Научная статья на тему 'Изобразительное искусство в культурном пространстве Кольского Севера в период Великой Отечественной войны'

Изобразительное искусство в культурном пространстве Кольского Севера в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
893
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ПЛАКАТ / ФРОНТОВОЙ РИСУНОК / СКУЛЬПТУРА / ЭКСПОЗИЦИОННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Анастасия Вячеславовна

В статье рассматривается развитие изобразительного искусства в культурном пространстве Кольского Севера в период Великой Отечественной войны. Проанализирована роль художников, проходивших службу в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта, в становлении регионального профессионального изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINE ARTS IN THE CULTURAL SPACE OF THE KOLA PENINSULA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The development of fine arts in the cultural space of the Kola Peninsula during the Great Patriotic War is considered in the article. The article analyses the role of the artists serving in the divisions and on the Northern fleet ships, in the units of the 14th army of the Karelian front in formation of the regional professional fine art.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство в культурном пространстве Кольского Севера в период Великой Отечественной войны»

УДК 7.03 (470.21)

ФЕДОТОВА Анастасия Вячеславовна, аспирант кафедры культурологии и межкулътурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского государственного гуманитарного университета. Автор 12 научных публикаций

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается развитие изобразительного искусства в культурном пространстве Кольского Севера в период Великой Отечественной войны. Проанализирована роль художников, проходивших службу в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта, в становлении регионального профессионального изобразительного искусства.

Военный плакат, фронтовой рисунок, скульптура, экспозиционно-оформительское искусство, театрально-декорационное искусство

Период Великой Отечественной войны стал новым этапом развития всех видов и жанров изобразительного искусства. Наиболее востребованными стали те направления, которые были непосредственно связанны с оборонным комплексом страны. Одной из основных задач изобразительного искусства в годы войны стала агитационно-пропагандистская работа, вследствие чего наибольшее развитие получила графика и, в частности, плакат как один из самых массовых видов изобразительного искусства. Военный плакат много заимствовал у революционной графики. Наибольшее развитие получили героические и сатирические плакаты, обычно сопровождаемые литературным текстом. С первых дней Отечественной войны в Москве начался выпуск плакатов «Окна ТАСС», в Ленинграде - «Боевой карандаш».

© Федотова А.В., 2011

Это нашло свое продолжение во всех регионах страны, в т.ч. и в Заполярье1.

Большое число художников находились в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта, в партизанских отрядах. Однако военная служба требовала навыков работы в изобразительном искусстве только небольшому числу художников. На профессиональной основе при Главном политуправлении Северного флота в годы войны работала группа художников - М.А. Новиков, А.А. Меркулов, В.Г. Баранов, Л.Е. Кербель, А.Я. Кольцов и др. В их основные задачи, кроме выполнения военных обязанностей, входили маскировка объектов военно-морской техники и выпуск агитационных плакатов и сатирических листовок «Таран» и «Окна “Полярной правды”».

Еженедельные сатирические плакаты «Таран» продолжили традиции «Окон ТАСС» и «Боевого карандаша». Первоначально они исполнялись вручную литографским способом в двух экземплярах. Плакаты «Окна “Полярной правды”», выходившие в 1941-1945 годах, были своеобразным изобразительным приложением к сообщениям Совинформбюро и представляли собой небольшие по размеру листы с несколькими взаимосвязанными рисунками, сопровождаемые текстом. Тиражировались они вручную при помощи трафарета. Наиболее удачные плакаты переиздавались печатным способом в мурманской типографии газеты «Полярная правда» и выходили в сотнях, иногда тысячах экземпляров. Характер иллюстраций выпусков «Тарана» и «Окон» - сатирический или героический - менялся в зависимости от событий. Также флотские художники занимались оформлением газеты «Краснофлотец».

