Научная статья на тему 'Изучение хронотипов у детей с использованием проективных методов'

Изучение хронотипов у детей с использованием проективных методов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Будкевич Р. О., Брацихин И. С., Мезенцев А. В., Рябцева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение хронотипов у детей с использованием проективных методов»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №4, 2007г. (Т. 9)

ИЗУЧЕНИЕ ХРОНОТИПОВ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ

Будкевич Р. О., Брацихин И. С., Мезенцев А.В, Рябцева М.А.

Ставропольский государственный университет, кафедра психофизиологии, г. Ставрополь

Еще в начале XX века сразу несколько исследователей - М. О'Шиэ (1900), Й. Янделл (1904) и Х. Маш (1906) -писали о существовании двух противоположных типов людей: с утренним (дневным) и вечерним (ночным) типом работоспособности. В современной науке возрос интерес к изучению индивидуальных биоритмологических особенностей. Это позволяет прогнозировать реакции организма при развитии десинхронозов или общей адаптации. На решение данной проблемы нацелен международный проект EUCLOC (www.euclock.org). Это исследовательский проект начат в январе 2006 г с целью исследовать работу биологических часов на уровне от отдельных клеток до человека. Особую актуальность приобретают методы оценки хронотипологических особенностей на разных этапах онтогенеза. Целью нашего исследования было выявить формальные категории в рисунках у детей различных хронотипов.

Исследования проведены в детских садах с детьми 4-6 лет (200 человек). Проведено анкетирование родителей и воспитателей для выявления хронотипа ребенка и индивидуальных и психосоциальных особенностей. Использовался модифицированный опросник Хорна-Эстберга (Губарева Л.И., 2000), а также проективные методы: «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек» (Венгер А.Л., 2006) и «Цветовая диагностика эмоций ребенка» (Орехова О.А., 2006). С целью объективизации исследования использовали строгие «категории оценивания» (Велиева С.В., 2005). При оценке категорий использовалась трех бальная шкала (ярко выражен показатель - 2 балла, выражен - 1, отсутствует - 0) по Шевандрину Н.И. (1988). Обработка данных проведена с использованием пакета статистического анализа Microsoft Ecxel.

В ходе проведенного исследования с помощью модифицированного варианта опросника Хорна-Эстберга были выделены две крайние группы: первая - «жаворонки» (10 %), а вторая - «совы» (6 %). В анализ не включены дети без выраженного изменения уровня работоспособности в течение дня («голуби»).

Проведение сравнительно-бального анализа рисунков теста «Несуществующее животное» выявило, что у утреннего типа в отличие от вечернего повышены баллы по ряду категорий. Это преобладание зашиты справа и слева, запачканные линии контура, заслоны и удвоение линий, выступы типа шипов, панцирей и затемнения контура, функциональные элементы над уровнем фигуры. В группе детей с вечерним хронотипом повышением баллов отмечается соединение в названии смысловых частей, выражены ресницы и рот с прорисовкой губ. Дополнительный визуальный анализ рисунков выявил у «жаворонков» высокую положительную самооценку и удовлетворенность собственным состоянием и возможностями (интеллектуальными и физическими) предпочтение деятельной активности (предметной и социальной). Выявлена ситуативная тревожность, связанная с оценкой своего поведения. Отмечается рациональный подход в овладении миром. Отличительная особенность - ориентация на восприятие прошлого и сравнительно высокий уровень рефлексии собственного состояния. У «сов» наблюдалась иная ситуация - ориентация на восприятие будущего, сравнительно низкий уровень рефлексии внутренних состояний и поведения сцепленный с предпочтением чувственного переживания мира. Тревожность, существует как формирующаяся черта личности. Иррациональный подход в овладении переживаниями. Избегание предметной деятельности. Отмечается адекватная средняя самооценка в отношении своего состояния и возможностей.

Таким образом, результаты исследования детей с использованием проективных методов позволяют выявить психологические особенности хронотипов уже в период первого детства. Выявленные особенности могут прослеживаться с использованием бальной оценки и применением статистических методов. Полученные результаты могут быть использованы для оценки хронотипологических особенностей ребенка при индивидуально ориентированном походе в дошкольных учреждениях. Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант 07-06-18014е).

Материалы VIII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке: Концепции болезней цивилизации»

Стр. [134]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.