Научная статья на тему 'Изучение особенностей педагогически запущенных подростков'

Изучение особенностей педагогически запущенных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1612
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА / АРТТЕРАПИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / EDUCATIONAL NEGLECT / CORRECTION PROGRAM / ART THERAPY / DEVIANT BEHAVIOR / AGGRESSIVENESS / BY NATURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова А. А.

В работе описаны особенности педагогически запущенных подростков и степени выраженности педагогической запущенности. Определены основные задачи работы с педагогически запущенными детьми, а также приведены результаты диагностического исследования педагогически запущенных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF CHARACTERISTICS OF ADOLESCENT RUNNING PEDAGOGICALLY

The features of adolescent and pedagogically launches educational neglect gravity. The main tasks of working with educationally neglected children, as well as the results of the diagnostic study of adolescent running pedagogically.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей педагогически запущенных подростков»

учреждения; участие в научно-методических семинарах, подготовке и проведении научно-практических конференций.

По результатам исследовательской практики магистры готовят научные статьи по разрабатываемой магистрантом тематике, выступают с докладами на научно-практических конференциях университета, межрегиональных и международных конференциях, что свидетельствует о результативности развития исследовательской компетентности магистров.

Таким образом, подготовка магистров образования по профилю безопасность жизнедеятельности предполагает станов-

ление профессиональной компетентности в области научно-исследовательской деятельности, включающей готовность:

- к анализу результатов научных исследований и применению их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- к использованию индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;

- к самостоятельному осуществлению научного исследования с использованием современных методов науки.

Библиографический список

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. -СПб., 2004.

2. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: методические рекомендации / под ред. проф. А.П. Тряпицыной. - СПб., 2008.

3. Бережнова, Л.Н. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский. - СПб., 2007.

4. Киселева, Э.М. Развитие многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности // Материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». - СПб., 2009.

5. Киселева, Э.М. Аспекты научно-исследовательской деятельности магистров / Э.М. Киселева, РИ. Попова // Материалы научно-практической конференции «Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения». - СПб., 2009.

Bibliography

1. Kompetentnostnihyj podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya / pod red. V.A. Kozihreva i N.F. Radionovoyj. - SPb., 2004.

2. Ocenka professionaljnoyj kompetentnosti bakalavrov i magistrov obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii / pod red. prof. A.P. Tryapicihnoyj. - SPb., 2008.

3. Berezhnova, L.N. Nauchno-issledovateljskaya rabota studenta kak gumanitarnaya tekhnologiya: ucheb. posobie / L.N. Be-rezhnova, V.I. Bogoslovskiyj. - SPb., 2007.

4. Kiseleva, Eh.M. Razvitie mnogourovnevogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyateljnosti // Materialih Mezhdunarodnoyj konferencii «Socializaciya lichnosti v globaljnom mire». - SPb., 2009.

5. Kiseleva, Eh.M. Aspektih nauchno-issledovateljskoyj deyateljnosti magistrov / Eh.M. Kiseleva, R.I. Popova // Materialih nauchno-prakticheskoyj konferencii «Formirovanie obrazovateljnihkh programm v svete standartov tretjego pokoleniya». - SPb., 2009.

Статья поступила в редакцию 12.04.12

УДК 371.032 Kuznetsova A.A. STUDY OF CHARACTERISTICS OF ADOLESCENT RUNNING PEDAGOGICALLY. The features of adolescent and pedagogically launches educational neglect gravity. The main tasks of working with educationally neglected children, as well as the results of the diagnostic study of adolescent running pedagogically.

Key words: educational neglect, correction program, art therapy, deviant behavior, aggressiveness, by nature.

А.А. Кузнецова соискатель по специальности педагогическая психология Шадринского гос. педагогического, г. Шадринск, Е-mail: psy-sha@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

В работе описаны особенности педагогически запущенных подростков и степени выраженности педагогической запущенности. Определены основные задачи работы с педагогически запущенными детьми, а также приведены результаты диагностического исследования педагогически запущенных подростков.

Ключевые слова: педагогическая запущенность, коррекционная программа, арттерапия, отклоняющееся поведение, агрессивность, акцентуация характера.

Тема педагогической запущенности приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования к интеллектуальным возможностям ребенка, и к его личности.

Проблема изучения педагогической запущенности требует комплексного решения, которое будет включать в себя исследование степени педагогической запущенности и разработки коррекционной программы с использованием арттерапии как основного метода.

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации формирования личности.

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ

и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами [1].

Данную проблему исследовали М.А. Алемаскин, Б.И. Алмазов, В.Г Баженов, С.А. Баженов, А.С. Белкин, Л.А. Грищенко, Э.Б. Заседателева, Л.М. Зюбин, Л.М. Кащенко, И.А. Невский,

В.Г. Степанов, А.Г. Холодюк и другие. Большое место эта проблема занимает в трудах РВ. Овчаровой. Она проводила исследования учащихся младшего школьного возраста, установила уровни педагогической запущенности, роль и особенности семейных отношений как одного из важнейших факторов педагогической запущенности. Чаще всего даже при коррекционном воздействии на детей младшего школьного возраста к подростковому возрасту, педагогическая запущенность остается. Это можно объяснить тем, что семья, как один из компонентов окружающей микросреды ребенка остается прежней, а социальнопедагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование лич-

ности ребенка как субъекта собственной жизни; он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой [2].

