Научная статья на тему 'Изучение интеграции экономики и экологии в провинции Цзянси: подход к устойчивому развитию региона'

Изучение интеграции экономики и экологии в провинции Цзянси: подход к устойчивому развитию региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
297
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение интеграции экономики и экологии в провинции Цзянси: подход к устойчивому развитию региона»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Б01: 10.15838/е8о/2015.5.41.12 УДК 338, ББК 65.9(5Кит)

© Чжан Ихун

Изучение интеграции экономики и экологии в провинции Цзянси: подход к устойчивому развитию региона

Чжан Ихун

научный ассистент, магистр

Институт промышленной экономики Академии общественных наук провинции Цзянси г. Наньчан, Китай

I. Введение в проблему: теоретические основы и фактическое положение дел

На этапе быстрой индустриализации и урбанизации Китай неизбежно сталкивается с серьезной проблемой в достижении устойчивого развития — с тем, как скоординировать экономическое развитие и защиту окружающей среды, противоречия между которыми становятся все более заметными.

(1) Теоретические основы

Экономическая и экологическая системы являются самостоятельными и в то же время взаимозависимыми друг от друга, поскольку экономическое развитие основывается на природных ресурсах, а охрана окружающей среды и экологическое строительство в значительной степени зависят от экономического развития. Одностороннее экономическое развитие нарушит экологическое равновесие и приведет к ответной реакции со стороны природы, например, такой как последствия «очистки

после загрязнения» в западных странах или дымка, возникающая в некоторых более развитых провинциях Китая. Сами по себе экологическое строительство или охрана окружающей среды не смогут обеспечить развитие экономики или непрерывное улучшение уровня жизни людей, а будут порождать порочный круг «бедность — развитие за счет окружающей среды — бедность». Таким образом, необходимо обеспечить согласованное объединение экономической и экологической систем в целях интеграции экономики и экологии и достижения устойчивого развития.

(2) Приемлемый выбор

Развитые страны Запада в целом осознают, что интеграция экономики и экологии становится общемировой тенденцией и что ценности индустриальной цивилизации больше не отвечают современному экономическому и социальному развитию. Китай также четко осознает, что простое

экономическое развитие уже неприемлемо, поэтому начинает переходить на путь устойчивого развития, постепенно развивая экологическую экономику, низкоуглеродную экономику, экономику замкнутого цикла и т.д. Экономическое развитие провинции Цзянси в значительной степени основано на экстенсивном потреблении природных ресурсов. С исчезновением сравнительных преимуществ традиционных производств и появлением явных противоречий между устойчивым развитием экономики, экологическим и ресурсным потенциалом провинция сталкивается с двойной проблемой недостаточного развития и необходимостью экономической трансформации. Следовательно, необходимо ускорить интеграцию экономики и экологии и обеспечить долгосрочное и качественное развитие при минимальных затратах ресурсов и уменьшении негативного воздействия на окружающую среду, что является приемлемым выбором для провинции Цзянси в целях достижения ее устойчивого развития.

II. Основные преимущества и ограничения для интеграции экономического развития и охраны окружающей среды в провинции Цзянси

Устойчивость является важным показателем, который используется для измерения интегрированного развития региональной экономики и экологии. Основные преимущества и ограничения интегрированного развития региональной экономики и экологии можно определить исходя из пяти систем устойчивости (табл. 1).

Таблица показывает, что основное преимущество интегрированного экономического и экологического развития в провинции Цзянси — это хорошие условия жизнедеятельности, в то время как сдерживающим фактором является недостаточное развитие. Это можно определить следующим образом.

