Научная статья на тему 'Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 80-х гг. Хх в'

Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 80-х гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
366
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / СЕКТАНТСТВО / НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / УЧЕНЫЕ XX В / RELIGION / CHRISTIANITY / SECTARIANISM / NONCONVENTIONAL RELIGIOUS MOVEMENTS / SCIENTIFIC OF THE 20-TH CENTURY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колмакова Мария Владимировна

Рассматривается изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 80-е гг. ХХ в., ставшее логическим продолжением исследований предшествующих десятилетий, а также приуготовительным периодом для изучения проблемы возникновения и распространения деятельности нетрадиционных религиозных движений в последующие годы. Отмечается, к каким выводам приходят ученые 80-х гг., исходя из опыта исследований предшественников, и с какими проблемами они сталкиваются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researching of activity of nonconventional religious movements in Russia in the eighties of the 20-th century

Research of activity of nonconventional religious movements in Russia in the 80th years of the 20th century became logic continuation of researches of previous decades, and as the preparatory period for studying of a problem of emergence and distribution of activity of nonconventional religious movements of the next years. During this period there is an accumulation of already available knowledge and attempt of their ordering which will appear very useful to researchers in the 90th years of the XX century. In this work it is offered to show, to what conclusions scientists of the 80th years as a matter of experience researches of predecessors come, and about kinds of problems they have.

Текст научной работы на тему «Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 80-х гг. Хх в»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 141-143.

УДК 903

М.В. Колмакова

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ В 80-х гг. ХХ в.

Рассматривается изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 80-е гг. ХХ в., ставшее логическим продолжением исследований предшествующих десятилетий, а также приуготовительным периодом для изучения проблемы возникновения и распространения деятельности нетрадиционных религиозных движений в последующие годы. Отмечается, к каким выводам приходят ученые 80-х гг., исходя из опыта исследований предшественников, и с какими проблемами они сталкиваются.

Ключевые слова: религия, христианство, сектантство, нетрадиционные религиозные движения, ученые XX в.

Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 80-е гг. ХХ в. стало логическим продолжением исследований предшествующих десятилетий. Во второй половине ХХ в. на проблему возникновения и распространения религиозных движений обратили особое внимание и начали изучать предметно. Разговор о религии приобрел качественно иное содержание - не только как о сопутствующей проблеме изживания консервативных устоев и мировоззренческих заблуждений ушедшего царского режима, но все больше как о социокультурной проблеме, современной и животрепещущей, требующей поиска решения.

В 70-е гг. XX в. исследования ученых в области нетрадиционной религиозности в основном сводились к тому пониманию, что сектантство является одним из проявлений религиозности, имеющим основной средой своего развития крестьянство. Ссылаясь на слова В.И. Ленина, который говорит на страницах своего бессмертного произведения о том, что сам факт роста в крестьянской среде сектантства и рационализма является известным, а оформление политического протеста с религиозным подтекстом -явление, характерное для многих народов на определенной стадии их развития. Делается вывод о том, что наличность революционных элементов в крестьянстве не подлежит, таким образом, никакому сомнению [1]. Возникновение и распространение нетрадиционных религиозных движений воспринималось исследователями 70-х гг. ХХ в. все больше как процесс, имеющий своей основой социальное недовольство, нежели как попытка отстаивать чистоту исполнения догматов и правильности обрядовых действий. Сектантство воспринимается как «бунт низов общества», постепенно подтачивающий прочность советской власти.

Уже в 1980-е гг. отношение к деятельности данных организаций меняется. Выходят в свет работы: А.Т. Москаленко «Идеология и деятельность христианских сект», В.Г. Яковлева «Религия и разум», А.В. Белова «Секты, сектантство, сектанты», З.В. Калиничевой «Социальная сущность баптизма» и других авторов. Особо необходимо отметить ряд работ Л.Н. Митрохина и А.И. Клибанова, вышедших в таких периодических изданиях, как «Наука и религия» и «Вопросы философии». В нескольких статьях авторы пытаются раскрыть проблему соотношения науки и религии, определить место религии в современном обществе, а также формируют свой взгляд на ставший реальностью факт возникновения и распространения религиозного сектантства.

Ряд исследований данного периода направлены на анализ деятельности ученых предшествующих лет. Так, в работе А.Т. Москаленко мы ви-

© М.В. Колмакова, 2013

142

М.В. Колмакова

дим следующее описание: «В последние годы в советской печати появились глубокие исследования по критике идеологии современного христианского сектантства, среди которых следует отметить работы В.И. Га-раджи, А.И. Клибанова, Л.Н. Митрохина, А.В. Белова, В.Ф. Крестьянинова, Ф. Федоренко, Э.Г. Филимонова, А.Н. Чанышева и др.» [2]. Работа Москаленко является попыткой переосмысления предшествующего опыта изучения религиозного влияния в России, как традиционного, так и нетрадиционного в своих проявлениях. Но отказа от идеи «религия как оружие» не происходит. Так, автор пишет: «В последнее десятилетие международная буржуазия в борьбе с коммунизмом все чаще стала использовать религию как одну из форм наиболее массовой идеологии, которую она пытается противопоставить марксистской теории научного коммунизма» [3]. Можно сказать, что продолжает формироваться образ религии, противопоставленный в своих идеях необходимым условиям советской науки. Отношение к деятельности нетрадиционных религиозных объединений меняется. Все больше ученых полагают, что средой распространения влияния данных групп является не только сельская и окологородская местность, но и городские жители, весьма подверженные данному «недугу». Об этом говорит нам в своей работе А.В. Белов: «Констатируя, что сектантство более успешно прививается в сельской местности, многие советские исследователи отмечают, что в последние годы наблюдается процесс выравнивания распространения сектантской веры на селе и в городе. Это объясняется постепенным стиранием различий между деревней и городом, в экономическом, культурном и бытовом отношениях, а также миграцией населения в город» [4]. В данном случае «болезнь» принимает масштабы эпидемии и бороться с ней необходимо незамедлительно. Вывод, сделанный автором в качестве прогноза, предлагается следующий: «Можно уверенно говорить о том, что в недалеком будущем по мере механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства будет все меньше и меньше малоквалифицированной миссионерской деятельности сектантства». Значит ли это, что произойдет отказ от нетрадиционных религиозных воззрений вообще, или же пропагандисты данных организаций будут действовать более изощренными и осторожными способами, автор не уточняет.

