Научная статья на тему 'Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников'

Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1187
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреев Павел Владимирович, Попова Светлана Петровна

Предлагается комплексный подход к изучению взаимопомощи детей дошкольного возраста как самостоятельной психологической категории, имеющей трехкомпонентную структуру, представленную моральным компонентом (представление детей о мотиве взаимопомощи), эмоциональным компонентом (развитие эмпатии дошкольников) и деятельностным (проявление детьми взаимопомощи в совместной деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреев Павел Владимирович, Попова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a complex approach offered to analyze the mutual help behaviour of preschool children as an independent psychological category having three-component structure which is presented by the moral component (preschool children's conception of the mutual help motive), the emotional component (development of preschool children's empathy) and the action component (preschool children's manifestation of the mutual help behaviour when cooperating) in this article.

Текст научной работы на тему «Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников»

УДК 15:316.6

П.В. Андреев, С.П. Попова

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Предлагается комплексный подход к изучению взаимопомощи детей дошкольного возраста как самостоятельной психологической категории, имеющей трехкомпонентную структуру, представленную моральным компонентом (представление детей о мотиве взаимопомощи), эмоциональным компонентом (развитие эмпатии дошкольников) и деятельностным (проявление детьми взаимопомощи в совместной деятельности).

P.V. Andreyev, S.P. Popova

STUDYING THE PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE MUTUAL HELP BEHAVIOUR AT THE PRESCHOOL AGE

There is a complex approach offered to analyze the mutual help behaviour of preschool children as an independent psychological category having three-component structure which is presented by the moral component (preschool children’s conception of the mutual help motive), the emotional component (development of preschool children’s empathy) and the action component (preschool children’s manifestation of the mutual help behaviour when cooperating) in this article.

В современных условиях всеобщей гуманизации человеческих взаимоотношений актуальным является вопрос о воспитании доброжелательного, отзывчивого, готового прийти на помощь молодого поколения.

Теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что взаимопомощь детей дошкольного возраста представляет собой сложную психологическую категорию, имеющую свое строение и закономерности развития. Взаимопомощь как содействующее поведение по устранению неблагополучия другого человека связано с процессом распознания состояния другого (эмпатией), с умением соотнести свое поведение с моральными нормами, а также зависит от совместного характера деятельности детей [1, 2, 3, 4, 7].

Данное теоретическое положение предполагает изучение взаимопомощи детей дошкольного возраста как трехкомпонентной психологической структуры взаимосвязанных условий, от которых зависит ее формирование.

Методика

В исследовании выявлялись три основных компонента взаимопомощи дошкольников:

- моральный (представление детей о мотиве взаимопомощи);

- эмоциональный (развитие эмпатии дошкольников);

- деятельностный (степень самостоятельности осуществления детьми действий оказания помощи в совместной деятельности).

Изучение представлений детей дошкольного возраста о направленности мотива взаимопомощи, ее морального компонента осуществлялось с помощью опросника И.В.Сушковой [5]. Ответы на поставленные вопросы позволили получить представление о понимании детьми значения взаимопомощи для себя и для других людей (родителей и сверстников). В число предложенных вошли вопросы, использовавшиеся для исследования взаимопомощи дошкольников вышеуказанным автором, а также разработанные нами. В ходе индивидуальных бесед дошкольникам были заданы следующие вопросы: 1) Ты умеешь помогать? Как?; 2) Кому ты чаще всего помогаешь? Как?; 3) Тебе нравится помогать?; 4) А тебе кто-нибудь помогал? Как?; 5) Ты любишь, когда тебе помогают? Почему?; 6) Как надо помогать?; 7) Почему надо помогать?; 8) Тебе кто-нибудь помогает из твоей группы? Как?; 9) Ты кому-нибудь помогаешь в группе? Как?

Эмоциональный компонент взаимопомощи изучался с помощью методики «Изучение эмоционального поведения дошкольников при восприятии литературных произведений» Л.П. Стрелковой [3]. В данной методике фиксировался характер проявления детьми эмпатических действий к героям литературного произведения «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Степень проявления эмоционального переживания оценивалась от 1 до 3 баллов. Так, 1 балл - при проявлении сопереживания; 2 балла - при проявлении сочувствия и 3 балла - при побуждении к содействию.

Деятельностный компонент взаимопомощи дошкольников изучался с помощью методики «Изучение взаимопомощи дошкольников в совместной деятельности», разработанной на основе теоретических и экспериментальных положений А. Д. Кошелевой [6]. Данная методика представляла собой три экспериментальные ситуации: 1) «Кто где живет?» (для детей младшего дошкольного возраста), 2) «Уточки» (для средних дошкольников), 3) «Фигурки» (для детей старшего дошкольного возраста). Во всех трех ситуациях фиксировалась степень самостоятельности оказания помощи дошкольниками. За каждый вариант решения начислялся определенный балл: 1 балл - осуществление взаимопомощи при непосредственном руководстве взрослого; 2 балла - при осуществлении действий оказания помощи, наблюдая поведение взрослого; 3 балла - при самостоятельном осуществлении действий оказания помощи.

