Научная статья на тему 'Изучение научного наследия Бабаджана Санои'

Изучение научного наследия Бабаджана Санои Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
267
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ УЧЕНИЕ / ИСЛАМ / СУФИЗМ / НАКШБАНДИЯ / МАНОКИБ / МАКАМАТ / ТАЗКИРА / SPIRITUALITY / PHILOSOPHY / RELIGION / ISLAM / SUFISM / NAKSHBANDIYA / MANOKIB / MAKAMAT / TAZKIRA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шакирова Шохида Юсуповна

Статья посвящена изучению научно-духовного наследия Бабаджана Санои. Дается анализ философских взглядов и суфизма Хорезма середины XIX в. на примере произведений Санои «Канз ул-маори» и «Хадикаи азхар». Изучение источников суфизма, созданных в той или иной период, их роли в духовно-нравственной среде указанного периода может дать возможность сделать выводы о корнях национальной духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of scientific heritage of Babajan Sanoi

The article studies the scientific and spiritual heritage of Babajan Sanoi. It is devoted to the analysis of philosophical views and Sufism of Khorezm in the middle of XIX century on the example of Sanoi works “Kanz ul-maorif” and “Khadikai Azhar”. The analysis of sources of Sufism created in different periods, studying their role in spiritual and moral sphere can help to make conclusions about the background of national spirituality.

Текст научной работы на тему «Изучение научного наследия Бабаджана Санои»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 14 (343). Политические науки. Востоковедение. Вып. 15. С. 71-73.

Ш. Ю. Шакирова ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯБАБАДЖАНА САНОИ

Статья посвящена изучению научно-духовного наследия Бабаджана Санои. Дается анализ философских взглядов и суфизма Хорезма середины XIX в. на примере произведений Санои «Канз ул-маори» и «Хадикаи азхар». Изучение источников суфизма, созданных в той или иной период, их роли в духовно-нравственной среде указанного периода может дать возможность сделать выводы о корнях национальной духовности.

Ключевые слова: духовность; философия; религиозное учение; ислам; суфизм; накшбандия; манокиб; макамат; тазкира.

Для создания крепкой основы будущего Узбекистана имеет большое значение повышение сознания, культуры и духовности народа, воспитание молодого поколения всесторонне и гармонично развитым, духовно богатым, физически крепким.

Тщательное исследование, внимательное изучение, ознакомление широких масс с богатым научным, духовным, философским и религиозным литературным наследием, претворение созидательных идей этой литературы в жизнь - долг молодых ученых.

Эффективному знакомству молодого поколения с национальной духовностью и идей национальной независимости способствует изучение древнего письменного наследия. Большое значение в этом направлении имеет также научное исследование источников суфизма и суфийской литературы, которые являются составной частью узбекского духовного наследия.

Основным направлением суфизма является наставление человека на путь истинный, оказание практической помощи в поиске человеком своего места в обществе, защита его от различного рода заблуждений. Практическое значение нравственности суфизма нашло своё отражение в таких агиографических сочинениях средневековья, как манокибы, макаматы и таз-кира, рассказывающие о жизни и деятельности великих святых. Однако до 90-х гг. XX в. в результате влияния советской идеологии не было уделено достаточно объективного внимания религиозному наследию, в том числе суфизму. В то время как беседы о суфизме, рассказы о великих святых - это мысли о совести, вере, духовной гармонии, прекрасном человеческом поведении, деятельности, самопожертвовании.

Суфийское наследие имеет огромное практическое значение в узбекской современной духовной жизни. Понятие религиозной толе-

рантности в Узбекистане неразрывно связано с суфизмом. Мы живём в век научно-технического прогресса. Умственное развитие человечества не должно приводить к потере человеческих качеств, ко злу. Для этого необходимо воспитывать свои желания.

Поскольку религия ислама является философией жизни, для каждого из нас важно воспитание у членов общества высоких человеческих качеств, гуманизма, справедливости, чистоты, уважения к другим религиям, высокой нравственности, знание вклада каждого суфия в развитие ислама.

Для полного претворения этой задачи в жизнь имеет большое значение серьёзное исследование рукописей по различным направлениям литературы суфизма, в частности, с ма-нокибами и тазкира, содержащими предания, притчи и различные высказывания о жизни и деятельности представителей суфизма, так как их место в развитии национальной духовности и их взгляды имеют особо большое значение для современной эпохи. Именно поэтому диссертация, написанная в этих целях, называется «Научно-духовное наследие Бабаджана Санои» и посвящена анализу философских взглядов и суфизму Хорезма середины XIX в. на примере произведений Муллы Бабаджана Санои.

Суфизм является составной частью исламской духовности. В настоящее время идеи суфизма и знания о суфизме имеет влияние на всех мусульманских территориях. Изучение теории и практики суфизма включает в себя 12-вековое наследие1.

К началу 80-х гг. XX в. в узбекском литературоведении и философии начался процесс изучения суфизма. Многие литературоведы научных школ Ташкента, Ферганы, Бухары, Самарканда и Хорезма провели множество

72

Ш. Ю. Шакирова

исследований на такие темы, как «Суфизм и узбекская литература», «Суфизм и история та-рикатов», «Ислам и суфизм», «Суфизм в творчестве поэтов тарикатов накшбандия, кадырия и каландария».

Такие известные учёные-исламоведы, как Абдулазиз Мансур, Мухаммад Садик Мухам-мад Юсуф, крупные учёные-литературоведы Н. Камилов, М. Имомназаров, И. Хаккул, С. Олимов, Н. Жумаев, М. Мухиддинов, а также молодые учёные О. Джурабаев, С. Эша-нова, Г. Холлиева, И. Усмонов, Х. Юлдашева провели серьёзные исследования суфизма и суфийской литературы.

