ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №1(12)
ИЗУЧЕНИЕ ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” В ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
© Л.А.Камалова
Статья посвящена проблеме межкультурной коммуникации, решаемой автором в методическом аспекте. На примере изучения поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в X классе рассматривается взаимодействие русской литературы XIX века с устным народнопоэтическим творчеством. Влияние традиций русского фольклора показано автором через замысел писателя и систему художественных образов поэмы.
Актуальность данной работы заключается в разработке методических основ изучения поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в X классе в контексте традиций устного народного творчества. Мы ставим своей целью показать на основе анализа центральных образов поэмы творческое использование Некрасовым фольклорных источников, мотивов, приемов для раскрытия идейного содержания и художественного мира поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
В поэзии Н.А.Некрасова 50-70-х гг. XIX в. явно прослеживается глубокая и органичная связь с русским фольклором. В детские годы, живя в Грешневе и находясь в непрерывном общении с крестьянами, постоянно слыша народную речь, Н.Некрасов стал знатоком народнопоэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики.
Однако Некрасов не был бы народным поэтом, если бы не пытался расширить, укрепить, углубить этот опыт при помощи всех доступных ему литературных источников. С неутомимым и жадным вниманием изучал он сборники В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, П.Н.Рыбникова и других собирателей и исследователей русского фольклора. Некрасов был органически близок народу, поэтому фольклор использовался им совершенно свободно. Поэт творчески подчинял его своим собственным идейным задачам, своему собственному стилю, по-новому переосмыслял его. "Он, как выразился Щедрин, говоря о поэзии Пушкина, был "господином своего образца и полным хозяином своей мысли" [1, с.426]. Материалы к поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасов собирал в течение двадцати лет. Поэма явилась талантливым созданием зрелого мастера, знатока устного народного творчества, меткого народного языка.
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" изучается на уроках литературы в X классе общеобразовательной школы. Для эффективного
изучения поэмы Н.А.Некрасова можно предложить следующую систему уроков:
Первый урок - Знакомство с замыслом писателя; сюжет и композиция поэмы; идея и тема; образы семерых странников. Многообразие крестьянских типов в поэме.
Второй урок - Образ Матрены Тимофеевны и Савелия, богатыря святорусского. Проблемы счастья, долга, смысла жизни. Традиции русского фольклора в создании центральных образов поэмы.
Третий урок - Образ Гриши Добросклонова. Художественные особенности поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Связь поэмы с народным творчеством.
Остановимся подробно на методике проведения второго урока по поэме Некрасова.
Второй урок по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" построим в форме эвристической беседы с учащимися. Целью урока является анализ образов Матрены Тимофеевны и Савелия - богатыря святорусского в контексте идейного замысла писателя и традиций устного народного творчества.
Обратим внимание учащихся на особое место образа Матрены Тимофеевны в поэме. Это героиня, которая синтезирует искания поэта в создании образа женщины-крестьянки, исключительной по своей цельности и правдивости. Матрена Тимофеевна - умный, самоотверженный человек, носящий "гневное" сердце, помнящий о "неоплаченных" обидах. Некрасов создает образ женщины с сильным характером, который складывался в преодолении жизненных трудностей. Матрена Тимофеевна - губернаторша, но она из народной среды. Поэтому автор доверил ей рассказать самой о своей судьбе. Глава "Крестьянка" написана от первого лица, но это голос не только героини, но и всего русского народа. Понятным становится обилие песен в этой главе. "Крестьянка" - самая фольклорная часть поэмы,
она вся построена на народнопоэтических образах и мотивах.
Н.А.Некрасов творчески переработал фольклорные источники, которые были им внимательно изучены: сборник "Песни русского народа" И.П.Сахарова, "Песни", собранные П.Н.Рыбни-ковым, "Русские народные песни", собранные П.В.Шейном, "Причитания Северного края"
Е.В.Барсова, причитания народной сказительницы Ирины Федосовой. В первой главе "До замужества", где так подробно изображается замужество его героини, Некрасов из нарядного народного вымысла о великолепии свадебного пира извлек самую горькую правду: показал, как мучительны думы невесты о предстоящей ей жизни в чужой, нелюбимой семье. Если в сборнике Рыбникова фольклорные песни об омовении невесты занимают десять страниц и полны обрядовых вымыслов о какой-то шелково-хрустальносеребряной бане, то у Некрасова "банные песни" лишены ритуальной символики и приближены к реальной жизни крестьянки:
Спасибо жаркой баенке,
Березовому веничку,
Студеному ключу. -Опять бела, свежехонька,
За прялицей с подружками До полночи поешь!
В народной традиции невеста поет песню про "чужанина", так как после венчания она покинет родительский дом навсегда и будет увезена мужем с "чужой" стороны
Во великую злодейну во неволюшку,
На ознобную чужу дальную сторону.
Накануне венчания невеста обращается к жениху с просьбой, чтобы он дал торжественное слово, что не будет ее обижать:
Становись же, млад отецкий сын.
