Научная статья на тему 'Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях'

Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2352
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / SERVICE ACTIVITY / VALUES AND MOTIVES / MOTIVATIONAL MECHANISM / PROFESSIONAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осинцева А. В.

В статье представлены результаты исследования, позволяющие описать профессионально важные качества сотрудников органов внутренних дел и ценностно-мотивационные характеристики личности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of law enforcement officers' motivation in typical professional situations

The results of the investigation describing important professional qualities of law enforcement specialists, their values and motives are described by the author in this article.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях»

Раздел 8. Подготовка кадров для правоохранительных органов и научная жизнь высшей школы

изучение МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях

А.В. Осинцева

(старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики Тюменского юридического института МВД России, кандидат психологических наук;

osinzeva@bk.ru)

В статье представлены результаты исследования, позволяющие описать профессионально важные качества сотрудников органов внутренних дел и ценностно-мотивационные характеристики личности специалиста.

Ключевые слова: служебная деятельность, ценностно-мотивационные характеристики личности, мотивационный механизм, профессиональные ситуации.

Актуальность изучения мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях продиктована существующими реалиями. В последнее время значительный общественный резонанс вызывают случаи девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов, неправомерного применения сотрудниками органов внутренних дел (далее - ОВД) табельного оружия, превышения властных полномочий, нарушения дисциплины и законности и пр. Данные формы поведения реализуются в профессиональных ситуациях. Понятие «ситуация» довольно широко распространено в научных теориях, рассматривающих причины поведения. В изучении мотивационных механизмов личности выделяют ситуационный подход, который заключается в рассмотрении внешних переменных при изучении внутриличностных детерминант поведения и деятельности. «Изучение мотивации человека - это изучение факторов или сил, вызывающих то или иное поведение» [1, с. 207].

Ситуация (в переводе с франц. - положение, обстановка) - это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение.

Полное описание ситуации подразумевает выделение требований, которые предъявлены индивиду извне или выработаны им самим, выступая для него в качестве исходного. Реализация требований ситуации создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению [2, с. 739].

При исследовании типичных профессиональных ситуаций в деятельности сотрудников ОВД необходимо выделить типичные трудности, свойственные достаточно широкому кругу специалистов, изучить и сформулировать определенные требования, предъявляемые различными ситуациями, возникающими в деятельности сотрудников ОВД, описать с точки зрения просоциальной направленности профессиональной деятельности все элементы профессиональных ситуаций (цели, роли, концепты, правила и последовательность поведения), что даст возможность применить данные описания к оценке профессиональной пригодности кандидатов на службу в ОВД. Все перечисленные элементы в совокупности образуют целостную систему, где они отражают как объективные (внешние) аспекты ситуации, так и субъективные (внутренние), локализованные в сознании и психике индивида, связанные с его когнитивными представлениями о социальных (профессиональных) ситуациях.

Социальная активность человека представляет собой разрешение (решение) конкретной ситуации, которая содержит:

1. Объективные данные, в которых действует индивид (экономические, социальные, религиозные, интеллектуальные и пр. условия, которые в данный момент прямо или косвенно влияют на состояние сознания индивида).

2. Существующее семантическое пространство и имплицитная модель поведения в конкретной жизненной ситуации (установки, схемы, сценарии, шаблоны).

3. «Определение» ситуации.

Н.В. Гришина, вслед за У Томасом, используя и объективный, и субъективный подходы, описывает понятие (или процесс) «определения» ситуации, которое заключается в подчеркивании роли ситуационной обусловленности в поведении человека при акценте на возможности его адекватного объяснения лишь с помощью понимания субъективного значения ситуации для данного индивида [3, с. 121]. В известной степени когниции (индивидуальные представления) более важны, чем объективно изменяющиеся факторы ситуации.

