Научная статья на тему 'Изучение образа профессии журналиста в восприятии студентов с целью корректировки образовательного процесса'

Изучение образа профессии журналиста в восприятии студентов с целью корректировки образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1404
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ЖУРНАЛИСТИКА / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Авдонина Наталья Сергеевна

Цель исследования. В статье раскрывается понятие образа профессии в проблемном поле профессиональной идентичности. Цель статьи выявить и описать структуру образа профессии у студентов-журналистов. В начале исследования были сформулированы две гипотезы: 1) определить, на каком курсе студенты переживают первый учебно-профессиональный кризис профессиональной идентичности; 2) студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию и возможность для самореализации себя как творческой личности. Материалы и методы. В ходе исследования автор обращался к источникам по темам профессиональной идентичности, образа профессии и журналистской профессии. Методологической основой исследования были избраны личностно ориентированный и компетентностный подходы. Для проведения исследования была разработана методика из 34 вопросов с серией возможных и развернутых ответов «Образ профессии». В ходе анализа результатов применения методики обе гипотезы подтвердились. Обсуждение. На 3и 4-м курсах преобладает количество студентов, неуверенных в своей будущей карьере журналиста. Таким образом, подтверждается гипотеза на 3-м курсе студенты переживают сильный учебно-профессиональный кризис, который начинается еще на 2-м курсе. В целом ответы подтверждают и вторую гипотезу современные студенты видят в журналистике в основном творческую профессию. При этом первый учебно-профессиональный кризис связан с необходимостью работать в новостных СМИ, где написание текстов подчинено строгому алгоритму. Заключение. Анализ результатов исследования образа профессии у студентов позволил нам уточнить структуру данного образа и получить важные данные для корректировки рабочих программ и курсов по журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING STUDENTS’ PERCEPTION OF JOURNALISM PROFESSION IN ORDER TO CORRECT EDUCATIONAL PROCESS

The article is about profession representation in the issue of professional identity. The goal of the article is to understand and form the structure of journalism students’ profession representation. In the beginning of the research, two hypotheses were formulated: 1) finding which university year students have had the first educational and professional crisis of professional identity in; 2) students consider journalism as creative profession mostly and as a possibility to realize themselves as creative people. The author developed the questionnaire of 34 questions called “Profession representation”. While researching two hypotheses were approved. Thirdand four-year students are mostly not sure whether they are going to work as journalists. They have their first. educational and professional crisis of professional identity. Students consider journalism as a creative profession The first educational and professional crisis of professional identity is based on the necessity to work in news journalism, where the whole work is based on strict algorithms. The analysis of the research results let us make clear the structure of profession representation and get important data to improve training programs and syllabi.

Текст научной работы на тему «Изучение образа профессии журналиста в восприятии студентов с целью корректировки образовательного процесса»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Pedagogics

УДК 378.14.015.62

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Н. С. Авдонина

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Цель исследования. В статье раскрывается понятие образа профессии в проблемном поле профессиональной идентичности. Цель статьи - выявить и описать структуру образа профессии у студентов-журналистов. В начале исследования были сформулированы две гипотезы: 1) определить, на каком курсе студенты переживают первый учебно-профессиональный кризис профессиональной идентичности; 2) студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию и возможность для самореализации себя как творческой личности. Материалы и методы. В ходе исследования автор обращался к источникам по темам профессиональной идентичности, образа профессии и журналистской профессии. Методологической основой исследования были избраны личностно ориентированный и компетентност-ный подходы. Для проведения исследования была разработана методика из 34 вопросов с серией возможных и развернутых ответов «Образ профессии». В ходе анализа результатов применения методики обе гипотезы подтвердились. Обсуждение. На 3- и 4-м курсах преобладает количество студентов, неуверенных в своей будущей карьере журналиста. Таким образом, подтверждается гипотеза - на 3-м курсе студенты переживают сильный учебно-профессиональный кризис, который начинается еще на 2-м курсе. В целом ответы подтверждают и вторую гипотезу - современные студенты видят в журналистике в основном творческую профессию. При этом первый учебно-профессиональный кризис связан с необходимостью работать в новостных СМИ, где написание текстов подчинено строгому алгоритму. Заключение. Анализ результатов исследования образа профессии у студентов позволил нам уточнить структуру данного образа и получить важные данные для корректировки рабочих программ и курсов по журналистике.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессия, образ профессии, журналистика, мотивация, профессиональное образование, Я-концепция, рынок труда.