Автор В.Г. Баженов [3] выделяет три группы детей по степени педагогической запущенности.

1. Низкая степень педагогической запущенности.

Отрицательные черты и качества личности неустойчивы.

Интерес к школе сохранен, отношение к учебной деятельности в большей степени положительное. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.

2. Средняя степень педагогической запущенности.

Низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие подростки, как правило, из неблагополучных семей. Интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию.

3. Высокая степень педагогической запущенности.

Подростки имеют отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная.

Основными задачами работы с педагогически запущенными детьми является регуляция самосознания ребенка, принятия им окружающего, осознание своего места в социуме.

С целью изучения особенностей педагогически запущенных подростков было проведено диагностические исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СШ №15 и МОУ «Лицей №1» г. Шадринска, Курганской области. В эксперименте участвовало 40 подростков от 11 до 13 лет, ученики 5, 6-х классов.

Были использованы следующие методики: комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овча-ровой РВ.); методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению; фрейбурская анкета агрессивности; методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» А.Е. Личко, разработанная Прутченковым А.С., Сияловым А.А.

Полученные результаты по методикам комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчаро-вой РВ.), диагностика склонности к отклоняющемуся поведению и фрейбурская анкета агрессивности отражены в диаграмме (рис. 1).

притязаний. Их отличает низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие подростки, как правило, из неблагополучных семей. Интересы направлены на внеучебную деятельность. Детей с низким уровнем легко внушаемы, неустойчивы, неуверенны в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность.

В диаграмме отражены результаты склонности к отклоняющемуся поведению подростков (СОП). Высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению показали 50% (20 чел.) испытуемых, средний уровень 35% (14 чел.), низкий уровень - 15% (6 чел.). Таким образом, у половины подростков преобладает высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению. Это означает, что дети склонны к аддиктивному поведению, самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Проявляется склонность к агрессии и насилию, делинквентному поведению.

Исследования по выявлению агрессивности показали, что 47,5% (19 чел.) обследуемых учащихся 5-6 классов проявляют высокую степень агрессивности, 20% (8 чел.) - среднюю, 32,5% (13 чел.) - низкую. Полученные результаты говорят о том, что почти половина обследованных педагогически запущенные подростков имеют высокую степень агрессивности, что выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению. Такие дети часто используют провокацию в своем поведении.

Результаты диагностики исследования акцентуации характера А.Е. Личко, адаптированной для обследования подростков Прутченковым А.С., Сияловым А.А. отображены в таблице 1.

Результаты исследования показали, что большинство подростков с низким уровнем педагогической запущенности имеют конформный тип 20% (8 чел.) акцентуации характера. Их отличает дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость, несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности, как в отношении себя, так и своего ближайшего окружения. Они легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают тем, кого считат лидерами. В учебе проявляют себя так же, как и во всем остальном. Если то окружение, группа, в которую он входит, учится хорошо, то и он будет прикладывать усилия, чтобы не отставать от своих друзей. Подростки с высоким уровнем запущенности имеют гипотимный 12,5%

□ высокий

□ средний

□ низкий

уровень пед. запущ.

СОП степень

агрессивности

Рис. 1. Диаграмма результатов диагностики

Таким образом, результаты диагностики выявили детей с педагогической запущенностью. Мы исследовали уровни педагогической запущенности, и результаты показали следующее: высокий уровень педагогической запущенности у 47,5% (19 чел.), средний уровень у 17,5% (7 чел.), низкий уровень у 35% (14 чел) испытуемых. Почти половина обследуемых детей с высоким уровнем педагогической запущенности. Качественный анализ диагностических данных показал, что дети с высокой степенью педагогической запущенности социально неприспособленны, имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний. Наблюдаются нарушения в учебно-познавательной активности ребенка и несформированность осознанности и целенаправленности обучения. Такие дети обладают низкой коммуникативной активностью и неудовлетворенной потребностью в общении, низким социальным статусом, отвержены окружающими и социально дезадаптированны. Наблюдается неблагоприятная социальнопедагогическая ситуация развития ребенка. Дети, имеющие средний уровень отличаются неадекватной самооценкой и уровнем

(5 чел.), циклоидный 12,5% (5 чел.) и неустойчивый 10% (4 чел.) типы акцентуации характера. Дети с гипотимным типом совестливы и имеют острый критический взгляд на мир. У них постоянно пониженное настроение, они обидчивы, ранимы, склонны искать у себя проявление недомоганий, почти полное отсутствие интересов и увлечений. Они могут проявить себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но само содержание их особенно не интересует. У детей с циклоидным типом акцентуации характера наблюдаются циклические изменения эмоционального фона, непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. В учебе периоды активной работы на уроках и дома сменяются периодами, когда у подростка наступает полное безразличие к учебным предметам, домашним заданиям. Для неустойчивого типа свойственна общительность, открытость, доброжелательность. Тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, безответственность. Подростки этого типа стараются избегать конфликтов. Контакты