Отношение человека к событиям и складывающимся обстоятельствам своей жизни, их эмоциональное переживание и значение в его жизни зависит от того, как он интерпретирует эту ситуацию. При этом влияние его субъективных представлений зачастую оказывается сильнее объективных обстоятельств. Интерпретируя внешние обстоятельства, человек придает им определенное значение, которое является его субъективной оценкой. Это и становится решающим фактором в отношении человека к внешним обстоятельствам. Таким образом, применительно к контексту профессиональной деятельности понятие «ситуация» может быть раскрыто через понятие «внутренний план профессиональной деятельности», которое, в свою очередь, подчеркивает значимость субъективных представлений в детерминации поведения в определенных профессиональных ситуациях. Следовательно, ситуация - это внешние обстоятельства в их восприятии и интерпретации человеком. В связи с этим

продуктивным как с эмпирической, так и с методологической точки зрения является сложившееся в исследованиях представление о том, что поведение субъекта в конкретной ситуации может быть описано с точки зрения того, стремится он к данной ситуации или избегает ее, насколько он готов действовать в данной ситуации, про-социальная или антисоциальная ли у него направленность и репертуар средств действия в данной ситуации, каковы его стили поведения и сценарии. Данная идея может быть использована для решения практических задач: профессионального отбора и диагностики профессиональной деформации сотрудников ОВД.

Используя выбранную логику рассмотрения проблемы профессиональной мотивации сотрудников ОВД с точки зрения субъектно-ситуационного подхода, следует проанализировать ситуацию в терминах измерений. Наиболее популярным способом поиска таких измерений ситуации является использование методов многомерного шкалирования, с помощью которого субъекты отмечают, насколько ситуации подобны одна другой, и лежащие в основе их оценок параметры могут быть выявлены статистически.

М. Аргайл выделил факторы, которые влияют на социальную ситуацию: 1) структура целей, 2) репертуар элементов, 3) правила, 4) последовательность поведения, 5) концепты, 6) окружающие условия, 7) роли, 8) навыки и трудности.

Целевая структура - это потребности, побуждения и мотивы, которые удовлетворяются в ситуации и формируют структуру.

Репертуар элементов. М. Аргайл говорит о том, что каждый базисный тип социальной ситуации имеет характерный репертуар элементов.

Элементы - это действия, необходимые для достижения целей.

Правила. М. Аргайл подчеркивает, что все ситуации управляются правилами. Правила должны быть усвоены как часть социализации, новыми членами организации или людьми из других культур. Прави-

ла развиваются таким образом, чтобы цели ситуации могли быть достигнуты.

Последовательность поведения. Поскольку ситуации имеют характерные репертуары элементов, они должны иметь и характерную последовательность этих элементов. Последовательность действий ведет к достижению целей участников.

Роли. Большинство ситуаций содержит набор разных ролей, то есть имеются позиции, для которых существуют разные схемы поведения и разные правила. Обычно роли обсуждаются в связи с социальной организацией, которая имеет роли.

Концепты. Имея дело с людьми, индивиды используют личностные конструкты, явные измерения, отражающие их основные ориентации - классовые, интеллектуальные и т.д. Связи между их конструктами образуют «имплицитные теории личности» относительно того, как одни конструкты связаны с другими (например, классовые различия и интеллект). Мы можем ожидать, что люди будут социально компетентными в ситуациях; если они отличаются когнитивной сложностью, то есть используют набор независимых конструктов.

Физическая среда. Было показано, что аспекты физической среды оказывают влияние на поведение.

Навыки и трудности. Каждая социальная ситуация представляет определенные трудности, и необходимы конкретные социальные навыки, чтобы справиться с ними [4, с. 178-188].

Н.В. Гришина (2001) делает акцент на «субъективном восприятии ситуации индивидом, основанном на его индивидуальном, персональном “языке”, на котором он разговаривает с этим миром» [5, с. 23]. Поэтому все перечисленные элементы отличаются тем, что не имеют характера всеобщности, а заключают в себе преимущественно индивидуально-психологический смысл. В соответствии с выбранной логикой, когда рассуждения о поступке (проступке) в профессиональной деятельности сотрудника ОВД следует вести с точки зрения решающего значения когнитивной сферы личности, необходимо еще раз под-

черкнуть, что между человеком и условиями (обстоятельствами) его жизни существует неразрывная связь.

Сочетание объективных обстоятельств жизни человека, влияющих на его поведение в данный момент, принято называть конкретной жизненной ситуацией [6, с. 163]. Социальная ситуация - это набор ценностей (объективные элементы социальной жизни) и установок (субъективные характеристики членов социальной группы), с которыми индивид имеет дело в процессе активности, в соответствии с ними эта активность планируется, и ее результаты оцениваются [7, с. 121].

