Научная статья на тему 'Изучение иностранного языка с использованием коммуникационных Интернет-технологий'

Изучение иностранного языка с использованием коммуникационных Интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TELECOMMUNICATIONS / FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INDEPENDENCE / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раптанова Ирина Николаевна

Современного выпускника университета должны характеризовать такие качества, как: умение применять имеющиеся знания на практике; способность выдвигать новые идеи, мыслить неординарно; умение квалифицированно работать с потоком информации (найти нужную информацию, проанализировать ее, обобщить, сопоставить, установить закономерности, сделать выводы); умение осуществлять коммуникацию, работать в команде; способность к саморазвитию. Другими словами, общество нуждается в самостоятельно мыслящих гражданах, способных к самореализации на основе объективной самооценки. Количество студентов, осознающих жизненную необходимость самоутверждения и самореализации, постоянно увеличивается. Помочь будущим выпускникам стать полноправными гражданами, отвечающим требованиям современности должен преподаватель, которому в настоящее время отводится роль помощника и консультанта в осуществлении самостоятельной познавательно-поисковой деятельности студентов. Деятельность преподавателя должна быть направлена не только на проверку знаний и умений студентов, а также на диагностику учебного процесса, чтобы своевременно оказать помощь, если возникают какие-либо трудности. Изучение иностранного языка в университете сопряжено с формированием у студентов коммуникативной компетенции, под которой понимается способность сопоставлять языковые средства с определенными ситуациями, возможностями и целями общения. Овладение упомянутой компетенцией позволит выпускнику пользоваться иностранным языком в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Внедрение в образовательный процесс коммуникационных Интернет-технологий значительно облегчит процесс формирования коммуникативной компетенции студентов. Именно новые информационные технологии позволят в полной мере раскрыть потенциальные возможности как преподавателей, так и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING OF FOREIGN LANGUAGE THROUGH USAGE OF COMMUNICATION INTERNET TECHNOLOGY

Modern university graduates should be characterized by such qualities as: the ability to apply existing knowledge in practice; the ability to suggest new ideas, to think extraordinary; the ability to work professionally with the flow of information (to find information, analyze it, synthesize, compare, establish regularities, draw conclusions); the ability to communicate, work in a team; the ability for self-development. In other words, society needs independently thinking citizens capable for self-realization on the basis of objective self-assessment. The number of students, who are aware of the vital need for self-assertion and self-realization, is constantly increasing. To help future graduates to become competent citizens is the duty of a teacher, who nowadays plays the role of a facilitator and a consultant in the implementation of students’ self-cognitive-search activities. Teacher’s activity should be directed not only to control students' knowledge and skills, but also to diagnose their educational process. Learning a foreign language at the University is associated with the formation of students' communicative competence, which is understood as the ability to match the linguistic means with the certain situations, capabilities and communication objectives. After mastering the communicative competence the graduate can use foreign language in his future career. The implementation of communication and Internet technologies into the educational process will greatly facilitate the process of a student’s communicative competence forming. These new information technologies will fully reveal the potential of teachers and students.

Текст научной работы на тему «Изучение иностранного языка с использованием коммуникационных Интернет-технологий»

УДК 378.147.091.313:81'243:316.772.5:004.738.5(470.56)

Раптанова И.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: Raptanova@rambler.ru

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Современного выпускника университета должны характеризовать такие качества, как:

- умение применять имеющиеся знания на практике;

- способность выдвигать новые идеи, мыслить неординарно;

- умение квалифицированно работать с потоком информации (найти нужную информацию, проанализировать ее, обобщить, сопоставить, установить закономерности, сделать выводы);

- умение осуществлять коммуникацию, работать в команде;

- способность к саморазвитию.

Другими словами, общество нуждается в самостоятельно мыслящих гражданах, способных к самореализации на основе объективной самооценки.

Количество студентов, осознающих жизненную необходимость самоутверждения и самореализации, постоянно увеличивается.

Помочь будущим выпускникам стать полноправными гражданами, отвечающим требованиям современности должен преподаватель, которому в настоящее время отводится роль помощника и консультанта в осуществлении самостоятельной познавательно-поисковой деятельности студентов. Деятельность преподавателя должна быть направлена не только на проверку знаний и умений студентов, а также на диагностику учебного процесса, чтобы своевременно оказать помощь, если возникают какие-либо трудности.

Изучение иностранного языка в университете сопряжено с формированием у студентов коммуникативной компетенции, под которой понимается способность сопоставлять языковые средства с определенными ситуациями, возможностями и целями общения. Овладение упомянутой компетенцией позволит выпускнику пользоваться иностранным языком в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс коммуникационных Интернет-технологий значительно облегчит процесс формирования коммуникативной компетенции студентов. Именно новые информационные технологии позволят в полной мере раскрыть потенциальные возможности как преподавателей, так и студентов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникация, иностранный язык, коммуникативная компетенция, самостоятельность, самостоятельная работа.