Как известно, в Хорезме в Х1Х-ХХ вв. получили распространение тарикаты яссавия и хилватия. После вступления в тарикат накшбандия Хорезмского шаха Исфандиярханам в XVII в. этот тарикат широко распространился в Хорезме. Исфандиярхан сам поднялся до ступени муршидов.

В XIX в. в Хорезме наука и просветительство достигли своего расцвета. Особенно во времена правления Мухаммеда Рахимхана усилилось внимание к переводам и написанию оригинальных произведений. Множество ученых и писателей занималось творчеством. Среди них был также Бабаджан.

Представитель тариката накшбандия Мулла Бабаджан Санои достиг многих успехов в этом тарикате. В своих произведениях он излагал свои взгляды и размышления по таким темам, как духовный внутренний мир, страсть, просветительство и нравственность. Актуальность произведений автора для нас заключается в его философских взглядах.

Теория и практика суфизма является мировым духовным наследием, оно очень широко и в историческом, и в географическом масштабе. Если мы захотим охватить всё это сразу, то такое исследование вряд ли возможно. Серьёзное изучение литературы, созданной в этой отрасли, позволяет сделать следующие выводы: мы наблюдаем движение от общего к частному, т. е. не только общее изучение проблемы суфизма, целостное его исследование, но и специальное изучение его положения в конкретный исторический период с различных точек зрения.

Изучение источников суфизма, созданных в тот или иной период, показ их роли в духовно-нравственной среде того периода может дать возможность получения выводов в познания корней национальной духовности.

Исходя из вышеизложенного, мы сочли целесообразным провести фундаментальное исследование литературно-философских аспектов произведений «Канз ул-маориф» и «Хадикаи азхар», которые были созданы в XVШ-XIX вв. в Хорезме, так как в них нашло отражение тенденции и традиции суфизма того времени. Однако эти произведения ещё недостаточно глубоко изучены и не вошли в научный оборот.

Жизнь и творчество Бабаджана Санои не проанализированы с научной точки зрения, сведений об этом суфии тоже очень мало.

В СВР (Собрании восточных рукописей) дана характеристика двух его переводных произведений с фарси - «Девони манзум» и «Мехр ва мох»2. В докторской диссертации Н. Ками-лова осуществлено исследование некоторых его переводов3. В каталоге А. Насырова (хранится в Институте востоковедения Академии наук республики Узбекистан) Бабаджан упомянут в ряду литераторов Хорезма.

Мулла Бабаджан ибн Худойбердибек Ман-кит Санои (так его полностью звали) жил и творил в XIX в. в Хорезме. Он был имам-ха-тибом в мечети «Богча жомеъ» (сейчас этой мечети нет). Нам известны два его произведения на узбекском языке и четыре перевода персидских произведений. Эти произведения также хранятся в Институте востоковедения Академии наук. В настоящее время проводятся исследования жизни и творчества автора этих произведений в целях исследования эпохи, в которой он жил, изучаются все сведения, имеющие отношения к этому периоду времени.

Целями данного исследования являются:

- определить место и значение этих произведений в развитии и совершенствовании национальной духовности;

- доказать, что Бабаджан Санои, живший в XIX в., является выдающимся представителем узбекской литературы;

- показать его место в узбекской литературе;

- изучить и сопоставить творчество представителей литературы суфизма Хорезмской литературной среды того времени.

Исходя из требований национальной духовности, нравственного воспитания и литературно-эстетических воззрений, исследована жизнь и творчество святых и суфиев в целях воспитания гармонично развитой личности.

Последовательное издание суфийской литературы, ее освещение в средствах массовой информации пробуждает интерес к суфизму у

Изучение научного наследия Бабаджана Санои

73

молодых и старых. Всё это показывает, что в сознании нашего народа историческое духовное наследие не уступило место чуждым, искусственным ценностям. Безусловно, во всем этом решающую роль сыграли суфийские газели, тазкире, прекрасные монокибы, беседы.

Можно сделать вывод, что Бабаджан Санои был просветителем своей эпохи. Изучая его произведения, мы можем получить интересные сведения не только об авторе, но и в целом о социально-философской мысли того времени.

Примечания

1 Начиная с К—К вв. н. э., создавались всему миру известные труды в историческом и теоретическом аспектах, относящиеся к идеологии суфизма, такие как «Кита бут-тавасин» Хусейн ал-Халладжа, «Китаб ал-лума фит-

тасаввуф» Сарраж ат-Тусийа, «Ат-тааруф ли мазхаби ахли-т-тасаввуф» Абу Талиба Калаба-дийа, «Кут-ул-кулуб» (конец X в.) Абу Талиба Маккийа, «Табок;от ус суфия» Абдурахмона ас-Суламиййа, «Рисола фит-тасаввуф» Абдул-карима Кушариййа, «Кашф ул мажхуб» Аб-дулхасан Хужравиййа, «Манозил ус-сойирин», «Таба^от ус-суфия». В XП-XШ вв. вышли в свет «Китоб хикмат ал-ишро^» Я^ьё ас-Сухравардиййа (1155-1191), «Футух,оти Маккия» Мухиддин ибн ал-Арабиййа (1165-1240), которые являются классическими образцами суфийской философии.

2 Каталог «Собрание Восточных Рукописей», рассказы «Мех рва Мох» и «Девони манзум» в переводе Бабаджана Санои.

3 Комилов, Н. Хорезмская школа перевода : дис. ... д-ра филол. наук. М., 1988. С. 142-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.