В своей деятельности сотруднику органов внутренних дел часто приходится сталкиваться с проблемой выбора (профессиональные ситуации, связанные с применением огнестрельного оружия, физической силы, наличие соблазнов в виде присвоения вещественных доказательств и ценных улик, а также возможности дополнительного дохода в форме взяток и коррупционных связей ставят личность сотрудника милиции в состояние личностного выбора на основе иерархии собственных мотивов). Каждая конкретная активность представляет собой решение ситуации, поэтому, анализируя выбор сотрудника милиции в сторону нарушения закона и дисциплинарных требований, следует, во-первых, тщательно изучить весь спектр его мотивов, найти среди них основные мотивы (доминантные, доминирующие) и дополнительные (субдоминантные, подчиненные); во-вторых, разработать необходимый инструментарий исследования внут-риличностных категорий и образований (представлений, смыслов, имплицитных мотивов) кандидатов на службу в органы внутренних дел, позволяющий вычленять из субъективного мира испытуемых имплицитные конструкции, описывающие смыслы и отношения субъектов, актуализирующиеся в конкретных профессиональных ситуациях.

Влияние конкретной жизненной ситуации на поведение состоит в следующем:

а) она объективно ставит человека перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного) - соответственно происходит «внутриличностная работа», основанная на эффектах мотивационной динамики;

б) обусловливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом

- соответственно влияет на формирование установки.

Таким образом, конкретная жизненная ситуация является субъективно оцениваемыми объективными обстоятельствами жизни человека.

Эмпирической целью исследования явилось изучение мотивационно-смысловой сферы сотрудника ОВД в типичных профессиональных ситуациях; основной задачей - изучение субъективного семантического пространства в системе координат «личность - среда» у сотрудников органов внутренних дел, отнесенных к контрастным группам.

Данная часть исследования направлена на проверку предположения о том, что когнитивные структуры и образования (имплицитные представления о профессиональной деятельности, мотивы (образы) профессиональной деятельности) взаимодействуют с элементами профессиональной ситуации и проявляются в личностном выборе в профессиональной деятельности и совершении проступка.

Единицами анализа выступили профессиональные мотивы, объектами шкалирования - типичные профессиональные ситуации, в которых экспериментально задавалась необходимость личностного выбора и решения ситуации. Общее количество участников эксперимента (с экспертами и испытуемыми) составило 112 человек. На первом этапе исследования был разработан опросник-интервью, состоящий из трех блоков вопросов, направленных на выявление характеристик образа, служебной деятельности и типичных профессиональных ситуаций сотрудника ОВД. Опрос проводился в форме фокус-групп, в которых участвовали курсанты 1-х, 3-х и

4-х курсов ТЮИ МВД России, сотрудники ОВД Тюменской области, стаж работы которых составил от 10 до 15 лет.

Второй этап состоял в анализе типичных ситуаций профессиональной деятельности сотрудников ОВД по результатам методики «фокус-группа». Наиболее часто встречаемые ситуации были объединены, обобщены и описаны словесно. Также был составлен подробный список возможных мотивов профессиональной деятельности сотрудников ОВД. На третьем этапе экспертам был предложен список полученных мотивов и перечень ситуаций профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Из предложенных мотивов и ситуаций были отобраны 44 мотива и 6 ситуаций. Полученный перечень типичных профессиональных ситуаций, вызывающих необходимость личностного выбора сотрудника экспертным путем (с привлечением 10 экспертов), был расширен до 11 ситуаций с применением функционального отбора*. На четвертом этапе была проведена процедура изучения мотивов личности сотрудника ОВД в типичных профессиональных ситуациях, для чего был подготовлен стимуль-ный материал, который состоял из: списка типичных профессиональных ситуаций в деятельности сотрудника ОВД; бланка методики семантического дифференциала (СД), направленного на изучение мотивов профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Семантический дифференциал

- основной инструмент данной части исследования - применялся на испытуемых контрольной и экспериментальной группы, куда были включены действующие сотрудники различных подразделений ГУВД по Тюменской области, а также сотрудники ОВД, находящиеся под психолого-педаго-гическим наблюдением (группа риска) за совершение различных дисциплинарных нарушений. Всего в данной части исследования приняло участие 47 человек.