STUDYING STUDENTS' PERCEPTION OF JOURNALISM PROFESSION IN ORDER TO CORRECT EDUCATIONAL PROCESS

N. S. Avdonina

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

The article is about profession representation in the issue of professional identity. The goal of the article is to understand and form the structure of journalism students' profession representation. In the beginning of the research, two hypotheses were formulated: 1) finding which university year students have had the first educational and professional crisis of professional identity in; 2) students consider journalism as creative profession mostly and as a possibility to realize themselves as creative people. The author developed the questionnaire — of 34 questions called "Profession representation". While researching two hypotheses were approved. Third- and © fupyeai ■ sNudgaa^evareiiAosily 7not sure whether they are going to work as journalists. They have their first.

educational and professional crisis of professional identity. Students consider journalism as a creative profession The first educational and professional crisis of professional identity is based on the necessity to work in news journalism, where the whole work is based on strict algorithms. The analysis of the research results let us make clear the structure of profession representation and get important data to improve training programs and syllabi.

Keywords: professional identity, profession, representation of profession, journalism, motivation, professional education, self-concept, labour market.

Введение. В современном мире бурно развивается не промышленность, а наукоемкое, интеллектуальное производство; люди мигрируют не столько из сельской местности в города, сколько из одних городов в более крупные города, как в пределах своей страны, так и за рубежом; с каждым годом все больше людей получают высшее образование, что приводит к трудностям найти соответствующую работу и к деформации рынка труда. Границы профессий размыкаются, работодатели ищут специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями и навыками, но и гибким, нестандартным, творческим мышлением, способностью к адаптации, переквалификации и желанию и умению постоянно учиться. Все перечисленное создает предпосылки для возникновения одной из ключевых проблем современной экономики и общества в целом - диффузия рынка профессий. Студенты поступают на одно направление с целью овладеть конкретной профессией, но, получив диплом, могут столкнуться с ситуацией, когда приобретенные знания и навыки устарели и необходимо переучиваться. Особенно такая парадоксальная ситуация характерна для профессии журналиста: современным работодателем могут быть востребованы не только знания и навыки по созданию контента для определенного вида СМИ, будь то печать, радио или телевидение (традиционное понимание СМИ), но и производству текстов (тексты в данном контексте понимаются в широком смысле, как любой продукт профессиональной деятельности журналиста) для различных платформ и в различных форматах и жанрах, продвижению материалов. В таком случае перед университетом стоит задача обучать с опережением - создавать образовательную среду, способствующую приобретению профессиональных навыков для «будущего». Эксперт в сфере образования Тони Вагнер определил семь качеств, необходимых для успешной работы будущих профессионалов: критическое мышление и умение решать проблемы, сетевое сотрудничество и лидерство путем убеждения, гибкость

и адаптивность, инициативность и предпринимательство, эффективная устная и письменная коммуникация, оценка и анализ информации, любопытство и воображение1. Другой важной задачей современного университета является формирование у студентов соответствуюего реальности образа профессии, что позволит избежать учебно-профессионального кризиса несоответствия реального и идеального образов выбранной профессии.

Исследование статуса образа профессии у студентов приобретает особую актуальность в поле изучения профессиональной идентичности. Планирование своего профессионального будущего возможно благодаря имеющемуся в сознании человека образу профессии, который формируется в процессе самоопределения. Образ профессии включает представление о предполагаемых функциях, ролях, знаниях и навыках, которые могут потребоваться в конкретной работе. Образ профессии будет корректироваться в соответствии с вновь приобретаемыми знаниями и умениями, что может повлечь за собой проявление первого кризиса несоответствия идеального и реального образов. Это может случиться на первых курсах учебы, во время практики, и от дальнейшего выбора и поведения индивида зависит уровень профессиональной идентичности. Первокурсники имеют часто идиллический образ выбранной профессии, который в процессе обучения и приобретаемого на практике опыта получает черты реального образа. Рассогласование идеального и реального представлений о своей профессии может стать одной из причин учебно-профессионального кризиса студентов. Поэтому так важно определить свои склонности, задатки и предрасположенность к конкретной профессии заранее, до поступления в среднее специальное или высшее учебное заведение.

Полученные в ходе исследования образа профессии журналиста данные могут быть использованы

1 7 навыков, необходимых работникам будущего. URL: http:// ideanomics. ru/artides/9983 (дата обращения: 29.07.2017).

в педагогической практике для совершенствования содержания учебных курсов и методик преподавания. Этим обусловлена практическая значимость исследования.

Предположим, что высокая степень сформи-рованности профессиональной идентичности является положительным результатом профессионального самоопределения, и тогда человек будет увлеченно работать, стремиться развиваться и совершенствовать свои умения и навыки на протяжении всей жизни. Такого человека можно назвать профессионалом, «который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии, который стремится внести творческий вклад в профессию, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии»1. Процесс профессионального развития зависит от внешних и внутренних условий. К внешним можно отнести изменения в самой профессии, что может быть обусловлено научно-техническими и технологическими векторами развития индустрии; к внутренним условиям относятся личностные качества специалиста, его или ее отношение к профессии.