(1) Основные преимущества

1. Основное экологическое преимущество

В 2013 году площадь лесного покрова в провинции Цзянси достигала 63,1%, что вывело провинцию на первое место в Китае по данному показателю. В провинции были проведены мероприятия по экологической оценке воды и земли. Качество воды в провинции Цзянси соответствует стандартам для поверхностных вод на 80,8%, что почти на 10% выше, чем в среднем по стране. Оценка качества воды в реках Ухэ и Дунц-зян показала, что вода в них соответствует II классу качества. Централизованная проверка качества городской питьевой воды показала её соответствие нормативам на 100%. Следовательно, качество окружающей среды провинции Цзянси остается одним из лучших в Китае. Из научных докладов «Прекрасный Китай: стандарт строительства провинции (2013)» и «Прекрасный Китай: стандарт строительства столиц провинций и городов субпровинциального значения (2013)» следует, что по показателям качества воздуха, водных ресурсов, водно-болотных угодий, биоразнообразия и др. провинция Цзянси и г. Наньчан входят в пятерку лучших регионов Китая.

2. Хорошая основа для экологической промышленности

Во-первых, провинция Цзянси занимает одно из первых мест в Китае по уровню экологичности сельского хозяйства. К концу 2013 года, в совокупности по показателям производства экологически чистых продуктов (1115), «зеленых» продуктов (480), органических продуктов (445) и показателю географического распространения сельскохозяйственной продукции (60), провинция Цзянси занимала 10 место в Китае (общий показатель, складывающийся из данных четырех показателей, равен 2100). Во-вторых, провинция ускоряет

Таблица 1. Рейтинг устойчивости 31 провинции Китая

Регион 1. Система поддержки жизнедеятельности 2. Система поддержки развития 3. Система защиты окружающей среды 4. Система социальной защиты 5. Система информационной поддержки 6. Потенциал устойчивого развития

Показатель Место Показатель Место Показатель Место Показатель Место Показатель Место Показатель Место