На одну со мной мостиночку.
На едину перекладину.
Гляди вточь да во ясны очи.
Гляди впрямь да во бело лицо.
Чтобы жить тебе - не каяться.
Мне-ка жить бы, да не плакаться.
Просьба эта, характеризующая женскую долю, привлекла внимание Некрасова своим внутренним эмоциональным пафосом, и он включил ее в свою поэму, но изменил по-своему:
- Ты стань-ка, добрый молодец,
Против меня прямехонько.
Стань на одной доске!
Гляди мне в очи ясные,
Гляди в лицо румяное,
Подумывай, смекай:
Чтоб жить со мной - не каяться,
А мне с тобой не плакаться...
Я вся тут такова!
Нарушая фольклорный канон, Некрасов заставил жениха ответить на ее обращение к нему:
- Небось, не буду каяться,
Небось, не будешь плакаться! -Филиппушка сказал.
Спросим у десятиклассников, с какой целью поэт изменяет фольклорный источник. Чем вызваны подобные изменения? Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что такие поправки в текст фольклорного источника объясняются желанием Н.Некрасова донести до читателя правду о положении женщины в пореформенной России. Поэт считал себя вправе свободно обращаться с фольклорными песнями, чтобы восстановить ту типическую истину, которая соответствовала жизненной правде.
Обращаемся к учащимся с вопросом, какие еще изменения они заметили между фольклорным источником и песней Матрены Тимофеевны. При внимательном чтении "Песен" Рыбникова и текста поэмы Некрасова ученики подмечают ряд особенностей. Первая: диалектные слова из песни Рыбникова устранены и заменены Некрасовым на общерусские слова. "Мостиночка", "перекладинка" стала "доской". Второе: исчезла обрядовая скованность текста, в него введены интонации живой разговорной речи: "Против меня прямехонько", "Подумывай, смекай", "Я вся тут такова". Третье: в поэме появился ответ жениха на песню невесты.
Совместно с учащимися делаем вывод по данному этапу работы с текстом. Н.А.Некрасов воссоздает колорит эпохи, используя и творчески переосмысляя русские народные песни в рассказе о судьбе Матрены Тимофеевны. Песни в ее исполнении помогают раскрыть образ героини, увидеть ее подлинно народный характер, типичность ее судьбы для многих русских женщин тогдашней России.
Попросим учащихся назвать основные качества характера Матрены Тимофеевны, которые позволяют назвать ее "типом величавой славянки". Старшеклассники, обратившись к тексту, называют смелость, мужество и решительность героини как основные черты ее характера. Эти качества проявились особенно ярко, когда Матрена Тимофеевна пошла искать "правду" в Петербург, чтобы освободить своего супруга Филиппа. Она сумела защитить от наказания и своего сына Федота. Ей пришлось самой принять порку розгами, чтобы уберечь малолетнего сынка от расправы помещика. Ученики приводят примеры эпизодов, как жила и работала в семье мужа Матрена Тимофеевна, как трудно ей было в чужой семье, как много она делала по дому, ка-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
кие трудности пришлось ей пережить как матери. Самые трагичные и то же время реалистичные картины даны в рассказе Матрены Тимофеевны о ее сыне Демушке. Смерть сына - тяжелое испытание, но еще более невыносимым является издевательство судей, понятых, врача, попа над телом умершего младенца:
Из тонкой из пеленочки Повыкатали Демушку И стали тело белое Терзать и пластовать.
Учитель может добавить к сказанному учащимися следующие факты из истории создания поэмы. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, объять максимально большее количество женских судеб. В черновике одной из глав этой части сохранилась авторская помета: "Надо прибавить о положении солдатки и вдовы вообще". Некрасов думает о русской женской доле вообще - труженицы, матери, вдовы. Поэтому автор прибегает к разным приемам, которые позволяют вместить новые и новые рассказы и сюжеты о судьбе героини. Образ Матрены Тимофеевны создан Некрасовым таким, что она все на себе испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина. Наверное, поэтому в словах Матрены Тимофеевны "Я потупленную голову Сердце гневное ношу!" так сильно звучит скрытый эмоциональный призыв к сопротивлению, к борьбе с угнетателями, с неправдой и несправедливостью.
На следующем этапе урока переходим к анализу образа Савелия, богатыря святорусского. Обратим внимание учащихся, что этот образ введен в поэму через рассказ Матрены Тимофеевны. Какими чертами наделен Савелий? Учащиеся подмечают некоторое сходство имен: Святогор в русском былинном эпосе и Савелий в поэме Некрасова. Некрасовское определение " святорусский" сразу взывало к русскому героическому эпосу. Но, начав с былинного слова "богатырь свято...", Некрасов дает ему другое продолжение - "богатырь святорусский". Почему? Старшеклассники предполагают, что, видимо, автор хотел придать этим образу обобщенный, всероссийский смысл. Тем более что это определение дано крестьянину. Каким мы видим Савелия в поэме Некрасова? Обратимся к тексту произведения.