В данном разговоре крайне полезной необходимо признать позицию Л.Н. Митрохина, говорящего о недопустимости двух крайностей в соотношении науки и религии. Одна из них заключается в бессознательном воспроизведении точки зрения просветителей, которая в своей бесхитростной форме сводится к отождествлению ре-

лигии с невежеством. Другая крайность -утверждение, будто научный прогресс «нейтрален» и не имеет серьезного отношения к судьбам религии [5]. Обе позиции автор считает избыточными, не вполне объективными. Исходя из этого, можно обозначить некоторое противоречие во взглядах исследователей. В данном случае без подобного разобщения обойтись было бы невозможно в силу того, что разные понимания одной проблемы и разные источники ее происхождения в итоге дают свои результаты, которые не мешают развитию, а скорее дополняют картину научного поиска в данной области.

В указанный нами период производится попытка систематизировать уже имеющиеся знания в области развития религии и существенно их обогатить. Так, выходит в свет серия книг, рассказывающих о наиболее распространенных современных религиозных движениях, опыт изучения которых уже был в определенной мере осуществлен. Серия получила название «Современные религии» и насчитывала порядка четырнадцати изданий. Каждой организации был посвящен отдельный том. Наибольшую заинтересованность общества и государства в области религии было решено рассмотреть на примере православия, католицизма, протестантизма, ислама, буддизма, иудаизма, баптизма, адвентизма, пятидесятничества, менонитства, иеговизма, униатства, старо-обрадчества и молоканства. Каждое учение было представлено, кратко освящена история той или иной организации, особенности ее культуры, частично освещены догматический и обрядовый аспекты. В завершение каждого тома авторами приводятся выводы о недостаточности и несовершенстве деятельности каждой религиозной организации, а также предлагаются рекомендации о том, какими способами возможно противодействовать данной организации в ее попытке ввести в заблуждение читателя и членов его семьи.

Так, в работе, посвященной старообрядчеству, А. Катунский выдвигает следующее суждение: «Религия не способна стать идейной силой, способствующей решению реальных жизненных проблем. Напротив, перенося решение насущных вопросов человеческого бытия на небо, она, по сути дела, увековечивает несправедливые отношения на земле. Идеология старообрядчества на всех этапах носила реакционный характер» [6]. Автор также говорит и о том, что религия -своего рода «орудие закрепощения и социального гнета» [7] человека. И все чаще подобные проявления становятся заметными в среде «трудового люда». Они «...создавались самими трудящимися, которые искали путь к счастью и не видели его нигде, кроме как в религиозной вере. Этот путь был иллюзорным, ложным, а религиозные организации

Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России..

143

по своей объективной социальной роли всегда были реакционными, всегда служили эксплуататорскому строю, независимо от того, кем они были созданы» [8].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в 80-е гг. XX в. в отношении религиозных движений, как традиционных, так и нетрадиционных взглядов, остаются в силе суждения прошлых десятилетий. Но, несмотря на эту преемственность, можно выделить и существенные изменения в подходах изучения деятельности данных групп:

- повышение информированности населения о деятельности религиозных организаций;

- попытки систематизировать и переработать уже имеющиеся знания о деятельности вышеуказанных организаций;

- смещение центра возникновения и распространения религиозных движений «от периферии к центру», а также развитие тенденции к равномерному их распределению в различных регионах страны;

- попытка поиска нового пути преодоления проблемы возникновения и распространения религиозных движений при помощи научных достижений (механизации и модернизации производственного аппарата в частности);

- особенное место отводится общественному сознанию и перемене мировоззренческих установок, которые под действием научного прогресса заставляют меняться как саму религию, так и отношение к ней в различных слоях общества;

- отношение к религии в научной среде поляризуется, что свидетельствует о гото-

вящихся глобальных переменах в данной сфере.

Все сложнее становится говорить о религии, так как она приобретает все больше красок и всевозможных граней. Не только христианство подвергается рассмотрению, но и обилие различных «новых религий», которые зачастую настолько отличаются по своим представлениям от уже знакомых доктрин, что говорить о религии как о каком-то одном и едином в своем проявлении «враге» становится все тяжелее. Появляется необходимость изучать деятельность каждой такой организации особенно тщательно и внимательно. Мы увидим, как в последующие десятилетия волна распространения и развития нетрадиционной религиозности перекроет понимание о сущности религии, о ее необходимости и способах подачи информации. В 1980-е гг. происходит своего рода «подготовка» для последующих исследований и попыток систематизации будущих знаний.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 4. С. 228.

[2] Москаленко А. Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978. С. 7.

[3] Там же. С. 4.

[4] Белов А. В. Секты, сектантство, сектанты. М., 1978. С. 108-109.

[5] Митрохин Л. Н. Христианство в эпоху научнотехнической революции. Статья 1 // Наука и религия. 1973. № 6. С. 33.

[6] Катунский А. Старообрядчество. М., 1972. С. 43.

[7] Там же. С. 117.

[8] Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.