При изучении мотивационных образований у исследователя существует ограниченная возможность применения

* В перечень вошли ситуации, описанные на основе статей 10, 11, 13 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции».

традиционного подхода экспериментальной психологии в плане предсказания поведения. Индивид в эксперименте является поставщиком данных, и в этом смысле заменяет собой «измерительный прибор». Поэтому исследование с использованием семантического дифференциала является экспертометрикой, т.е. измерением посредством экспертных оценок. Семантический дифференциал является процедурой построения субъективных пространств, что освобождает результаты исследования (эмпирическую модель системы значений

- категориальной структуры субъективного опыта) от влияния системы значений самого исследователя. «При традиционном подходе к измерению индивидуальных различий индивид рассматривается как точка в пространстве диагностических параметров, заданных исследователем, при экспериментально-психосемантическом подходе индивид как бы оказывается носителем особого пространства, заданного им самим, - пространства индивидуальных значений» [8, с. 34].

Методы экспериментальной психосемантики, а именно СД, являются более релевантными таким теоретико-методологическим схемам, в которых постулируется активный характер психического отражения, в которых индивид предстает как самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система - как субъект деятельности. При использовании психосемантических методов исследования, означивая ситуацию, приписывая ее объектам определенные значения, субъект фактически актуализирует определенные алгоритмы поведения в отношении этих объектов. Объективный метод в психологии не может быть построен без решения задачи эмпирического моделирования «субъективных квазипространств» (В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, 1977), или «образа Мира» (А.Н. Леонтьев, 1975) в его семантической организованности (Б.Ф. Ломов)

[9; 10; 11].

Кроме того, с точки зрения реализации психометрических принципов диагностики и изучения поведения человека представляется существенной необходи-

мость точности психологического измерения [12]. Особенности семантического дифференциала позволяют снизить влияние системы значений экспериментатора на формирование модели субъективных значений испытуемого. Необходимо также отметить еще один из положительных моментов психосемантических методов исследования мотивации личности, к которым относится семантический дифференциал. Он позволяет снизить эффект «социальной желательности», который выражается в стремлении испытуемого при процедуре психодиагностики показать себя в более выгодном свете, переоценить свои особенности, приукрасить себя. Снижение эффекта «социальной желательности» достигается за счет неявной для испытуемого цели исследования, нестандартной процедуры получения сведений (отличной от ситуации «вопрос - ответ») и отсутствия четких задач для испытуемого, ориентирующих его на рефлексивный анализ поведенческих интенций.

В нашем случае семантический дифференциал был направлен на изучение семантического субъективного пространства испытуемых контрастных групп. Каждый стимульный объект из набора ситуаций получил в эксперименте некоторое регулярное разнообразие значений по различным субъективным характеристикам мотивационной сферы личности сотрудников ОВД. Дескрипторный ряд СД составили 44 высказывания, отражающие мотивы профессиональной деятельности, объектами шкалирования выступили типичные ситуации профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Содержание де-скрипторного ряда и объектов шкалирования (ситуаций) было сформулировано на основе результатов, набранных методами фокус-групп, контент-анализа, а также экспертным путем.

Описание ситуаций

Ситуация 0. Сотрудник ОВД в рабочее время находится на службе в ситуации отсутствия необходимости выполнения какой-либо работы.

Ситуация 1. На одной из городских улиц в центре города сотрудник ОВД пре-

Юридическая наука и правоохранительная практика следует несколько лиц, только что совершивших грабеж. При себе сотрудник имеет табельное оружие. После неоднократных требований остановиться преступники продолжают бежать.

Ситуация 2. Сотрудник ОВД допрашивает подозреваемого с целью установления его причастности к ограблению. При проведении допроса не удается получить желаемой информации, поскольку допрашиваемый дает показания, противоречащие имеющимся сведениям.

Ситуация 3. Сотрудник ОВД получил поручение о проведении в десятидневный срок отдельных оперативно-розыскных мероприятий. Однако он задействован в выполнении других срочных мероприятий и не может своевременно выполнить данных действий.

Ситуация 4. Сотрудник ОВД задержал гражданина за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Гражданин стал предлагать сотруднику деньги за то, чтобы он его отпустил.

