Научная статья на тему 'Изучение географических и мотивационных аспектов туристского спроса в Ростовской области'

Изучение географических и мотивационных аспектов туристского спроса в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
422
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ТУРИСТСКИЕ МОТИВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шмыткова А.В.

Представлены результаты социологического исследования географических и мотивационных аспектов туристского спроса. Выявлены предпочтения населения Ростовской области в выборе зарубежных дестинаций и направлений внутреннего туризма. Обозначена оптимальная продолжительность отдыха, изучены вопросы потребительской мотивации. Особое внимание уделено социальному и самодеятельному туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение географических и мотивационных аспектов туристского спроса в Ростовской области»

УДК: 338.482

Шмыткова А. В.

преподаватель Высшей школы бизнеса Южный федеральный университет

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ ТУРИСТСКОГО СПРОСА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлены результаты социологического исследования географических и мотивационных аспектов туристского спроса. Выявлены предпочтения населения Ростовской области в выборе зарубежных дестинаций и направлений внутреннего туризма. Обозначена оптимальная продолжительность отдыха, изучены вопросы потребительской мотивации. Особое внимание уделено социальному и самодеятельному туризму.

Ключевые слова: рекреационные потребности, туристские мотивации, социальный туризм, самодеятельный туризм.

Индустрия туризма — одна из динамично развивающихся отраслей экономики Ростовской области. По мере формирования туристского рынка в регионе возрастает потребность в информации о потребностях, запросах, предпочтениях различных категорий потенциальных туристов. Ведется непрерывный поиск новых методических подходов к исследованию туризма.

Метод социологического опроса получил широкое распространение в рекреационной географии. Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных явления и процессов [1]. Данные, полученные в ходе социологического опроса, дополняют статистическую информацию и картографические материалы и позволяет всесторонне исследовать различные аспекты туризма.

Первые исследования рекреационной сферы в СССР были проведены в 60-е гг. XX в. Эти годы в истории рекреационного направления отечественной науки выделяются как период интенсивно проводившихся дифференцированных опросов, в частности — на оз. Селигер и в одном из основных регионов отдыха бывшего СССР — Крыму [12]. Советские исследователи в области рекреационной географии считали, что пространственно-временная динамика рекреационных потребностей отражается на территориальных формах организации рекреационной деятельности. Поэтому изучение рекреационных потребностей представлялось необходимым для исследования сложившихся и конструирования перспективных форм территориальной организации рекреационных районов [3].

Начало изучению рекреационных потребностей населения Ростовской области было положено кафедрой политэкономии РГУ в 1987 г. [6]. Исследование на тему «Социально-экономические факторы формирования потребностей в услугах туристско-экскурсионного обслуживания как условие развития туризма» позволило выявить особенности туристского спроса в Ростове-на-Дону. Однако воспользоваться выводами ученых Ростовского государственного университета не удалось в связи с распадом СССР и коренными изменениями в туристской сфере страны.

Целью современного этапа социологических исследований в туризме в Ростовской области является изучение географии туристских потоков, рейтинга предпочтений зарубежных и российских дестинаций, мотивов туристских поездок, социально-демографических характеристик туристов.

Летом 2007 г. кафедрой общей географии, краеведения и туризма ЮФУ был проведен социологический опрос клиентов туристских компаний Ростова-на-Дону, целью которого

явилось выявление изменений, произошедших с туристской сферой за двадцатилетний период [11].

Для понимания процессов дальнейшего развития туризма в области в 2005 и 2007 гг. были проведены социологические опросы будущих потребителей туристских услуг — учащихся 10-11 классов школ Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Каменск-Шахтинского, станиц и сёл области [9; 10]. В ходе исследования сегментирование туристского рынка велось по поселенческому признаку, т.е. по уровню урбанизации.

В 2013 г. кафедрой туризма Южного федерального университета был проведен социологический опрос с целью изучения туристских потребностей студентов [5].

В 2017 г. автором по плану кафедры туризма Южного федерального университета был организован опрос населения Ростовской области, объем выборочной совокупности составил 300 человек.

Согласно результатам опроса, жители Ростовской области придерживались распространенной формы проведения отдыха — «три S» (sun — sea — sand) — «море — солнце — песок», и выбирали как в России, так и за рубежом, пляжные направления. Побережье Чёрного моря на протяжении многих лет является главным регионом туристского назначения для жителей Ростовской области. Традиция отдыха на Черноморском побережье у населения области сложилась исторически и превратилась в своеобразную черту поведения во время летнего отдыха. Симптоматично, что за последние три года 86% жителей Ростовской области посетили Черноморское побережье Краснодарского края (таблица 1).

