Научная статья на тему 'Измерительная система для реализации обратных связей в координатных позиционерах на линейных шаговых двигателях'

Измерительная система для реализации обратных связей в координатных позиционерах на линейных шаговых двигателях Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
87
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Жарский В. В.

Рассмотрено построение безгистерезисного датчика положения планарного привода прямого действия на ЛШД на основе преобразователей Холла. Для предложенного конструктивного исполнения разработана схема замещения магнитной цепи, математическая модель электромагнитного преобразования положения индуктора ЛШД относительно статора. Анализируются результаты экспериментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Жарский В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measuring System for Feedback Realization in Coordinate Positioners in Linear Step-By-Step motors

The paper considers development of non-hysteresis position sensor for a planar direct drive in a linear step-by-step motor (LSM) on the basis of the Hall-effect converters. A magnetic equivalent cir-cuit, a transformation mathematical model for the LSM inductor position relatively to a stator are de-veloped in the paper. The paper contains an analysis of experimental results.

Текст научной работы на тему «Измерительная система для реализации обратных связей в координатных позиционерах на линейных шаговых двигателях»

УДК 621.313.323

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В КООРДИНАТНЫХ ПОЗИЦИОНЕРАХ НА ЛИНЕЙНЫХ ШАГОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Канд. техн. наук ЖАРСКИЙ В. В.

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Наиболее часто применяемый в линейных шаговых двигателях (ЛШД) датчик положения индуктора по зубцовой геометрии статора представляет собой инкрементальный электромагнитный преобразователь положения зубцовой магнитной структуры полюсов датчика по отношению к ферромагнитным полюсам статора [1, 2]. Конструктивно датчик непосредственно встраивается в индуктор, а его магнитная система рассчитывается на рабочий магнитовоз-душный зазор в пределах 10-50 мкм.

Выходным информационным сигналом датчика является стандартный интерфейс в виде sin и cos электрических сигналов напряжением 1 В, однозначно определяющих положение индуктора относительно зубцовой структуры статора. Один из разновидностей такого датчика -индукционный тахометр [2], состоящий из двух П-образных магнитомягких сердечников, между которыми находится постоянный магнит. На его магнитомягких сердечниках расположены обмотки. Недостаток такого датчика состоит в том, что его информационные сигналы зависят как от положения, так и от скорости его перемещения. Кроме того, выходной сигнал такой магнитной системы имеет значительный коэффициент нелинейных искажений, и выделить позиционную составляющую с тахометра с достаточной точностью представляется весьма сложной программно-аппаратной задачей.

Наиболее полно требованиям системы измерений для реализации обратных связей в координатных позиционерах на ЛШД удовлетворяет датчик положения, содержащий два П-об-разных магнитопровода, шунтированных постоянным магнитом. При этом магнитопроводы выполняются из трех частей, между которыми установлены преобразователи Холла [2].

Недостатком данного устройства является наличие значительной погрешности информационных сигналов за счет гистерезиса пере-магничиваемых П-образных магнитопроводов. Наличие же воздушных зазоров между датчиком и рабочей поверхностью статора приводит к тому, что амплитуда информационного сигнала почти на порядок меньше постоянной составляющей, что снижает стабильность точностной характеристики системы измерений. Поэтому проблема разработки электромагнитно-

го безгистерезисного датчика положения и измерительной системы на его основе для координатных позиционеров на ЛШД - актуальная задача, которой посвящено настоящее исследование.

Безгистерезисный датчик положения. Для

повышения точностных и динамических параметров систем перемещений на основе приводов прямого действия, и в частности ЛШД с датчиками обратной связи по положению, необходимо добиваться улучшения метрологических параметров самих датчиков положения, обеспечивая возможность использования последних в линейных, планарных, торцевых и цилиндрических координатных позиционерах [3].

Конструкция такого датчика (рис. 1) была разработана и создана на предприятии «Рух-сервомотор». Особенность датчика состоит в том, что он содержит два составных П-об-разных магнитопровода, на полюсах сердечников каждого из которых сформированы зубцы, разность расположения групповых координат которых равна (а ± 0,5)т, где а - целое число, определяемое как константа конкрет-

ной конструкции; т - период расположения зубцов.

Рис. 1. Конфигурация датчика положения для координатного электропривода прямого действия

Преобразование магнитной индукции осуществляется в специальном составном магни-топроводе, состоящем из двух П-образных частей, в которые последовательно включены постоянные магниты, показанные на рис. 1 символами NS. Так как преобразователи магнитной индукции устанавливаются вблизи пары одноименных полюсов П-образных магнитопрово-дов, выходной сигнал будет прямо пропорционален разности их МДС. Такой датчик дополняется также третьим, идентичным первым двум, магнитопроводом и, по крайней мере, третьим преобразователем магнитной индукции, выполненным в виде преобразователя Холла (рис. 1).