Китай 106 116,3 102,2 111,3 111,8 109,5

Пекин 106,6 14 126,1 3 104,1 6 117,6 1 116,8 1 114,3 1

Тяньцзинь 104,3 25 129,2 1 102,9 12 115,5 3 115,3 3 113,4 3

Хэбэй 103,9 26 117,1 11 101,2 21 111,8 13 107,8 27 108,4 22

Шаньси 102,1 29 114 23 99,4 27 111,4 16 109,6 17 107,3 24

Внутренняя Монголия 107,2 11 114,6 19 100,7 25 113,1 9 109,2 20 108,9 18

Ляонин 107,7 9 119,9 9 101,9 18 113,9 6 111,5 10 111,0 8

Цзилинь 107,8 6 116,2 12 101,1 22 112,8 10 110,4 14 109,6 12

Хэйлунцзян 109,5 2 115 16 102 17 113,5 7 111,6 9 110,3 11

Шанхай 102,6 28 127,6 2 105,8 3 116,3 2 115,5 2 113,5 2

Цзянсу 106,4 15 123,2 5 105,3 4 114,7 4 112,7 5 112,4 4

Чжэцзян 106,8 12 123,2 6 106 2 114,5 5 111,3 11 112,4 5

Аньхой 105,2 23 114,2 22 103,8 9 109,3 27 110,9 13 108,7 20

Фуцзянь 107,8 7 121,6 7 103,5 11 111,4 17 112,2 7 111,3 7

Цзянси 108,2 4 114,6 20 105,3 5 110,2 24 108,2 23 109,3 16

Шаньдун 106 17 121,2 8 102,5 14 113,3 8 110,4 15 110,7 10

Хэньань 105,4 20 115,3 15 101,6 20 111,5 14 108,2 24 108,4 21

Хубэй 106,1 16 115 17 104,1 7 111,2 19 111,3 12 109,6 13

Хунань 108,4 3 114,5 21 103,7 10 110,3 22 109,5 18 109,3 17

Гуандун 105,4 21 124 4 104 8 112 12 112,2 8 111,5 6

Гуанси 107,5 10 113,4 24 102,5 15 108,7 28 108 25 108,0 23

Хайнань 110,3 1 117,9 10 106,3 1 110,3 23 110,1 16 111,0 9

Чунцин 105,9 18 116,2 13 102,4 16 110 25 112,6 6 109,4 15

Сычуань 107,8 8 114,9 18 101,9 19 110,5 20 109,3 19 108,9 19

Гуйчжоу 102,7 27 109,9 28 101,1 23 108,7 29 107,9 26 106,1 28

Юньнань 105,1 24 110,6 26 102,6 13 108,3 30 107,3 28 106,8 26

Тибетский автономный район 108 5 97,8 31 97,2 31 105,2 31 98,7 31 101,4 31

Шаньси 105,3 22 116,1 14 100,9 24 112,3 11 113,2 4 109,5 14

Ганьсу 102 30 107,8 29 99,6 26 109,4 26 109,2 21 105,6 29

Цинхай 105,7 19 106,9 30 98,9 29 110,4 21 105,6 30 105,5 30

Нинся 102,0 31 110,5 27 99,1 28 111,3 18 109,1 22 106,4 27

Синьцзян 106,8 13 111,1 25 98,8 30 111,5 15 106,9 29 107,0 25

Составлено по: Отчет об устойчивом развитии Китая за 2014 год.

темпы новой индустриализации. В 2013 году основная производственная прибыль десяти новых стратегических отраслей достигла 81,9 млрд. долларов США, с ежегодным ростом 17%, а также наблюдался 6,2%-ный рост доходов промышленности в провинции со ставкой взноса в размере 37,5%. В-третьих, быстро развивается современная сфера услуг. Сфера услуг в провинции получила дополнительный доход 37,1 млрд. долларов США, и ее доля в ВВП провинции выросла на 0,69% — с 15,34% в 2012 году до 16,03% в 2013 году.

3. Богатый опыт в практике охраны окружающей среды

Провинциальный комитет Коммунистической партии КНР и Правительство провинции всегда уделяли большое внимание защите окружающей среды и экологическому строительству. В 1980-х годах провинция Цзянси начала реализацию проекта «Гора—река—озеро». С началом нового века провинция разрабатывает концепцию развития, которая говорит о том, что чистая вода и зеленые горы гораздо более важны, чем «золотые горы» и «серебряные горы». После 17-го Национального съезда Коммунистической партии КНР на первый план была выдвинута стратегия экологического и «зеленого» развития провинции. На 13-м Провинциальном съезде членов партии была поставлена масштабная задача построения «богатой, гармоничной и красивой провинции Цзянси». И на первом заседании 12-го Съезда Всекитайского собрания народных представителей правительство провинции Цзянси также поставило важную цель, согласно которой строительство экологической цивилизации в провинции должно выйти на лидирующие позиции в стране в ближайшие пять лет. Благодаря реализации данных стратегических мер удалось достичь интеграции углубленного

экологического и экономического развития и приобрести богатый практический опыт в сфере охраны окружающей среды.

(2) Ограничения

1. Недостаточный уровень экономического развития — экономическое ограничение интегрированного экономического и экологического развития провинции Цзянси.

В 2013 году ВВП на душу населения в провинции Цзянси составлял 5119,69 доллара США, что эквивалентно 75,8% от среднего показателя по стране, и по большинству экономических индикаторов провинция оказалась в конце рейтинга центральных регионов и страны в целом. Поэтому необходимо понимать, что фундаментальных изменений в провинции Цзянси не произошло, она по-прежнему является слаборазвитым регионом, и ее слабый экономический фундамент не может обеспечить финансовую поддержку экологического строительства путем преобразования больших объемов средств.

2. Низкий уровень урбанизации — социальное ограничение экономической и экологической интеграции в провинции Цзянси.

Уровень урбанизации является важным показателем системы социальной поддержки, он также оказывает значительное влияние на интеграцию экономического и экологического развития провинции Цзянси. В 2013 году темпы урбанизации в провинции составляли 48,87% (19-е место в Китае) что почти на 5% ниже, чем в целом по стране. Детальная информация представлена в таблице 3.

3. Недостаточный потенциал для самостоятельной инновационной деятельности — информационное ограничение интегрированного экономического и экологического развития провинции Цзянси.

Таблица 2. Рейтинг провинций, городов центрального подчинения и автономных районов по показателю ВВП на душу населения в 2013 г.