Ситуация 5. Сотрудник ОВД остановил гражданина для проверки документов. Гражданин сказал, что у него с собой нет ни паспорта, ни каких-либо других документов, и стал выражаться нецензурной бранью в адрес представителя власти.

Ситуация 6. В выходной день сотруднику ОВД позвонили с работы и сообщили о необходимости прибытия в связи с задержанием нескольких лиц и задачей установления их причастности к совершению преступлений.

Ситуация 7. Гражданин был задержан по подозрению в совершении кражи. По месту жительства гражданина было изъято похищенное имущество, принадлежащее пострадавшему, а также значительное количество предметов компьютерной и оргтехники. Хозяева лазерного принтера, ноутбука и жидкокристаллического монитора не были установлены. В течение длительного времени данные вещи находились у сотрудника ОВД. Ему понадобилось срочно приобрести персональный компьютер для своего ребенка.

Ситуация 8. Во время работы над ведением дела (раскрытием, расследованием преступления) сотруднику ОВД позвонил хороший знакомый с просьбой о положительном влиянии на ход дела в пользу подозреваемого (обвиняемого).

Ситуация 9. В дежурную часть ОВД с заявлением о пропаже трех фляг для хранения жидкости обратилась пенсионерка. В настоящее время в данном отделе было зафиксировано большое число нераскрытых преступлений.

Ситуация 10. Сотрудник милиции получил задание провести отдельные розыскные мероприятия по уголовному делу. Времени для выполнения поручения достаточно. Особых причин для невыполнения задания в настоящий момент у него нет.

Помимо фокус-групп, контент-анализа, экспертных оценок, функционального анализа, СД, метода межгруппового сравнения (замеры разных категорий сотрудников (КГ - успешные, ЭГ - находящиеся под психолого-педагогическим наблюдением («группа риска»), было применено математическое моделирование, которое позволяет с помощью математических процедур вскрыть неявные основания, на которые опираются эксперты, вынося суждения о понятиях, тем самым актуализируя оценочные реакции на объект, свойственные определенной группе респондентов, и выявить смысловые и ценностно-мотивационные установки, упаковки жизненного опыта, соответствующие глубокому уровню сознания. Используемые в качестве объектов шкалирования характеристики личностного выбора в профессиональных ситуациях, при математической реконструкции неявных оснований, попадают в те места семантического пространства, которые соответствуют высокому сгущению значений (смыслов). Получив от испытуемых матрицы данных, мы можем измерить отношения между субъективными характеристиками на данном множестве стимуль-ных объектов (субъективное пространство характеристик). Сложный характер процессов, которые обеспечивают принятие решения в условиях конкуренции мотивов в профессиональных ситуациях, требую-

щих личностного выбора, повышает необходимость учета большого количества актуализированных характеристик мотивационного механизма личности, а именно учета следующих переменных:

- разной силы мотивов личности и мотиваторов;

- факторов, влияющих (усиливающих или ослабляющих) на действие мотивов и мотиваторов в заданных профессиональных ситуациях;

- зависимости мотиваторов от актуальных контекстов на макро- и микросоци-альных уровнях реализации индивидуального поведения.

Указанные показатели необходимо ввести в модель, которая будет описывать просоциальную или антиобщественную направленность мотивационной сферы личности сотрудника ОВД и одновременно показывать реальные человеческие пласты субъективного опыта и личностного выбора на следующих уровнях:

а) уровень представлений в сознании человека о повседневной жизни, содержащих характеристику предметов и свойств (семантические формулы);

б) уровень имплицитных моделей того или иного фрагмента реальности, к которой обращается человек (конструкты);

в) уровень глубокого, неосознаваемого отражения действительности, несущего в себе ядерные структуры представлений, и готовности субъекта воспринимать мир или действовать в нем тем или иным образом (базовые допущения) [13, с. 84].

В описании мотивационного механизма, отвечающего за выбор просоциального или антиобщественного поступка, была использована искусственно созданная модель, по своим характеристикам сходная с реальным изучаемым объектом. Для этого экспертным путем были заполнены бланки разработанного ранее семантического дифференциала, направленного на изучение мотивов профессиональной деятельности сотрудников ОВД, но с измененной инструкцией, когда экспериментатор просил описать профессиональную мотивацию, проявляющуюся в типичных ситуациях сотрудника ОВД:

а) просоциальной направленности (или успешного в профессии, идеального сотрудника ОВД);

б) сотрудника антиобщественной направленности, склонного к девиантному поведению.

