Научная статья на тему 'Измерение результативности системы менеджмента качества как инструмент совершенствования деятельности организации'

Измерение результативности системы менеджмента качества как инструмент совершенствования деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1478
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / PROCESS / PRODUCTIVITY / EFFICIENCY / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Мустакова Алия Тулегеновна, Ташмагамбетова Сауле Тулегеновна

В статье рассмотрены некоторые рекомендации, которые помогут организациям разрабатывать и внедрять собственные методики оценки результативности систем менеджмента качества (СМК), предложена методика определения результативности процессов. Сформулированы основные задачи по оценке результативности СМК. Рассмотрен выбор критериев по их значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Мустакова Алия Тулегеновна, Ташмагамбетова Сауле Тулегеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of productivity of system of quality management as the tool of improvement of activity of organization

In the article some recommendations which will help the organizations to develop and introduce own techniques of estimation of productivity of systems of quality management (SQM) are considered, the technique of evaluation of productivity of processes is offered. The primary goals on estimations of productivity SQM are formulated. The selection of criteria on their importance is considered.

Текст научной работы на тему «Измерение результативности системы менеджмента качества как инструмент совершенствования деятельности организации»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (117) 2013

УДК [65.011+658.62.018]:330.131.52 Д. Л. АХТУЛОВ

Л. Н. АХТУЛОВА А. Ю. МУСТАКОВА С. Т. ТАШМАГАМБЕТОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ_______________________________

В статье рассмотрены некоторые рекомендации, которые помогут организациям разрабатывать и внедрять собственные методики оценки результативности систем менеджмента качества (СМК), предложена методика определения результативности процессов. Сформулированы основные задачи по оценке результативности СМК. Рассмотрен выбор критериев по их значимости.

Ключевые слова: процесс, результативность, эффективность, система менеджмента качества.

В работах [1—6] отмечается, что менеджмент на современном этапе экономического развития во всем мире направлен на создание систем управления, ориентированных прежде всего на обеспечение качества и должны быть результативными и эффективными. Вопросы эффективности, результативности и качества систем управления являются актуальными и при создании системы менеджмента качества организации.

В управлении организацией исторически первой стала самостоятельно обсуждаться проблема эффективности. В приведенном в работе [6] обзоре говорится о том, что первые теории менеджмента формировались для решения проблемы эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве.

Как отмечается в стандарте [7], основной задачей организации является постоянное повышение результативности СМК. Несмотря на то что данный стандарт декларирует обязательность деятельности по определению и повышению результативности и эффективности как отдельных процессов, так СМК в целом, но практическая реализация достаточно сложна и трудоемка.

Результативность определяется стандартом [7] как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Кроме того, поясняется, что результативностью может считаться приведение в исполнение, достижение (степень законченности действия), выполнение, проведение (степень исполнения) команды, обязанности (долга), назначения (цели), обещания.

В работе [1] отмечается, что практика применения стандартов [7, 8] доказала, что «процессный подход настолько эффективен, что его применение серьезно меняет не только уровень доходов и расходов, не только организацию работ и структуру предприятия, но и психологию персонала». Не подвергая сомнению этот тезис, необходимо уточнить, что процессный подход в СМК настолько эффективен, на-

сколько он внедрен (или насколько мы хотим его внедрить), а экономические аспекты качества являются не частью (характеристикой) самих процессов и процессного подхода, а механизмом их оценивания.

Методика оценки результативности СМК рассмотрена авторами в [9], но определение показателей функционирования каждого процесса является нелегкой задачей для конкретной организации.

В стандарте [8] отмечается, что применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как процессный подход. В этом случае СМК рассматривается как система, управляющая совокупностью взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается [1] как некая автономная система со своими «правилами построения»:

— входы и выходы должны четко определяться и измеряться;

— каждый процесс должен управляться;

— должны быть определены владельцы процессов;

— оценка эффективности каждого процесса;

— установление взаимодействия между процессами, протекающими в организации.

Во-первых, организация должна выявить те процессы, которые необходимы ей для нормального функционирования, и взаимоувязать их.

Использование программных продуктов позволит построить необходимую взаимосвязанную модель процессов СМК. Одним из распространенных средств построения модели является SADT (методология структурного анализа и проектирования). SADT является средством для сбора всей необходимой информации и графического изображения этой информации в виде целостной и непротиворечивой модели. Графическое изображение позволяет визуально отследить всю последовательность процессов. Каждая структурная единица организации знает, что имеет на входе и что должна получить на выходе,

USED AT:

AUTHOR: Tаш магамбетова C.T. PROJECT: Оцен ка рез^л ьтатм в ности

NOTES: 123456789 10

DATE: 04.06.2009 REV: 09.06.2009

■ WORKING READER DATE CONTEXT:

DRAFT

RECOMMENDED

PUBLICATION A-0

Результаты внутреннего ада ита

[

Нормативная "| д окум е нтац ия

определи То цели оценки

0р.

