Научная статья на тему 'Изменения в подготовке будущих учителей в контексте модернизации педагогического образования и формирования национальной системы учительского роста'

Изменения в подготовке будущих учителей в контексте модернизации педагогического образования и формирования национальной системы учительского роста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / КОНТЕКСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / PEDAGOGICAL EDUCATION / RESULTS AND EFFECTS OF MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / CHANGES IN PREPARATION OF TEACHERS / CONTEXT MANAGEMENT / SOCIAL-PEDAGOGICAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалева Н.В., Дука Н.А.

Введение. В статье рассматриваются итоги модернизации педагогического образования на ее этапах начиная с 1992 г. и по настоящее время. Приведены основные результаты и эффекты реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования. Определены основные контексты изменений в подготовке будущих педагогов, представлены изменения в подготовке педагогических кадров на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в аспекте этих контекстов. Описаны профессиональные и социально-педагогические проекты, которые реализуются в Омском государственном педагогическом университете на этапе входа, подготовки будущих педагогов и на этапе удержания их в профессии. Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретико-методологический анализ нормативных документов в сфере высшего образования, научных трудов, научно-методической литературы, посвященной модернизации педагогического образования, проектного управления в вузе, анализ продуктов деятельности участников апробации модулей, интервью участников проектной деятельности, выявление потенциальных проблем подготовки будущих педагогов. Результаты. Выявлены и описаны результаты изменений в подготовке будущих учителей на этапах модернизации; эффекты реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования, предложены изменения в подготовке педагогов на всех уровнях педагогического образования, представлена практика контекстного управления университетом через стратегические проекты педагогического университета на этапе входа, подготовки будущих педагогов и на этапе удержания их в профессии. Обсуждение. Опыт участия Омского государственного педагогического университета в реализации Комплексного проекта по модернизации педагогического образования обеспечивает необходимый задел, диктует необходимость продолжения данной работы с тем, чтобы интегративные результаты проекта стали основой для достижения целей следующего этапа модернизации, по обеспечению системных изменений в подготовке педагогических кадров. Заключение. Делается вывод о том, что изменения в подготовке педагогов, вызванные модернизационными процессами в педагогическом образовании и формированием Национальной системы учительского роста требуют реализации проектного подхода в управлении педагогическим университетом и разработке механизмов достижения нового качества педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекалева Н.В., Дука Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в подготовке будущих учителей в контексте модернизации педагогического образования и формирования национальной системы учительского роста»

DOI 10.25588/CSPU.2018.96..4..014 УДК 378.11 ББК 74.489

Н.В. Чекалева1, Н.А. Дука2

1 ORCID № 0000-0003-4772-1676, профессор, доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАО, директор института инновационного и инклюзивного образования, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация. E-mail: nchekaleva@yandex.ru 2 ORCID № 0000-0003-2874-5779, доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация. E-mail: duca_omsk@mail.ru

изменения в подготовке

будущих учителей в контексте модернизации

педагогического образования

и формирования национальной системы учительского роста

о

о ф

т

.0

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются итоги модернизации педагогического образования на 2 ее этапах начиная с 1992 г. и по настоящее время. Приведены основные результаты и эффекты ^ « реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования. Определены | о основные контексты изменений в подготовке будущих педагогов, представлены изменения в подготовке педагогических кадров на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в | ^ аспекте этих контекстов. Описаны профессиональные и социально-педагогические проекты, которые реализуются в Омском государственном педагогическом университете на этапе входа, подготовки будущих педагогов и на этапе удержания их в профессии.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретико-методологический анализ нормативных документов в сфере высшего образования, научных трудов, научно-методической литературы, посвященной модернизации педагогического образования, проектного управления в вузе, анализ продуктов деятельности участников апробации модулей, интервью участников проектной деятельности, выявление потенциальных проблем подготовки будущих педагогов.

Результаты. Выявлены и описаны результаты изменений в подготовке будущих учителей на этапах модернизации; эффекты реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования, предложены изменения в подготовке педагогов на всех уровнях педагогического образования, представлена практика контекстного управления университетом через стратегические проекты педагогического университета на этапе входа, подготовки будущих педагогов и на этапе удержания их в профессии.

