Научная статья на тему 'Изучение, классификация и хранение фотоколлекций (на примере фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук)'

Изучение, классификация и хранение фотоколлекций (на примере фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ / ЭКСПЕДИЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФОТОКОЛЛЕКЦИЙ / ФОТОТЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Псянчин Айбулат Валиевич, Исламова Резеда Харисовна

В статье рассматриваются проблемы изучения, классификации и хранения визуальных источников (фотодокументов). Этнографические коллекции, как правило, представляют собой материалы для исследования, когда автор при фотографировании руководствовался методикой создания иллюстрации и источника. В частности, при изучении традиционной культуры и жизни народов исследователь основывается на полевых материалах и др. исторических документах. К изучению фотографии как самостоятельного этнографического источника информации обращались редко, т.к. этот вид документальных материалов активно использовался в иллюстративных целях. Несмотря на это, методы визуальных исследований начинают пользоваться все большей популярностью у социологов, антропологов, этнографов, культурологов и искусствоведов, т.к. они позволяют не только запечатлеть современное состояние реальности, но и окунуться в мир интерпретаций и разгадок того, что ушло в прошлое. В многообразии методологических вопросов все более актуальным, с источниковедческой точки зрения, становится вопрос о специфических методах изучения, анализа и использования в исследованиях визуальных источников разных периодов. Таким образом, привлечение к более подробному изучению этнографической фотографии позволяет значительно расширить источниковедческую базу для исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Псянчин Айбулат Валиевич, Исламова Резеда Харисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING, CLASSIFICATION AND STORAGE OF PHOTO COLLECTIONS (on the Example of the Photograph Library of the Department of Ethnology of the Institute of History, Language and Literature, Ufa Scientific Center, the Russian Academy of Sciences)

The article deals with the study of the problems of classification and storage of visual sources (documentary photographs). Ethnographic collections, as a rule, are materials for study, when the author was guided while photographing by method of creating illustrations and sources. In particular, when studying traditional culture and life of peoples the researcher bases himself on field materials and other historical documents. Photography as a separate source of ethnographic information has been accessed rarely, since this type of documentary material was used quite actively for illustrative purposes. In spite of it methods of visual studies enjoy increasingly popularity among sociologists, physical anthropologists, ethnographers, culturologists, art historians, since they allow not only to capture the current state of reality, but also plunge into the world of interpretation and provide clues of what has been left in the past. In the variety of methodological issues it becomes increasingly important from the point of view of source matter specific methods of study, analysis and using visual sources from different periods in studies. So, involvement of ethnographic photographs to the more detailed study can significantly extend the base of sources for research.

Текст научной работы на тему «Изучение, классификация и хранение фотоколлекций (на примере фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук)»

А.В. Псянчин, Р.Х. Исламова УДК 39 (084.121)

ИЗУЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ФОТОКОЛЛЕКЦИЙ

(на примере фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук)

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы изучения, классификации и хранения визуальных источников (фотодокументов).

Этнографические коллекции, как правило, представляют собой материалы для исследования, когда автор при фотографировании руководствовался методикой создания иллюстрации и источника. В частности, при изучении традиционной культуры и жизни народов исследователь основывается на полевых материалах и др. исторических документах.

К изучению фотографии как самостоятельного этнографического источника информации обращались редко, т.к. этот вид документальных материалов активно использовался в иллюстративных целях. Несмотря на это, методы визуальных исследований начинают пользоваться все большей популярностью у социологов, антропологов, этнографов, культурологов и искусствоведов, т. к. они позволяют не только запечатлеть современное состояние реальности, но и окунуться в мир интерпретаций и разгадок того, что ушло в прошлое.

В многообразии методологических вопросов все более актуальным, с источниковедческой точки зрения, становится вопрос о специфических методах изучения, анализа и использования в исследованиях визуальных источников разных периодов.