Unnamed Arrow / 2

] Отче

Поставленные ели

выбрать

посазатели

0р.

Служба качества

[

]

отчеты

am ed A rifi

1

докум ентация

ыбраиные показатели

определить значения п оказателей 0р.__________3

Служба качества

ЦЧисловые зніічєния показателей

ґ выбрать методику оценивания 0р. 4

Служба качества

named Arrow [

Выбранная методика

Докум ентация

провести оценку результативности 0р._______________5

Служба качества

/ 0 ]

рове

Докуй ентация

Unnamed Arrow / З

ценная оценка

принять

решение

Служба качества ]

0р.

А

Значени е резул ьтати вн остт щ п роцесс а

Главный контролер

NODE:

АО

TITLE:

Оценка результативности

NUMBER:

Рис. 1. Процесс «Оценка результативности»

эинэУэаонитуи и зинзосііоонитуи

етг (zw) 15N яинюэа иіяньлун иияоио

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (117) 2013

Показатели

Финансовые показатели

1 Производительность труда

2 Средняя заработная плата на оного работающего

3 Рентабельность основной деятельности

Показатели удовлетворенности потребителей

4 Число заказчиков

5 Число заключенных договоров

6 Число оплачиваемых договоров

7 Число полностью реализованных договоров

8 Число повторных заказов

9 Положительные отзывы

10 Претензии

11 Награждения

Показатели инноваций и персонала

12 Число разработанных новых видов продукции

13 Число новых технологий

14 Персонал, прошедший повышение квалификации

15 Число новых видов продукции, запущенных в производство

используемые ресурсы, какие факторы оказывают влияние на данный процесс и т.д. Применяя пакет прикладных программ, такие например, как ARIS, BPWin, Business Studio и др., возможно, быстро получить данные о развитии какого-либо процесса или организации в целом (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие специалисты говорят о значении результативности и эффективности, о методах оценки, но о характеристиках процесса умалчивается [9].

При этом для оценивания эффективности процесса необходимо, чтобы при оценке результативности использовались показатели, характеризующие экономическую результативность (измеряемую в денежном выражении).

Наибольшие трудности вызывает определение показателей результативности и эффективности процессов. Эти показатели для каждого процесса устанавливаются исходя из определения и цели процесса. Поскольку результативность характеризует степень достижения цели процесса и запланированных результатов, следовательно, показатель результативности заложен в самой цели процесса.

После того как определены характеристики процессов и построена процессная модель (модель взаимодействия процессов СМК), необходимо идентифицировать и классифицировать затраты на процесс.

Согласно британскому стандарту [10], затраты на процесс складываются из затрат на соответствие процесса и затрат вследствие несоответствия и составляют полную стоимость процесса.

Необходимо выделить следующие характеристики: цель процесса, его ресурсы, результаты, показатели результативности и эффективности.

Цель процесса определяет его необходимый результат и соответствующее стратегическое направление деятельности.

Ресурсы процесса — финансовые, технологические, трудовые и информационные средства, с по-

мощью которых осуществляется преобразование входов в выходы.

Результат процесса напрямую зависит от цели процесса. Показатели результативности процесса характеризуют степень реализации запланированной деятельности, т.е. достижения поставленной цели, в полученных результатах.

Показатели эффективности отражают, насколько оптимизированы ресурсы и устранены потери при достижении необходимого результата.

Данные показатели (табл. 1) должны быть разработаны таким образом, чтобы они могли показать общую «картину» развития процессов.

В табл. 2 приведен пример выбора критериев оценки результативности процессов СМК.

Как отмечается в [2], практика применения стандарта [8] доказала, что «процессный подход настолько эффективен, что его применение серьезно меняет не только уровень доходов и расходов, не только организацию работ и структуру предприятия, но и психологию персонала».

После того как определены характеристики процессов, критерии и построена процессная модель (модель взаимодействия процессов СМК), необходимо идентифицировать и классифицировать затраты на процесс.

Совершенствование процесса приведет к повышению его эффективности, а значит, к изменению соотношения «затраты на соответствие — убытки вследствие несоответствия». При такой трактовке стоимости процесса все затраты, ее составляющие, будут классифицироваться по принципу «полезности» [2].

