Научная статья на тему 'Изучение профессиональной культуры сотрудников ОВД'

Изучение профессиональной культуры сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1510
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение профессиональной культуры сотрудников ОВД»

І7спхо#іого-пелагогіг«#есіте аспекты стамовпсмпя іг воспитания п пч ностп

| ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД

Доктор пед. наук, профессор Г. И. Чижакова

Сибирский государственный технологический университет (г. Красноярск)

И. М. Купчигина, инспектор

АФЗО Сибирского юридического института М ВД России

В последнее время становится очевидным, что с развитием общества изменяются его ценностные ориентиры, представления о моральных нормах, отношение к ним. Появление негативных тенденций в социальной сфере, необходимость противостояния им, особенно в системе правоохранительных органов, требуют внимания к вопросам формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел.

Анализ публикаций по данной проблематике показал, что наиболее интенсивно изучается профессиональная культура представителей тех профессий, которые функционируют в системе «человек-человек». Так, большинство исследований посвящено изучению профессиональной культуры педагогов (Е. В. Бондаревская, Г. И. Гайсина, Е. Ю. Захарченко, И. Ф. Исаев, Н. Б. Крылова^. А. Сластенин, А. М. Столяренко) и государственных служащих (А. В. Анохин, В. Г. Игнатов и др.).

В процессе теоретического исследования мы не встретили работ, в полной мере раскрывающих структуру, содержание, функции профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. Ряд исследователей (Т. М. Ахметов, В. В. Кожевников, М. В. Кочетков, Е. Н. Соколова и др.) косвенно рассматривают отдельные вопросы, позволяющие составить суждение о профессиональной культуре сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим изучение профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел является одной из актуальных проблем профессиональной подготовки специалистов названного профиля.

В рамках данной проблемы рассматривается профессиональная субкультура сотрудников органов внутренних дел, называются в качестве ее структурных компонентов правосознание и правовая культура (Т. М. Ахметов); акцентируется внимание на правовой культуре, отражающейся в нравственном и правовом воспитании (Е. Н. Соколова); отмечается значимость сознательного и культурного уровней в правовом воспитании, формирующем правовой стиль поведения (М. В. Кочетков); определяется в качестве структурного элемента профессионально-правовой культуры сотрудников органов внутренних дел их социально-правовая активность (В. В. Кожевников).

Мнения авторов наглядно демонстрируют, что большинство исследователей при изучении профессиональной культуры в правоохранительной деятельности выделяют как значимый ее правовой аспект, включающий в себя нравственный компонент. По их мнению, такие признаки, как правовое сознание, правовое мышление, нравственность и нормативность, характеризуют профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел. Значимым в их исследовании является тот факт, что авторы рассматривают правовую культуру сотрудников ОВД как феномен профессиональной деятельности.

Исходя из анализа литературы, нам представляется, что профессиональная культура сотрудников правоохранительных органов выступает как социальная ценность и отражает не только позитивные, но и негативные ценности социума; представляет собой проектирование ценностей общей культуры на сферу правоохранительной деятельности; может рассматриваться как интегративное личностное качество, которое проявляется в поведении и деятельности; единицей анализа профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел выступает ценность права; особенности формирования и реализации профессиональной культуры обусловливаются норма-тивно-правовыми, этическими требованиями, психофизиологическими и возрастными характеристиками, социальным и профессиональным опытом личности.

В структуре профессиональной культуры сотрудников ОВД мы выделяем следующие компоненты: когнитивный, коммуникативный, эмоциональный и рефлексивный. Считаем целесообразным включить аксиологическую составляющую в каждый компонент. Выделение ценностной составляющей названных компонентов позволяет, на наш взгляд, рассматривать профессиональные ценности как регулятивы поведения и деятельности сотрудников органов внутренних дел. Ценностная характеристика каждого компонента профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов обогащает ее содержание и находит отражение в системе про-фессионально-ценностных ориентаций, определяющих направленность сотрудника на ценности профессиональной деятельности.

