Научная статья на тему 'Изучение историко-культурного наследия Орловщины средствами геометрии'

Изучение историко-культурного наследия Орловщины средствами геометрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ОРЛОВСКИЙ СПИС / УЗОР / ОРНАМЕНТ / СИММЕТРИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ / ГЕОМЕТРИЯ / ETHNOGRAPHY / OREL CALL LIST / PATTERN / ORNAMENT / SYMMETRY / METHODS OF TEACHING MATHEMATICS IN PRIMARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова О. В., Ставцева Д. В.

В статье рассматривается возможность изучения элементов геометрии на уроках математики в начальных классах с привлечением сведений историко-культурного и краеведческого содержания на примере Орловского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OREL MEANS THE GEOMETRY

The paper considers the possibility of studying the elements of geometry in mathematics lessons in primary school, involving the historical and cultural information and local content, the example of the Oryol region.

Текст научной работы на тему «Изучение историко-культурного наследия Орловщины средствами геометрии»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

О.В. ТАРАСОВА

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и методики преподавания математики Орловского государственного университета Тел. (4862) 74 51 70

Д.В. СТАВЦЕВА

аспирант кафедры геометрии и методики преподавания математики Орловского государственного университета

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОРЛОВЩИНЫ

СРЕДСТВАМИ ГЕОМЕТРИИ

В статье рассматривается возможность изучения элементов геометрии на уроках математики в начальных классах с привлечением сведений историко-культурного и краеведческого содержания на примере Орловского края.

Ключевые слова: краеведение, орловский спис, узор, орнамент, симметрия, методика преподавания математики в начальных классах, геометрия.

Наше историко-культурное наследие уникально, его сохранение является залогом возрождения духовности, патриотизма. Орловщина входит в число ярких самобытных центров российской истории и культуры. Именно здесь на протяжении многих веков создавались бесценные исторические памятники, формировался целый пласт культурного наследия нашей страны.

Памятники истории и культуры, здания и сооружения составляют исторический опыт народов России. Неоднократно на трибунах разного уровня ставилась задача сохранения культурного наследия. Выработка стратегии сохранения историко-культурного наследия является общегосударственной задачей. К сожалению, год от года часть памятников отечественной истории и культуры утрачивается, но даже и те, которые сохранены, далеко не всегда знакомы нашим школьникам, нашему подрастающему поколению, а ведь именно они наше будущее, наш завтрашний день.

Перед педагогами стоит глобальная задача не только сохранить наследие прошлого, но и найти пути изучения этого наследия в массовой школе. Бесспорно, это изучение должно начинаться в начальной школе. Мы убеждены, что формирование общечеловеческой культуры учащихся возможно благодаря включению в учебный процесс историко-культурного и краеведческого материала. Использование материала такого рода позволяет разнообразить учебный материал урока, «оживить» урок, способствует развитию познавательного интереса и созданию положительной мотивации к учебному процессу, помогает в воспитании и развитии творческой и гармоничной личности ребенка.

Историко-культурный и краеведческий материалы, используемые в практике обучения и воспитания, помогают привить любовь к своей Родине, осознать величие и красоту родного края и страны в целом, чувство гордости за свою страну.

Использование историко-культурного наследия и краеведческого материала в начальной школе возможно, в том числе, и на уроках математики. В результате методически грамотно организованной работы математика из науки сугубо о числах и фигурах постепенно превращается в науку, позволяющую раскрыть прекрасное в нашем мире, помогает совершить захватывающее путешествие по родному краю и стране. И большую роль в этом процессе играет изучение элементов геометрии в начальном курсе математики.

Введение историко-культурного и краеведческого материала на уроках изучения геометрического материала в начальной школе может быть связано с архитектурой, природными ресурсами и народными промыслами Орловского края. Основными народными промыслами, которые сохранились и развиваются на территории нашего края, являются: домовая резьба и резьба по дереву, плетение мцен-ского кружева, создание плешковской и чернышевской глиняной игрушки, изготовление посуды из распоповской глины, создание ливенских гармошек, плетение из соломы и пеньки, вышивка в стиле «орловский спис». Все перечисленное важно и значимо в нашем истори-

© О.В. Тарасова, Д.В. Ствцева

ческом наследии. Особо обратим внимание на возможности изучения вышивки в стиле «орловский спис» в начальной школе.