Затраты на процесс складываются из затрат на соответствие процесса и затрат вследствие несоответствия и составляют полную стоимость процесса. Затраты на соответствие — затраты [6], необходимые для исполнения всех установленных и предполагаемых потребностей заказчиков (потребителей) при отсутствии недостатков в существующем процессе. Затраты вследствие несоответствия — стоимость затраченных времени, материалов, ресурсов, связанных с процессом поступления, производства, отгрузки и исправления неудовлетворительной продукции и услуг.

С одной стороны, принцип постоянного улучшения является фундаментальным принципом построения СМК, и, согласно стандарту [7], «постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель». С другой стороны, согласно этому же стандарту, под улучшением качества в первую очередь следует понимать «улучшение результативности, эффективности или прослеживаемости», а при увеличении стоимости процесса эффективность может снижаться. Поэтому этап оценивания экономической целесообразности улучшений является одним из самых важных.

Необходимо проводить анализ функционирования процессов организации с целью принятия корректирующих и предупреждающих мероприятий. Так как вовремя проведенные корректирующие меры залог того, что в последствии эти несоответствия не повторятся. Предупреждающие мероприятия препятствуют возможности возникновения события.

В соответствии со стандартом [8] применение принципа постоянного улучшения должно стать для организации неизменной целью. Реализация этого принципа прежде всего требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого

Критерии оценки результативности процессов СМК

№ Процесс Критерии оценки

1 Ответственность высшего руководства Степень выполнения целей в области качества Степень выполнения целей в области экологии Степень выполнения целей в области профессиональной безопасности Степень выполнения целей в области социального менеджмента Уровень исполнения решений и действий по результатам анализа СМК руководством Уровень достаточности информации для анализа СМК Степень адекватности полученных в результате анализа данных и принятых решений Уровень управления значимыми экологическими аспектами Уровень управления идентифицированными рисками

2 Планирование Степень реализации планов в СМК

3 Управление документацией Степень документированности и доступность соответствующей документации во всех местах её использования Степень актуальности документации

4 Управление записями Степень выполнения требований процедуры управления записями Степень документированности свидетельств соответствия требованиям систем менеджмента

5 Управление персоналом Уровень обучения персонала в области качества Уровень обучения персонала в области экологии Уровень обучения персонала в области промышленной безопасности Уровень удовлетворенности персонала работой в организации Уровень текучести кадров

6 Управление инфраструктурой Уровень обеспечения производственными помещениями Степень выполнения плана модернизации оборудования Степень выполнения плана обслуживания оборудования Степень соответствия оборудования требованиям охраны труда Уровень автоматизации процессов Степень результативности работы оборудования

7 Управление окружающей средой Уровень соответствия сбросов в воду нормам предельно допустимых сбросов Уровень соответствия выбросов в атмосферный воздух нормам предельно допустимых выбросов Уровень загрязнения почвы в рабочей зоне Уровень загрязнения почвы за пределами границ предприятия в радиусе его воздействия на окружающую среду Степень соответствия требованиям законодательства по окружающей среде Уровень эффективности работы очистного оборудования

8 Управление профессиональной безопасностью и здоровьем Степень обеспечения работников средствами индивидуальной защиты Уровень обеспечения обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания Степень выполнения санитарно-гигиенических норм Степень выполнения требований пожарной безопасности Степень соответствия рабочих мест требованиям охраны труда

9 Управление метрологическим оборудованием Степень соответствия средств измерений и испытательного оборудования технологическим требованиям, требованиям безопасности и экологии Степень выполнения графика поверки, калибровки, проверки, аттестации средств измерений

10 Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации Степень готовности организации к чрезвычайным ситуациям

11 Разработка технологии производства Уровень выхода готовой продукции Уровень расхода сырья на единицу продукции

12 Закупка сырья Уровень соответствия закупленного сырья установленным требованиям к закупкам Степень выполнения плана закупок Степень реализации требований к безопасности транспортирования и хранения сырья

13 Закупка материалов Уровень соответствия закупленных материалов установленным требованиям к закупкам Степень выполнения заявок на материалы Степень реализации требований к безопасности транспортирования и хранения материалов

14 Измерение и мониторинг продукции Уровень обеспечения устройствами для мониторинга и измерений Проведение контроля в полном объеме в соответствии с документацией Степень выполнения требований нормативной документации при проведении лабораторных испытаний продукции

15 Управление несоответствующей продукцией Степень выполнения требований процесса управления несоответствующей продукцией Количество несоответствующей продукции, выявленной у потребителя

16 Корректирующие мероприятия Степень выполнения корректирующих мероприятий по результатам внутреннего аудита Число повторяющихся несоответствий

17 Предупреждающие мероприятия Степень выполнения предупреждающих мероприятий по результатам внутреннего аудита Число несоответствий в процессах

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (117) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (117) 2013

сотрудника организации потребности в постоянном улучшении процессов и системы в целом. При этом эффективность и результативность всех процессов должна повышаться.