С большим отрывом вторую строчку в рейтинге посещаемости российских регионов среди респондентов занимает столица России — Москва (33%). Это культурный и деловой центр страны, который является главным направлением и въездного туризма в России. Москва обладает исключительной познавательной аттрактивностью и вместе с Санкт-Петербургом концентрирует более половины количества объектов показа в стране.

Кавказские горы привлекают ростовчан не только зимой, но и летом, предлагая широкий спектр видов активного отдыха: альпинизм, спелеотуризм, каньонинг, рафтинг, дельтапланеризм, горные лыжи, пешеходный и конный туризм. Горнолыжные центры, а также природные памятники Западного Кавказа, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, посетили 29% ростовских туристов.

Таблица 1. — Выбор регионов России для долговременного отдыха

Туристские дестинации России Посетили в период 2014-2016 гг., % Хотели бы посетить в будущем, %

Черноморское побережье Краснодарского края 86 36

Москва 33 24

Горы Кавказа 29 28

Ростовская область 21 6

Полуостров Крым 16 45

Санкт-Петербург 15 38

Кавказские Минеральные Воды 6 22

Города Золотого Кольца 2 -

Озеро Байкал 0 4

Разрыв между потребностями в путешествиях в российские регионы и фактической их реализацией достаточно высок. Так 45% респондентов в будущем хотели бы отдыхать в Крыму, но только 16% провели отпуск на полуострове за последние три года.

Санкт-Петербург, крупнейший центр мировой и российской культуры, известный своими великолепными архитектурными ансамблями, дворцами, музеями, хотели бы посетить в будущем 38% респондентов, но только 15% смогли реализовать это за анализируемый период.

Ростовская область является рекреационным регионом для кратковременного отдыха и экскурсионно-познавательного туризма. 21% респондентов за последние три года совершали поездки по области. В регионе можно выделить три типа туристических зон, которые все вместе образуют маршрут "Серебряная подкова Дона". Первая зона включает побережье Азовского моря, город Таганрог, Азовский и Неклиновский районы. Вторая зона объединяет центры этнографического туризма области: Старочеркасскую и Вешенскую станицы. И третья — побережье реки Дон в Константиновском, Семикаракорском, Усть-Донецком районах и город Азов.

Социологические опросы разных лет подтвердили, что Ростовская область как регион долговременного отдыха не является привлекательной для ростовчан. Согласно данным 2017 г., только 6% респондентов хотели бы проводить отпуск в области (для сравнения: в 2007 г. — 8% клиентов турфирм и 6% опрошенных школьников, в 2013 г. — 3% студентов). Внутренний региональный туризм может оказаться востребован только в том случае, если в области будет создана туристская инфраструктура, отвечающая современным возросшим требованиям к комфортному отдыху, а также будут предлагаться оригинальные туристские программы, способные составить конкуренцию черноморским [12].

Важно отметить, что города Золотого Кольца остаются практически невостребованными жителями Ростовской области, их посетили всего 2% опрошенных.

Ростовская область по среднедушевым денежным доходам в Российской Федерации занимает 33 место [4], поэтому зарубежный отдых продолжает оставаться малодоступным для большинства жителей региона. За анализируемый период четверть опрошенных не выезжало заграницу вообще. Низкая активность респондентов в выездном туризме была обусловлена как высокой стоимостью отдыха за рубежом на фоне девальвации рубля, так и закрытием авиасообщения с Египтом и запретом на продажу туров в Турцию.

Турция на протяжении многих лет являлась абсолютным лидером выездного туризма Ростовской области и России в целом, 21% респондентов посетили страну за последние три года (таблица 2). Главный аргумент в пользу этого направления — оптимальное соотношение цены и качества и упрощенные визовые формальности. И, по мнению аналитиков, Турция сможет вернуть лидерские позиции на российском рынке уже летом 2017 г. На предстоящий летний сезон 2017 года туроператоры запланировали рекордные для Ростовской области 30 авиарейсов в неделю: в Анталью, Бодрум и Даламан.

Туристские дестинации мира Посетили в период 2014-2016 гг., % Хотели бы посетить в будущем, %

Турция 21 15

Греция 12 11

Египет 11 5

Франция 10 19

Испания 9 24

Чехия 9 10

Италия 8 24

Германия 7 10

Таиланд 6 15

ОАЭ 6 12

США - 13

Великобритания - 11

Китай - 8

Индия - 8

Япония - 6

Не выезжали за рубеж 24 -

Вторая позиция принадлежит Греции (12%). Эта страна удачно сочетает в себе возможности для пляжного отдыха, экскурсионных программ и шопинга. Туроператоры предлагают прямые рейсы из Ростова-на-Дону в Салоники, на острова Корфу, Крит и Родос.