«Орловским списом» называют уникальную, самобытную, удивительную вышивку, родившуюся на орловской земле почти два столетия назад. «Орловский спис» привлекает целым рядом особенностей:

1. Глубокий символизм этой вышивки уходит корнями в искусство Древней Руси. В мотивах вышивки наиболее часто встречаются изображения древа жизни, птиц, крестов, ромбов и др., которые в древности по праву считались языческими символами, обладающими магическими и охранительными силами.

2. В каждой отдельной вышивке можно увидеть много различных символов, фигур, очертаний животных. Многие исследователи считают, что такая многоликость связана с тем, что крестьянки-рукодельницы брали за основу («списывали») морозные узоры окон, которые, пройдя через воображение и мечты рукодельницы, превращались в яркие и необычные изделия. Кроме того, цветовая палитра наполнена глубоким символическим и духовным смыслом: красный - цвет жизни, синий -цвет воды и др.

3. Предметы обихода с вышивкой в технике «орловский спис» уникальны еще и потому, что одновременно выполняли и утилитарную функцию, и являлись непременными атрибутами обрядов и праздников, элементами декора дома.

4. Заполнение узоров в данном виде вышивки чрезвычайно разнообразно. Каждая мастерица подбирала свой индивидуальный графический рисунок. Поэтичны и выразительны сами названия узорных заполнений, так называемых бранок: «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и др.

5. Цветовая гамма данного вида вышивки - оттенки красного, синего, желтого и зеленого цветов

- создает эффект рельефности и живописности вышивки, наполнена глубоким символическим, духовным и жизнеутверждающим смыслом.

«Орловский спис» поражает национальным колоритом, выразительностью и многоликостью мотивов и орнаментов, богатством цвета. Основные элементы данной вышивки подчинены законам геометрии. Одним из основных геометрических законов вышивки является симметрия. Как отдельные мотивы и орнаменты, так и вся вышитая композиция реализуют один из трех видов симметрии: центральная, осевая зеркальная и движение, в частности, поворот. Введение данных понятий в лексикон учащихся младшего школьного возраста не является обязательным, однако, знакомство с ними

на практической основе будет полезным для них.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломаную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Анализ готовых вышивок, схем для вышивания, орнаментов позволяет помимо формирования представлений о геометрических фигурах развивать глазомер, умение заполнять (разбивать) плоскость различными геометрическими фигурами, составлять эскизы и схемы вышивок, развивать «геометрическую зоркость», так необходимую при изучении систематического курса геометрии.

Огромное значение в изучении геометрического материала по средствам использования вышивок в стиле «орловский спис» играет наглядность, которая очень важна в начальной школе, поскольку способствует обогащению и расширению чувственного опыта младших школьников, созданию условий для перехода к абстрактному мышлению.

При использовании историко-культурного и краеведческого материалов необходимо разработать упражнения и задания, позволяющие в том числе и успешно отрабатывать вопросы геометрического характера. Предлагаем использовать в работе следующие виды упражнений:

1. Дорисовывание %, % симметричной части схемы вышивки различными способами и ее заполнение.

2. Создание различных орнаментов для вышивки с использованием 1, 2 или 2 геометрических фигур, средствами симметрии.

3. Анализ вышивок или схем вышивок.

4. Создание стилизованных геометрических орнаментов и мотивов.

5. Заполнение плоскости ткани (листа бумаги) композицией из геометрических орнаментов и мотивов.