После сбора эмпирического материала были сконструированы две контрастные модели (эталонная и девиантная), которые послужили отправной точкой для сравнения их с семантическими пространствами, полученными при изучении профессиональной мотивации сотрудников ОВД, включенных в группы испытуемых (практических работников ОВД, сотрудников, находящихся в группе повышенного психолого-педагогического внимания («группе риска»). Моделирование в данном случае позволило реконструировать качественную специфику моделируемого объекта, получить измерительные возможности (использовать количественные характеристики объекта), на наглядном материале описать мотивационно-смысловые категории и образования, включенные в смысловую сферу личности. Использование перечисленных функций математического моделирования позволило делать выводы о вероятностном поведении (поступке или проступке) в заданных типичных профессиональных ситуациях. Использованная модель по предложенной классификации В.В. Никандрова (2003) является структурной, образной и ситуационной [14, с. 1418]. Образная модель является идеальным представлением изучаемого объекта в сознании человека (в нашем случае представляется два диаметрально противоположных типа профессиональной мотивации). Структурная модель имитирует внутреннюю организацию объекта-прототипа (в нашем случае имитируется субъективное семантическое пространство, элементами которого являются имплицитные мотивы). Ситуационная модель позволяет искусственным путем представить реальные обстоятельства существования изучаемого объекта (в нашем случае изучается профессиональная мотивация с учетом влияния на нее внешних факторов, обусловливающих актуализацию мотивов в типичных про-

фессиональных ситуациях). Использование модели описанного типа позволяет обеспечивать прогнозирование поведения изучаемого объекта и применять разработанный психосемантический инструмент для психодиагностического обследования личности сотрудника ОВД с целью изучения скрытой (имплицитной) мотивации.

Далее производилось применение разработанного ранее психодиагностического инструмента с использованием схемы межгруппового сравнения. Этот метод позволил выявить в данных специфические характеристики мотивационно-смысловой сферы сотрудников органов внутренних дел различных категорий.

Расстояния в семантических пространствах мотивационной сферы сотрудников ОВД в сравнении с эталонной и девиантной моделью. Показатели для сопоставления семантических пространств испытуемых разных групп в соотнесении с эталонной моделью (таблица 1) были получены следующим образом. Сначала был произведен расчет суммы показателей силы каждого из всех 44 мотивов-дескрипторов в усредненных матрицах сотрудников ОВД контрольной и экспериментальной группы и эталонной модели. Из списка мотивов эталонной модели для анализа были взяты те мотивы, показатели которых вышли за пределы 10 единиц (общий размах шкалы в данном случае составил от 0 до 11).

гтч Г" л **

Таблица 1 .

Расстояние в семантическом пространстве мотивационной сферы сотрудников ОВД КГ и ЭГ в сравнении с эталонной моделью профессиональной мотивации

Мотивы-дескрипторы, значения которых выше 10 единиц Ср. знач. силы мотивов эталонной модели Ср. знач. силы мотивов у сотрудников ОВД (КГ) Ср. знач. силы мотивов у сотрудников ОВД (ЭГ) Расстояние от эталона до КГ Расстояние от эталона до ЭГ

социальная значимость работы 11 2,22 0,62 8,78 10,38

быть лучшим в работе 10,5 1,07 0,56 9,43 9,94

соблюдать закон 10,5 5,35 3,56 5,15 6,94

поскорее раскрыть преступление 10 2,75 1,01 7,25 8,99

наказать виновного 9 3,03 1,94 5,97 7,06

повысить свой профессиональный уровень 10,5 1,95 1,18 8,55 9,32

быть примером для других 10,5 1,55 1,38 8,95 9,12

оправдать надежды населения 10,5 1,93 0,93 8,57 9,57

отработать зарплату 10,5 0,93 0,5 9,57 10

предотвратить правонарушение 10,5 2,34 1,44 8,16 9,06

выполнить долг перед Родиной 10,5 1,2 1,75 9,3 8,75

выполнять свои служебные обязанности 10,5 5,54 3,06 4,96 7,44

оказывать помощь людям 10,5 1,58 0,94 8,92 9,56

быть спокойным, уравновешенным 10,5 2,53 2,06 7,97 8,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальная значимость работы 11 2,22 0,62 8,78 10,38

** Курсивом выделены наиболее значимые расстояния в семантическом пространстве мотивационной сферы сотрудников ОВД КГ и ЭГ в сравнении с эталонной моделью профессиональной мотивации.