Эксперимент осуществлялся на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Балашова Саратовской области «Юбилейный» в 20052006 гг. В исследовании принимали участие 63 дошкольника в возрасте от 3 до 6 лет. Испытуемые составили 3 возрастные группы: младшую (дети 3-4 лет); среднюю (4-5 лет) и старшую (5-6 лет) - по 21 человеку в каждой.

Результаты эксперимента

1. В результате проведенного опроса был выявлен характер представлений детей дошкольного возраста о взаимопомощи. Говоря о взаимопомощи, дети во всех случаях (100%) имели в виду трудовые действия (хозяйственно-бытовые действия и действия по самообслуживанию), осуществляемые ими по отношению к взрослым и сверстникам. Например: «Мыть посуду»; «Собирать игрушки»; «Помогать готовить»; «Пылесосить», «Помогать одеваться» и т.д. Наибольшее же затруднение в ответах у дошкольников вызвал вопрос: «Почему надо помогать?», отражающий представление дошкольников о мотиве взаимопомощи. Здесь были выделены три категории дошкольников в зависимости от представлений о мотиве взаимопомощи.

У первой категории испытуемых отсутствовали представления о мотиве взаимопомощи. Дети затруднились ответить на вопрос: «Почему надо помогать?», типичными ответами были: «Не знаю»; «Потому что!», либо ребенок просто молчал.

У второй категории дошкольников выявлена внешнеобъективная направленность представлений о мотиве взаимопомощи - причиной проявления взаимопомощи дети считали неблагополучие объективных условий окружающей действительности. Например: «Потому что тарелки грязные и бокалы»; «Чтоб было чисто»; «Чтоб порядок был» и др.

Дети третьей категории в ответах проявляли альтруистическую направленность представлений о мотиве взаимопомощи, когда помощь отражала заботу о другом человеке (взрослом или сверстнике). Например, «Чтобы не плакали»; «Чтобы не устали»; «Чтобы не болели»; «Чтоб не тяжело было» и т.д.

2. В результате проведения методики «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» были выявлены три группы детей в зависимости от особенностей проявления эмоциональных переживаний по отношению к литературным персонажам.

Первая группа дошкольников проявляла сопереживание героям литературного произведения. Дети ориентировались в эмоциональном состоянии других (персонажей сказки), копировали эмоции и действия персонажей (мальчик делает глоток воображаемой воды точно так же, как гусь Мартин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются, глаза наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния). Данное эмоциональное ориентирование носило вид эмоционального «заражения».

Вторая группа детей проявляла по отношению к героям литературного произведения сочувствие. Данное эмоциональное переживание носило характер эмоциональной оценки переживаний героев и эмоционального отношения к их чувствам. Эмоциональная оценка выражалась в том, что у дошкольников на лицах не отражалась, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, а заметно выражение жалости, то есть и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматической ситуации; облегченные вздохи, когда герои избегают опасности и т.д. Эмоциональное отношение проявлялось в оценке поступков персонажей с позиции нравственных норм и ценностей («Нильс обидел Мартина, он плохой» и т. д.).

Третья группа испытуемых на основе эмоционального переживания проявляла побуждения к содействию. Данное эмпатическое действие характеризовалось тем, что дошкольники предлагали конкретные способы оказания помощи героям литературных произведений («Мартина нужно спрятать» и т. д.).

3. В результате проведения методики «Изучение взаимопомощи дошкольников в совместной деятельности» были выделены три группы дошкольников в зависимости от особенностей проявления действий оказания помощи при совместном взаимодействии со сверстниками.

Первая группа детей в совместной деятельности со сверстниками осуществляла действия оказания помощи при непосредственном руководстве взрослого. Здесь дошкольники помогали выполнять задание своим сверстникам только тогда, когда взрослый непосредственно ставил перед «Помощниками» нравственную задачу, например: «Саша, ты поможешь Лене?».

Вторая группа испытуемых проявляла помощь по отношению к сверстникам после непосредственного наблюдения действий оказания помощи взрослого, осуществляемых им по отношению к детям, «нуждающимся в помощи» и словесного высказывания, например: «Саша не хочет тебе помогать, я помогу тебе».

Третья группа дошкольников при совместном взаимодействии со сверстниками самостоятельно (без постановки нравственной задачи и наблюдения модели поведения взрослого) осуществляла действия оказания помощи. Дети активно «включались» в деятельность «Нуждающихся в помощи» сверстников и совместно с ними выполняли задание.

Распределение дошкольников в зависимости от показателей развития компонентов взаимопомощи представлено в таблице.