Расширение международных контактов в различных сферах человеческой деятельности, свободный доступ к информации, стремительное развитие телекоммуникационных технологий определили новые тенденции в сфере образования. Способность работать с большим объемом информации, умение быстро ее найти, проанализировать и в дальнейшем использовать - все это становится одним из основных видов познавательной деятельности современных студентов [5].

Информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира. Развитие компьютерных телекоммуникаций в России, относительная доступность телекоммуникационных технологий в связи с появлением некоммерческих сетей формируют учебно-материальную базу для выполнения задач, поставленных перед российской системой образования.

Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств» [4].

В России внедрение телекоммуникационных технологий в сферу образования происходит путем:

- информационного обеспечения образовательной системы (создание виртуальных библиотек, баз данных);

- совместной проектной деятельности студентов и преподавателей;

- свободных контактов между пользователями сетей.

Сегодня компьютерные телекоммуникации являются самым перспективным видом телекоммуникаций. Объясняется это всеобщей доступностью, удобным режимом работы, возможностью как получать, хранить информацию, так же как и обрабатывать ее [8].

Педагогический процесс, базирующийся на применении компьютерных и телекоммуникационных технологий, вызывает большой интерес, хотя и требует дополнительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов [6].

Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить совершенно иной подход к обучению студентов, основой которого является:

- свободное общение, обмен мнениями, идеями, информацией, желание познать что-то новое, расширить свой кругозор;

- международные контакты;

- мотивация к овладению иностранными языками;

- способность к приобретению студентами и преподавателями сопутствующих навыков, включая навыки пользования компьютерными технологиями.

Эффективное применение телекоммуникаций предполагает понимание сущности обучения, роли преподавателя и студентов в образовательном процессе. Существенно меняется характер взаимоотношений между преподавателем и студентом. Если при традиционном процессе обучения преподаватель имел доминирующую позицию, то уже с применением различных информационных технологий он превращается в наблюдателя и фасилитатора (от англ. facilitator - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию) [14]. Функция преподавателя при таком обучении заключается в помощи студентам ориентироваться в большом потоке информации, в направлении их в нужное русло и в дальнейшей помощи при ее систематизации.

Так как в современном мире востребован профессионал, обладающий самостоятельностью, инициативностью, гибкостью мышления, необходимо, чтобы выпускник был готов к самообучению, самоорганизации, саморазвитию, самообразованию [2].

Другими словами, преподаватель должен научить студентов самостоятельно критически мыслить, определять проблему и находить пути ее решения, используя современные информационно-коммуникативные технологии.

Кроме того, ему необходимо:

- сформировать мотивацию у студентов к обучению с использованием информационных технологий;

- формировать и развивать компетенции;

- организовать образовательный процесс и взаимодействие между студентами;

- осуществлять контроль образовательного процесса.

Обучение с помощью телекоммуникационных технологий становится для университета объективной необходимостью, обусловленной глобальной информатизацией образования и требованиями ФГОС ВО 3+ в условиях значительного сокращения аудиторных занятий и значительного увеличения объема самостоятельной работы студентов.

Ранее, при реализации ГОС второго поколения, самостоятельная работа студентов не подлежала обязательному структурированию, что в настоящий момент стало в ОГУ обязательным. Изменение роли самостоятельной работы находит свое отражение в учебных рабочих программах нового поколения.

Констатируя тот факт, что практически 98% студентов имеют персональные планшеты, компьютеры, смартфоны и что все они круглосуточно имеют доступ к сети Интернет, чего нельзя сказать о многих наших университетах, целесообразно пересмотреть отношение к самостоятельной работе и, соответственно, к ее организации.

Сегодня проблема самостоятельной работы студентов приобретает особую актуальность. Она рассматривается как обязательное условие и средство развития индивидуальности студентов, их творческой и познавательной активности, будущей профессиональной самостоятельности [9].

Успешная организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий стало предметом ряда отечественных исследований (Е.Г. Медянкина, Т.А. Куликова. Н.А. Александрова, Е.В. Захарова). В данных работах рассматриваются возможности использования информационных технологий, их роль в организации самостоятельной работы.

Сложность заключается в том, как с педагогической точки зрения наиболее грамотно

раптанова И.Н.

Изучение иностранного языка с использованием..

использовать существующий огромный потенциал информационных технологий.

Сущность современных информационных и коммуникационных технологий - в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность человека. В том, как раскрыть этот потенциал именно для образовательного процесса, и состоит главная проблема совершенствования образования на базе информационных технологий [3].