Среди зарубежных стран в будущем при наличии средств респонденты хотели бы отдыхать в признанных мировых лидерах туризма — Италии, Испании, Франции, а также в азиатских государствах: Таиланде, Китае, Индии, Японии, что может быть обусловлено популяризацией восточной культуры в России в последние годы.

Опрос позволил выявить, какие страны и регионы России респонденты планируют посетить в 2017 г. (таблица 3). Среди зарубежных стран тройку лидеров составляют дестинации купально-пляжного отдыха: Турция (13%), Испания (9%) и Греция (7%). В России ростовчане планируют отдохнуть в Краснодарском крае — 32%, Санкт-Петербурге — 19%, в Крыму — 17% и Москве — 15%.

Оптимальными по продолжительности, по мнению половины респондентов, являются недельные туры, 10-дневные туристские поездки выбирают 32%, значительно меньшую долю занимают двухнедельные туры — 17%. Большинство респондентов предпочитают отдыхать в компании друзей (35%), с другом/подругой (28%), с мужем/женой (23%).

Таблица 3. — Планируемые дестинации в 2017 г.

Регионы России Планируют посетить Страны Планируют посетить

в 2017 г., % мира в 2017 г., %

Краснодарский край 32 Турция 13

Санкт-Петербург 19 Испания 9

Полуостров Крым 17 Греция 7

Москва 15 Франция 6

Горы Кавказа 7 Грузия 4

Кавказские минеральные воды 5 Чехия 4

Ростовская область 4 Таиланд 3

Озеро Байкал 2 ОАЭ 3

Татарстан 1 Италия 3

Алтай 1 Египет 3

Никакие 8 Никакие 22

Четкое знание того, что именно побуждает человека к путешествию и выбору конкретной поездки, является залогом успешного продвижения туристского направления. Туристские мотивы — важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха. Диверсификация образа жизни современного человека создает богатый спектр мотивов к путешествию, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения [12].

По данным исследования, для 66% респондентов главным мотивом путешествия является отдых (таблица 4). Антропогенные нагрузки, являющиеся непременным следствием жизни в крупном современном городе, формируют у его обитателей стремление «вырваться на природу», увидеть красивые виды и пейзажи (60%). И поскольку в будущем тенденция урбанизации и загрязнения окружающей среды будет возрастать, рост интереса к общению с природой будет усиливаться.

Знакомство с историческими и культурными памятниками (42%), новым образом жизни, едой, обычаями (39%) также является одним из основных мотивов путешествий.

В ходе исследования было выявлено отношение респондентов к социальному и самодеятельному туризму. Эти два вида признаны приоритетными направлениями развития туризма в России.

Социальный туризм — это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, а также средств работодателей [8]. Согласно статье 10 Манильской декларации по мировому туризму, социальный туризм — это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых [2].

Таблица 4. — Туристские мотивы, %.

Просто отдыхать ни о чем не думая, расслабляться 66

Увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки 60

Знакомство с историческими и культурными памятниками 42

Знакомство с новым образом жизни, едой, обычаями 39

Встречи с новыми интересными людьми 31

Оздоровительные, лечебные цели 23

Знакомство с развлечениями, ночной жизнью, возможность посетить хорошие рестораны, клубы и др. 23

Шопинг 20

Возможность вести другой образ жизни — получить высокий уровень обслуживания 16

Посещение фестивалей, карнавалов, участие в национальных праздниках 15

Занятие спортом 14

Обучение иностранному языку и стажировка за рубежом 14

Посещение в качестве зрителя крупных спортивных соревнований — футбольных матчей, Олимпийских игр и т.д. 8

Возможность завести курортный роман, пофлиртовать во время путешествия 8

Советское государство рассматривало социальный туризм как неотъемлемую часть своей социальной политики. Система советского типа социального туризма базировалась на всеобщем равном доступе к туристским услугам [7]. Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

В начале 1990-х гг. система социального туризма распалась, а ее элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. Показательно, что только 20% респондентов Ростовской области отдыхало по льготным путевкам, а 80% опрошенных не знакомо с социальным туризмом.

Самодеятельный туризм — это туризм, организуемый туристами самостоятельно [8]. В настоящее время в Ростове действуют клуб спортивного туризма «Ковчег» и клуб туризма и альпинизма «Планета», которые регулярно организуют походы в горы, а также по рекам Ростовской области, Кавказа и других регионов России.