В настоящее время для многих успешных организаций повышение эффективности и результативности процессов и систем менеджмента в целом может стать единственным способом победить своих конкурентов в будущем.

Библиографический список

1. Скрипко, Л. Е. Результативность и эффективность систем менеджмента качества российских предприятий / Л. Е. Скрипко // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2008. — № 1. — С. 26 — 37.

2. Сажин, Ю. В. Анализ результативности систем менеджмента качества в России / Ю. В. Сажин, Н. П. Плетнева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2008. — № 11(49). — С. 97— 100.

3. Терещенко, Н. В. Модель комплексной оценки результативности СМК / Н. В. Терещенко, Н. С. Яшин // Методы менеджмента качества. — 2006. — № 4. — С. 12 — 17.

4. Функционирование СМК и ее результативность // Все о качестве. — 2008. — Вып. 53. — 88 с.

5. Степанов, А. В. Результативность процессов и СМК : терминологический аспект / А. В. Степанов // Методы менеджмента качества. — 2008. — № 2. — С. 44 — 46.

6. Смагина, М. Н. Процессы системы менеджмента качества : монография / М. Н. Смагина, Б. И. Герасимов, Л. В. Пархоменко ; под науч. ред. Б. И. Герасимова. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 100 с.

7. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. — М. : Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии : Изд-во стандартов, 2009. — 37 с.

8. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М. : Федеральное агентство

по техническому регулированию и метрологии : Изд-во стандартов, 2009. — 40 с.

9. Ахтулова, Л. Н. Измерение результативности СМК — один из инструментов совершенствования деятельности организации в области качества / Л. Н. Ахтулова, С. Т. Ташмагамбе-това // Инновационные технологии: производство, экономика, образование : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Г. В. Леонова. — Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. — С. 114-115.

10. Британский стандарт BS 6143:1992. Руководство по экономике качества. Ч. 1. Модель затрат на процесс / BS 6143:1992 «Guide to the economics of quality». Part 1. «Process cost model» . — М. : Трек, 2000. — 28 с.

АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор (Россия), действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой «Управление качеством и сертификация».

Адрес для переписки: ahtulov-al1949@yandex.ru АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Управление качеством и сертификация». Адрес для переписки: ahtulova.ludm@yandex.ru МУСТАКОВА Алия Тулегеновна, студентка гр. УК-51 факультета «Экономика и управление». ТАШМАГАМБЕТОВА Сауле Тулегеновна, аспирантка кафедры «Управление качеством и сертификация».

Адрес для переписки: sayleshat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2011 г.

© А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, А. Т. Мустакова,

С. Т. Ташмагамбетова

Книжная полка

623/В63

Военная топография : учеб. пособие для слушателей высш. учеб. заведений по направлениям подгот.: «Транспортные средства специального назначения», «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» / А. И. Луцук [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. -222 с. - ISBN 978-5-8149-1320-3.

Разработано и составлено применительно к программам курса дисциплины «Военная топография» и раздела «Военная топография» дисциплины «Тактика», в соответствии со сборниками учебных программ по специальностям Ракетных войск стратегического назначения и Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ. Содержит материал по назначению и содержанию топографических карт; методике изучения и оценке по карте тактических свойств местности; порядку определения по карте координат целей, объектов. Описаны назначение, устройство, принципы и способы работы с навигационной аппаратурой.

623/П69

Практикум по дисциплине «Устройство бронетанковой техники» : учеб. пособие для слушателей вузов по направлению подгот. «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы». В 2 ч. / ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - ISBN 978-5-8149-1268-8.

Ч. 2. Трансмиссия и ходовая часть / И. Ю. Лепешинский [и др.]. - 2012. - 163 с. - ISBN 978-5-8149-1317-3.

Учебное пособие состоит из двух частей. Материал изложен в виде операционных карт. В первой части рассмотрены вопросы технического обслуживания силовой установки танка Т-72, а также представлен перечень инструментов и принадлежностей для выполнения работ технического обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.