Научная статья на тему 'Изобразительное искусство как средство формирования духовно-нравственной культуры личности'

Изобразительное искусство как средство формирования духовно-нравственной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1506
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычкова Н. В., Волков В. В.

Публикация посвящена актуальной проблеме формирования духовно-нравственной культуры личности ребенка. Среди эффективных средств формирования духовно-нравственной культуры школьников рассматривается изобразительное искусство. В ходе экспериментальной работы определены эффективные методы и приёмы обучения и воспитания, способствующие решению указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычкова Н. В., Волков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство как средство формирования духовно-нравственной культуры личности»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ © Бычкова Н.В.*, Волков В.В.

Брянский государственный педагогический университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Публикация посвящена актуальной проблеме формирования духовнонравственной культуры личности ребенка. Среди эффективных средств формирования духовно-нравственной культуры школьников рассматривается изобразительное искусство. В ходе экспериментальной работы определены эффективные методы и приёмы обучения и воспитания, способствующие решению указанной проблемы.

В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но сегодня, наконец-то, о проблеме формирования духовнонравственной культуры заговорили как о проблеме общенациональной.

В концепции модернизации российского образования говорится, что воспитание следует рассматривать как целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, ориентированную на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей; оказание учащимся помощи в нравственном становлении, создание условий для самореализации личности.

Формирование духовно-нравственной культуры невозможно представить без соответствующих базовых (духовно-нравственных) ценностей. Эти ценности хранятся в социально исторических, культурных, семейных традициях, передаются от поколения к поколению и обеспечивают духовнонравственное развитие общества в целом.

Источники нравственности и духовности содержаться в тех областях общественных отношений, деятельности и сознания, которые позволяют человеку противостоять разрушительному влиянию извне и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. К таковым источникам традиционно относят государство, народ с его традициями и устоями, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа и человечество в целом.

Исходя из перечисленных источников нравственности и духовности, выделяют группу базовых духовно-нравственных ценностей, к которым в частности относятся: патриотизм, социальная солидарность, служение Оте-

* Доцент кафедры Дизайна и художественного образования, кандидат педагогических наук.

честву и другие. Формирование духовно-нравственной культуры современных школьников является глобальной проблемой всего общества в целом.

Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возвращение к её традиционным основам, в том числе религиозно-духовным. Это явление не случайно и вызвано многими причинами, в частности, тревожной социокультурной ситуацией сегодняшнего дня. В настоящее время наблюдают тенденцию к восстановлению храмов, возрождению традиции церковного пения, иконописи, православной культуры. Изобразительное искусство является одним из средств формирования духовнонравственной культуры современного школьника.

Приобщение к искусству является обязательным условием формирования духовно-нравственных качеств личности современного школьника. Решением данной проблемы занимались такие выдающиеся педагогические деятели, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Г. Песталоцци, П.П. Чистяков, В.С. Кузин, Б. М. Неменский и др.

Искусство представляется тем пластом современного творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач, например, формирование духовно-нравственной культуры детей. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, с окружающим миром.

Главные показатели результативности обучения изобразительному искусству: применение знаний, умений, навыков в практической деятельности. Традиционная система воспитания ориентирована на развитие его нравственного самосознания.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание - одно из важнейших направлений работы современной школы. И здесь немаловажную роль играют уроки изобразительного искусства с применением краеведческого материала с их разнообразными ресурсами и творческим потенциалом.

Одними из основных задач, стоящих перед современной школой, являются:

- содействие культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;

- содействие возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры школьников нельзя обозначить простой схемой «духовные ценности - учитель - ученик». Этот процесс намного шире и глубже, он охватывает не только про-

цесс обучения и воспитания, он включает в себя все существование индивида, личности, будь то взрослый человек или ребенок. Этот процесс неотъемлем от культуры этноса. Нельзя не согласиться с мнением М.М. Бахтина «в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, остались нераскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей истории жизни данной культуры». Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, с окружающим миром.

Духовно-нравственное развитие детей теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками изобразительного искусства. Именно уроки изобразительного искусства помогают развивать различные нравственные качества у школьников при рассмотрении и анализе произведений изобразительного искусства, беседах о русском искусстве, беседах, способствующих самостоятельной изобразительной деятельности учащихся, и приводящие к их самостоятельным умозаключениям; экскурсиях с постановкой проблемных ситуаций; при использовании творческих сюжетно-ролевых игр.