6. Составление и решение задач вычислительного и геометрического характера.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Приведенная выше историко-культурная справка о вышивке в технике «орловский спис» - это один из фрагментов необъятного краеведческого материала, который можно использовать на различных уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Остановимся подробнее на составлении и подборе краеведческих заданий для уроков изучения геометрического материала в начальной школе. Прежде всего, такие задания должны не только пробуждать интерес и мотивацию младших школьников, но и соответствовать тематике урока, т. е. на первом месте находится решение поставленных образовательных целей урока, а реализация этих целей средствами историко-культурного и краеведческого материалов является необычным, интересным и инновационным решением для урока. Например, при обобщении знаний учащихся о различных видах линий целесообразно не только выделить каждый вид линий и их отличительные особенности, но и соотнести их с объектами своей Родины: найти различные виды линий в архитектуре, природе, предметах искусства.

Следует учитывать и уровень знаний каждого учащегося для создания системы разноуровневых заданий, позволяющих включиться в интересную геометрическую и краеведческую работу каждому ученику класса. Данные задания не должны стать элитарными материалом для занятия свободного времени на уроке более сильных учащихся. Задания должны быть написаны хорошим, понятным и литературным языком и содержать интересные и ранее неизвестные исторические, культурные

и краеведческие сведения. Каждое задание должно быть снабжено хорошим иллюстративным рядом, который учитель может как подобрать самостоятельно, так и совместно с учащимися. Учитывая местоположение объектов, о которых идет речь в заданиях, возможна не только демонстрация фотографий, видеоматериалов, рисунков, планов и схем, но и посещение данных объектов на экскурсиях, прогулках, поездках, воспитательных мероприятиях. Такое использование принципа наглядности поможет учащимся в развитии всех основных мыслительных операций, интеллекта, кругозора, глазомера, наблюдательности и др.

Изучение геометрического материала невозможно без практических измерительных и вычислительных заданий на местности, которые, к большому сожалению, практически забыты нашей школой. Ценность такого вида работы состоит в том, что, во-первых, младшие школьники узнают родной край, местность, где они родились и живут, во-вторых, имеют возможность проверить результаты вычислений рядом измерений, в-третьих, имеют возможность под руководством учителя подобрать материал для составления собственных геометрических заданий о родном крае (о форме поверхности, населении, труде и быте жителей, водоемах, растительном и животном мире, архитектуре Орловской области). Также выполнение измерений и вычислений на практике позволит учащимся лучше понять систему мер длины, площади и объема, познакомиться с измерительными приборами и способами измерения при их отсутствии.

Нами предпринято создание факультативного курса по изучению начал геометрии для учащихся 3-4 классов начальной школы «Мир Родины глазами геометрии», который позволяет изучать геометрию на регионально-культурной основе. Приведем некоторый материал из данного курса и краткий конспект урока на тему: «Геометрия клетчатой бумаги. Узоры и орнаменты».

За пару дней до проведения данного запланированного урока учащимся дается задание:

1. выяснить, какие декоративные элементы используются для украшения зданий нашего города;

2. в какой технике и из каких материалов они выполнены;

3. где они находятся.

Цели урока:

образовательная: расширение знаний учащихся о геометрических фигурах и телах и их использовании в обиходе, реальности, знакомство с понятиями «узор», «орнамент», использование клетчатой бумаги для получения узоров и орнаментов, знакомство с орнаментальным искусством мира, обучение

нахождения узоров и орнаментов в окружающем мире и др.;

воспитательная: воспитание чувства прекрасного, патриотизма, аккуратности, прилежности и др.;

развивающая: развитие основных мыслительных процессов, интеллекта, развитие кругозора и познавательного интереса.

I. Организационный момент Перед каждым ребенком лежит лист бумаги в клетку, проводится графический диктант:

№ задания Текст задания Ответ

1. Ц1^2Т1^2|1^2|1^2| іЯЛ

2. 1|1^1|1^1|1^1Т1^14 1_П_П

Проводится проверка и исправление ошибок.

- Посмотрите внимательно на свои ответы и скажите, сможете ли вы продолжить дальше полученные линии самостоятельно? Почему?

- Нарисуйте свой вариант такой фигуры.

- Как одним словом можно назвать эти фигуры?

II. Подготовка к практическому изучению новой темы

- Сегодня на уроке мы с вами побываем на выставке разнообразных узоров и орнаментов.