Обсуждение. Опыт участия Омского государственного педагогического университета в реализации Комплексного проекта по модернизации педагогического образования обеспечивает необходимый задел, диктует необходимость продолжения данной работы с тем, чтобы интегративные результаты проекта стали основой для достижения целей следующего этапа модернизации, по обеспечению системных изменений в подготовке педагогических кадров.

о

Ф ГТ о ^

а S ф ф

§ § m о

ф 5

<Б го

ц

* го

i« 51

ю g ф о

* О.

Я s

С S со к

2 1 Ел

¡S

S Q.

<2ю S о

Заключение. Делается вывод о том, что изменения в подготовке педагогов, вызванные модернизационными процессами в педагогическом образовании и формированием Национальной системы учительского роста требуют реализации проектного подхода в управлении педагогическим университетом и разработке механизмов достижения нового качества педагогического образования.

Ключевые слова: педагогическое образование, результаты и эффекты модернизации педагогического образования, изменения в подготовке педагогических кадров, контекстное управление, социально-педагогические проекты.

Основные положения:

• выделены результаты и эффекты реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования;

• обозначены изменения в подготовке будущих педагогов при формировании НСУР.

го >

1=1

<

I

са ф

^

го ф

т m I

1. Введение (Introduction)

Новые условия рынка труда: новая технологизация, новые материалы, электронное образование, когнитивные исследования и т.д. предполагают и качественные изменения в образовании: введение новых образовательных стандартов, реализацию Национальной системы учительского роста, модернизацию всех уровней образования.

Проблема модернизации подготовки будущих педагогов сегодня имеет мировой масштаб, ей уделяется особое внимание в научных исследованиях ученых разных стран [1-6].

2. Материалы и методы (Mateials and methods)

Непреложным фактом является то, что подготовка будущих педагогов должна соответствовать современным вызовам и носить опережающий характер. В исследовании Ю.Б. Дроботенко выделены четыре этапа модернизации педагогического образования1. От этапа к этапу начиная с 1992 г. и по настоящее время происходили системно-структурные изменения в подготовке будущих педагогов: переход на многоуровневое образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура), реализация многопрофильности,

обновлялось ее содержание на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Омский государственный педагогический университет вступил в эксперимент по подготовке бакалавров и магистров одним из первых в России. Был открыт Центр магистерской подготовки как самостоятельная структура (на правах факультета). Содержанием профессиональной подготовки стало формирование профессиональной компетентности будущего педагога. Характеристика этих изменений раскрыта в педагогических исследованиях профессиональной подготовки [7-10]. Современный этап характеризуется усилением практической подготовки педагогических кадров, обновлением подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования. Научные основы модернизации педагогического образования фиксируется в различных трудах [11]. В этот период модернизация педагогического образования осуществлялась на основе Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогиче-

1 Дроботенко Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: дис. д-ра пед. наук. Омск, 2017. 519 с.

ских работников общеобразовательных организаций2.

3. Результаты (Results)

В рамках реализации первого этапа комплексного проекта было осуществлено повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-участников проекта. Это привело к существенному расширению спектра профессиональных компетенций преподавателей. Они овладели способностью:

• разрабатывать основные профессиональные образовательные программы на принципе модульности;

• реализовывать педагогические практики, содействующие формированию компетенций по концентрированному и рассредоточенному типу;

• организовывать профессиональные проектировочные команды работающих в модуле;

• проектировать основные профессиональные образовательные программы с учетом профессионального стандарта;

• проектировать «от образовательного результата»;

• формировать готовность будущего педагога к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности соответственно уровню образования (бакалавриат - функциональный уровень, магистратура - методический уровень, аспирантура - исследовательский уровень) и др.

Н.В. Чекалева определяет «эффекты реализации комплексного проекта модернизации педагогического образования: готовность профессорско-преподавательского состава к изменениям, усложнению контекста профессионально-педагогической деятельности, освоению новых механизмов

подготовки будущего учителя; осознание себя членом профессионального сообщества, способного продуктивно влиять на развитие отечественной системы образования; принятие ролей «проектировщика», «эксперта», «супервизора», «ментора», участника команды развития педагогического образования» [12, с. 177178], которые благотворно сказываются на социально-профессиональном климате в университете.

При этом студенты получили возможность:

1) расширить спектр осваиваемых компетенций за счет концентрированного интенсивного «соединения» теоретической и практической подготовки;

2) овладеть трудовыми функциями и действиями в рамках профессионального стандарта «Педагог»;

3) приобрести опыт экспертной деятельности в своей работе и работе коллег;

4) разрабатывать исследовательские программы решения собственной практической проблемы в рамках научно-исследовательского семинара и др.