Далее расчет семантического расстояния производился с помощью подсчета разницы средних показателей силы мотива эталонной модели и показателя в контрольной и экспериментальной группах. Из таблицы 2 видно, что по всем анализируемым мотивам наибольшую разницу в сравнении с просоциальной моделью составили показатели силы мотивов сотрудников из числа «группы риска». Это говорит о большей удаленности смысловых категорий и образований сотрудников экспериментальной группы от эталонной модели.

ГХ1 /— Л***

Таблица 2 .

Расстояние в семантическом пространстве мотивационной сферы сотрудников ОВД КГ и ЭГ в сравнении с девиантной моделью профессиональной мотивации

Мотивы-дескрипторы, значения которых выше 10 единиц Ср. знач. силы мотивов девиантной модели Ср. знач. силы мотивов у сотрудников ОВД (КГ) Ср. знач. силы мотивов у сотрудников ОВД (ЭГ) Расстояние от эталона до КГ Расстояние от эталона до ЭГ

использовать властные полномочия 10 0,97 1,06 903 8.94

демонстрировать силу и превосходство 11 0,49 0,62 10.91 9.43

получить материальное вознаграждение 10,5 1,04 0,12 896 9.88

не тратить время и силы 10 0,7 0,5 9.3 9.5

сохранить свою жизнь, а также жизнь родных и близких 11 0,93 0,5 10.07 10.5

сохранить душевное равновесие 10 1,32 1,52 8.68 8.48

Мотивационно-смысловые образования сотрудников ОВД контрольной группы наиболее приближены к модели просоциальной направленности профессиональной деятельности. Этот результат подтверждает и статистическая обработка усредненных матриц данных испытуемых контрольной группы в сравнении с эталонной моделью, после которой стало очевидным сходство смыслового пространства искусственно созданной просоциальной модели идеального (успешного) сотрудника ОВД. Результаты показали, что статистически достоверных различий мотивов профессиональной деятельности у сотрудников ОВД (КГ) и мотивов, заложенных в просоциальную модель, нет. При сравнении показателей эталонной и девиантной моделей были получены статистически достоверные результаты различий по всем 10 ситуациям, кроме нулевой.

Аналогичным образом был произведен расчет расстояний в семантических пространствах мотивационной сферы испытуемых в сравнении с девиантной моделью (криминальный тип профессиональной мотивации), который показал, что наиболее удаленными от суммарных значений, полученных по дескрипторам во всех типичных профессиональных ситуациях девиантной модели, оказались средние суммарные значения мотивов сотрудников из числа контрольной группы, не включенных в «группу риска».

*** Курсивом выделены наиболее значимые расстояния в семантическом пространстве мотивационной сферы сотрудников ОВД КГ и ЭГ в сравнении с эталонной моделью профессиональной мотивации.

Исключение составил лишь дескриптор «получить материальное вознаграждение», по которому расстояние к девиантной модели приближено на 0,92 единицы у испытуемых контрольной группы.

Из таблицы 2 видно, что в перечень анализируемых мотивов-дескрипторов, показатель средней силы которых вышел за пределы 10 единиц, вошли отрицательные характеристики профессиональной мотивации сотрудников ОВД. Результаты статистической обработки показали, что достоверных различий мотивов профессиональной деятельности у сотрудников ОВД (ЭГ) и мотивов, заложенных в девиантную модель, нет.

Таким образом, мы использовали метод межгруппового сравнения и математического моделирования, которые позволили получить нам результаты, изображенные на рис. 1.

Рисунок 1.