Особую значимость приобретают исследования, посвященные рассмотрению проблем формирования и динамики целостного образа «Я» субъекта профессиональной деятельности, включающего представления о себе как личности и будущем профессионале как единстве индивидуально-личностных и общепрофессиональных качеств.

В начале 1970-х гг. К. Леви-Стросс говорил, что «кризис идентичности станет новой бедой века»2. К. В. Патырбаева объясняет причины кризиса идентичности разрушением ценностей и норм, посредством которых человек находил себя и свое место в обществе [7]. Журналистика также претерпевает важные изменения. Конкуренцию современным журналистам составляют умеющие

1 Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы: учебно-методическое пособие / под ред. М. В. Воронцовой. Таганрог: Изд-ль А. Н. Ступин, 2013. С. 20.

2 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Стё-пина. М.: Мысль. 2001.

набирать шаблонные новости роботы и алгоритмы, проникающие на опасные территории или способные увидеть картину с высоты дроны, раньше репортеров оказавшиеся на месте события граждане со смартфонами и выходом в Интернет. С одной стороны, в профессии журналиста по-прежнему ценятся владение навыками теоретического и эмпирического исследования, объективность, умение складно, лаконично и «красиво» излагать мысли, придерживаться традиционных профессиональных этических принципов. С другой стороны, труд журналиста облегчается и упрощается: знания в верстке отдельных страниц и сайтов заменяет умение верстать в шаблонных конструкторах, смартфон вмещает функции диктофона, фотоаппарата, видеокамеры с программами моментального редактирования, монтажа и публикации.

Определив структуру образа профессии, можно совершенствовать систему педагогических условий формирования профессиональной идентичности у студентов. Образ есть «результат отражения объекта в сознании человека»3. Образ профессии формируется у студентов в большей степени под воздействием получаемой извне, чаще от преподавателей, информации, наблюдений за работой профессионалов и переживания собственной трудовой деятельности. Под профессией понимают «вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате целенаправленной подготовки»4. Приведем еще одно определение профессии - «определенная деятельность и отнесение субъекта к определенной группе людей, выполняющих эту деятельность, воспитанных в контексте общих требований, ценностей и разделяющих между собой коллективные смыслы, как самой деятельности, так и культуры взаимоотношений вокруг нее» [3, с. 25]. Объединив понятия образа и профессии, мы предлагаем собственное определение образа профессии - это мысленная репрезентация информации, впечатлений и переживаний (собственного опыта) о профессии, ее требований и ценностей.

Д. Н. Канюков дает расширенное определение образа профессии - «отражение в сознании

3 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. С. 446.

4 Педагогический терминологический словарь. СПб.: Российская национальная библиотека. 2006. URL: http:// dic.academic.ru/ (дата обращения: 29.07.2017).

профессиональной деятельности, выраженное совокупностью знаний и представлений о будущей профессии и о себе как субъекте профессиональной деятельности, закономерный и индивидуальный результат процесса профессионального и личностного развития на этапе обучения в вузе, продукт профессионального самосознания и основное содержание профессиональной Я-концепции» [8, с. 105]. Полагаем, что образ профессии складывается не только в момент обучения, но изменяется в течение всей активной профессиональной деятельности индивида.

У личности с высокой степенью профессиональной идентичности имеется реальное представление о профессии при положительном к ней отношении. В процессе обучения в университете, особенно по прикладным направлениям, таким, как журналистика, должно происходить формирование у студентов профессиональной идентичности, что предполагает овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками в комплексе.

Цель настоящего исследования - выявить и описать структуру образа профессии у студентов-журналистов. В начале исследования были сформулированы две гипотезы: 1) определить, на каком курсе студенты переживают первый учебно-профессиональный кризис профессиональной идентичности; 2) студенты видят в журналистике в основном творческую профессию и возможность для самореализации себя как творческой личности.

Материалы и методы. В ходе исследования автор обращался к источникам по темам профессиональной идентичности [7; 10-11], образа профессии [1-5; 8-9] и журналистской профессии [6]. Методологической основой исследования были избраны личностно-ориентированный и компе-тентностный подходы. Личностно ориентированный подход в широком смысле позволяет увидеть в обучающемся личность, индивидуальность. В векторе исследования профессионального становления данный подход позволяет разработать систему организационно-педагогических условий, ориентирующих образовательный процесс на формирование личности профессионала, т. е. в обучающемся преподаватель будет видеть не просто личность, но будущего профессионала. Подобный подход кардинально меняет отношение педагога к студентам, субъект-субъектный подход приобретает новое измерение: встречаются не просто две личности, но два профессионала, хотя и с разным профессиональным опытом. Компетентност-

ный подход необходимо брать во внимание, поскольку результатом обучения в системе высшего образования являются именно компетенции.

