемый слышит появление какого-то звука вообще. Этот уровень почти совпадает с уровнем слуха на чистые тона в диапазоне частот 30-3000 гц или превышает его на 3-8 дб.

Вторая точка получается при усилении речи до такой интенсивности, что испытуемый начинает правильно повторять (записывать) 50% переданных слов, т. е. 25 слов из таблицы. Обычно этот уровень находится примерно на 25-30 дб выше первого. Таким образом, чтобы понять половину слов, интенсивность их должна быть приблизительно на 30 дб выше порога слышимости слуховых частот (т. е. 300—3000 гц).

Третья точка определяется при такой интенсив-

ности, когда будет достигнута уже максимальная разборчивость. В норме этот уровень соответствует интенсивности 40-45 дб выше тонального порога.

Максимальной разборчивостью считается такая, когда испытуемый повторяет 90% слов и больше, так как при этом он полностью воспринимает обычную разборчивую речь.

Таким образом, при речевой аудиометрии определяются в основном три величины:

1. порог речевого слуха - та интенсивность, при которой испытуемый слышит 50% поданных слов (порог отсчитывается по оси абсцисс);

2. максимальная разборчивость (отсчитывается по оси ординат);

3. потеря различения (дискриминация), что может быть при некоторых формах нарушения звуково-сприятия, когда при усилении интенсивности звукового раздражителя разборчивость не достигает 100%.

Присущие обычному методу исследования шепотной и разговорной речью недостатки в значительной мере устранены при речевой аудиометрии. Преимущества новой методики: 1. Постоянство текста и дикции при исследовании с помощью магнитофонной звукозаписи. 2. Регулировка и регистрация громкости передаваемой звукозаписи. Эта регулировка возможна и при пользовании для исследования живой речью. В этом случае диктор, говоря в микрофон, руководствуется показаниями вольтметра. 3. Потеря слуха определяется в более сравнимых числах - не измерением расстояния в метрах, а в децибелах. 4. Исследования дают представление о возможности и границах разборчивого восприятия речи при различной ее громкости.

Несмотря на естественные условия проведения исследования слуховых потерь методами полевой аудио-метрии, результаты этих исследований существенно зависят от акустических условий помещения, в котором проводятся эти исследования. Для точной количественной оценки слуховых потерь независимо от акустических условий помещения в традиционной аудиологии исследование слуха проводят с помощью головных телефонов (ГТ) (по давлению).

Цель и задачи исследования. Существующие методы измерения остроты слуха не позволяют получить результаты, адекватные реальной акустической обстановке (например: помещение, в котором имеют место отражения от стен звуковых волн и их интерференция), так как, например, существующие аудиометры подают звуковой сигнал через ГТ на одно или на оба уха и не принимается в расчёт влияние помещения на звуковое поле.

Таким образом, существующие аудиологические методы оценки слуха по полю требуют специальных дорогостоящих акустических камер, а существующие методы по давлению не позволяют производить оценку бинаурального слуха.

Библиографический список

1. Агаджанян А.Н, Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.

2. Изотов В.В. Особенности порогов восприятия звуков у лиц, подвергающихся воздействию низкочастотного шума. Материалы пятой международной научной конференции «Проблемы здорового образа жизни. Донозология-2009». Под общей редакцией Захарченко М.П., Щербука Ю.А. СПб.: Крисмас+, 2009.- С. 104-107.

3. КокЕ.П., Кочергина В.С., Якушева Л.В. Определение доминантности полушарий методом дихотического прослушивания речи // Журн. высшей нервной деятельности. 1971. Т. 21. Вып. 5. 1012 с.

4. Нейман JI.B. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1977. 254 с.

5. Руцкий Д.А., УрываевЮ.В. Возможности аудиографического анализа анкетирования: речевое отражение некоторых характеристик состояния здоровых подростков // Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28-29 июня 2010 г., Троицк, 2010. С. 200-201.