Таким образом, привлечение к более подробному изучению этнографической фотографии позволяет значительно расширить источниковедческую базу для исследований.

Ключевые слова: визуальный источник, этнографическая фотография, экспедиция, классификация, систематизация фотоколлекций, фототека

Aybulat V. Psyanchin, Rezeda Kh. Islamova

STUDYING, CLASSIFICATION AND STORAGE OF PHOTO COLLECTIONS

(on the Example of the Photograph Library of the Department of Ethnology of the Institute of History, Language and Literature, Ufa Scientific Center, the Russian Academy of Sciences)

Abstract

The article deals with the study of the problems of classification and storage of visual sources (documentary photographs). Ethnographic collections, as a rule, are materials for study, when the author was guided while photographing by method of creating illustrations and sources. In particular, when studying traditional culture and life of peoples the researcher bases himself on field materials and other historical documents.

Photography as a separate source of ethnographic information has been accessed rarely, since this type of documentary material was used quite actively for illustrative purposes. In spite of it methods of visual studies enjoy

Псянчин Айбулат Валиевич, доктор географических наук, профессор, директор Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН (Уфа), e-mail: psyanchin@mail.ru

Исламова Резеда Харисовна, аспирант отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН (Уфа), e-mail: isrezeda@gmail.com

Aybulat V. Psyanchin, Prof. Dr.Sc. (Geography), Head of the Institute of History, Language and Literature of the Ufa Scientific Center, the Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: psyanchin@mail.ru

Rezeda Kh. Islamova, Postgraduate Student at the Department of Ethnology, the Institute of History, Language and Literature of the Ufa Scientific Center, the Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail:isrezeda@ gmail.com

© Псянчин А.В., Исламова Р.Х., 2016

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/4 (74)

increasingly popularity among sociologists, physical anthropologists, ethnographers, culturologists, art historians, since they allow not only to capture the current state of reality, but also plunge into the world of interpretation and provide clues of what has been left in the past. In the variety of methodological issues it becomes increasingly important from the point of view of source matter specific methods of study, analysis and using visual sources from different periods in studies. So, involvement of ethnographic photographs to the more detailed study can significantly extend the base of sources for research.

Key words: visual source, ethnographic photo, expedition, classification, systematization of photographic collections, photo library

Формирование Академического центра и др. научно-исследовательских учреждений в 1922 году способствовало организации и проведению этнографических исследований в Башкортостане в 20-е гг. XX столетия [6, с. 43]. Эти исследования были продолжены с созданием в 1932 году Башкирского института национальной культуры (сейчас Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН).

В конце 1950-х гг. академические этнографические исследования получили новый импульс [5, с. 153]: создан сектор археологии и этнографии в ИИЯЛ Башкирского филиала АН СССР, сложился костяк исследователей во главе с Р.Г. Кузеевым1, началось систематическое изучение культуры и языка башкир и других народов Башкортостана.

Одним из важнейших итогов деятельности этнографов Института является фототека Отдела этнологии, которая начала формироваться с конца 50-х гг. XX столетия. Ее основу составили уникальные фотоколлекции по тюркским, восточнославянским и финно-угорским народам Урало-Поволжья.

Следует отметить, что само развитие фотографического искусства в регионе в конце XIX - начале XX вв. во многом было связано с началом научного познания территории. Этнографическая фотография характеризует особенности бытования предметов в определенное время и связанные с ними обстоятельства их собирательства [2, с. 125]. Следовательно, процесс формирования коллекций этнографических фотографий в региональном музее рассматривается в контексте культурно-исторического процесса, главным участником которого выступает личность.

Этнографические фотоколлекции играют важную роль для гуманитарной науки. Они, как правило, представляют собой материалы, созданные специально для изучения, когда автор при фотографировании руководствовался определенной методикой исследования иллюстрации и источника применительно к науке [3, с. 59].