Основным методом исследования является метод сбора эмпирических данных, а именно анкетирование. Разработанная автором методика «Профессия - журналист» позволила оценить мотивацию студентов при поступлении на направление «журналистика», предыдущий и настоящий опыт сотрудничества со СМИ, отношение к получаемому образованию, перспективы работы, знания, навыки и личностные характеристики современного журналиста, эффективность работы журналистов и перспективы профессии. Высказывания студентов о профессии и образовании в целом могут быть использованы преподавателями для корректировки преподаваемых курсов.

Результаты. В результате изучения теоретической литературы по теме образа профессии мы можем сделать вывод об отсутствии в психолого-педагогических источниках единого представления о структурных компонентах образа профессии. Обычно на образ профессии проецируется структура личности в целом с такими обязательными компонентами, как когнитивный, мотива-ционный и личностный. Как отмечают К. А. Володина и Н. Н. Колмогорцева, помимо названных компонентов могут быть и другие: творческий, эмоциональный, социальный и специфически профессиональные элементы. Володина дает обобщенное определение образа профессии - «целостное представление о базовых компонентах профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры» и более конкретное - «совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале» [3, с. 110]. Для своего исследования она выбрала следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный и личностный.

В разработанной нами методике были учтены как общие представления о структуре образа профессии, так и специфически характерные для профессии журналиста. В результате нами были выделены четыре компонента в структуре образа профессии журналиста: мотивационно-ценностный (содержит цель и задачи профессионального самоопределения, профессиональные потребности, удовлетворенность работой и образованием), когнитивный (содержит сферу профессиональных знаний), профессионально-прикладной (предполагает понимание навыков, необходимых для выполнения

профессиональной деятельности, осознание вызовов, с которыми возможно столкнуться в работе, выбор приемлемых для себя типа СМИ и специализации) и личностный (личностные характеристики, способствующие выполнению профессиональных целей и задач). Результаты применения методики будут проанализированы в соответствии с определенной выше структурой образа профессии журналиста.

Исследование проводилось на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск). В исследовании приняли участие 48 студентов 1-4-х курсов направления «журналистика», дневной формы обучения, из них 44 девушки и 4 юноши в возрасте от 18 до 22 лет; 17 респондентов учатся на 1-м курсе, 14 - на 2-м, 10 - на 3-м и 7 - на 4-м.

Мотивационно-ценностный компонент. У 45 студентов, отвечавших на вопросы анкеты, родители не имеют отношения к журналистике. По результатам анализа ответов на вопрос о мотивации поступления на направление «журналистика» можно выделить 4 группы мотивов: 1) интересная профессия, 2) желание посредством информирования помогать людям, 3) творческая самореализация, детская мечта, 4) отсутствие мотивации, «некуда пойти». Единственным курсом, на котором встречаются все варианты ответов, оказался 3-й. На 1 -м курсе большинство студентов (восемь человек) называли третью группу мотивов, шесть человек - первую и три человека пришли с желанием разобраться в окружающем мире и помогать людям. На 2-м курсе большинство студентов (семь человек) также назвали третью группу мотивов, четверо указали на отсутствие мотивации и трое выбрали первую группу. На 3-м курсе четверо студентов выбрали журналистику, чтобы помогать людям, трое не знали, куда пойти, двое думали о профессии журналиста как об интересной профессии и только один человек назвал мотивом желание творческой самореализации. На 4-м курсе поровну, по двое студентов, назвали первую и четвертую группу мотивов и трое студентов выбрали третью. В сумме ответов обобщенная картина выглядит следующим образом: первую группу мотивов (журналистика - интересная профессия) выбрали 13 человек, вторую группу (желание информировать и помогать людям) -7 человек, большинство, 19 человек, пришли в журналистику с целью самореализации и чет-

вертую группу (не знали, куда подать документы) выбрали 9 человек.