4. Обсуждение (Discussion)

Таким образом, опыт участия Омского государственного педагогического университета в реализации Комплексного проекта по модернизации педагогического образования обеспечивает необходимый задел, диктует необходимость продолжения данной работы с тем, чтобы интегративные результаты проекта стали основой для достижения целей следующего этапа модернизации, по обеспечению системных изменений в подготовке педагогических кадров. Безусловно, сегодня одним из актуальных процессов в развитии учительства является формирование Национальной система учительского роста, концепту-

о

О Ф т

го

s

ф I-

с о

I £ |§

I s

и

и

ф :Т

0 ^

a s ф ф

§ §

m >s о

ф 5

£ го

t I

^ J

* го

1 « 51

Ю S ф о

* а.

Я s

с s m к

* I

го

2 «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Утверждена Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш о

£

« го

пю о

альные предложения которой связаны с созданием системы стимулов для профессионального роста учителей на основе общефедеральной оценки уровня необходимой квалификации учителей; установлением единых для Российской Федерации требований к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации); созданием системы учительских должностей как государственного механизма карьерного роста учителя без ухода из профессии3. Очевидно, что реализация мероприя-

тий дорожной карты по формированию и введению национальной системы учительского роста предполагает изменения в деятельности педагогических университетов.

Опираясь на результаты педагогических исследований [13-16], концептуальные положения национальной системы учительского роста, представляется важной необходимость внесения изменений в подготовку педагогических кадров на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (Таблица 1).

Табл. 1. Проект изменений в подготовке будущих педагогов в соответствии с национальной системой учительского роста

Tabl. 1. The Project og Changes in Future Teachers Training according to National System of Teachers Professional Development

Уровень образования

Цели подготовки

Должности и функции, к которым готов выпускник

1

2

3

Бакалавриат

Подготовка кадров по массовым педагогическим профессиям.

Разработка актуальной для региона тематики выпускных квалификационных работ выпускников бакалавриата_

Учитель, воспитатель

Магистратура

Повышение профессионального уровня работающих педагогов; Усиленная научная и исследовательская составляющая подготовки педагогических кадров;

Получение педагогического образования специалистами с профильным предметным образованием (выпускники классических, технических и др. университетов). Разработка и реализацию актуальных для региона магистерских программ подготовки педагогов.

Разработка актуальной для региона тематики выпускных квалификационных работ выпускников магистратуры_

Методист, заместитель руководителя образовательной организации, старший учитель, ведущий учитель

Расширение сферы профессиональной педагогической деятельности

Эксперт, разработчик образовательных программ и оценочных средств, специалист по работе с одаренными детьми, организатор дополнительного образования детей и др.

Освоение новых сфер профессиональной педагогической деятельности

Тьютор, учитель-консультант, игропедагог, педагог электронного обучения и др._

3 Национальная система учительского роста. Поручение Президента РФ от 23.12.2015 г. по итогам заседания Государственного Совета РФ.

Окончание табл. 1

1 2 3

Аспирантура Освоение новых сфер профессиональной педагогической деятельности, в первую очередь, связанных с исследовательской деятельностью. Разработка актуальной для региона тематики педагогических исследований Педагог-исследователь, проектировщик исследовательских программ, программ развития, основной образовательной программы общего образования и основной профессиональной образовательной программы, эксперт, разработчик рабочих учебных программ и оценочных средств, специалист по работе с одаренными детьми, организатор дополнительного образования детей и др.

Обобщая все сказанное, подчеркнем, что названные выше результаты и эффекты были получены благодаря реализации в Омском государственном педагогическом университете реализации стратегических проектов. Следует отметить, что проектно-ориентированная деятельность вузов приобретает все большую актуальность в российской системе образования. Сегодня администрация и профессорско-преподавательский состав вузов осознает необходимость управлять именно проектами, а не процессами или функциями образовательных организаций. «Для управления процессом развития современного образовательного учреждения применяется методология контекстного управления, частью которого являются проектные технологии». В соответствии с данной методологией контекст является тем обстоятельством, которое связывает внешнее окружение образовательной организации с его внутренней средой. В сочетании с управлением контекст определяет систему внешних условий, сил, побуждающих и опосредующих инновационную активность университета. «Изменения действительности и уни-

кальность контекста в каждый отрезок времени предполагает необходимость реконструкции контекста»4. Как подчеркивают специалисты [17], в отличие от традиционного управления, ориентированного на получение результата деятельности образовательной организации, целью контекстного управления является изменение деятельности в условиях изменившегося контекста. Сегодня изменение деятельности университета задают контексты, вызванные модернизацией педагогического образования, реализаций профстандарта педагога и формирование национальной системы учительского роста.