В первом десятилетии XX века тема визуального источниковедения продолжает развиваться и интерес к ней возрастает. Это связано

с технологическим прорывом в области информационных систем, созданием более совершенных форм и способов визуального наблюдения и фиксации информации. На фоне этих стремительных изменений начинает формироваться самостоятельное направление научных исследований - «визуальная антропология». Она начиналась как этнографическое, документальное кино, а сегодня охватывает все сферы и способы визуального наблюдения и фиксации информации (кино, видео, фото), разные жанры от бытовых съемок до профессиональных документальных материалов и др., включая «игровое кино» [4].

Как правило, исследователь при изучении традиционной культуры и жизни народов основывается на различные полевые материалы, научную литературу, нарративные источники и др. Привлечение к изучению такого обширного этнографического источника, как фотографии, позволяет значительно расширить источниковедческую базу. Одной из особенностей изучения данных материалов является то, что они либо недостаточно изучены, либо мало привлекаются исследователями.

В многообразии методологических вопросов более актуальным, с источниковедческой точки зрения, становится вопрос о специфических методах изучения, анализа и использования в исследованиях визуальных источников разных периодов [1]. Имеющиеся в этой области разработки еще не стали всеобщим и необходимым элементом в процессе общепрофессиональной подготовки историков и этнографов [6, с. 111]. Поэтому к изучению фотографии как самостоятельного этнографического источника информации обращались достаточно редко, т.к. этот вид документальных материалов активно использовался в иллюстративных целях, добытых из источников другого типа и вида, в основном письменных или непосредственных наблюдений. Несмотря на это, методы визуальных исследований начинают пользоваться все большей популярностью у социологов, антропологов, этнографов, культурологов и искусствоведов, т.к. они позволяют не только запечатлеть современное состояние реальности, но и окунуться в

1 Кузеев Раиль Гумерович - этнолог, историк-востоковед, член-корреспондент РАН.

60

Псянчин А.В., Исламова Р.Х.

мир интерпретаций и разгадок того, что ушло в прошлое.

Исследуя источниковедческие аспекты использования визуальных источников, нельзя забывать о том, что за последние тридцать лет фототека Отдела этнологии ИИЯЛ продолжает пополняться.

Анализируя содержание коллекций фототеки, следует отметить, что центральное место в ней отводится материалам, которые отображают культуру башкирского народа. В области материальной культуры представлены народная одежда и украшения, домашняя утварь и система питания, жилища и поселения, традиционный народный транспорт; в области духовной культуры - семейные праздники, традиции и обычаи; в области народного творчества - народные танцы и пляски, традиции художественного творчества, а также многообразие форм прикладного искусства, хозяйственной деятельности башкирского народа.

Определенный интерес представляют коллекции, где можно рассмотреть и изучить приемы и способы декоративной отделки различ-

ных материалов - дерева, металла, камня, кожи, шерсти, растительного волокна и т.д., которые характеризуют ковроделие и узорное ткачество, различные виды вышивки, аппликацию, узорную вязку, ювелирное дело, художественную обработку кожи, резьбу по дереву.

Весь материал, который был собран в ходе различных экспедиций, изучен и классифицирован согласно «Инструкции по учету, хранению и обработке этнографических материалов». Данная «Инструкция...» была разработана и утверждена ИИЯЛ УНЦ РАН. Первая ее часть включает в себя «Учет и хранение материалов». Все имеющиеся материалы этнографических экспедиций: полевые записи, фотографии, чертежи и рисунки, в т.ч. фотографии и рисунки с музейных собраний, хранятся в отделе. Полевые дневники и тетради надписываются (с указанием фамилии, имени, отчества исследователя, года экспедиции и номера тетради); страницы в них нумеруются. Затем дневники записываются в «Тетрадь учета» и выдаются авторам для переписи материалов на карточки.

Приложение

Вторая часть «Инструкции...» содержит «Обработку и систематизацию этнографических материалов», которая в свою очередь включает следующие подразделы: а) полевые записи; б) рисунки (фотографии). Каждый из этих подразделов включает тематику для классификации коллекций. Как правило, фотоматериалы разбираются по пленкам, обрезаются и наклеиваются на фототечные паспорта. Образец паспорта прилагается (прил.).