Профессию журналиста осознанно выбирает большинство студентов (на этот вопрос студентам предлагались как варианты ответа, так и «другое»), поскольку их привлекает возможность творчества (35 человек), хотят решать проблемы, стоящие перед обществом и государством, конкретными людьми (25 человек), 17 человек хотят помогать людям, 15 считают, что журналистика - это модно, 14 человек отметили, что журналистика привлекает своей независимостью и процессом поиска и обработки информации, четыре человека хотят открыть собственное дело. Ни один студент не ответил, что журналистика - это безопасная и стабильная работа. Интересно посмотреть на ответы четверокурсников, которые дали абсолютно разные ответы: «не выбираю», «учит говорить, помогать разбираться в мире», «хочу решать проблемы, стоящие перед обществом и государством, конкретными людьми», «журналистика - это модно, всегда находишься в центре событий», «я могу начать свое дело и управлять коллективом», «мне нравится процесс поиска, обработки информации» и «хочу найти смысл существования». Четверокурсники выделяют в журналистике аналитическую сторону, возможность воздействовать и управлять, коллективный характер профессии. В общем ответы подтверждают вторую гипотезу - современные студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию. При этом первый учебно-профессиональный кризис связан с необходимостью работать в новостной журналистике, где написание текстов подчинено строгому алгоритму.

В дополнение к предыдущим вопросам важными представляются ответы на вопрос о предшествовавшем поступлению опыте работы журналистом. Большинство респондентов (31 человек) не работали в СМИ, остальные ответили либо утвердительно, либо пояснили, что печатались в молодежной районной газете, писали статьи в детском кружке журналистики и в школьную газету, публиковали стихи. В среднем такие студенты до поступления в университет занимались журналистикой 3-4 года. Предыдущий опыт студентов необходимо учитывать, поскольку это свидетельствует об их начальном уровне профессиональной идентичности. Необходимо учитывать, что с введением ЕГЭ все меньше остается вузов, где проводится дополнительный творческий конкурс (в САФУ он был отменен в 2016 г.). Поэтому

среди первокурсников все больше студентов, кто действительно видит в журналистике, скорее, творческую профессию, чем ответственное служение обществу.

Студенты 2-, 3- и 4-го курсов (первокурсники ответили отрицательно на вопрос о сотрудничестве со СМИ во время учебы) оценили свой опыт работы в СМИ во время учебы как «удовлетворительный». Мы выделили две основные причины, по которой студенты поставили такую оценку: самокритика и критика СМИ, причем самокритические рассуждения преобладают. Студенты полагают, что могли бы лучше работать, но им мешает собственная лень и отсутствие навыков редактуры, завышенные ожидания (иными словами, несоответствие реального и идеального образов). В отношении СМИ студенты недовольны нервным характером работы, отсутствием стабильного заработка, исключительно занятиями новостной журналистикой, что не предполагает творчества, цензурой, узостью тематической повестки СМИ, отношением старших коллег. Как было написано выше, первая серьезная встреча с профессией часто оборачивается разочарованием и кризисом.

На ту же оценку - «удовлетворительно» - студенты оценили состоятельность получаемого в данный момент образования. Большинство студентов, 29 человек, указали на внешние причины удовлетворительного образования: недостаточные требования преподавателей, разочарование в методах преподавания, наличие большого числа лишних предметов, недостаточное количество практических занятий и перегруженность теорией. Остальные говорили о себе, например, «только начали учиться», «не уверен, останусь ли в профессии» и прочее. Поводом для беспокойства может стать спад оценок «хорошо» на 3-м и 4-м курсах и отсутствие «отлично» на всех курсах.

Из 48 человек более-менее уверены, что останутся в журналистике, 23 человека, полностью уверены - 6 человек, не уверены 15 студентов, и четверо не хотят работать в журналистике вообще. Из тех, кто не уверен, называли причины -отсутствие работы в городе, разочарование в профессии, отсутствие достойной практики, неуверенность в себе, незнание целей. На 3- и 4-м курсах оказалось больше всего студентов, кто не уверен в своей будущей карьере журналиста. Таким образом, подтверждается гипотеза - на 3-м курсе студенты переживают сильный учебно-профессиональный кризис, который начинается на 2-м курсе.

Ответы на вопрос о задачах (рис. 1), которые стоят перед журналистами, коррелирует с представлениями о желаемой специализации: как студенты выбрали культуру, так они в большинстве назвали задачу - просвещать аудиторию. В целом результаты опроса позволяют сделать вывод о не-сформированности четкого представления о целях журналистской профессии, в то время как именно вопрос о смысле трудовой деятельности должен быть однозначно определен для каждого человека. Журналистика представляется одной из важных профессий в соответствии со своей онтологической задачей - информировать и просвещать общественность. С другой стороны, есть опасность свести журналистику к механическому аппарату, передающему факты. Несформированность позиции в отношении цели журналистской профессии свидетельствует о переходной ситуации, в которой оказалась данная профессия - люди предпочитают не следить за новостями, а получать информацию из социальных сетей (из «пабликов», от друзей). Популярность набирают мультимедийные истории, лонгриды, посвященные вечным темам, на которые журналистам приходится тратить больше ресурсов, чем на освещение событий. В целом необходимо констатировать, что смысл журналистской профессии сегодня точно не определен, но именно этот вопрос является фундаментальным для подготовки студентов - они должны представлять себе, какую профессию выбрали и что они сами могут и будут в этой профессии делать.