6. Урываев Ю.В., Руцкий Д.А., Юрова Е.Н. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты устной речи // Материалы IV Междунар. Конф. по когнитивной науке, 22-26 июня 2010 г., Томск, 2010. С.552-53

7. Шидловская Т.В. Некоторые показатели речевой аудиометрии при различных поражениях периферического отдела звукового анализатора // Журн. ушных, носовых и горловых болезней. 1975. N 1.С. 8-12.

8. AnnettM., Kilshaw D. Mathematical ability and lateral asymmetry // Cortex. 1982. V. 4. P. 547.

9. TaylorR.S, Ashton K.E, Moxham T., Hooper L., Ebrahim S. Reduced dietary salt for the prevention of cardiovascular disease // Cochrane Database of Systematic Reviews 2011.

References

1. Agadzhanyan A.N., Bayevsky R.M., Berseneva A.P. Adaptation problems and health study. M.: RUDN publ., 2006. - 284 p.

2. Izotov V.V. Sound perception thresholds features in individuals exposed to low-frequency noise/ V international conference "Healthy lifestyle problems. Donosology-2009" thesis. Edited by Zakharchenko M.P., Sherbuk Y.A. - St-Petersburg: Krismas+, 2009. - P. 104-107.

3. Kok E.P., Kochergina VS., Yakusheva L.V. Hemisphere domination detection through dichotic listening method // Higher Nervous Activity Journal. 1971. Vol.1. No. 5. 1012 p.

4. NeymanL.V. Hearing organ anatomy, physiology and pathology. Moscow: Prosvesheniye , 1977. - 254 p.

5. RutskyD.A., Urivayev Y.V. Survey audiographical analysis abilities: healthy teenagers state particular features verbal reflection // XXI International conference "New educational technologies application " materials, 28-29 June 2010, Troyitsk, 2010. - P. 200-201.

6. Urivaev Y. V., Rutsky D.A., Yurova E.N. Conscious and unconscious components of speech // IV International Cognitive science conference materials, 22-26 June 2010, Tomsk, 2010. - P.552-53.

7. Shidlovskaya T. V. Some speech audiometry indicators in various peripheral part of the sound analyzer lesions // Ear, Nose and Pharynx Diseases Journal. 1975. - N 1. - P.8-12.

8. AnnettM., Kilshaw D. Mathematical ability and lateral asymmetry // Cortex. 1982. V. 4. P. 547.

9. Taylor R.S., Ashton K.E., Moxham T., Hooper L., Ebrahim S. Reduced dietary salt for the prevention of cardiovascular disease // Cochrane Database of Systematic Reviews 2011.

УДК 80 UDC 80

С. Ю. ПОЛУЙКОВА S.J. POLUYKOVA

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой candidate of Pedagogics, Head of German Language and

немецкого языка и межкультурной коммуникации Cross-Culture Communication department, Omsk State Омского государственного педагогического универси- Pedagogical University тета E-mail: [email protected] E-mail [email protected]

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНТАМИНАЦИИ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ДИСКУРСЕ

PRAGMATIC POTENTIAL OF CONTAMINATION IN THE EDUCATIONAL DISCOURSE

В работе рассматривается один из видов жанровой гетерогенности -контаминация. Описан механизм смешения элементов текстотипа и его прагматический потенциал в современном просветительском дискурсе. Основные положения проиллюстрированы примерами из текстов просветительского содержания на немецком языке.

Ключевые слова: воздействие, жанр, гетерогенность, контаминация, прагматика, просветительский дискурс.

In the paper one of the types of genre heterogeneity-contamination. Described the mechanism of the blending of elements of texttype and its pragmatic potential in the modern educational discourse. The main provisions are illustrated by examples from the texts of educational content in German.

Keywords: influence, genre, heterogeneity, contamination, pragmatics, educational discourse.

© С. Ю. Полуйкова © S.J. Poluykova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.