Территория ВВП на душу населения (долл. США) Позиция Территория ВВП на душу населения (долл. США) Позиция

Тяньцзинь 15760,74 1 Хэйлунцзян 6057,3 17

Пекин 14888,93 2 Синьцзян 6003,48 18

Шанхай 14442,33 3 Хунань 5913,11 19

Цзянсу 12031,87 4 Цинхай 5871,43 20

Чжэцзян 11033,26 5 Хайнань 5674,77 21

Нэймэнгу 10881,93 6 Шаньси 5605,63 22

Ляонин 9959,38 7 Хэнань 5515,91 23

Гуандун 9430,15 8 Сычуань 5230,37 24

Фуцзянь 9309,68 9 Цзянси 5119,69 25

Шаньдун 9071,59 10 Аньхой 5098,28 26

Цзилинь 7618,57 11 Гуанси 4919,64 27

Шаньси 6883,59 12 Тибетский автономный район 4234,33 28

Чунцин 6880,95 13 Юньнань 4062,13 29

Хубэй 6868,7 14 Ганьсу 3919,47 30

Нинся 6331,19 15 Гуйчжоу 3691,47 31

Хэбэй 6232,1 16 Китай 6750,1 -

Таблица 3. Рейтинг провинций, городов центрального подчинения и автономных районов по темпам урбанизации в 2013 г.

Регион Коэффициент урбанизации, % Место Регион Коэффициент урбанизации,% Место

Шанхай 88,02% 1 Шаньси 51,31% 17

Пекин 86,30% 2 Хайнань 51,10% 18

Тяньцзинь 78,28% 3 Цзянси 48,87% 19

Гуандун 67,76% 4 Цинхай 48,51% 20

Ляонин 66,45% 5 Хунань 47,96% 21

Чжэцзян 62,96% 6 Аньхой 47,86% 22

Цзянсу 62,85% 7 Хэбэй 46,51% 23

Фуцзянь 60,76% 8 Сычуань 44,90% 24

Нэймэнгу 58,71% 9 Гуанси 44,82% 25

Чунцин 58,34% 10 Синьцзян 44,47% 26

Хэйлунцзян 56,90% 11 Хэнань 42,40% 27

Хубэй 54,51% 12 Ганьсу 40,13% 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цзилинь 54,20% 13 Юньнань 39,31% 29

Шаньси 52,56% 14 Гуйчжоу 37,83% 30

Шаньдун 52,17% 15 Тибетский автономный район 22,75% 31

Нинся 52,02% 16 Китай 53,70% -

Таблица 4. Рейтинг провинций, городов центрального подчинения и автономных районов по показателю регионального инновационного потенциала в 2013 г.

Регион Сводный показатель регионального инновационного потенциала Место Регион Сводный показатель регионального инновационного потенциала Место

Цзянсу 57,58 1 Хайнань 24,10 17

Гуандун 53,00 2 Нэймэнгу 23,73 18

Пекин 50,73 3 Хэйлунцзян 23,55 19

Шанхай 47,18 4 Цзянси 23,53 20

Чжэцзян 42,40 5 Гуанси 23,06 21

Шаньдун 37,73 6 Хэбэй 23,02 22

Тяньцзинь 36,13 7 Цзилинь 22,64 23

Чунцин 33,88 8 Гуйчжоу 22,60 24

Аньхой 29,75 9 Ганьсу 22,20 25

Фуцзянь 29,33 10 Шаньси 21,68 26

Ляонин 28,85 11 Юньнань 21,32 27

Хубэй 28,71 12 Синьцзян 20,39 28

Хунань 28,25 13 Нинся 20,32 29

Шаньси 27,68 14 Цинхай 17,65 30

Сычуань 27,16 15 Тибетский автономный район 17,39 31

Хэнань 26,21 16 - - -

После проведения реформ и принятия политики открытости, способность к самостоятельному производству инноваций в провинции Цзянси развивается, но остается на низком уровне. Как показано в «Докладе о состоянии региональной инновационной энергетики Китая в 2013 году», по уровню регионального инновационного потенциала провинция Цзянси занимает 20-е место из 35. Более подробная информация представлена в таблице 4.