Базовая конструкция датчика положения содержит три составных П-образных магнито-провода, в каждый из которых последовательно включен постоянный магнит NS. Между маг-нитопроводами попарно располагаются датчики Холла Ж (предварительно подобранные по соответствию токов смещения). При этом в магнитном отношении HS включаются в про-тивофазе для компенсации постоянных составляющих магнитных потоков в сердечниках. Такое конструктивное расположение датчиков Холла обеспечивает измерение только разности магнитных потенциалов в смежных магнито-

проводах, исключив синфазные составляющие от динамического (в процессе движения) изменения магнитовоздушного зазора двигателя. В технологическом смысле такая конструкция некритична в отношении разности потоков постоянных магнитов NS в смежных магнитопро-водах. На полюсах сердечников каждого маг-нитопровода сформированы зубцы. Разность координат расположения между одноименными зубцами (групповых координат) двух полюсов в П-образных магнитопроводах равна (а ± 0,5)т.

На рис. 2 показана конструктивная схема встраивания описанного выше датчика в пла-нарный ЛШД, который содержит ферромагнитный зубчатый статор и индуктор. Статор выполнен в виде листа из ферромагнитного материала с пазами на верхней поверхности, заполненными немагнитным материалом. Пазы расположены по осям X, У декартовой системы координат.

При работе двигателя на его индукторе закрепляют три датчика положения: два датчика, например, на координату X и один - на координату У (рис. 2). Два датчика положения на одной из координат двигателя позволяют по разности их показаний легко установить факт разворота индуктора и, следовательно, бороться

посредством соответствующего алгоритма уп-

равления с этим нежелательным явлением.

Рис. 2. Конструктивная схема встраивания датчика положения

На практике датчики положения уже на этапе изготовления двигателя конструктивно встраиваются в корпус индуктора. Чтобы на сигнал датчика не влияло перемещение в ортогональном направлении, длина зубцов выбирается по величине, близкой к целому числу периодов расположения зубцов.

Рабочий зазор между индуктором и статором обеспечивается воздушной опорой или подшипником. Для создания воздушной (аэростатической) опоры в зазор подают сжатый воздух. Сила притяжения, создаваемая постоянными магнитами индуктора, к статору при этом уравновешивается силой отталкивания, обусловленной давлением воздуха, и индуктор «всплывает» над статором. Индуктор перемещается вдоль статора за счет энергии электромагнитного взаимодействия тяговых электромагнитов индуктора с зубцовой структурой статора.

Расчет электромагнитной системы датчика. Схемы замещения и фазовая диаграмма датчика Холла, используемого для планарных позиционеров, приведены на рис. 3, 4.

В первом приближении магнитное сопротивление воздушного зазора между статором и полюсом сердечника П-образного магнито-провода датчика, у которого зубцы расположены напротив зубцов статора двигателя, можно представить следующим образом:

Д = Д0 - Дт соэ(2лх /2), (1)

где Д0, Дт - соответственно постоянная составляющая и амплитуда первой гармоники магнитного сопротивления Д1; х - координата, вдоль

которой перемещается датчик; т - период зуб-цовой структуры.

0,5Р

Д

Д

Д т

0,5Р

Рис. 3. Схема замещения магнитной цепи датчика

Р(1/4)

Р, (2/4)

^13

Р24 ^^ Р14

1^1 (0/4)

Р4 (3/4)

Рис. 4. Фазовая диаграмма сигналов датчика положения

Магнитные сопротивления воздушных зазоров (рис. 3) для полюсов сердечников магнито-проводов, у которых зубцы сдвинуты по отношению к нулевому положению на 0,5т; 0,25т; -0,25т, соответственно составляют:

R2 = R + Rm cos(2nx/т); (2)

R3 = R0 - Rm sin(2nx/т); (3)

R4 = R0 + Rm sin(2nx/т). (4)

Магнитные потоки Ф1, Ф2, создаваемые постоянными магнитами датчика, рассчитываются по формуле

Ф = Ф. = Ф 2 =-Fm-=-Fm-,

1 2 Rm + Rl + R2 Rm + 2Ro

где Fm - МДС постоянного магнита.

МДС F12, на основании которой определяется амплитуда выходного сигнала датчика, рассчитывается следующим образом:

F.2 = -F21 = Ф(R2 - Rl) = 2ФRm cos(—j.