Духовно-нравственное воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие духовно-нравственных качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Но как основной носитель прекрасного, искусство является одним из главных средств духовно-нравственного воспитания.

Воздействие духовно-нравственных явлений и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством духовно-нравственного воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования духовных качеств личности.

Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные духовно-нравственные качества личности: вкус, способность оценивать доброе и прекрасное, понимать и творить прекрасное. Од-

нако на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало используют искусство в целях формирования духовно-нравственной культуры ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, воспитание и развитие личности будет неполноценным. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовнонравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. На наш взгляд, реализуя полноценное духовно-нравственное воспитание ребенка, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Психолого-педагогическое исследование проводилось в МОУ СОШ № 43 города Брянска на протяжении 2010-2012 учебных годов.

Целью психолого-педагогического эксперимента было выявление возможностей изобразительного искусства как средства формирования духовно-нравственной культуры детей. Диагностико-констатирующий этап эксперимента показал, что большинство учащихся в контрольном и экспериментальном классах находились на низком и среднем уровнях духовнонравственной культуры. Диагностика проводилась на основе анкетирования родителей и учителей на предмет необходимости использования изобразительного искусства как средства формирования духовно-нравственной культуры детей. Детям предлагались тестовые задания, основой которых были проблемные ситуации, требующие собственных суждений.

В ходе эксперимента проводились уроки по духовно-нравственному развитию, включающие православную тематику; знакомящие детей с красотой природы через обучение рисованию пейзажа, как средства духовнонравственного развития; воспитывающие любовь к своей родине, своей маме и др.

На уроках учащимся показывались репродукции работ отечественных и зарубежных художников, где были изображены библейские сюжеты, сюжеты, связанные с православной культурой, культурой православной Руси и становлением христианства на Руси, пейзажи русских художников и др.

Учащиеся на уроках с интересом изучали материал по православному искусству, библейские истории, историю становления православия на Руси. Большое значение на формирование у учащихся эстетических и духовнонравственных качеств оказывало изучение репродукций пейзажей различных русских художников и их анализ.

После проведения формирующего этапа эксперимента, который заключался в использовании на уроках эффективных способов духовно-нравственного развития детей, нами был проведён третий этап эксперимента -

контрольный. На данном этапе было установлено, что у учащихся экспериментального класса вырос уровень духовно-нравственной культуры (большинство учащихся показали высокий и средний уровень). Учащиеся контрольного класса особых изменений не показали (в основном - средний и низкий уровень). Из этого следует, что применение на уроках изобразительного искусства бесед, способствующих самостоятельной изобразительной деятельности учащихся, и приводящих к самостоятельным умозаключениям; экскурсий с постановкой проблемных ситуаций; творческих сюжетноролевые игр; уроков по изображению пейзажа с элементами православной культуры, будут являться эффективными средствами формирования духовно-нравственной культуры школьников.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЗНАНИЕВОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВОМУ УРОВНЮ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ © Родермель Т.А.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Сургут

В данной статье рассматриваются взгляды на новые образовательные модели, ориентированные на выход за пределы знаниевой парадигмы и стремление проектировать образовательные системы, направленные на развитие личностной сферы.

В обществе, мировоззрение которого построено на установках расчленённого знания, умножается некогерентная духовность, возникают характерные кризисные явления. Своеобразие момента заключено в том, что в России обществу приходится решать проблемы, не встречающиеся в мировой практике: регулирование взаимодействий традиционных и принципиально новых образовательных структур, создание механизма использования образования в качестве средства социальной консолидации.

Вместе с тем, основная цель изменения системы образования в России совпала с глобальными тенденциями формирования новой модели образования, неклассической, в центре которой - развитие целостной личности. Произошёл поворот к тому, чтобы видеть в сфере образования сферу «воспроизводства» человека. Отсюда интерес к проблемам, непосредственно связанным с этим воспроизводством, одной из которых считается проблема гуманизации высшего профессионального образования. Аналитики, рабо-

* Старший преподаватель кафедры «Социальная работа», кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.