4. Правительственная оценка эффективности развития с акцентом на показателях ВВП — самое значительное ограничение интегрированного экономического и экологического развития провинции Цзянси.

За более чем 30 лет проведения реформ и политики открытости провинция Цзянси добилась значительных успехов в экономическом развитии. Тем не менее органы

охраны окружающей среды провинции в основном просто применяют санкции к предприятиям, серьезно загрязняющим окружающую среду, что не будет непосредственно сдерживать экономический рост. Проблема заключается в стремлении обеспечить экономический рост любыми способами, в частности, в оценке роста ВВП.

III. Пути достижения интегрированного экономического и экологического развития провинции Цзянси

Для достижения интегрированного экономического и экологического развития провинция Цзянси должна сосредоточить усилия на улучшении экономических выгод и создать национальную экологическую цивилизацию, превратив экологические преимущества ресурсов в рыночные конкурентные преимущества, осваивая и развивая новые рынки, и за счет этого достичь устойчивого развития.

(1) Акцент на приоритете защиты окружающей среды и создании гармоничной экологической системы

Во-первых, необходимо активно выполнять инженерные работы в рамках проектов «Лес в городских и сельских районах» и «Зеленый коридор», постоянно повышать уровень озеленения городских и сельских районов и таким образом создать зеленый экологический барьер в провинции Цзян-си. Во-вторых, следует ускорить процесс восстановления экологии, уделять больше внимания созданию районов сохранения экологии истоков рек в природном заповеднике озера Поянху и реки Дунцзян, сосредоточиться на строительстве и защите экологически уязвимых областей, таких как экологические резервы истоков рек Чжан и Гун, район реки Ганьцзян, горы Уи-шань и Лосяо и т.д. Необходимо также восстанавливать и защищать водно-болотные экосистемы — озеро Поянху и ботанический сад «Озеро фей». В-третьих, — предотвращать загрязнение окружающей среды и осуществлять контроль над ее состоянием в ключевых областях, обеспечить строительство очистных сооружений в пяти шахтах, в том числе в районе добыче редкоземельных металлов Ганьнань, в районе добычи вольфрама Ганьнань, в районе добычи меди и золота в северо-восточной части провинции Цзянси, в районе добычи меди и золота Цзюжуй, в районе добычи железной руды в центральном районе провинции Цзянси. Требуется усилить контроль над загрязнением воздуха, неточечными источниками загрязнения и промышленными точечными источниками загрязнения и обеспечить контроль над загрязнением воды в реках Ухэ и Дунцзян и т.д.

(2) Необходимость «зеленого» развития и построения эффективной эколого-эконо-мической системы с низким потреблением ресурсов

Экологическая экономика — это лучшее связующее звено для продвижения экономической и экологической интеграции. Во-первых, она требует развития стратегически новых отраслей промышленности масштаба и формирования нескольких новых ключевых отраслей промышленности для обеспечения будущего развития. Во-вторых, — перестройки и модернизации традиционных конкурентоспособных отраслей, активного развития круговой экономики и преобразования традиционных конкурентоспособных отраслей в современные отрасли, уделяющие внимание охране окружающей среды и развитию высокотехнологичной передовой обрабатывающей промышленности. В-третьих, необходимо активно развивать различные виды туризма. В-четвертых, — повысить эффективность экологического сельского хозяйства, содействовать развитию стандартизированного производства и управления в сельском хозяйстве, формировать производственную базу для экологически чистой сельскохозяйственной продукции, «зеленых» и органических продуктов питания и создать серию «зеленых» экологических брендов, известных в стране и за рубежом.