Выявление уровня сформированности профессиональной культуры сотрудников ОВД в совокупности показателей по каждому из названных выше компонентов осуществлялось на основе обозначенных нами критериев. Под критериями мы понимали признаки, на основании которых производится оценивание изучаемого явления. Так, И. Ф. Исаев считает, что критерии профес-сионально-педагогической культуры определяются исходя из системного понимания культуры, выделения ее структурных и функциональных компонентов, толкования культуры как процесса и результата творческого освоения и создания педагогических ценностей, технологий при профессионально-творческой самореализации личности преподавателя (1). Опираясь на это определение, под критериями сформированности профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел мы понимаем знания и умения, раскрывающие в единстве и взаимосвязи содержательные характеристики когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры. Каждый из критериев раскрывает разные аспекты профессиональной культуры сотрудников ОВД.

В качестве основного критерия сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры мы рассматривали наличие у сотрудника ОВД знаний о профессиональной культуре и ее ценностях и осознание их значимости для успешного осуществления служебной деятельности; эмоционального компонента-наличие позитивного отношения к ценностям профессиональной культуры, стремления реализовать их в служебной деятельности; коммуникативного -сформиро-

ванности коммуникативных умений (умений легко вступать во взаимодействие с другими участниками общения, быстро завоевывать инициативу в общении, использовать различные коммуникативные средства и технологии в процессе общения) у сотрудника органов внутренних дел; рефлексивного компонента - умения осуществлять рефлексию деятельности по реализации освоенных ценностей профессиональной культуры в служебной деятельности.

В соответствии с названными критериями были определены критериальные характеристики, отражающие трехуровневое проявление сформированности профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел (высокий, средний, низкий) (табл. 1).

Сформированность когнитивного компонента профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел определялась нами с помощью метода анкетирования; эмоционального компонента - методики «Ценностные ориентации» М. Рокича; коммуникативного компонента - методики диагностики уровня эмпатичес-ких способностей В. В. Бойко и рефлексивного - методики определения уровня развития рефлексивности

А. В. Карпова.

Для участия в опытно-экспериментальной работе в качестве респондентов были приглашены слушатели Абаканского филиала заочного обучения ГОУ ВПО «Сибирский юридический институт МВД России» (г. Красноярск). В ней приняли участие слушатели 3 курса - сотрудники различных структурных подразделений органов внутренних дел. В экспериментальной группе присутствовали 50 человек (2005/06 гг.

Таблица 1

Критериальные характеристики уровней сформированности профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел

Компонент профессиональной культуры Уровни и критериальные характеристики

Высокий Средний Низкий

Когнитивный Владеет знанием о профессиональной культуре и ее ценностях и осознает их значимость для успешного осуществления служебной деятельности Владеет знанием о профессиональной культуре и ее ценностях, но не осознает их значимость для успешного осуществления служебной деятельности Не владеет знанием о профессиональной культуре и ее ценностях и не осознает их значимость для успешного осуществления служебной деятельности

Эмоциональный Принимает ценности профессиональной культуры, стремится реализовать их в служебной деятельности Нейтральное отношение к ценностям профессиональной культуры, отсутствие стремления к их реализации в служебной деятельности Негативное отношение к ценностям профессиональной культуры, отсутствие стремления к их реализации в служебной деятельности

Коммуникативный Легко вступает во взаимодействие с другими участниками общения; быстро завоевывает инициативу в общении; в процессе общения использует различные коммуникативные средства и технологии Испытывает коммуникативные барьеры во взаимодействии с другими участниками общения; не всегда может завоевать инициативу в общении; затрудняется в управлении общением Проявляет конфликтность во взаимодействии с другими участниками общения; не может завоевать инициативу в общении; не умеет управлять общением

Рефлексивный Осуществляет анализ собственной служебной деятельности на основе принятых ценностей профессиональной культуры и организует дальнейшие действия, руководствуясь ценностными ориентирами Анализ служебной деятельности осуществляет только в случае необходимости внесения значительных корректив Не осуществляет анализ собственной служебной деятельности на основе принятых ценностей профессиональной культуры и не организует дальнейшие действия, руководствуясь ценностными ориентирами

обучения); в контрольной - 50 человек, соответственно (2004/05 гг. обучения).

