Научная статья на тему 'Изучаем зарубежный опыт'

Изучаем зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучаем зарубежный опыт»

Maibach, G. (1996): Polizisten und Gewalt, Reinbek

Menzel, B. / Peters, H. (2003): Sexuelle Gewalt, Eine definitionstheoretische Untersuchung, Konstanz Mueller, U./Mueller- Franke, W./Pfeil, P./Wilz, S. (2002): Polizei und Gender — Genese, Stand und Perspektiven des DFG-Forschungsprojektes„ Geschlechtskonstruktionen im Organisationswandel am Beispiel der Polizei-, in: PolizeiFuehrungsakademie (Hg.), Frauen in der Polizei, Dresden, S. 42 - 72

Murck, M. (2001): Politisch-extremistisch motivierte Gewalt gegen Polizeibeamtinnen und Polizeibeamte, in: Deutsches Polizeiblatt, 1, S. 6-8

Nikutta-Wasmuht, U./Overwien, B../Penrose, V./Rathenow, H.-F.: Einstellungen zu Multikulturalitaet, Demokratie und Gewalt, Berlin 2005 (hektographisch vervielfaeltigt)

Paoline, E. A. (2001): Rethinking police culture, New York

Paoline, E. A. / Terrill, W. (2004): Women police officers and the use of coercion, in: Women & Criminal Justice 15, S. 97-119

Pelinka, A. (1996): Gewalt gegen Exekutivbeamte und -beamtinnen, Endbericht, Wien 1996 (hektografisch veroeffentlicht)

Rabe-Hemp, C. E. / Schuck, A. M. (2007): Violence against police officers, A female officers at greater risk?, in: Police Quarterly 10, S. 411 - 428

Reisig, M. / McCluskey, J. / Mastrofski, S. / Terrill, W. (2004): Suspect disrespect toward the police, in: Justice Quarterly 21, S. 241 - 268

Sessar, K. / Baumann, U. / Mueller, J. (1980): Polizeibeamte als Opfer vorsaetzlicher Toetung, Wiesbaden Stadler, W. / Walser, W. (2000): Fehlerquellen der Polizeilichen Kriminalistik, in: Liebl, K. / Ohlemacher, T. (Hg.), Empirische Polizeiforschung. Herbolzheim, S. 68 - 89

Sterbling, A. (2002): Goerlitzer Lehrerbefragung ueber Gewalt an Schulen, Rothenburg von Felten, M. (2000): .....aber das ist noch lange nicht Gewalt-, Opladen

von Trotha, T. (Hg.) (1997): Soziologie der Gewalt, Sonderheft der Koelner Zeitschrift fuer Soziologie und Sozialpsychologie, Wiesbaden

Walter, M. (2008): Gewaltkriminalitaet, Stuttgart

Wolke, A. / Walter, M. (2000): Konfliktschlichtung durch Streifenwagenbesatzungen der Bonner und Koelner Polizei, in: Monatsschrift fuer Kriminologie und Strafrechtsreform, 83, S. 91 - 109

Перевод Т. Мюллер-Шолих

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 351.74.001.86(430)

С.Н. ШЕМРАЕВ,

начальник отдела по работе с личным составом Бел ЮИ МВД России

С 12 по 20 ноября 2008 года делегация БелЮИ МВД России в составе начальника отдела кадров и воспитательной работы С.Н. Шемраева, профессора кафедры организации раскрытия и расследования преступлений В.И. Коваленко, старшего преподавателя кафедры иностранных языков Б.Н. Селина и научного сотрудника Н.Н. Перелыгина находилась в Центре подготовки и повышения квалификации сотрудников полиции графства Западный Йоркшир в городе Уэйкфилде, Великобритания.

В ходе командировки произошел обмен

мнениями между членами делегации и начальником Центра подготовки и повышения квалификации сотрудников полиции графства Западный Йоркшир суперинтендантом Джоном Коклифом по вопросу международного сотрудничества правоохранительных органов в сфере подготовки кадров и по проблемам взаимодействия в области борьбы с транснациональной преступностью.

В Англии существует отлаженная система региональных центров начальной подготовки и последующего повышения квалификации или переподготовки, которые ориентируются на местные условия и особенности криминогенной обстановки.

Подготовка и повышение квалификации в Центре осуществляется по следующим направлениям:

- курс начальной подготовки, который обязателен для всех лиц, поступающих на службу в полицию;

- 15 курсов огневой подготовки;

- 13 курсов специальной авто- и мотоподготовки;

- 46 курсов детективной подготовки;

- 20 курсов подготовки сотрудников подразделений по обеспечению общественной безопасности;

- 7 курсов информационных технологий в деятельности полиции;

- 10 курсов подготовки сотрудников подразделений оперативной поддержки;

- 13 курсов подготовки неаттестованных сотрудников полиции.