Учащиеся отмечают огромную физическую силу и мощь Савелия: в этом видно несомненное сходство его с богатырями из русских народных сказок и былин:
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал.
Некрасов как истинный мастер использования фольклорных мотивов и здесь вписывает характер Савелия в край болот и лесов-Корежину. Название реальной реки - Корега - поэт поднимает до образа-символа, обозначения целого края. Точно соответствует полубылинному образу буйного Савелия и этот край, и Буй-город, куда отправляют его в острог. Обратимся к учащимся с вопросом: за что оказался Савелий в остроге?
Огромная сила русского народа, протест против порабощения и гнета таятся в его характере. Так и Савелий молчал до поры, пока издевательства немца Фогеля не дошли до крайности. Сильный характер, непокорность властям, умение защитить себя от насилия и произвола - и вместе с тем рабское терпение, долготерпение -вот что подчеркивает в Савелии Некрасов. Фольклорные мотивы в обрисовке характера Савелия звучат сильно, ярко в рассказе самого героя о своей жизни:
А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
Из всех созданных Некрасовым образов Савелий, богатырь святорусский, принадлежит к числу наиболее монументальных. Недаром Матрена Корчагина, увидев в Костроме на площади памятник Ивану Сусанину, нашла великое сходство между Сусаниным и дедом Савелием:
Стоит из меди кованный,
Точь-в-точь Савелий дедушка,
Мужик на площади.
Чей памятник? - "Сусанина".
Что же роднит Ивана Сусанина с образом Савелия, богатыря святорусского? Учащиеся предполагают, что для Некрасова сходство этих героев не ограничивалось внешними чертами. Их обоих роднило самоотверженное служение интересам народа, народной России. Учитель добавит к ответам старшеклассников, что сравнением с бунтарем Савелием образ костромского мужика Сусанина получал впервые в русском искусстве своеобразное, антимонархическое осмысление. "В то же время сравнение с героем русской истории Иваном Сусаниным наложило последний штрих на монументальную фигуру корежского богатыря, святорусского крестьянина Савелия", -заключает Н.Н.Скатов [2, с.178].
В заключение второго урока проведем сравнение образов Матрены Тимофеевны и Савелия, богатыря святорусского. Спросим у старшеклассников, что объединяет эти два образа. С
помощью учителя учащиеся отвечают, что этих героев объединяет многое. Во-первых, идейная направленность образа - показать силу, красоту, мощь народной души и характера. Оба героя красивы душой, своими поступками. Во-вторых, автор стремился акцентировать внимание читателя на бунтарском духе как Савелия, так и Матрены Тимофеевны как представителей крестьянства - "вахлачины". В-третьих, этих героев объединяет устремленность в будущее, оптимизм. Несмотря на трагические события в жизни героя и героини, они все-таки сохраняют ясный здравый смысл и взгляд на жизнь и будущее России. Автор вложил в них и свои чаяния. В-четвертых, и образ Матрены Тимофеевны, и образ Савелия построены на фольклорных мотивах и источниках. Они близки к народному пониманию счастья, долга, верности. Попросим учащихся оформить свои ответы в виде таблицы. Разбившись на две группы, учащиеся составляют сравнительную характеристику Матрены Тимофеевны и Савелия, богатыря святорусского.
Последним этапом данного урока будет обобщение образов Матрены Тимофеевны и Савелия, богатыря святорусского, в заключительном слове учителя. Создавая народные характе-
ры этих героев, Н.А.Некрасов использует материалы фольклора для усиления в них экспрессии протеста и гнева. Поэтому поэт выбирал из существующих фольклорных сборников такие песни, причитания, поговорки, которые неопровержимо свидетельствовали о созревании народного гнева. "Как и у всякого большого художника, "логика образов и типичных обстоятельств" была для него непреложным законом, регулировавшим все его творчество", - писал К.И.Чуковский [1, с.273]. Образы Матрены Корчагиной и Савелия, богатыря святорусского, как нельзя лучше раскрывают глубокое воздействие традиций русского народного творчества на идейное и художественное воплощение замысла писателя.
Домашним заданием учащимся будет подготовить материалы из текста поэмы о Грише Доб-росклонове (1 группа); выписать цитаты из поэмы о художественно-изобразительных средствах "Кому на Руси жить хорошо" (2 группа).
1. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1957.
2. Скатов Н.Н. Николай Алексеевич Некрасов // История русской литературы XIX века. М., 1991.
THE STUDY OF N.A.NEKRASOV’S POEM "WHO LIVES WELL IN RUSSIA" AT SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN FOLK TRADITIONS
L.A.Kamalova
The article is devoted to the problem of intercultural communication solved by the author in the aspect of methodics, an the example of N.A.Nekrasov's poem "Who lives well in Russia" at the interaction of the Russian literature of the 19th century with the verbal poetical folk art. Is shown influence of the Russian folk traditions is given by the author through the writer's intention and the system of the poem's characters.