35 ■

30 25 20 15 10 5

■J Ir II 1 _ 1 17 3

Э Е "

q та ц[ л m

Ш "И О) I о ,

га о> q л m

н о о с; н

u m и 2 "

Чи та о

Рис. 1. Результаты опроса студентов о задачах, стоящих перед современными журналистами / Fig. 1. Results of the student survey on the tasks facing contemporary journalists

Когнитивный компонент. Большое значение имел вопрос «Каких знаний в учебном плане вам не хватает?» Абсолютное большинство, 30 студентов, ответили - практических знаний и навыков, причем некоторые уточнили - русский язык, верстка, монтаж, программирование, дизайн, SMM (social media management) и письмо (развитие творчества). Отдельные студенты указывали на необходимость давать знания по журналистским специализациям, например, спортивная или юридическая журналистика.

Важным был вопрос об идеальной редакции. Результаты показывают, чего не хватает студентам сейчас: 16 человек ответили, что их идеальная редакция - это уважительная, доверительная и доброжелательная атмосфера, способствующая творческой деятельности (вновь подтверждение гипотезы № 2), понимание друг друга, молодой коллектив от 20 до 40 лет без серьезных разногласий по предмету цели журналистики; 14 человек описали офис с обязательными отдельными кабинетами; 10 человек предпочли бы работать удаленно или фрилансерами; 7 человек представили себя в окружении творческого коллектива. Четверокурсники описали редакцию более реально в силу уже имеющегося опыта: «Сейчас у нас несколько кабинетов, в которых работает 5-10 человек. Никаких перегородок и звукоизоляции нет. Часто разговоры коллег между собой мешают написанию текста. Бывает, даже синхронов не слышно. Хотелось бы какой-то изоляции при написании текстов» (студентка работает на телевидении).

24 студента полагают, что профессия журналиста будет изменяться, блогеры представляют «информационное поле будущего, новый виток эволюции»; 11 человек настроены пессимистично -журналистика будет уходить и размываться в социальных сетях и блогинге; 9 человек полагают, что профессия будет развиваться, 2 человека уверены, что все останется на прежнем уровне. Мы вновь можем зафиксировать понимание студентов трансформации профессии и ее размытой структуры.

Завершающими данный раздел были вопросы об уровне жизни журналистов и преимуществе профессионального образования при трудоустройстве. 31 человек полагает, что профессиональное образование дает преимущества при приеме на работу, уверены в этом 4 человека, 5 считают наличие профессионального образования главным фактором. 20 человек полагают, что смогут прожить на зарплату журналиста, но им придется ду-

мать о поиске дополнительного заработка, 14 уверены, что нет, 7 - не знают, 6 человек уверены, один человек ответил «Если живешь один и у тебя есть собственное жилье». Таким образом, реальный образ профессии журналиста как низкооплачиваемой или недостаточно оплачиваемой профессии соотносится с представлениями студентов.

Профессионально-прикладной компонент. Показателен ответ на вопрос «Где бы вы предпочли работать» (предполагает множественный выбор). Большинство студентов (32 человека) в приоритете назвали интернет-журналистику, 26 человек -журнал, 24 - телевидение, 13 - газету, 10 - радио, 9 - информационное агентство, двое - пресс-службу. Ответ на данный вопрос подтверждает тенденцию о современном развитии журналистики -молодежь не привлекают традиционные СМИ; если мы говорим о журналах, то это скорее журналы глянцевые, образа и стиля жизни.

Ответы на следующий вопрос: «Какую специализацию вы готовы или хотите выбрать» - мы расположили по убывающей: культура (24 человека), социальная журналистика (20), развлечение, образ жизни и мода (по 18), криминальная/судебная журналистика (15), наука (13), политика (10), спорт (4), деловая журналистика (4), психология и ГГ-сфера (по одному). Результаты позволяют нам сделать вывод о высокой популярности просветительских и «помогающих» направлений журналистики в отличие от трудных и опасных, как то: криминальная, судебная или политическая сферы. С другой стороны, ответ на данный вопрос может зависеть от того, какие дисциплины читались студентам в момент исследования и, следовательно, какие им больше всего понравились. Поэтому для объективности мы подробнее укажем на ответы четверокурсников, которые назвали почти все возможные специализации журналистской профессии: культура, социальная журналистика, деловая журналистика, политика, наука, мода и развлечения, психология. На основании данных ответов можно сделать вывод о понимании студентами журналистики как всеохватной профессии, что подтверждается практикой: все меньше требуется в редакции журналист, освещающий конкретную тему, и все более корреспондент, который равно разбирается и в экономике, и политике, и культуре, и науке, и пр. Тенденция к универсальности журналистики проявляется не только в овладении различными и многообразными умениями, но и в тематической «всеядности».