Таблица 1

Типы акцентуации характера у испытуемых с разным уровнем педагогической запущенности

Тип акцентуации Кол-во чел. Уровни

Шизоидный 3 Высокий

Сензитивный 3 Высокий, средний, низкий

Истероидный 2 Высокий

Конформный 8 Низкий

Неустойчивый 4 Высокий

Гипотимный 5 Высокий

Лабильный 2 Средний, низкий

Циклоидный 5 Высокий

Эпилептоидный 3 Высокий

Психастенический 3 Низкий

Астенический 2 Высокий, средний

Библиографический список

в целом бесцельные. На уроках внимание неустойчивое, часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания выполняют неохотно, знания их бессистемны.

Итак, по результатам комплексного исследования педагогически запущенных подростков 5-6 классов можно сделать вывод, что почти половина испытуемых имеют высокий уровень педагогической запущенности, высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению, высокий уровень агрессивности. Так же большинство подростков с низким уровнем педагогической запущенности имеют конформный тип акцентуации характера, а подростки с высоким уровнем педагогической запущенности -гипотимный, циклоидный и неустойчивый типы акцентуации характера.

Результаты исследований показали необходимость коррекции качеств личности педагогически запущенных подростков. Нами разрабатывается программа библиотерапевтических занятий с использованием элементов изотерапии, музыкотерапии, в которую входят занятия с подростками, родителями и педагогами. Цель программы: формирование понимания подростком своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.

1. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики. - Омск, 1999.

2. Овчарова, РВ. Справочная книга школьного психолога.- М, 1996.

3. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.- Киев, 1986.

Bibliography

1. Zasedateleva, Eh.B. Osnovih korrekcionnoyj pedagogiki. - Omsk, 1999.

2. Ovcharova, R.V. Spravochnaya kniga shkoljnogo psikhologa.- M, 1996.

3. Bazhenov, V.G. Vospitanie pedagogicheski zaputhennihkh podrostkov.- Kiev, 1986.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 378

Kulikova N.A., Nikonova T.N. PROVERBS AND SAYINGS IN THE COMMUNICATIVE CULTURE OF OLD BELIEVERS OF THE ALTAI (THE INTERPRETATION OF HIDDEN MEANINGS). The article considers the speech genre of Proverbs and sayings, their use in the speech of the old believers of the Altai. An attempt is made to decoding and interpretation of the hidden meanings contained in Proverbs and sayings. The authors proceed from the fact that in the speech culture of the old believers Proverbs and sayings are used constantly, therefore, knowledge of the meaning and origin of this or that Proverbs and sayings is especially necessary for a proper understanding of one or other of the communicative situation and the communicative culture of the old believers.

Key words: the communicative culture, genre, Proverbs, sayings, the old believers, a hidden meaning.

Н.А. Куликова, канд. филол. наук, Горно-Алтайский гос. университет, г. Горно-Алтайск,

E-mail: n.kulikova@mail.ru; Т.Н. Никонова, канд. филол. наук, доц. Горно-Алтайский гос. университет,

г. Горно-Алтайск, E-mail: nikonova_tn@mail.ru

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ СТАРООБРЯДЦЕВ ГОРНОГО АЛТАЯ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ)*

В статье рассматривается речевой жанр пословиц и поговорок, их использование в речи старообрядцев Горного Алтая. Представлена попытка декодирования и интерпретации скрытых смыслов, содержащихся в пословицах и поговорках. Авторы исходят из того, что в речевой культуре старообрядцев пословицы и поговорки используются постоянно, поэтому знание смысла и происхождения той или иной пословицы и поговорки особенно необходимо для адекватного понимания той или иной коммуникативной ситуации и коммуникативной культуры старообрядцев в целом.

Ключевые слова: коммуникативная культура, жанр, пословицы, поговорки, старообрядцы, скрытый смысл.

Географическая, этническая и религиозная замкнутость жителей Уймонской долины Республики Алтай позволила сохранить богатую самобытную материальную и духовную культуру. В наследство эти люди оставили своим потомкам пословицы и поговорки, молитвы, заговоры, лечебные и кулинарные рецепты, песни, легенды, игры.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора, которые не рассказываются специально, а употребляются в живой разговорной речи кстати, по случаю.. Как пословицы, так и поговорки имеют свои отличительные жанровые признаки, однако их рассмотрение не является целью данной статьи. Пословицы и поговорки - это важная и интересная часть коммуни-

кативной культуры старообрядцев. Именно пословицы кратко, метко, выразительно и точно характеризуют то или иное явление жизни, помогают раскрыть концептуальное понимание мира. Выраженные в пословицах и поговорках значения складываются в единую систему взглядов, своего рода коллективную философию [1]. Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица - речевой жанр, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.