2. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 104.
3. Грязнов И.М. Преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, совершаемые женщинами (криминологический анализ и уголовно-правовое реагирование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2005. - 35 с.
4. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша.
- СПб.: Питер, 2002. - С. 106.
5. Кунц Е.В. Преступность среди женщин и ее предупреждение в современной России: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2006. - 49 с.
6. НовоселоваА.С. Психолого-педагогичес-кие основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. - Пермь: ГПУ, 1998. - С. 35.
7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. -СПб.: ГУП, 2003. - С. 412.
8. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.
- М: ИНФРА-М, 1998. - С. 292.
9. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я.Л. Коломинского. - СПб.: Речь, 2007. - С. 66.
10. Рабочая книга пенитенциарного психолога. - М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 1997. - 208 с.
11. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь, 2003. - С. 64.
12. Сушко В.А. Совершенствование условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1994 - 25 с.
13. Чернышева Е.Р. Криминологическая характеристика современной женской преступности и её предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 26 с.
УДК 37.01 Л.Х. ТАДТАЕВА
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СРЕДНЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩЕГО НА КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
В статье выявляется роль педагогических знаний, умений и навыков в практической деятельности для сотрудников органов внутренних дел, расширяющие их профессиональные возможности. Определены педагогические задачи в работе с младшим начальствующим составом и слушателями. Определена взаимосвязь профессионально важных личностных качеств среднего начальствующего состава, с эффективной деятельностью личного состава МВД.
Ключевые слова: воспитание, задачи, профессионализм, качества, целенаправленность, формирование, индивидуализация, процесс, личность.
Противоречивые преобразования в социально - экономической жизни общества, нестабильность жизни и социальная напряженность, изменение привычных устоев и нравственных ориентиров усложнили воспитательную работу в подразделениях органов внутренних дел.
Одним из важнейших направлений воспитания и обучения сотрудника МВД РФ является
формирование глубокого уважения и готовности к профессиональной деятельности, развитие качеств, определяющих успешное решение оперативно-служебных задач.
Все это свидетельствует об актуальности преобразований, осуществляемых в органах внутренних дел, направленные на совершенствование учебно-воспитательной работы, с сотрудниками
© Л.Х. Тадтаева, 2009
181
органов внутренних дел, развитие активного, самостоятельного, творческого мышления, воспитание в них профессиональных качеств, умения оптимально действовать в нестандартных ситуациях.
Отношение офицера к службе - главный критерий социальной оценки, основа воспитания личности. Профессиональная деятельность предъявляет к офицеру МВД высокие требования. Военные психологи и педагоги (В.А. Алексеенко, В.Я. Кикоть, В.В. Кутузов, А.Н. Михайлов, В.И. Хальзов и др.), анализируя требования к личности офицера, едины во мнении, что речь должна идти, прежде всего, о творческом складе ума, глубине, логичности и гибкости мышления, эмоционально-волевой устойчивости, настойчивости в преодолении трудностей, умении владеть собой, постоянном профессиональном самосовершенствовании [4].
Следует подчеркнуть непосредственную взаимосвязь общего воспитания слушателя (как офицера) и профессионального воспитания (как сотрудника МВД), в частности. В первом случае целью воспитания является формирование и развитие трудолюбия, потребности в воинской службе, сознательного, творческого отношения к ней. Это способствует формированию, таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность, ответственность. Главная же цель профессионального воспитания - формирование и развитие положительно активного отношения к своей профессии, тех качеств, которые нужны слушателю как профессионалу, сотруднику МВД, что требует воспитание творческого отношения к профессиональному труду, к оперативно-служебной деятельности.
Совокупность этих условий, как показывает опыт работы, а также проведение специальных исследований (В. А. Алексеенко, Н.А. Тереховым и др.) создает необходимую основу для решения всего комплекса воспитательных задач, связанных с моральным становлением и развитием личности слушателя. Определяющим фактором эффективности воспитания является педагогическое мастерство воспитателя.
В данном случае воспитателем выступает средний начальствующий состав, куда входят командиры взводов, инспектора, командиры рот.
Для успешного решения данных задач среднему начальствующему составу необходима вы-
сокая культура педагогического труда, знание закономерностей воспитания, обучения и психологическая подготовка к выполнению функциональных обязанностей, проведение занятий в системе боевой и служебной подготовки личного состава. Так как каждый сотрудник обладает только одному ему присущими особенностями интеллекта, эмоций, воли, характера, поведения, то каждый нуждается в индивидуальном подходе [1].
Таким образом, мы можем выделить следующие задачи педагогического воздействия:
- исследование влияния изменяющихся социальных условий на идеологические представления и обусловленные ими действия милиционеров;
- решение социально-психологических проблем кадровой работы: диагностики милиционеров по социально-психологическим характеристикам, отбора, подбора, расстановки, воспитания и обучения настоящих и будущих офицеров органов внутренних дел;
- выявление условий и путей повышения качества подготовки офицерских кадров;
- изучение социально-психологических явлений в коллективах, их влияния на обучение, общественную и служебную деятельность каждого сотрудника;
Решение этих и других задач определяет значение педагогической подготовки офицерских кадров органов МВД.
Руководящая деятельность начальника должна характеризоваться планомерностью, а не являть собой процесс простого реагирования на события.
Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования явилось изучение качеств личности необходимых для успешной профессиональной деятельности среднего начальствующего состава органов внутренних дел и выявление путей их формирования.
Объектом исследования выступают сотрудники - средний начальствующий состав. Предметом исследования стали профессионально важные качества руководителя.