Срок начальной подготовки составляет почти 2 года. Специальные курсы подготовки, повышения квалификации и переподготовки длятся в зависимости от специализации от 1 дня до 3 месяцев. Как начальная, так и последующая подготовка строятся на основе блочно-модульной системы организации учебного процесса и компетентностного подхода. Для формирования компетенций в ходе подготовки и повышения квалификации сотрудников полиции применяются самые разнообразные методики, причем особое внимание уделяется межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность обучаемых.

Организация детективной подготовки, осуществляемой как в Центре, так и в практических органах полиции

Членам делегации была представлена для ознакомления система организации учебного процесса детективной подготовки. Начальник цикла старший инспектор-детектив Джон Холстед и преподаватель цикла инспектор-детектив Сэм Кук очень подробно рассказали о курсах начальной и последующей подготовки детективов. Необходимо отметить, что обучение детективов начинается исключительно после этапа начальной подготовки и 1-2 лет стажировки в качестве констебля полиции, т.е. сотрудника патрульной службы.

Практические занятия в центре подготовки проводятся на полигонном комплексе, включающем в себя шесть учебных модулей и диспетчерский пункт. Учебные модули представляют собой рабочие кабинеты детективов, оборудованные плазменным экраном, компьютером, телефоном/факсом, множительной и копировальной техникой, камерами видеонаблюдения и звукозаписи.

Диспетчерский пункт оборудован двадцатью мониторами, связанными с камерами видеонаблюдения в кабинете детективов, головным сервером, видеозаписывающей аппаратурой и линиями двусторонней ау-диосвязи.

Из диспетчерского центра в учебном модуле выдается исходная информации, моделирующая ситуацию раскрытия и расследования преступления в динамике;

ведется контроль за действиями детективов; проверяется правильность подготовки процессуальных документов; анализируются психологические позиции и роли участников совместной деятельности в группе расследования преступления.

Опыт организации детективной подготовки может быть использован при разработке и создании межкафедрального полигонного комплекса в институте.

Организация поддержания правопорядка

при проведении массовых мероприятий

на примере футбольного матча между командами Leeds United и Huddersfield Town

Во время визита Британская сторона познакомила делегацию с системой организации поддержания правопорядка при проведении массовых мероприятий на примере футбольного матча между командами Leeds United и Huddersfield Town. Необходимо отметить, что для осуществления охраны общественного порядка на стадионе привлекаются сотрудники охраны самого стадиона и полицейские. Работа организована таким образом, что болельщики разных команд рассаживаются на разные трибуны, а члены фан-клубов исключительно позади ворот. Кроме того, перед проведением матчей проводятся специальные оперативные мероприятия по выявлению потенциальных зачинщиков беспорядков, которых помещают в специально отведенные секторы трибун. На трибунах стадиона присутствует минимальное количество сотрудников полиции (например, на 38 тысяч болельщиков - 75 полицейских), но за развитием ситуации осуществляется постоянный контроль при помощи видеокамер из специальной контрольной комнаты, а также полицейского вертолета. За пределами стадиона несут дежурство дополнительные силы, которые состоят из двух частей, первая из которых включает в себя подразделения пешей, конной, моторизованной полиции (в составе 125 человек) по контролю и рассечению групп болельщиков, выходящих со стадиона после окончания матча, и второй, осуществляющей сопровождение групп болельщиков в черте города. Интересно отметить, что для охраны правопорядка привлекаются не только сотрудники местной полиции, но и полицейские из других районов графства. Однако каждый сотрудник знает, что ему делать и где находиться, поскольку все полицейские проходят подготовку по единому плану и

в соответствии с едиными требованиями. Для охраны и сопровождения болельщиков команд гостей активно и эффективно применяется конная полиция и кинологическая служба.

Организация специальной автомобильной подготовки

В ходе командировки члены делегации были ознакомлены с двумя видами специальной автомобильной подготовки: курсом сопровождения и защиты высокопоставленных лиц, а также курсом по отработке навыков управления автомобилем в условиях контролируемого заноса. Представляется целесообразным изучение опыта британских коллег по тренировке вождения автомобилей в условиях имитации экстремальных ситуаций и его внедрение в практику основного курса автоподготовки для курсантов вузов МВД России, а также доподготовки - для милиционеров-водителей подразделений УВД субъектов Российской Федерации.

Тренировка навыков управления автомобилем в состоянии управляемого заноса

Полигон представляет собой круг с бетонным покрытием радиусом примерно 20 метров. Для имитации условий скользкой дороги на поверхность наносят путем разбрызгивания или налива отработанное моторное масло, которое периодически поливается водой под небольшим давлением из двух, установленных друг напротив друга, шлангов.

Для усиления эффекта скольжения на автомобили ставят «голые» покрышки, которые остаются после других спецкурсов вождения.