(Наиболее оптимально сделать выставку и в виде презентации, и в то же время дать учащимся посмотреть реальные предметы быта, украшенные разнообразными узорами и орнаментами).

- Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смыслы. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, и состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее («радовали глаз») и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Вначале орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль

- развитие, движение и т.д., но они, по всей вероят-

ности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и пр.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Египта, Китая, Японии и др.

(Презентация «Орнаменты народов мира». Беседа по презентации).

III. Изучение нового материала

Коллективное и комментированное выполнения задания:

1. Рассмотри на фотографиях декоративные элементы. Какие геометрические объекты использованы в декорировании?

Рнс. 1. Козырек над входом в исторический факультет ОГУ

Рнс. 2. Калитка Богоявленского

Рис. 3. Козырек над входом.

Улица 1-ая Пушкарная

Рнс. 4-6. Деревянные украшения

Рис. 7. Деревянные украшения окон в доме-музее Потемкина

Орел - один из старинных городов Центральной России, где еще сохранилась деревянная застройка. Уцелевшие образцы деревянной застройки выявляют великие традиции народных умельцев, передававшиеся из поколения в поколение. 1-я и 2-я Пушкарные, 2-я Посадская, Черкасская, Садово-Пушкарная - все в разнообразной отделке и орнаменте резных подзоров, карнизов и наличников имеют нарядный, праздничный вид и своеобразие.

(Целесообразно будет при выполнении данного задания учителю рассказать об истории деревянного зодчества на Орловщине).

Далее учащиеся под руководством учителя дают определения терминам «узор» и «орнамент». Приводят примеры геометрических узоров и орнаментов.

Узор — рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Далее выполняется следующее задание:

1. Продолжи и раскрась орнаменты.

ш

IV. Первичная проверка знаний

Выполнение следующих заданий:

1. Обведи по точкам и раскрась морозные узоры на окне. Придумай и нарисуй узорный деревянный наличник для этого окна. Какие геометрические объекты ты использовал?

2. Дополни схему.

V. Закрепление

Решение группы задач. Например:

Для декорирования резными наличниками 3 окон мастеру потребовалось 6 м досок. Сколько метров досок потребуется мастеру для декорирования в 2 раза большего количества окон?

VI. Домашнее задание

1) Придумать, нарисовать и раскрасить свой узор и орнамент из геометрических фигур.

2) Выполнить аппликацию окна с резными деревянными наличниками.

VII. Итог урока

На большую значимость введения краеведческого принципа в обучении в своих работах указывали отечественные и зарубежные педагоги-К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, П.Ф. Каптерев и др. Краеведческий подход в изучении учебных предметов в современной школе является связующим звеном между средствами обучения и воспитания с природой, историческим и культурным развитием родного края - Орловской области.

В первые школьные годы закладываются и многие нравственные качества человека, и формируется умение учиться, реализуется возможность подготовиться к изучению серьезных учебных дисциплин в старших классах. Все это возможно благодаря формированию гармоничной личности. Процесс не будет полон без привития любви к родному краю, без формирования желания видеть родной город все более и более растущим и расцветающим.

Библиографический список:

1. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику или искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. 2-е изд., дораб. и доп. М.: Просвещение, 2000. 399 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ольшанов Е. Геометрия вышивки. Наука и жизнь. 1975. № 3. С.97-98.

3. Ставцева Д.В. Методические рекомендации к факультативному курсу для начальной школы «Мир Родины глазами геометрии». Орел: Издательство МОДУЛЬ-К, 2011. 83 с.

4. Ставцева Д.В. Мир Родины глазами геометрии. Факультативный курс для начальной школы. Орел: Издательство МОДУЛЬ-К, 2011. 67 с.

O. V.TARASOVA, D. V. STAVTSEVA THE STUDY OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OREL MEANS THE GEOMETRY

The paper considers the possibility of studying the elements ofgeometry in mathematics lessons in primary school, involving the historical and cultural information and local content, the example of the Oryol region.

Key words: ethnography, Orel call list, pattern, ornament, symmetry, methods of teaching mathematics in primary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.