Ряд художников служили в сухопутных войсках при политуправлении Карельского фронта, где с мая по сентябрь 1942 года был организован выпуск нового фронтового сатирического журнала «Сквозняк». Печатался он на 8 страницах с одноцветными иллюстрациями, которые исполнялись художниками А. Короткиным,

В. Гембачевым, Б. Ивановым, М. Медведевым и др. В художественном отделе активное участие принимали также красноармейцы, сержанты и политработники частей фронта. Всего вышло 7 номеров, т.к. в условиях военной действительности они уступали место листковым формам сатирической периодики. В 14-й Армии Карельского фронта выходила также газета «Часовой Севера», рисунки к которой выполнял художник С.А. Осауленко.

В годы войны на Кольском Севере, как и в других регионах, большое распространение получили также такие агитационно-массовые формы искусства, как оформление фронтовых клубов и землянок, Домов Военно-Морского флота, Ленинских комнат2.

Одновременно с маскировочными работами, выпуском агитационных плакатов, листовок и брошюр художники создавали самостоятельные творческие работы.

Станковое искусство в период войны в стране в целом и на Кольском Севере в частности претерпело значительные преобразования. Преодолев упадок двух предвоенных лет, в первые годы войны художники создают не иллюстрированные, праздничные картины, а торопливые, не претендующие на обобщение, почти монохромные этюды по живым впечатлениям, что не исключало многогранности, серьезности и глубины замысла. Распространенными становятся предельно скромные портреты, лаконичные сюжетные картины, а также пейзаж, как пишет Т. М. Рыжкова, «место действия, среда обитания и выживания»3. Станковая графика развивается в основном в быстрых документально-точных карандашных зарисовках. Основное место в творчестве художников, служивших в Заполярье, традиционно занимал пейзаж.

Своеобразной точкой отсчета искусства военной поры на Кольском Севере стало написанное в 1941 году живописное полотно «У пирса» В. Ф. Штраниха, художника, с 1940 года работавшего в бригаде Северного флота. В почти документальных маринистических полотнах передавал атмосферу военных лет в Заполярье мастер индустриального пейзажа Г.Г. Нисский. Морские мотивы мест боевых действий и портреты защитников Заполярья -основные темы живописных и графических работ художников А.Я. Кольцова, В.Г. Баранова, А.А. Меркулова, М.А. Новикова. Через пустые глазницы окон полуразрушенных домов изображали военную повседневность прифронтового г. Мурманска Н.И. Цейтлин, Я.А. Ком-шилов и др. Работы военных художников призваны были способствовать развитию таких качеств у военнослужащих, как высокое понимание воинского долга, инициатива, самостоятельность мышления4.

Целый ряд в основном графических работ был создан художниками, военная служба которых не требовала навыков работы в изобразительном искусстве. С разрешения командования во время отдыха делал портретные зарисовки матросов и офицеров В.Д. Каленский, служивший с 1940 года в морском разведы-

вательном радиоотряде Северного флота. С 1941 года в перерывах между боями на обрывках упаковочной бумаги рисовал боевых товарищей рядовой 995-го стрелкового полка на Карельском фронте Л. Калиновский. Портреты, зарисовки населенных пунктов исполняли художники, воевавшие в сухопутных частях Заполярья: А.М. Хмылев, А.В. Шмидт и др.5 Ряд графических листов выполнил художник, сражавшийся в партизанском отряде «Большевик Заполярья» О.П. Бородкин.

С начала Великой Отечественной войны на Кольском Севере значительное развитие получила скульптура - мало распространенный на тот период в культурном пространстве региона вид изобразительного творчества. Наиболее востребованным жанром в скульптуре стал портрет. Правдивые, документально точные станковые скульптурные портреты геро-ев-североморцев создавал с 1942 по 1945 годы военный художник Северного флота, скульптор Л.Е. Кербель. Также на территории региона был установлен ряд монументальных скульптур: в 1943 году в г. Полярном открыт бюст командира подводной лодки «Щ-422» Ф.А. Видяева работы флотского художника А.Я. Кольцова и памятник погибшим подводникам с лодки «Щ-402», сооруженный моряка-ми-североморцами; в 1944 - памятник «Геро-ям-подводникам Северного флота» работы Л.Е. Кербеля и др.