Вместе с тем, по данным исследования, только 4% респондентов ходят в походы с туристским клубом, а 39% никогда не пробовали, но хотели бы (таблица 5).

Таблица 5. — Самодеятельный туризм, %

Регулярно организуют турпоходы с друзьями 22

Ходят в походы с турклубом 4

Никогда не пробовали, но хотели бы 39

Не интересуются самодеятельным туризмом 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организованный отдых, т. е. с помощью туристских фирм, также на данном этапе востребован населением Ростовской области в незначительной степени, 40% опрошенных никогда не прибегала к услугам турагентств. И только четверть путешествует с помощью турфирм каждый год (рисунок 1).

В последнее время, все большее число людей организует свой отдых самостоятельно, минуя турфирмы. Распространение интернет-услуг, позволивших путешественникам самостоятельно организовывать поездки, влечет за собой постепенное сокращение рабочих мест для турагентов.

Что касается жителей Ростовской области, то 29% опрошенных отметили, что всегда сами бронируют туры через интернет, еще 35% планируют попробовать это в будущем, и только 28% предпочли воспользоваться услугами турфирм, так как это удобней и безопасней. При этом респонденты отмечают, что в дальнейшем при организации отдыха возможен как вариант самостоятельно организованного отдыха, так и через турфирму, в зависимости от направления поездки (рисунок 2).

Рисунок 1. — Как часто Вы пользуетесь услугами туристских фирм?

Рисунок 2. — Планируете ли Вы в дальнейшем пользоваться услугами туристских

фирм?

Согласно опросу, на принятие решения о выборе туристской фирмы наибольшее влияние оказывают советы друзей (53%), а также стоимость тура (43%). Интересен тот факт, что реклама при этом не оказывает заметного воздействия (4%) (таблица 6).

Таблица 6. — Критерии выбора турфирмы, %

Советы знакомых и друзей 53

Стоимость тура 43

Длительное присутствие фирмы на рынке 29

Уже пользовался услугами фирмы 28

Информация в интернете 22

Рекламные буклеты турфирм 4

Результаты социологического опроса содержат данные, позволяющие выявить географические и мотивационные особенности туристского спроса населения, и с большой мерой научного обоснования подойти к планированию процесса развития туристской сферы в Ростовской области.

Изучение рекреационных потребностей населения позволит в будущем внедрить новые туристские программы, которые будут соответствовать потребительским ожиданиям, обеспечить соответствие спроса и предложения и соответственно повысить конкурентоспособность туристского продукта.

Литература

1. Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М., 2003.

2. Манильская декларация по мировому туризму // Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса: нормативно-правовые документы / под ред. В. Н. Акишина, И. В. Гончаровой, А. И. Клебанова, Н. Д. Малахаткиной. — М., 1998.

3. Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. — М. : Изд-во Московского университета, 1981.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. Стат. сб. / Росстат. — М., 2016.

5. Сафронова, Е. С. Изучение туристских потребностей студентов Южного федерального университета / Проблемы туризмоведения: сб. материалов II ЮжноРоссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по туризмоведению. — Ростов н/Д, 2013.

6. Социально-экономические факторы формирования потребностей в услугах туристско-экскурсионного обслуживания как условие развития туризма. Научный отчет кафедры политэкономии РГУ. Ростов н/Д, 1988.

7. Путрик Ю.С. Развитие социального туризма в СССР и Российской Федерации (70-е г. ХХ в. — начало XXI в.) / Известия Алтайского государственного университета. — № 4-5. — 2008.

8. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

9. Шмыткова А. В., Нетреба Е. В. Анализ туристских потребностей школьников города Ростова-на-Дону // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития въездного и внутреннего туризма». — Ростов н/Д, РИС ЮРГУЭС, 2005. — С. 103-104.

10. Шмыткова, А. В. Характер потребительского спроса на туристские услуги школьников Ростовской области // Сборник материалов докладов 5-й всероссийской научно-практической конференции «Молодежь XXI века- будущее Российской науки». — Т. 2. — Ростов н/Д, 2007.

11. Шмыткова, А. В. Географические и мотивационные аспекты туризма в Ростове-на-Дону// Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. — Выпуск 48. — Ростов н/Д. : «Южный федеральный университет», 2008. — С. 59-63.

12. Шмыткова, А. В. Изучение рекреационных потребностей как основы формирования туристского продукта (на примере Ростовской области) // Экономико-географический вестник Южного федерального университета. — 2008. — №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.