При изучении уровня сформированное™ когнитивного компонента профессиональной культуры сотрудников ОВД нас интересовало, владеют ли они знаниями о профессиональной культуре и ее ценностях, осознают ли их значимость для успешного осуществления служебной деятельности. Для этого участникам эксперимента была предложена анкета, включающая 10 вопросов, направленных на выявление знаний о профессиональной культуре. Каждый ответ респондентов оценивался по трехбалльной системе. Результаты ответов обрабатывались по балльной шкале: 25-30 баллов - высокий уровень, 11-24 балла - средний уровень, 0-10 баллов -низкий уровень.

К высокому уровню мы отнесли слушателей, в ответах которых содержались суждения, раскрывающие сущность профессиональной культуры, а также показывающие возможные варианты проявления профессиональной культуры в служебной деятельности. Сотрудники ОВД владеют знанием о профессиональной культуре и ее ценностях и осознают их значимость для успешного осуществления служебной деятельности.

Средний уровень характеризовался неточным объяснением сущности профессиональной культуры, указанием ее несущественных проявлений в правоохранительной деятельности. Сотрудники ОВД владеют знанием о профессиональной культуре и ее ценностях, но не осознают их значимость для успешного осуществления служебной деятельности.

Низкий уровень определялся наличием в ответах слушателей неадекватного объяснения сущности профессиональной культуры, отсутствием умения охарактеризовать ее проявление в реальной профессиональной действительности. Сотрудники ОВД не владеют знанием о профессиональной культуре и ее ценностях и не осознают их значимость для успешного осуществления служебной деятельности.

Ответы слушателей были проанализированы, в результате чего слушатели были условно отнесены к различным уровням понимания значимости профессиональной культуры. В экспериментальной группе к высокому уровню сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры отнесены 0 человек (0%); к среднему -21 (41,0%); книзкому -29 человек (59,0%). Соответственно, в контрольной группе 0 человек (0%) имели высокий уровень сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры; 20 (39,0%) - средний; 30 человек (61,0%) - низкий.

Данные анкетирования наглядно демонстрируют, что преобладающим уровнем сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел является низкий уровень. Большинство слушателей не могут дать определение профессиональной культуры, не осознают ее значимость для успешного осуществления служебной деятельности.

Сформированность эмоционального компонента профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел мы определяли при помощи методики М. Рокича «Ценностные ориентации». Методика содержит систему ценностных ориентаций, которая определяет направленность личности на взаимодействие с другими людьми, индивидуальную самореализацию, личностное развитие, мотивацию жизненной активности. В ней различаются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Качественный анализ данных, полученных по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, проводился с помощью статистического метода обработки путем вычисления медианы, которая указывает результат, характеризующий рейтинг ценностей в экспериментальной и контрольной группах. Для вычисления медианы в вариационном ряде ответов респондентов мы использовали формулу: место медианы =N+1/2 (Ы — количество членов вариационного ряда). Затем нами определялся рейтинг каждой ценности в экспериментальной и контрольной группах по значению медианы (табл. 2).

Ценности, расположенные на верхних ступенях ценностной иерархии, содержательно определяют направленность исследуемой группы слушателей на цели и средства формирования их профессиональной культуры и позволяют оценить, какой смысл имеет профессиональная культура для данной группы слушателей. Ценности, расположенные на нижних ступенях иерархической системы ценностей, также характеризуют направленность личности, так как указывают на отсутствие значимости определенных ценностей для исследуемой группы слушателей. Ценности, расположенные в средней части, считаются малоинформативными для определения общей направленности личности, так как для них характерна тенденция изменения своего места.

Важными и значимыми ценностями рейтинга цен-ностей-целей у слушателей экспериментальной группы являются здоровье (физическое и психическое) (1); счастливая семейная жизнь (3); любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (4); интересная

Таблица 2

Рейтинг ценностей в экспериментальной и контрольной группах

Ценности Медиана

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ЭГ и 6,5 8 1 5 15 4 5 6 13 11 12 11 15 10 3 16 16 9,5

т 7 3 16,5 7 9 9 16 5 6 10 8,5 10 10 11 10 7 12 13

КГ и 6 5,5 1 4,5 17 4 4 7 8 9 10 11 15 11 10,5 15 16 12,5

т 7 4 16 6,5 9 10 14,5 6 6,5 9,5 8,5 11 10 11 10,5 7 12 14

работа (5); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (5); активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (6,5).