Для тренировки используют автомобили, применяемые подразделениями полиции графства Западный Йоркшир - передне-, задне- и полноприводные (с механическими или автоматическими коробками передач). Как правило, это достаточно мощные (190 л.с.) легковые автомобили Volvo, используемые для перехвата нарушителей скоростного режима и задержания иных правонарушителей на автомагистралях, менее мощные, но более маневренные автомобили Ford, Opel, Vauxhall (Воксхол), для работы в городских условиях и полноприводные Landrover.

Каждый тип автомобиля имеет свои особенности поведения на скользкой дороге и в ходе занятий преподаватели сначала «катают» курсантов в качестве пассажиров, показывая и объясняя факторы, влияющие

на наступление момента заноса, и дают рекомендации, как выходить из конкретной ситуации с наименьшей угрозой для своей жизни и жизни окружающих, затем происходит отработка приемов вождения обучаемыми под контролем преподавателей.

Учитывая наш климат, а также высокий уровень ДТП, вызванный неумением водителей (включая сотрудников милиции) правильно реагировать на резко изменяющиеся погодные условия, нам представляется целесообразным рассмотрение вопроса о строительстве подобного полигона. Полагаем, что подобный объект можно, кроме того, адаптировать для условий русской зимы. Например, в зимнее время года использовать естественные условия (тонкий снежный покров или тонкую ледяную корку) для отработки навыков зимнего вождения как с использованием покрышек с металлическими шипами, так и без них. С экономической точки зрения расходы на строительство полигона могут быть окуплены как путем организации кратких платных курсов для населения, так и долевым участием УВД по Белгородской области в строительстве и эксплуатации объекта.

Тренировка навыков управления автомобилем при осуществлении сопровождения и охраны высокопоставленных лиц

Сопровождение высокопоставленных лиц осуществляется, как правило, на четырех автомобилях. Первые три автомобиля не несут специальных опознавательных знаков полиции. В первой машине перевозят охраняемое лицо, вторым идет автомобиль отсечения, третьим - автомобиль прикрытия, замыкает колонну автомобиль дорожной полиции.

В ходе тренировки отрабатываются навыки прикрытия, отсечения и защиты автомобиля с высокопоставленными лицами с имитацией нападения с противоположной стороны движения, по ходу движения, справа и слева, а также нападения с разных сторон. Так, при нападении «в лоб», автомобиль отсечения занимает место охраняемого автомобиля, кортеж быстро останавливается, затем колонна дает задний ход, автомобили одновременно разворачиваются на месте и на высокой скорости уходят в противоположном направлении. При нападении справа или слева, автомобиль отсечения также занимает место охраняемого автомобиля, а автомобили прикрытия и дорожной полиции перестраиваются в ту сторону, откуда со-

вершено нападение, тем самым прикрывая охраняемый объект.

Примечательно, что на данном занятии в качестве тренировочных автомобилей использовались машины с автоматической коробкой передач, что намного усложняло выполнение задач.

Данный курс не предназначен исключительно для сотрудников дорожной полиции. Его также могут проходить сотрудники разных подразделений, особенно группы быстрого реагирования (единственного подразделения в составе 125 человек из 5300 сотрудников полиции графства Западный Йоркшир с населением 2,2 млн. человек, имеющего право применения огнестрельного оружия) и службы оперативной поддержки. Таким образом, при необходимости выполнения

задач по сопровождению высокопоставленных лиц привлекаются специалисты, обладающие различными практическими навыками.

Данный курс является очень затратным (2-х недельный курс автомобильной подготовки 1 сотрудника полиции составляет около 4 тыс. фунтов, что эквивалентно 175 тыс.руб.), так как в ходе тренировок происходит:

- быстрый износ ходовой части, подвески и двигателей автомобилей;

- очень быстрый износ покрышек (при интенсивных 6-ти часовых ежедневных занятиях комплект покрышек меняют 1 раз в 2-3 дня);

- увеличение в несколько раз расхода топлива.

№ Наименование курсов Продолжительность (дней) Количество курсов в год

1 Курс полицейской автоподготовки 20 12

2 Курс полицейской мотоподготовки 20 4

3 Курс повышения квалификации полицейской автоподготовки 10 6

4 Курс подготовки сотрудников дорожной полиции Часть 1 10 4

5 Часть 2 5 4

6 Часть 3 5 4

7 Курс расследования ДТП 15 2

8 Курс повышения квалификации следователей по ДТП 5 5

9 Курс подготовки водителей категории Д1 5 5

10 Курс подготовки для управления внедорожным полицейским авто Landrover 1 50

11 Курс повышения квалификации полицейской мотоподготовки 10 4

12 Курс применения средств контроля скоростного режима/радары 1 4

13 Курс доподготовки управления спецавтомобилями при пресечении массовых беспорядков 1 10

КУРСЫ АВТОПОЛГОТОВКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.