Паспорта заполняются исполнителями в соответствии с записями кадров по пленкам в полевых дневниках. Записи на паспортах должны содержать все необходимые сведения о предметах и явлениях, представленных на снимках.

В графе «Объект» дается наименование сфотографированного предмета на русском и башкирском языках; в графе «Источник» - название экспедиции с указанием года, например, «Этнографическая экспедиция 1959 года». В иных случаях здесь может быть указано, от кого получен материал и когда проведено фотографирование, например, «Получено от Н.В. Бикбулатова, 1965 год». Если фотография снята с музейной коллекции, указывается название музея и кол -лекционно-инвентарный номер снятого предмета; в графе «Место нахождения» - населенный пункт, где произведено фотографирование. Рядом с фотографией или на обороте листа дается подробное описание предмета, выписываются дополнительные сведения о нем (здесь особенно важно указать, когда и кем предмет сделан, для чего используется, применяется ли в современном быту, материал, из которого изготовлен предмет, технику изготовления, цвет узора, и прочее).

На обороте листа ставятся фамилия, имя и отчество собирателя.

Каждая пленка разрезается на отрезки по шесть или семь кадров, нумеруются тушью по порядку (номер ее состоит из номера пленки и года фотографирования, например, 21-70, где «70» означает 1970 год. Сбоку кадра ставится его порядковый номер, в каждом отрезке своя нумерация кадров).

Пленки хранятся в специально подобранных по размеру конвертах с указанием на конверте номера пленки и количества кадров, конверты с пленками - в специальных ящиках шкафа. После того, как на паспортах проставлены все номера негативов и кадра, производится нумерация фотографий.

В дальнейшем, по мере публикации фототеч-ного материала, ежегодно должна заполняться графа на обороте паспорта, например, «В каких работах использована фотография...» и т. д.

Все записи на паспортах производятся чернилами, аккуратно и четко. Заполнив карточки

и обработав пленки, их записывают в специальную «Книгу описи фотоматериала» с указанием номера пленки, кадра, объекта, места его происхождения и источника. К изучению и обработке подвергается весь фотоматериал, накопленный в результате исследований.

Таким образом, фототека Отдела этнологии является одним из уникальных хранилищ фотодокументов и отражает историю тюркских, восточнославянских и финно-угорских народов Урало-Поволжья, которая и сегодня, и в будущем послужит богатой источниковедческой базой для исследователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Магидов В.М. Кино-, фото-, фонодокументы в контексте исторического знания. - М.: РГГУ 2005. -394 с.

2. Степанова Л.Б. Авторская художественная и этнографическая фотография Якутской области в конце XIX - начале XX веков (из фондов ЯГО-МИКНС им. Ем. Ярославского) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 85. -2008. - 375 с.

3. Толмачева Е.Б. Фотография как этнографический источник (по материалам фотоколлекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН): дисс...канд. ист. наук. - СПб., 2011. - 246 с.

4. Якупов Р.И. В поисках традиционной культуры. Архивно-этнографическая эвристика на материалах ЦИА РБ. - Уфа: Китап, 2013. - 174 с.

5. Якупов Р.И. Краткий очерк развития этнографии Башкортостана // Вестник ВЭГУ - № 2. - 2007. -С. 152-161.

6. Якупов Р.И. Этнографическое изучение башкир. Исследования советского и постсоветского периодов. Башкиры (Народы и культуры) / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. - М.: Наука, 2015. - 720 с.

REFERENCES

1. Magidov, V.M. Kino-, foto-, fonodokumenty v kontekste istoricheskogo znaniya [Film, Photography, Sound Recordings in the Context of Historical Knowledge]. Moscow, 2005. 394 p. (In Russ.).