Главная цель, которую ставит перед собой преподаватель иностранного языка - это сформировать у студентов коммуникативную компетенцию.

Под коммуникативной компетенцией мы понимаем способность осуществлять межкультурное взаимодействие.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе [7].

Отличительной чертой преподавания дисциплины «иностранный язык» является то, что главным компонентом содержания обучения являются не сами науки, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму [1].

Поскольку обучение любому виду деятельности происходит в процессе её выполнения, то преподавателю необходимо создать условия для ее практической реализации. Другими словами, необходимо найти возможность погрузить студентов в атмосферу живого иноязычного общения [13].

Так на помощь приходят компьютерные телекоммуникации, посредством которых студент и вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка [15].

Интернет создаёт уникальную возможность для создания естественной языковой среды.

К современным коммуникационным Интернет технологиям, посредством которых осуществляется процесс обучения иностранному языку, относятся:

- средства синхронной коммуникации (позволяющие, общаться в режиме реального времени, такие как чат, форум, видео- и аудио-конференции);

- средства асинхронной коммуникации (позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени, такие как форумы, электронная и аудио-почта, сайты, блоги, wiki) [11].

Синхронная коммуникация влияет, главным образом, на мотивационную и эмоциональную сферу учебной деятельности, асинхронная играет большую роль в развитии когнитивных и рефлексивных умений. Объясняется данный факт тем, что в процессе асинхронного взаимодействия студенты располагают большим временем на обдумывание, осмысление информации, оформление своих мыслей. При синхронной коммуникации, осуществляющейся в режиме реального времени, от студента требуется быстрая ответная реакция, которая обязательно сопровождается различными эмоциями и мотивами [12].

Данные проведенного нами анкетирования 274 студентов 1-2 курсов финансово-экономического факультета и факультета экономики и управления (ОГУ) показали, что абсолютное большинство респондентов хотят изучать иностранный язык с применением коммуникационных Интернет-технологий и видят в этом только положительные стороны. Студенты успешно используют ИКТ в своей учебной деятельности (74,6%), полагают, что ИКТ облегчает им учебу (88,2%), считают обучение с применением ИКТ более привлекательным (89,8%).

Следовательно, мы считаем, что последующее интегрирование информационных технологий в учебный процесс с целью изучения иностранного языка является весьма перспективным направлением в сфере образования.

08.02.2017

Список литературы:

1. Денина, О.О. Условия эффективности обучения студентов нелингвистических специальностей иностранному языку / О.О. Денина // Филологическиие науки. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов 2013. - 13. - №6. - Часть 2. - С. 81-83.

2. Зайцева, Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Н. Зайцева. - Москва, 2003. - 21 с.

3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -192 с. - ISBN 5-7695-1239-3.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 247 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с. -ISBN 5-7695-0811-6.

6. Раптанова, И.Н. Образовательные технологии при изучении иностранного языка в контексте модернизации высшего профессионального образования / И.Н. Раптанова // Филологическиие науки. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов, 2016. - №6 (60). - Часть 3. - С. 203-206.

7. Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: монография / Н.С. Сахарова. - Москва,

2003. -206 с.

8. Соболь, Н.В. Проблемы обучения иностранному языку в условиях расширения коммуникаций в современном мире / Н.В. Соболь // Высшее образование сегодня. - 2012. - №5. - С. 57-60.

9. Терехова, Г.В. Самостоятельная деятельность студентов в условиях уровневого образования / Г.В. Терехова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ОГУ - 2014. - С. 2768-2771.

10. Шакирова, Т.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков. Презентация [Текст] / Т.В. Шакирова, Е.Б. Еренчинова // Молодой ученый. - №16. - С. 376-378.

11. Anderson, T. Theory and Practice of Online Learning / T. Anderson, F. Eloumi. - Athabaska, CA: Athabaska University, 2004. -421 p.

12. Hrastinski, S. Asynchronous and Synchronous E-Learning [Электронный ресурс] / Stefan Hrastinski // Educause Quarterly. - 2008.-Режим доступа: http://net.educause.edu/ir/library/pdl7EQM0848.pdf and Creativity: The art of common talk. London, Routledge,

2004.

13. Lander, D. Online Learning: Ways to Make Tasks Interactive [Электронный ресурс] / D. Lander- Режим доступа: http://ultibase. rmit.edu.au/ Articles/may99/lander2.htm

14. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etymonline.com

15 What is E-Learning [Электронный ресурс] // 2010 e-learning Consulting. - Режим доступа: http:// www.e-learningconsulting.com/ consulting/what/e-learning.html (Дата обращения 06.09.2015).

Сведения об авторе:

Раптанова Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20614, тел. (3532) 372433, e-mail: Raptanova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.