В средней части ценностной иерархии расположились такие ценности-цели: уверенность в себе (9,5); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (8); свобода (самостоятельность, независимость в сужениях и поступках) (10).

Нижние ступени в экспериментальной группе заняли такие ценности: красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) (15); развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (15); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (16); творчество (возможность творческой деятельности) (16).

Данные рейтинга терминальных ценностей в контрольной группе имеют незначительные различия с показателями экспериментальной группы, поэтому мы не будем подробно останавливаться на их показателях.

Рейтинг терминальных ценностей в экспериментальной и контрольной группах показал, что у сотрудников органов внутренних дел направленность на ценности профессиональной культуры недостаточно сформирована. Ценности, определяющие сформированность профессиональной культуры, заняли нижние ступени в рейтинге ценностей-целей.

Высокий рейтинг ценностей-средств у слушателей экспериментальной группы показали: воспитанность (хорошие манеры) (3); образованность (широта знаний, высокая общая культура) (5); ответственность (чувство долга, умение держать слово) (6).

В средней части ценностной иерархии расположились такие ценности-средства, как аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (7); честность (правдивость, искренность) (7); жизнерадостность (чувство юмора) (7); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) (8,5); исполнительность (дисциплинированность) (9); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (9).

Нижние ступени в экспериментальной группе заняли такие ценности: эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (12); чуткость (заботливость) (13); непримиримость к недостаткам в себе и других (16); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (16,5).

Данные рейтинга инструментальных ценностей в контрольной группе, также как и данные рейтинга терминальных ценностей, имеют незначительные различия с показателями экспериментальной группы, поэтому мы не будем подробно останавливаться на их показателях.

Данные рейтинга инструментальных ценностей в экспериментальной и контрольной группах наглядно демонстрируют, что у сотрудников органов внутренних дел направленность на ценности-средства профессиональной культуры недостаточно сформирована. Ценности, определяющие сформированность профессиональной культуры, расположились на средних и нижних ступенях ценностной иерархии.

Таким образом, результаты использованной методики демонстрируют приоритет нейтрального и негативного отношения сотрудников органов внутренних дел к профессиональной культуре, что характеризует средний и низкий уровни сформированное™ эмоционального компонента профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов.

Для изучения сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел применялась методика диагностики уровня эмпатических способностей

В. В. Бойко (4). Определение эмпатии как свойства личности придает ей статус фактора, который не только характеризует субъект затрудненного и не затрудненного общения, но и является постоянно действующей причиной как возникновения ситуаций затрудненного общения, так и выхода из них. Такая трактовка эмпатии делает акцент на ее роли в качестве механизма межличностного общения, указывает на двусторонние связи субъекта и объекта (3, 171).

Использование данной методики позволило не только выделить уровни сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов, но и определить у них доминирующие каналы эмпатии. Респондентам было предложено 36 утверждений, на которые необходимо было ответить «да» или «нет». Подсчет правильных ответов проводился по каждой шкале, а затем определялось их суммарное число.

Результаты исследования показали следующее: 23 человека (46,0%) экспериментальной группы и 19 человек (38,0%) контрольной группы имеют средний уровень; 27 человек (54,0%) экспериментальной и 31 человек (62,0%) контрольной групп характеризуются низким уровнем сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. Высокий уровень сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел зафиксирован не был.

Интерпретация результатов методики выявила доминирующие каналы эмпатии у слушателей (интуитивный и канал проникающей способности). Интуитивный канал эмпатии проявляется у 24 человек (48,0%) экспериментальной и у 28 человек (56,0%) контрольной групп, канал проникающей способности в эмпатии - у 13 человек (26,0%) экспериментальной и у 16 человек (32,0%) контрольной групп. Полученные данные свидетельствуют о способности респондентов предугадывать поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Результаты диагностики показали, что интуиция менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие другого человека. Проникающая способность в эмпатии расценивается как коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Интерпретация полученных результатов показала отсутствие рационального канала эмпатии в деятельности сотрудников органов внутренних дел, характеризую-

щего направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на состояние, проблемы, поведение другого человека. Остальные каналы эмпатии выражены в неявном виде, поэтому мы не останавливаемся на их описании подробно. Можно заключить, что у сотрудников органов внутренних дел не сформирована способность входить в эмоциональный контакт с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Обработка ответов наглядно демонстрирует низкий уровень сфор-мированности эмпатийных установок у специалистов названного профиля.