2. Stepanova, L.B. Avtorskaya khudozhestvennaya i etnographicheskaya fotographiya Yakutskoy oblasti v kontse XIX - nachale XX vekov (iz fondov YaGOMIKNS im. Ye. Yaroslavskogo) [Author's Artistic and Ethnographic Photo of Yakutsk Region in the Late 19th - Early 20th Centuries (from the Funds of Yakutsk State Museum of History and Culture of the People of the North Named after Em. Yaroslavskiy)]. In: Izvestiya Rossiys-kogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Proceedings of the the Herzen State Pedagogical University of Russia], 2008, no. 85, 375 p. (In Russ.).

3. Tolmacheva, E.B. Fotografiya kak etnografiches-kiy istochnik (po materialam fotokollektsii Muzeya antro-pologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN) [Photography as an Ethnographic Source (Based on Photographic Collection of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), the Russian Academy of Sciences. Ph.D. Thesis]. Saint Petersburg, 2011. 246 p. (In Russ.).

4. Yakupov, R.I. V poiskakh traditsionnoy kul 'tury. Arkhivno-etnograficheskaya evristika na mareialakh TsIA RB [In Search of Traditional Culture. Archival and Ethnographic Heuristics as Exemplified in the Central

Historical Archives of the Republic of Bashkortostan]. Ufa, Kitap press, 2013. 174 p. (In Russ.).

5. Yakupov, R.I. Kratkiy ocherk razvitiya etnografii Bashkortostana [A Brief Sketch of Bashkortostan's Ethnography Development]. Vestnik VEGU - Herald of the VEGU, 2007, no. 2, pp. 152-161. (In Russ.).

6. Yakupov, R.I. Etnograficheskoe izuchenie bashkir. Issledovaniya sovetskogo i postsovetskogo periodov. Bashkiry (Narody i kul'tura) [Ethnographic Study of Bashkirs. Studies of the Soviet and post-Soviet periods. The Bashkirs (Peoples and Culture)]. Ed. R.G. Kuzeyev, Ye.S. Danilko. Moscow, 2015. 720 p. (In Russ.).

Р.Г. Буканова УДК 94(470.57)+338.43

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БАШКИРСКОМ ОБЩЕСТВЕ В ТРУДАХ Р. З. ЯНГУЗИНА

(к 75-летию со дня его рождения)

Аннотация

Рим Зайнигабитдинович Янгузин был одним из первых историков, который исследовал развитие земледелия на территории Башкортостана с древнейших времен до начала XX в. Он обосновал исконность земледельческой традиции, сохранившейся в Северо-Западной Башкирии с глубокой древности. Р.З. Янгузин на основе глубокого анализа внутренних социальных процессов в башкирском обществе выдвинул ряд теоретических положений, связанных с проблемой интеграции Башкирии в составе Русского государства.

Ключевые слова: земледелие, интеграция, этнография, археология, Московский государственный университет, Башкирский государственный университет

Roza G. Bukanova

FARMING AND EVOLUTION OF LAND RELATIONS IN THE BASHKIR SOCIETY IN RIM YANGUZIN'S WORKS

(To His 75th Birth Anniversary)

Abstract

Rim Yanguzin was one of the first historians who studied the development of agriculture in Bashkiria from ancient times to the beginning of the 20th century. He proved that in the north-western part of Bashkortostan in ancient times there was a tradition tillage. Later R.Z. Yanguzin proceeding from a thorough analysis of the internal social processes in Bashkir society put forward a number of theoretical propositions related to the problem of integration of Bashkortostan into the Russian state.

Key words: tillage, integration, ethnography, ar^eology, Moscow State University, Bashkir State University

Буканова Роза Гафаровна, доктор исторических наук, профессор Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: brg777.50@mail.ru

Roza G. Bukanova, Dr.Sc. (History), Professor at the Bashkir State University (Ufa), e-mail: brg777.50@ mail.ru

© Буканова Р.Г., 2016

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/4 (74)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.