(3) Необходимость урбанизации и расширения пространства для развития интеграции экономики и экологии

Необходимо взять за основу урбанизацию, ориентированную на человека, как ядро для развития нового типа городского строительства, которое предоставляет новые возможности для фермеров переезжать в города и жить лучшей жизнью. Во-первых, требуется совершенствовать тренинги по занятости и предпринимательству для перемещения рабочей силы. Следует разработать систему обучения целенаправленно перемещенной сельской рабочей силы для того, чтобы рабочие

могли получить новые знания, навыки и опыт, освоить новые технологии, а также для повышения оплаты их труда. Во-вторых, требуется усовершенствовать реформу системы регистрации жителей: смягчить условия получения регистрации в качестве городского жителя, закрепить статус городских жителей за сельским населением, легально проживающим в городах и имеющим там постоянную работу, и постепенно отказаться от двойной системы регистрации домашних хозяйств. В-третьих, необходимо усовершенствовать систему социального обеспечения. Должна быть реализована политика предоставления равных возможностей для всех групп граждан, например для того, чтобы фермеры, переезжающие в город, могли наравне с городскими жителями работать, получать медицинскую помощь, иметь жилье и пенсионное обеспечение. Таким образом, это станет гарантией того, что дети трудящихся сельских мигрантов, переехавших в города, смогут пользоваться правом на обязательное образование и иметь такие же права, как местные городские студенты (например, относительно требований для поступающих в учебные заведения). В-четвертых, необходимо усовершенствовать политику передачи сельских земель, благодаря чему фермеры станут полноправными гражданами. Правительство должно предоставить им информацию, правовую базу и юридические услуги и довести до их сведения, что передача права землепользо-

вания должна происходить исключительно на добровольной основе и сопровождаться компенсацией в соответствии с законодательством, с тем чтобы освободить их от беспокойства по этому поводу после переезда в город.

(4) Внедрение инновационных решений в систему оценки деятельности органов власти и повышение результативности работы органов власти

В соответствии с решением 3-го Пленума 18-го Съезда ЦК КПК, необходимо совершенствовать и продвигать систему оценки эффективности экономической деятельности, отказаться от простой оценки деятельности органов власти на основе темпов экономического роста и ориентации только на показатели ВВП и его объем. Целесообразно акцентировать внимание на некоторых показателях, таких как: потребление ресурсов, экологический ущерб, экологические преимущества, избыток производственных мощностей, технологические инновации, безопасность производства, долги и т.д. В то же время необходимо установить разные оценки целей, касающихся строительства экологической цивилизации, т.е. способствовать развитию в различных областях, ограничивать или запрещать развитие в некоторых районах, совершенствовать региональные стандарты и формировать систему оценки целей и задач, а также способствовать разработке и реализации конкретных политических мер поддержки.

Литература

1. Unswervingly Advance Along the Road of Socialism with Chinese Characteristics for Building a Moderately Prosperous Society in All Respects // People's Daily. — 2012. — No. 11. — P. 18.

2. A Report on Jiangxi Provincial People's Government Work in 2013 // Jiangxi Daily. — 2013. — No. 2. — P. 6.

3. Biaohong Tao, Gengying Jiao. An Analysis on Construction of Ecological Economic System of Jiangxi Province // Truth Seeking. — 2010. - No. 1.

4. Yancheng Wu. Promoting the Synchronized Development of Eco-Building and Economy // Farmers Daily. — 2012. — No. 8. — P. 29.

Сведения об авторе

Чжан Ихун — научный ассистент, магистр, Институт промышленной экономики Академии общественных наук провинции Цзянси (г. Наньчан, Китай)

Zhang Yihong

Case Study of Integration of Economy and Ecology in Jiangxi: an Approach to Regional Sustainable Development

Zhang Yihong — Assistant Researcher, Master, Institute of Industrial Economics, Jiangxi Academy of Social Sciences (Nanchang, China)

References

1. Unswervingly Advance Along the Road of Socialism with Chinese Characteristics for Building a Moderately Prosperous Society in All Respects. People's Daily, 2012, no. 11, p. 18.

2. A Report on Jiangxi Provincial People's Government Work in 2013. Jiangxi Daily, 2013, no. 2, p. 6.

3. Biaohong Tao, Gengying Jiao. An Analysis on Construction of Ecological Economic System of Jiangxi Province. Truth Seeking, 2010, no. 1.

4. Yancheng Wu. Promoting the Synchronized Development of Eco-Building and Economy. Farmers Daily, 2012, no. 8, p. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.