В годы войны в Заполярье возникли новые институциональные формы художественной культуры, создание которых заняло «относительно короткое время по сравнению со многими другими регионами»6. Инновационным явлением в сфере изобразительного искусства стало создание в 1944 году областного Союза советских художников в г. Мурманске (ССХ МО). Первым председателем правления ССХ МО стал художник А.А. Меркулов. В 1945 году в Союзе насчитывалось 22 художника, ведущими из которых были: В.Г. Баранов, М.В. Новиков, Д.К. Свешников. ССХ МО с помощью своей производственной базы - Художественного фонда стал работодателем и организатором быта художников региона7.

В рассматриваемый период в Заполярье продолжало развиваться экспозиционно-оформительское искусство. Открылся ряд выставок трофейного вооружения. С 1943 года проводился сбор материалов для создания выставки в Доме офицеров г. Полярный, экспонаты которой положили начало созданию в 1946 году Военно-морского музея Северного флота; в 1944 году в г. Мурманске в здании школы № 6 был создан Музей Великой Отечественной войны8.

Творческая деятельность художников 14-й армии Карельского фронта и Северного флота способствовали активизации на территории региона выставочной деятельности: организован целый ряд групповых, а также новых для региона персональных художественных выставок (А.А. Меркулов, А.Я. Кольцов). С открытием Мурманского отделения ССХ впервые установлены регулярные осенние отчетные выставки художников области, первая из которых состоялась в г. Мурманске в 1945 году9. Часть работ экспонировались также на региональных и всесоюзных выставках и выставках организованных с целью популяризации Северного флота.

Подводя итог исследованию, можно отметить, что период Великой Отечественной войны стал новым этапом развития изобразительного искусства в Заполярье. Активная творческая деятельность художников, проходивших службу в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта, способствовала развитию в регионе в годы войны агитационно-массовых форм искусства, скульптуры, станковой живописи и графики, а также возникновению на Кольском Севере новой институциональной формы художественной культуры - Мурманского отделения Союза советских художников, что стало инновационным явлением в художественной культуре региона. Объединение положило начало регулярной выставочной деятельности мурманских художников и стало отправной точкой в становлении регионального профессионального изобразительного искусства и развитии потенциала местных творческих сил в последующие годы.

Примечания

1 Рыжкова Т.М. Изобразительное искусство военных лет // Подвигу в Заполярье 50 лет: тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 50-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье и освобождения Сев. Норвегии. Мурманск, 1995. C. 62-65.

2 ГАМО. Ф. 934. Оп. 1. Д. 53. Л. 58-62.

3 Рыжкова Т.М. Указ. соч. C. 64.

4 Попов А.В. К проблеме ценностного содержания понятия «военная интеллигенция» // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. N° 4. С. 59-67.

5 Белоконь К., Чеботарь Г. Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах // Мурманский берег: культурол. альм. Вып. 2. Мурманск, 2005. С. 217.

6 Вагинова Л. С. Историческая типология культуры Кольского Севера // Чарнолуские чтения: материалы межвуз. науч.-практ. конф., 24-25 марта 2009 года / отв. ред. Л.С. Вагинова. Мурманск, 2009. Т. 2. С. 13.

7 Ковалев Н. Изобразительное искусство Мурмана // Мурманский берег: лит. альм. Вып. 4. Мурманск, 1998.

С. 5-45.

8 Музеи // Кольская энциклопедия. URL: http://kolaenc.gov-murman.ru/culture/museum/.

9 ГАМО. Ф. 934. Оп. 5. Д. 1. Л. 1-55.

Fedotova Anastasia

FINE ARTS IN THE CULTURAL SPACE OF THE KOLA PENINSULA DURING

THE GREAT PATRIOTIC WAR

The development of fine arts in the cultural space of the Kola Peninsula during the Great Patriotic War is considered in the article. The article analyses the role of the artists serving in the divisions and on the Northern fleet ships, in the units of the 14th army of the Karelian front in formation of the regional professional fine art.

Контактная информация: e-mail: berkana.avf@rambler.ru

Рецензент - СоловьеваА.Н., доктор философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.