Юрьева А.В.
Аспирант, кафедра экономики и управления народным хозяйством, Уральский государственный горный университет
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЁВ МАЛОГО УРАЛЬСКОГО ГОРОДА
Аннотация
Фактором успешного развития театральной культуры в малых городах Урала является развитие потребности жителей данных городов в ней. В статье были рассмотрены маркетинговые технологии в изучении потребности в театре как культурном институте для жителей данного города.
Summary
The Factor of the successful development of the theatrical culture in small city Ural is a development to need of the inhabitants data city in her. Marketing technologies were considered In article in study need for theatre as cultural institute for inhabitants given city.
Ключевые слова: потребность, театр, маркетинг, сознание. Keywords: necessity, theatre, marketing, consciousness.
Переход к рыночной системе хозяйствования становится сегодня реальностью. Успех каждого предприятия всё в большей степени зависит от эффективности решений и действий, осуществляемых данным предприятием.
Важнейшим индикатором деятельности каждого производителя является рынок.
Все эти преобразования не могли не сказаться и на учреждениях культуры, в частности именно театров. Исходя из этого, у нас возникает вопрос: «Применим ли маркетинг в сфере театрального искусства?
Изучая литературу, мы можем увидеть, что понятие «рынок» приводит к понятию «маркетинг». Маркетинг это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг это работа с рынком ради осуществления обменов, цель, которых - удовлетворение нужд и потребностей. Из своего личного представления о театре, каждый человек знает, что он основан на человеческой деятельности, игре актёров, реакции зрителей, он выступает в роли помощника реализации, своего рода определённых жизненных потребностей человека, в частности реализации потребности приобщения к миру искусства.
Исходя из выше сказанного, мы можем связывать специфику маркетинга в сфере театра, с особенностями духовного производства. «Продукты» театральной деятельности, спектакли, концерты носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменом сознания, а именно с феноменом театрального сознания, поэтому в нашем исследовании мы постаралась рассмотреть реализацию потребности в театральном искусстве жителей малого города, именно с помощью маркетинговых технологий. Нами было изучено потребительское отношение к театру, которое можно сказать, тесно связано с сознанием человека, поэтому нами было рассмотрено именно театральное сознание.
В жизни человека театр играет свою определенную роль, свойственную только данному человеку. Для некоторых театр это работа, для других это место отдыха, для многих театр это друг и советчик. Театральное искусство способно отразить все социальные и бытовые стороны жизни общества, из этого следует, что театр воспринимается и понимается каждым человеком по-своему. Рассмотрим, как относятся к
театру и нужен ли театр жителям малого уральского города. В нашем исследовании мы изучали стереотипы жителей города по отношению к театру.
Исследование показало, что в целом у респондентом по отношению к театру практически возникали одинаковые стереотипы. Самым популярным стереотипом у женщин (44 %), а так же и у мужчин (42%) является, театр это прежде всего артисты, затем шли такие стереотипы как театр место для встречи, отдыха, театр это представление или спектакль, театр это зрители. Интересно, то, что именно эти стереотипы преобладают как у мужчин, так и у женщин. Конечно, эти результаты может быть закономерны, ведь практически у каждого человека театр ассоциируется с артистами, правильно ведь в каждом театре есть артисты, они исполняют свои роли в спектаклях, что же за театр без зрителей, взаимодействие зрителей и артистов - является основной и важной коммуникацией в театре. Поэтому преобладание данных стереотипов закономерны для каждого человека, т.к. каждый человек хоть раз был в театре и при употреблении слово «театр», в его сознании возникают именно образы артистов, фрагменты спектаклей, образ зрительного зала. Практически для каждого человека поход в театр это отдых от повседневных проблем, встреча со знакомыми, друзьями, а где, как не в театральном буфете можно поговорить, обсудить спектакль или какую-нибудь проблему, поэтому стереотип «театр - буфет» своего рода тоже закономерен для любого человека. Некоторые респонденты отметили и отрицательные стереотипы, связанные с театром. Надо заметить, что отрицательные стереотипы больше всего возникают у людей, которые работают в правоохранительных органах.
Мы поинтересовались у них, с чем связаны данные стереотипы. Они высказали такие мысли, что негативные стереотипы, возникают у них в результате их профессионального опыта общения с работниками театра. Можно сказать, что эти люди привыкли наводить порядок в артистической среде. Для них стереотип, связанный с театром, чаще всего это отрицательный стереотип, но по данным исследования можно утверждать, что данная категория респондентов находится на рубеже нового стереотипа, т.к. некоторые работники правоохранительных органов называют такие стереотипы как театр - центр культурной жизни города, место для встреч...
Интересно, рассмотреть специфику стереотипов по роду занятий респондентов. Если мы будем говорить о педагогах, то, данные исследования показали, что самым популярным стереотипом у женщин педагогов является стереотип: театр это центр культурной жизни города и место для встреч; у мужчин самым популярным стереотипом так же является театр - центр культурной жизни города, театр это отдых и театр это зрители.
У представителей администрации города у женщин самый популярный стереотип-театр это спектакль, театр это центр культурной жизни города, театр это артисты и зритель, театр это место для встреч; у мужчин - театр это центр культурной жизни, место для отдыха и встреч, театр это зрители и артисты.