Таким образом, результаты, полученные при помощи методики диагностики уровня эмпатических способностей, показывают низкий уровень сформированнос-ти коммуникативного компонента профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел, что наглядно демонстрирует конфликтность слушателей во взаимодействии с другими участниками общения, неумение завоевать инициативу в общении, управлять процессом общения.

Поскольку рефлексивный компонент профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел характеризуется в нашем исследовании наличием стремления к осуществлению ценностной рефлексии и саморефлексии, готовности сотрудника ОВД к реализации освоенных ценностей профессиональной культуры в служебной деятельности в совокупности трех других компонентов (когнитивного, эмоционального и коммуникативного), то мы будем понимать под рефлексией специалистов правоохранительных органов процесс переосмысления и перестройки субъектом содержательной стороны своего сознания, своей деятельности, общения, т. е. поведения как целостного отношения к окружающему миру, которое отражается в системе ценностных ориентаций личности. Мы учитывали, что осуществление сотрудниками ОВД ценностной рефлексии способствует осознанию значимости аксиологической направленности профессиональной культуры и позволяет осуществить анализ привычных профессиональных ситуаций с позиции теории ценностей. Ценностная рефлексия способствует формированию понимания того, что профессиональная культура создает оптимальные условия для профессионального становления и развития личности сотрудника; формирования у него ценностного отношения к профессиональной деятельности. Сформированность профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел по рефлексивному компоненту определялась нами по методике А. В. Карпова, в рамках которой фиксировалась мера выраженности свойства рефлексивности каждого респондента (2, 45-57). Методика включает ряд утверждений, направленных на непосредственный самоконтроль поведения человека в различных ситуациях, осмысление их элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием.

Респондентам было предложено ответить на утверждения, поставив напротив номера каждого вопроса

цифру, соответствующую варианту ответа: 1 - абсолютно верно; 2 - неверно; 3 - скорее, неверно; 4 - не знаю; 5 - скорее, верно; 6 - верно; 7 - совершенно верно. Следует обратить внимание на то, что из 27 утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1,3,4,5,9,10,11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 - обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных - значения, замененные теми, которые получаются при инверсии шкалы ответов. Полученные результаты были систематизированы по трем категориям: высокий уровень сформированное™ рефлексивного компонента профессиональной культуры (равно или больше 7 стенов); средний уровень (от 4 до 7 стенов); низкий уровень (меньше 4 стенов).

Исходная распределенность сотрудников органов внутренних дел приняла следующее соотношение: к высокому уровню сформированное™ рефлексивного компонента профессиональной культуры отнесены 5 слушателей (10,0%) экспериментальной группы и 4 слушателя (8,0%) контрольной группы; к среднему - 27 слушателей (54,0%) экспериментальной и 27 слушателей (54,0%) контрольной групп; к низкому - 18 слушателей (36,0%) экспериментальной и 19 слушателей (38,0%) контрольной групп.

Полученные результаты исследования демонстрируют преобладание среднего уровня сформированнос-ти рефлексивного компонента профессиональной культуры у слушателей экспериментальной и контрольной групп.

В целом исследования сформированное™ профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в экспериментальной группе свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированное™ когнитивного, коммуникативного и рефлексивного компонентов (74 ответа). В 71 случае ответов фиксируется средний уровень названных компонентов. Высокий уровень сформированное™ рефлексивного компонента зафиксирован в 5 ответах, по когнитивному и коммуникативному уровням отсутствует высокий уровень сформированное™ профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. В процессе исследования было зафиксировано доминирование нейтрального и негативного отношения сотрудников правоохранительных органов к профессиональной культуре.

Данные сформированности профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в контрольной группе имеют незначительные различия с показателями экспериментальной группы.