С целью изучения настоящей проблемы, нами было проведено психологическое исследование, которое проводилось в УВО МВД РСО-А. В эксперименте приняло участие 42 сотрудника среднего начальствующего состава.
В ходе исследования мы использовали методику изучения коммуникативных и организатор-
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
ских склонностей (КОС) [2]. Данная методика предназначена для изучения коммуникативных и организаторских особенностей личности. Респондентам предлагался опросник, который состоит из вопросов, описывающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Были получены следующие результаты. Респонденты, получившие низкую оценку (22%), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативной деятельности. Они мало стремятся к общению, испытывают трудности в установлении новых контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для респондентов получивших среднюю оценку (38%), характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Испытуемые получившие высокие оценки (40%), обладают высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Руководители не теряются в новой обстановке, быстро формируют коллектив единомышленников, помогают сотрудникам в решении различных вопросов, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, его принятия остальными.
Для выявления комплекса личностных и деловых качеств, необходимых в педагогической деятельности, мы предлагали респондентам раскрыть сущность предложенной модели идеального руководителя. При этом были выделены следующие критерии: особенности стиля руководства; особенности личности руководителя; успешное выполнение функции руководства; деловая приемлемость руководителя со стороны младшего начальствующего состава; мотивация приемлемости. Исходя из результатов опроса, мы получили следующее. Испытуемые считают, что наиболее оптимальным из трех стилей (директивный,
коллегиальный, либеральный) руководства является коллегиальный, позволяющего добиться наибольших результатов в профессиональной деятельности.
По личностным качествам были выделены такие как: принципиальность, увлеченность, сообразительность, старательность, трудолюбие, энергичность, настойчивость, решительность, склонность к новаторству, уверенность. Именно эти качества, как считают испытуемые, наряду с другими факторами обуславливают эффективность профессиональной деятельности. При определении наиболее успешной функции руководства, респондентам предлагался перечень функций, необходимых в их деятельности: коммуникативная, функция отбора, обучающая, функция планирования, контроля, исследовательская, воспитательная, гностическая (познавательная). Мы выявили, что наиболее значимой является организаторская и гностическая функции, а наименее значимая - воспитательная функция.
При беседе с личным составом было обнаружено, что осуждается такое поведение начальства, как несправедливость, импульсивность, конфликтность с сотрудниками, равнодушное отношение к их временным трудностям, чрезмерный авторитаризм. Приемлемыми характеристиками выступают: индивидуальный подход к каждому сотруднику, сотрудничество, умение использовать приемы стимулирования сотрудников к достижению ими успехов, справедливость в оценках способностей. Для определения личностных особенностей испытуемых, мы использовали личностный тест Кеттелла, который позволил охарактеризовать их по 16 факторам. Относительно высокие показатели были получены по таким факторам как: замкнутость-общительность, подверженность чувствам - высокая нормативность поведения, робость-смелость, конформизм-нонком-формизм, расслабленность-напряженность. Низкие показатели были получены по факторам: доверчивость-подозрительность, практичность -развитое воображение, уверенность в себе - тревожность. Кроме того, при дальнейшей обработке материала, нами была предпринята попытка провести смысловую закономерность между тестом Кеттелла и опросником КОС, для определения самооценки уровня профессионального мастерства. Оказалось, что значимую роль для оптимальной профессиональной деятельности играют такие факторы, как общительность, дипло-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
183
матичность, уверенность в себе, интеллект, высокий самоконтроль. Отрицательное влияние на успешную деятельность оказывают такие личностные особенности как: замкнутость, робость, подозрительность, низкий самоконтроль, подверженность чувствам, эмоциональная неустойчивость, зависимость, заниженная самооценка.
На основании полученных результатов, нами были сделаны следующие выводы:
- уровень коммуникативной компетентности среднего начальствующего состава, влияет на успех деятельности вверенного ему коллектива;
- отсутствие знаний и навыков у руководителей подразделений ОВД порождает ошибки при управлении личным составом, которые ведут к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности.
- отношение офицера к службе - главный критерий социальной оценки, основа воспитания личности.
- совершенствование служебной деятельности органов внутренних дел во многом зависит от повышения эффективности работы с кадрами, объективной оценки профессиональных и личных качеств сотрудников.
- индивидуальный стиль руководства среднего начальствующего состава обусловлен его личностными качествами;
- значимыми характеристиками сотрудника как личности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность.
Библиографический список
1. Давыдов В.П. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России / В.П. Давыдов, В.П.Сальников, В.Я.Слепов. - СПб.: Фонд «Университет», 2002.
2. Психологическое изучение сотрудников органов внутренних дел при аттестации: Учебнометодическое пособие - М.: ЦОКР МВД России, 2007.
3. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л.Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, 2007.
4. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А.Сластенин, В.П.Каширин. - М., 2004.
УДК: 316.621 В.В. ЛЕВЧЕНКО
СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ
В статье осуществлен анализ феномена состязательности и основных его видов, рассмотрены результаты сравнительного исследования состязательности с такими наиболее близкими психологическими явлениями, как «конфликт», «агрессия», «мотивация достижений».
Ключевые слова: состязательность, конкурентность, альтруистичность, индивидуалистич-ность, сотрудничество, конфликт, мотивация достижений.
Анализ результатов исследований состязательности за рубежом и в России за последнее столетие позволяет сделать вывод о том, что роль и значение данного феномена для любого субъекта (от личности до общества в целом) не оспариваются практически никем и чаще всего сводят-
ся к признанию за состязательностью: во-первых, главного внутреннего источника дополнительной («сверхнормативной») активности субъекта; во-вторых, одного из основных критериев совместности, детерминирующего качественное своеобразие развития той или иной социальной общно-
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© В.В. Левченко, 2009