Обобщенные результаты статистической обработки мотивационных образований

сотрудников ОВД КГ и ЭГ

Эталонная

модель

статистические различия по десяти типичным профессиональным ситуациям

Девиантная

модель

статистических различии нет

статистических различий нет

Сотрудники ОВД, не отнесенные к «группе риска» (КГ)

статистические различия по трем типичным профессиональным ситуациям

Сотрудники, отнесенные к «группе риска» (ЭГ)

Статистический анализ результатов говорит о том, что искусственно заданные модели действительно имеют разнонаправленную тенденцию, так как по всем ситуациям, в которых была заложена необходимость выбора и разрешения, получены статистически значимые различия. Статистически значимых различий не обнаружено при сравнении семантических пространств «группы риска» и девиантной модели, а также при сравнении представлений сотрудников ОВД из контрольной группы и эталонной модели. Это говорит о том, что разработанный нами инструментарий изучения мотивационной сферы позволяет достаточно точно осуществлять диагностику мотивационных образований, включенных в профессионально-мотивационную сферу личности.

Таковых не обнаружено при сравнении семантических пространств «группы риска» и девиантной модели, а также при сравнении представлений сотрудников ОВД из контрольной группы и эталонной модели (см. рис. 1). Это говорит о том, что разработанный нами инструментарий изучения мотивационной сферы позволяет достаточно точно осуществлять диагностику мотивационных образований, включенных в профессионально-мотивационную сферу личности.

Анализ психосемантических категорий и образований у группы сотрудников ОВД и сотрудников ОВД, отнесенных к «группе риска», показал статистически достоверную разницу по трем ситуациям (допрос, срочное поручение, необходимость прибытия на службу в выходной день). Качественные различия состоят в том, что структурно-содер-

жательные характеристики профессиональной мотивации сотрудников ОВД, не отнесенных к «группе риска» обладают большей размерностью и высокими показателями силы просоциальных мотивов, расположенных в субъективном смысловом пространстве мотивационной сферы. В наибольшей степени просоциальные мотивы (соблюдать закон, выполнять свои служебные обязанности, быть примером в работе, раскрыть преступление, выполнить долг перед Родиной, оправдать надежды населения, повысить раскрываемость преступлений) выражены у сотрудников ОВД, не отнесенных к «группе риска». Выявлена низкая мотивационная включенность в профессиональную ситуацию у испытуемых экспериментальной группы.

Построение семантических пространств мотивационной сферы сотрудников ОВД разных групп в сравнении с эталонной моделью профессиональной мотивации (просоциальный тип) и девиантной моделью (криминальный тип) показало, что наиболее удаленными от значений, полученных по дескрипторам во всех типичных профессиональных ситуациях в просоциальной модели, оказались значения мотивов сотрудников из числа «группы риска». Значения мотивов сотрудников ОВД, включенных в «группу риска», наиболее приближены к значениям, полученным по дескрипторам во всех типичных профессиональных ситуациях в девиантной модели.

Статистические результаты изучения семантических пространств (см. рис. 1) дают основание утверждать, что созданный психосемантический инструмент исследования позволяет изучить мотивационную сферу личности сотрудника ОВД, выявить его деструктивную направленность и мотивационную включенность в профессиональные ситуации.

Исследовательским путем на эмпирическом материале удалось показать, что применение семантического дифференциала позволяет добиться:

- снижения влияния системы значений экспериментатора на формирование

модели субъективных значений испытуемого;

- снижения эффекта «социальной желательности», которое достигается за счет неявной для испытуемого цели исследования, нестандартной процедуры получения сведений (отличной от ситуации «вопрос-ответ») и отсутствия четких задач для испытуемого, ориентирующих его на рефлексивный анализ поведенческих интенций.

В настоящее время осуществляется работа по созданию компьютерной версии психодиагностического метода изучения мотивации сотрудников ОВД в типичных профессиональных ситуациях.

1. Лефрансуа Г. Формирование поведения человека. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. 278 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

2. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Мн.: Харвест, 1997. 800 с.

3. Гришина Н.В. Психологические социальные ситуации // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.

4. Аргайл М. Основные характеристики ситуаций / сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. 416 с. (Сер. «Хрестоматия по психологии»).

5. Психология социальных ситуаций: хрестоматия / общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. 416 с. (Сер. «Хрестоматия по психологии»).

6. Криминология: учебник / под. ред.

В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 734 с.

7. Гришина Н.В. Психологические социальные ситуации // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.

8. Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 34-46.

9. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7. С. 109-125.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

11. Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. 1982. № 1. С. 18-30.

12. Майкл Фер Р., Верн Р Бакарак. Психометрика: Введение / пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попова; под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. 445 с.

13. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 390 с.

14. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. 55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.