Полученные в процессе исследования результаты говорят о том, что значительная часть сотрудников органов внутренних дел не владеет знанием о профессиональной культуре и ее ценностях и не осознает их значимость для успешного осуществления служебной деятельности; демонстрирует как нейтральное, так и негативное отношение к профессиональной культуре и к ее ценностям, отсутствие стремления к их реализации в служебной деятельности; проявляет конфликтность во

взаимодействии с другими участниками общения, не может завоевать инициативу в общении; не умеет управлять процессом общения; анализ служебной деятельности осуществляет только в случае необходимости внесения значительных корректив.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М., 2002.

2. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. -2003. - Т. 24. - № 5.

3. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учебное пособие. -М., 2001.

4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара, 2002.

5. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. - М., 2003.

ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Профессиональная адаптация привлекает внимание многих исследователей и традиционно трактуется как процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, как активное приспособление индивидуальности к условиям жизни и деятельности. Такое понимание адаптации включает в себя закономерности становления личности профессионала и сохранение эргономического равновесия в системе «субъект труда - профессиональная среда», поддержание динамической сбалансированности в континууме «человек - среда». Таким образом, профессиональная адаптация представляет собой единство взаимодействия индивида с физическими условиями профессиональной деятельности (психофизиологический аспект), соответствия личностных качеств с требованиями профессиональных задач (психологический аспект) и взаимовлияния личности и социальных компонентов профессиональной среды (социально-психологический аспект). Адаптация к физическим факторам (физическим нагрузкам, режиму труда, организации отдыха, полноценного питания и др.) входит в компетенцию физиологии, медицины и психофизиологии. Изучение социально-психологического и собственно психологического аспектов предполагает исследование взаимоотношений в коллективе, взаимодействия с коллегами при решении трудовых задач, формирования профессионально важных качеств личности, структуры и условий изучения профессиональной деятельности. Эти аспекты находятся в области интересов социологии, психологии, педагогики, и разделить пределы компетенции этих наук в изучении профессиональной адаптации сложно. Поэтому в исследованиях проблем профессиональной адаптации встречаются разные подходы, присущие этим наукам.

В прикладной психологии, а именно - юридической, широко проводится изучение профессионально важных качеств (ПВК) юристов, особенностей юридической деятельности и профессионального подбора кадров, также включающих психофизиологический, психологический, социально-психологический аспекты. Поэтому выводы и рекомендации могут быть различными, но не взаимоисключающими, и задачей юридической психологии является интеграция этих знаний.

К настоящему времени юридическая психология располагает методическими материалами по тестиро-

Канд. психол. наук, доцент В. И. Шмыков

Пермский филиал Нижегородской академии МВД России

ванию ПВК и деятельности юристов, эмпирическими результатами исследований. Кроме того, в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе направленность исследований и публикаций сводится к анализу негативных изменений личности юристов: ГТГСР, деформация личности, девиантное поведение, падение престижа службы в ОВД. Определенная часть публикаций посвящена подготовке к экстремальным видам деятельности и профилактике патопсихологических последствий. Как видим, вопросы профессиональной адаптации к условиям деятельности различных специальностей юридической профессии остаются вне внимания юридических психологов.

В отличие от юридической психологии, в психологии труда имеются исследования адаптации человека к профессиональной деятельности. Ряд ученых выделяют гендерные различия в адаптации, возрастные кризисы профессионального развития, потенциал индивидуальной адаптивности (4). В процессе профессиональной адаптации традиционно выделяются периоды адаптационного напряжения, стабилизации и адаптационного утомления. Классификация периодов профессиональной адаптации соотносится с основными стадиями стресса, описанными Г. Селье.

Адаптированность как динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда» проявляется в эффективности деятельности, удовлетворенности трудом, оптимальным уровнем работоспособности, гибкой смене стратегий и способов трудовых действий, эргономичности стратегий преодоления трудностей на пути становления профессионального мастерства. Факторы, влияющие на успешность адаптации, обычно подразделяются на две группы: субъективные и средовые. К субъективным относятся психофизиологические, психологические, социально-психологические характеристики личности профессионала. В контексте данного исследования к ним относятся возраст, возрастные нормативные кризисы становления профессионализма.

В настоящее время изучение профессионализма сформировалось в самостоятельную научную дисциплину - акмеологию (3), где получила свое развитие как раздел возрастной психологии. На современном этапе акмеология изучает механизмы развития человека на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.