Для артистов, что мужчин, что и женщин театр, прежде всего, это сами артисты и зрители. Конечно, для каждого артиста очень важно взаимодействие артист - зритель, на основе этой коммуникации строится всё театральное искусство.
Рассмотрим ещё несколько категорий респондентов. Пенсионеры - перечислили больше всех стереотипов, которые ассоциируются у них с театром. Для пенсионеров женщин театр, прежде всего это праздник, спектакль, центр культурной жизни города, артисты, встречи.; для мужчин - театр это спектакль, центр культурной жизни, артисты, зритель, буфет, встречи.
Огорчает, то, что студенты, а особенно школьники с трудом выполняли задания. Им было очень трудно подобрать слова (которые могут ассоциироваться у них с театром). Это говорит, прежде всего, что у молодёжи очень скудный словарный запас, неразвитость речи, они мало читают - это говорит о низкой культуре человека. Студентам и
школьникам надо больше обращать внимание на обогащение своей речи, учиться общаться, а в этом может хорошо помочь именно театральное искусство. Так как важнейшим средством театра является речь. Слово также подчиняется законам драматического действия, связанное с особенностями стиля и жанра спектакля, оно выполняет различные функции. В одних случаях театр превращает речь в средство бытовой характеристики персонажа, в других ставит сложную задачу раскрыть через словесную ткань роли острейшие конфликты сознания и психологии героя. Речь может звучать театрально - условно, подчиняться чисто музыкальному началу. Поэтому, посещая театр, молодёжь, на наш взгляд, может обогатить свой словарный запас.
Интересные, стереотипы, которые возникали у работников музея и библиотек, для женщин театр это прежде всего артисты, отдых, зрители, спектакль, у некоторых женщин возникал такой интересный стереотип как «ожидание нового»; у мужчин - стереотипы были следующими: театр это спектакль, зрители, артисты, отдых, торжество, музыка, танец.
Анализируя данные исследования, мы можем прийти к выводу, что основными стереотипами для всех категорий респондентов является, то, что театр это артисты, зрители, спектакль, отдых, культурный центр города .
Исходя из полученных данных, мы можем увидеть, что на выбор стереотипа, не влияет пол респонднентов: практически одинаковое количество мужчин и женщин, относящихся к одной и той же профессиональной деятельности имели практически одинаковые стереотипы. Как мы говорили ранее, это может быть связано с длительной их профессиональной деятельностью, которая может быть основана с образами: слуховыми, зрительными; с мышлением: на основе повторяющихся знаний, а так же может быть основана на повторяющихся действиях. Если мы посмотрим в целом, то можно заметить, что профессия человека всё-таки в какой - то мере оказывает влияние на формирования стереотипа, например, стереотипы педагогов и работников правоохранительных органов (об этом мы говорили выше).
Благодаря этим выводам, мы видим, что театр в сознании данных респондентов занимает своё особое место, и театр почти, что для всех жителей данного города является культурным центром и основным местом отдыха, отсюда следует, что потребность жителей малого уральского города в театре и театральном искусстве является очевидной.
Не исключено, однако, что изучение театрального сознания в качестве субъекта человеческой деятельности может дать ощутимые результаты, для дальнейшего исследования театра как феномена в области маркетинга.
Предпринимаемое исследование, на наш взгляд, поможет дать как деятелю театра, так и человеку не связанному с театром не просто картину его сознания, а именно театрального сознания. Зрители театра смогут выработать потребительское поведение к театральному искусству, а оно, поможет осознать человеку: « Зачем он идёт в театр? Для чего именно, ему нужен театр?». Так же потребительское поведение поможет расширить кругозор и знания о театральном искусстве в целом, человек научится оценивать информацию о театральной культуре, сможет выбрать осознанно тот спектакль или, тот театральный жанр, который ему будет являться ближе, а так же сможет критически подходить к просмотренному спектаклю, грамотно выражать удовлетворённость и не удовлетворённость по отношению к спектаклям и работе театра в целом.
Проведя данное исследования, мы пришли к выводу, что изучение потребности в театре, через изучения театрального сознания в рамках маркетинга, может помочь выявить специфику реализации потребности в театральном искусстве и рассмотреть, какие социально- экономические факторы влияют на посещения театра жителями малого Уральского города.
Литература
1. Артемьев В.В. Роль социально- культурной сферы в активизации движущих сил развития экономики.// Вопросы экономики. №3. 2001. с. 95
2 . Гребнев Л.С. Специфика понимания рынка.// Экономические науки. №7. 2004. с. 75
3. Дроздова Н.П. Экономика и мораль: к переоценке стереотипов.// Экономика и жизнь. №7. 2003. с. 97
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М. 1998. с. 210
5 . Приходько А.В. Маркетинг в сфере культуры. М. 2008 с. 141.
6. Рыбаков Ф.Ф. Экономические отношения в социально- культурной сфере. СПб. 2007. с. 133.
7. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб. 2007 с. 384
8.Фишер Я. Экономика культуры.// Экономика и жизнь. №4. 2000. с. 101