Развитие компонентов взаимопомощи дошкольников

Компонент

Показатели

Количество детей

ы 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет Общее

Моральный Отсутствие представлений о мотиве взаимопомощи 12 (57%) 9 (43%) 4 (19%) 25 (39%)

Внешнеобъективная направленность представлений о мотиве взаимопомощи 6 (29%) 7 (33%) 5 (24%) 18 (29%)

Альтруистическая направленность представлений о мотиве взаимопомощи 3 (14%) 5 (24%) 12 (57%) 20 (32%)

Эмоционал ьный Сопереживание 17 (81%) 11 (52%) 8 (38%) 36 (57%)

Сочувствие 4 (19%) 8 (38%) 6 (29%) 18 (29%)

Побуждение к содействию - 2 (10%) 7 (33%) 9 (14%)

Деятельнос тный Под руководством взрослого 16 (76%) 12 (57%) 9 (43%) 37 (59%)

При наблюдении поведения взрослого 3 (14%) 7 (33%) 4 (19%) 14 (22%)

Самостоятельное оказание помощи 2 (10%) 2 (10%) 8 (38%) 12 (19%)

Обсуждение результатов эксперимента

Анализ данных, полученных в результате экспериментов, позволил нам выявить особенности развития компонентов взаимопомощи:

1. Представления испытуемых о мотиве взаимопомощи имеют три направленности. Первая - отсутствие представлений (дети затруднились ответить на вопрос: «Почему нужно помогать?»). Вторая - внешнеобъективная направленность представлений о мотиве взаимопомощи (причиной проявления взаимопомощи выступает неблагополучие условий окружающей действительности). Третья - альтруистическая направленность (причиной проявления взаимопомощи является неблагополучие другого человека).

2. Эмоциональный компонент взаимопомощи, выражающийся в особенностях развития эмпатических действий дошкольников, имеет три уровня проявления. Первый -сопереживание героям литературного произведения, выражающееся в ориентировании в эмоциях других (персонажей сказки), в копировании эмоций и действий персонажей. Второй - сочувствие, проявляющееся в эмоциональной оценке переживаний героев литературного произведения и эмоционального отношения к их чувствам на основе норм и ценностей. Третий - побуждение к содействию, характеризующееся конкретными предложениями по созданию условий выхода из проблемной ситуации.

3. Деятельностный компонент, выявляемый через степень вовлеченности детей в действия сверстников, также обладает тремя особенностями проявления. Первая - дети в совместной деятельности со сверстниками осуществляли действия оказания помощи при непосредственном руководстве взрослого (постановка нравственной задачи). Вторая - при совместном взаимодействии со сверстниками дошкольники проявляли помощь при наблюдении поведении взрослого. Третья - дети в совместной деятельности со сверстниками оказывали помощь самостоятельно без сопровождения взрослого.

С помощью коэффициента ранговой корреляции г Спирмена была установлена положительная корреляция между компонентами взаимопомощи дошкольников, что позволило определить содержательные характеристики уровней проявления взаимопомощи детей.

1. Прагматическая помощь - отсутствие представлений о мотиве взаимопомощи людей; сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, выражающееся в ориентировке и копировании его эмоций и действий; в совместной деятельности осуществление действий оказания помощи при непосредственном руководстве взрослого.

2. Формальная помощь - внешнеобъективная направленность представлений о мотиве взаимопомощи людей; сочувствие эмоциональному состоянию другого человека, отражающееся в эмоциональной оценке его переживаний и эмоциональном отношении к чувствам другого на основе норм и ценностей; при совместном взаимодействии оказание помощи после наблюдения поведения взрослого.

3. Действенная помощь - альтруистическая направленность представлений о мотиве взаимопомощи; эмоциональные переживания другого человека вызывают

побуждение к содействию, выражающееся в конкретных предложениях по созданию условий выхода из проблемной ситуации; в совместной деятельности самостоятельное оказание помощи.

Выводы

1. Проведенное исследование подтвердило наше предположение о взаимосвязи компонентов взаимопомощи дошкольников, что, в свою очередь, позволило выделить содержательные характеристики трех уровней проявления взаимопомощи детей: прагматическая помощь, формальная помощь и действенная помощь.

2. В ходе экспериментального исследования было установлено, что в основном у детей дошкольного возраста преобладают низкие показатели развития компонентов взаимопомощи.

3. Высокие показатели развития компонентов взаимопомощи детей выявлены у меньшего количества испытуемых, что создает предпосылки для необходимости создания развивающей программы, направленной на формирование психологических условий развития взаимопомощи дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 60-70.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 320 с.

3. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук / / Л.П. Стрелкова. М., 1987. 24 с.

4. Субботский Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников / Е.В. Субботский // Вестник Московского ун-та. Психология. 1973. № 3. С. 13-25.

5. Сушкова И.В. Формирование взаимопомощи у детей пяти лет в подвижной игре: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Сушкова. М., 1994. 86 с.

6. Эмоциональное развитие дошкольников: пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец, ЯЗ. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

7. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

Андреев Павел Владимирович -

ассистент кафедры «Практическая психология» Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Попова Светлана Петровна -

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология»

Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.