Поскольку преобразователи Холла расположены между магнитными сопротивлениями R1 и R2, их информационные сигналы прямо пропорциональны амплитудам МДС F12, F21 и сдвинуты по фазе на 180° (рис. 3).

Из-за разброса технологических и конструктивных параметров датчиков Холла в выходном сигнале, помимо первой гармоники, присутствуют небольшая постоянная составляющая и вторая гармоника одного знака. Для их устранения используется дифференциальное включение преобразователей Холла. Координату планарного позиционера можно определять, если априори известно, в каком квадранте единичного круга находишься. Этот недостаток устраняется использованием второго аналогичного датчика, сдвинутого по отношению к первому в направлении перемещения на четверть периода.

В конструкции датчика Холла используется три П-образных магнитопровода и четыре преобразователя Холла, установленных между одноименными магнитными полюсами сердечни-

ков. Анализ схемы замещения датчика Холла (рис. 3) с учетом того, что преобразователи Холла расположены между магнитными сопротивлениями R1, R 3; R1, R4; R 2, R 3; R 2, R4, позволяет определить МДС F13, F14, F23, F24 по формулам:

F13 =Ф(^ - R3) = -^Rm COs ( ^-4 j;

FM = Ф( R1 - R4) = -^Rm cos +П j;

F23 = Ф(R2 - R3) = ^Rm COs(^ + "4j;

F24 =Ф(R2 - R4) = ^Rm COs(^^.

Учитывая дифференциальное включение преобразователей Холла, выходные сигналы датчика можно рассчитать по формулам:

E = F24 - F13 = l^Rm cos^^-f );

E2 = F23 - F14 = 2^Rm cos (^ + Пj.

Результаты экспериментального исследования разработанного датчика положения, встроенного в индуктор планарного ЛТТТД, с периодом зубцовой структуры 1,28 мм проводились на стенде предприятия «Рухсервомотор» [4].

Качество выходных сигналов разработанного датчика по отношению к идеальным функциям sin/cos оценивалось по измеренным амплитудной и фазовой ошибкам. На рис. 5 приведены графики амплитудной ошибки на перемещении, равном двум периодам зубцовой структуры, а на рис. 6 - наиболее характерный график фазовой ошибки на перемещении, равном двум периодам зубцовой структуры.

Как видно из приведенных графиков, разработанный датчик положения имеет малый разброс амплитудной и фазовой ошибок по отношению к нулевому (номинальному) значению, что подтверждает его высокие метрологические показатели. Использование разработанного датчика

в планарном ЛТТТД позволяет обеспечить позицио- нирование с погрешностью не более чем ±3 мкм.

0.05 -.-.-.-.-.-.-.-.-

Положение, мкм Рис. 5. Графики амплитудной ошибки

-3 -1-1-1-!-!-1-1-!-!—

0 256 512 768 1024 1280 1536 1792 2048

Положение, мкм

Рис. 6. График фазовой ошибки

В Ы В О Д Ы

Предложено конфигурирование магнитной цепи безгистерезисного датчика положения на основе эффекта Холла в индукторе планарного линейного шагового двигателя, при котором повышение точности достигается специальным расположением П-образных магнитопроводов и постоянных магнитов и обеспечивается измерением только разности магнитных потенциалов в смежных магнитопроводах, исключая составляющие МДС, возникающие в процессе движения.

Разработанный магнитоиндукционный датчик положения на основе эффекта Холла обеспечивает стандартный синусно-косинусный выход с номинальным напряжением 1 В и нелинейными искажениями сигнала менее 1 %.

На базе рассматриваемого датчика возможно создание замкнутых по положению линейных и поворотных систем приводов прямого действия различного назначения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ляшук, Ю. Ф. Линейный шаговый электропривод для прецизионного оборудования / Ю. Ф. Ляшук. - Минск: Технопринт, 2002. - 139 с.

2. Прецизионные координатные системы на основе электропривода прямого действия / С. Е. Карпович [и др.]. -Минск: ГНПКТМ «Планар», 2001. - 198 с.

3. Карпович, С. Е. Прецизионные системы перемещений / С. Е. Карпович, Ю. С. Межинский, В. В. Жарский // Доклады БГУИР. - 2004. - № 3(7). - С. 50-61.

4. Измерительная система контроля параметров позиционирования ЛШД / В. П. Огер [и др.] // Известия Белорусской инженерной академии. - 2001. - № 1(11)/3. -С. 167-168.

Поступила 22.02.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.