Следующими были вопросы множественного выбора и они представляются важными для определения образа профессии журналиста. По шкале от 1 до 5 студентам предлагалось оценить навыки, необходимые журналисту в работе, задачи и вызовы, стоящие перед современными корреспондентами. Обобщая ответы, можно заключить, что хороший журналист должен уметь писать и слушать, рассказывать истории эффективно и оперативно на различных платформах. Перед нами выступает образ современного интернет-журналиста. Данные ответы необходимо учитывать при составлении рабочих программ по журналистике с тем, чтобы включать практические задания на овладение именно этими навыками (рис. 2).

Рис. 2. Результаты опроса студентов о необходимых навыках журналиста / Fig. 2. Results of the student survey on the necessary skills of a journalist

Среди основных вызовов (рис. 3), которые стоят перед современными журналистами, студенты назвали влияние политиков на работу СМИ, бешеный темп работы, государственное владение СМИ, влияние рекламодателей на содержание СМИ, требование владельцев работать на получение прибыли. Перечисленные вызовы можно отнести к внешним воздействиям на работу, которые не зависят от намерений самого журналиста.

Личностный компонент. Ответы на вопрос «Какие личностные характеристики необходимы журналисту?» (рис. 4) распределились следующим образом:

Как можно заключить из графика, наиболее важными личностными характеристиками жур-

налиста студенты выделяют: наблюдательность, общительность и умение находить контакты, точность, любопытство, аналитическое мышление. Перечисленные качества в целом характеризуют профессию журналиста, то есть в данном вопросе реальный образ профессии и образ, присутствующий в сознании студентов, соотносятся.

Рис. 3. Результаты опроса студентов о вызовах, стоящих перед современными журналистами / Fig. 3. Results of the student survey on the challenges that modern journalists face

Рис. 4. Результаты опроса студентов о личностных характеристиках журналиста / Fig. 4. Results of the student survey on the personal characteristics of a journalist

Обсуждение. Как следует из ответов, студенты приходят в профессию с разными мотивами, которые тем не менее можно сгруппировать и выделить основные. Полагаем, что преподавателям следует на первых занятиях проводить подобный усеченный анонимный опрос с целью выяснить мотивы поступления именно на это направление и, как результат, скорректировать содержание дисциплин под запросы студентов. Таким образом, можно снять первое и частое противоречие, с которым встречаются первокурсники, между ожиданиями и реальностью.

На 3- и 4-м курсах больше всего студентов, кто не уверен в своей будущей карьере журналиста. Таким образом, подтверждается гипотеза -на 3-м курсе студенты переживают сильный учебно-профессиональный кризис, который начинается еще на 2-м курсе.

В целом ответы подтверждают и вторую гипотезу - современные студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию. При этом первый учебно-профессиональный кризис связан с необходимостью работать в новостной журналистике, где написание текстов подчинено строгому алгоритму.

Результаты опроса позволяют сделать предположение об атмосфере в образовательном учреждении. Приходя в университет, студенты должны чувствовать себя журналистами, преподавателям следует быть коллегами, а не просто педагогами, на любой дисциплине можно воссоздать модель редакции, в целом образовательному процессу можно придать атмосферу редакции. Для достижения последнего следует увеличить количество и качество практических заданий, правильных и нужных не с точки зрения преподавателя, а с точки зрения самого студента. Поскольку молодежь не привлекают традиционные СМИ, они видят будущее в интернет-журналистике, следует и преподавателям следить за тенденциями и использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, обратить мобильный телефон в своего помощника.

Заключение. Анализ результатов изучения образа профессии у студентов позволил нам уточнить структуру данного образа и получить важные данные для корректировки рабочих программ по журналистике.

Литература

1. Алямкина Ю. Формирование у студентов «образа» профессии // Обозреватель. 2007. № 5. С. 125-126.

2. Володина К. А. Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции // Вопросы психологии и воспитания. 2013. № 3. С. 156-158.

3. Володина К. А., Колмогорцева Н. Н. Экспериментальное исследование образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 109-113.

4. Гусева И. В. Факторы, влияющие на формирование образа профессии у студентов // Вестник ВГУ. Проблемы высшего образования. 2017. № 1. С. 35-38.

5. Дёмкина Е. В. Характеристика образа профессии и специалиста студентов второго и третьего года обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 110-115.

6. Дудченко З. Ф. Личностные особенности успешных журналистов // Ученые записки СПбГИПСР. 2014. № 2 (21). С. 7-11.

7. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К. В. Патырбаева, В. В. Козлов, Е. Ю. Мазур, Г. М. Конобеев, Д. В. Мазур, К. Марицас, М. И. Патырбаева; науч. ред. К. В. Па-тырбаева. Пермь: Пермский гос. нац. иссл. ун-т, 2012. 250 с.

8. Канюков Д. Н. Структура образа профессии и динамика ее изменения студентов-психологов в процессе обучения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 1. С. 104-112. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/struktura-obraza-professii-i-dinamika-ee-izmeneniya-studentov-psihologov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 29.07.2017).

9. Москвичева Н. Л. Динамика образа профессии и мотивации учебной деятельности у студентов начальных курсов // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 4. С. 38-44.

10. Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 с.

11. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

References

1. Aljamkina Ju. (2007) Formirovanie u studentov «obraza» professii [Formation the image of profession in students' mind]. Obozrevatel' = Observer, no. 5. (In Russ.)

2. Volodina K. A. (2013) Teoreticheskij analiz osnovnyh harakteristik obraza professii: ponjatie, struktura, funkcii [Theoretical analysis of the main characteristics of the profession image: concept, structure and functions]. Voprosy psihologii i vospitanija = Pscychology and pedagogy issues, no. 3. (In Russ.)

3. Volodina K. A., Kolmogorzeva N. N. (2014) Jeksperi-mental'noe issledovanie obraza professii u studentov-psihologov na nachal'nyh jetapah obuchenija v vuze [Experimental study of the image of the future profession among psychology students at the initial stages of education]. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii = Pedagogical education in Russia, no. 7. (In Russ.)

4. Guseva I. V. (2017) Faktory, vlijajushhie na formirovanie obraza professii u studentov [Factors influencing the process of formation of the students' image of profession]. Vestnik VGU. Problemy vysshego obrazovanija = The Herald of Voronezh State University. Issues of the higher education, no. 1. (In Russ.)

5. Djomkina E. V. (2012) Harakteristika obraza professii i specialista studentov vtorogo i tret'ego goda obuchenija [Profession and expert's image characteristics made by the second- and third-year university students]. Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija = Vektor of science of the Tolyatti State University. Pedagogy, psychology, no. 1. (In Russ.)

6. Dudchenko Z. F. (2014) Lichnostnye osobennosti uspeshnyh zhurnalistov [Personal features of the successful journalists]. Uchenye zapiski SPbGIPSR = Scientific notes journal of St. Petersburg state institute of psychology and social work, no. 2. (In Russ.)

7. Identichnost': social'no-psihologicheskie i social'no-filosof-skie aspekty: kollektivnaya monografiya (2012) [Identity: socially-psychological and socially-philosophical aspects]. K. V. Patyrbaeva V. V. Kozlov, E. YU. Mazur, G. M. Konobeev, D. V. Mazur, K. Maricas, M. I. Patyrbaeva; nauch. red. K. V. Patyrbaeva. Perm': Permskiy gos. nac. issl. un-t. (In Russ.)

8. Kanyukov D. N. (2011) Struktura obraza professii i dina-mika ee izmeneniya studentov-psihologov v processe obuche-niya [Professional representation structure and dynamic of its

changes in the process of studying]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya = Herald of Samara Humanitarian Academy, 1. Retrieved 29 July, 2017. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-obraza-professii-i-dinamika-ee-izmeneniya-studentov-psihologov-v-protsesse-obucheniya (accessed 29.07.2017). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Moskvicheva N. L. (2010) Dinamika obraza professii i motivacii uchebnoj dejatel'nosti u studentov nachal'nyh kursov [Dynamics of the profession image and motivation of the studying of the first-year students]. Vestnik SPbGU = Herald of Saint Petersburg university. Ser. 12. Vyp. 4. (In Russ.)

10. Rogov E. I. (2003) Vybor professii. Stanovlenie professional [Profession choice. Building of the specialist]. Moskow: Izd-vo VLADOS-PRESS [Vlados-Press Publishing House], 2003. (In Russ.)

11. Shnejder L. B. (2001) Professional'naja identichnost' [Professional identity]. Moskow: MOSU [Moscow Regional State University], 2001. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 17.10.2017 г.

Submitted 17.10.2017.

Для цитирования: Авдонина Н. С. Изучение образа профессии журналиста в восприятии студентов с целью корректировки образовательного процесса // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 9-18.

Citation for an article: Avdonina N. S. Studying students' perception of journalism profession in order to correct educational process. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 9-18.

Авдонина Наталья Сергеевна, кандидат политических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск, natalia. avdonina1987@gmail. com

Natalia S. Avdonina, Ph. D. (Politic), associate professor, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk,

natalia. avdonina1987@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.