5. Заключение (Conclusion)

Преподаватели Омского государственного университета, активно участвуя в модернизации педагогического образования не только в стенах университета, начиная с 2014 г. реализует профессиональные и социально-педагогические проекты на этапе входа, подготовки будущих педагогов и на этапе удержания их в профессии.

Сохранение и воспроизводство кадров - одна из актуальных задач любой отрасли. Невысокий престиж педагоги-

о

О Ф т

го

s

ф I-

с о g -

и ф ^

0 ^

a s ф ф

§ § Ш О

ф 5

£ го

ц

^ J

* го

1 « 51

Ю ¡S ф о

* а.

Я s

с s со к

i i ? Го

4 Виноградов В.Н., Прикот О.Г. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии: учеб.-методич. пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 159 с.

о

£

« го

S Q.

<2ю S о

го <

I

го"

ш

ф

^

го ^

ф

т Ш I

ческой профессии и недостаточная эффективность механизмов ориентации школьников на педагогическую профессию приводит к немотивированности абитуриентов, поступающих на педагогические направления подготовки. Исследования показывают, что трудности профессионального самоопределения школьников, обусловленные социальной ситуацией развития, усугубляют проблему: выпускники школы откладывают профессиональный выбор и зачастую не связывают получение образования с будущей профессиональной деятельностью. Координация усилий общего и профессионального образования в этом направлении будет способствовать росту числа абитуриентов, сознательно выбирающих педагогическое образование. В рамках решения этих задач в Омском государственном педагогическом университете реализуются проекты на этапе входа в профессию: проект «Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная среда школа-вуз»; конкурс фотографий «Спасибо Вам, учителя!»; областной конкурс портфолио «Педагогическая династия» на образовательном портале «Школа»; проект «Региональная педагогическая олимпиада Омского государственного педагогического университета для школьников»; проект «Педагогический класс» Омского государственного педагогического университета»; проект «Воскресный малый университет» и др.

Задача усиления практикоориен-тированности общепрофессиональной подготовки будущих педагогов поднималась в научных публикациях [18; 19] в Омском государственном педагогическом университете решается по нескольким направлениям. В рамках реализации задачи комплексного проекта осуществлялась разработка и апробация модулей основных профессиональных образовательных программ высшего образования на уровне бакалавриата: магистерских программ следующих профилей: «Педагог начального общего образования», «Педагог дошкольного образования»; «Педагог дошкольного об-

разования»; «Педагог-дефектолог»; «Педагог среднего общего образования». На уровне магистратуры: профиль «Руководитель образовательной организации»; «Педагог-исследователь» (методист). Уровень аспирантуры: профиль «Педагог дошкольного образования».

В учебные планы всех факультетов для студентов первого и второго курсов введены практикумы «Введение в педагогическую профессию» и «Основы самоорганизации и самообразования». Модернизирована концепция и содержание педагогической практики. Выход в школу студенты осуществляют уже на первом курсе в рамках концентрированно-рассредоточенной практики характер в течение всего второго семестра. Следующие виды практик связаны с подготовкой будущего педагога к деятельности классного руководителя, вожатого Российского Движения Школьников, подготовкой и проведением пробных уроков под руководством университетских преподавателей. На четвертом-пятом курсах студенты в течение нескольких недель проводят уроки, внеклассную работу по предметам своего профиля и выполняют функции классного руководителя. Проект «Подготовка учителя-супервизора к сопровождению студентов в период педагогической практики» в режиме вебинара содействует реализации идеи практикоориентированности подготовки. Одним из механизмов обновления подготовки педагогических кадров в регионе является участие студентов Омского государственного педагогического университета в апробации разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов единых федеральных оценочных материалов для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность «учитель», и прохождения профессионального экзамена «Вход в профессию».

Проблема закрепления молодых учителей в профессиональной деятельности представляется одной из самых важных, и это показано исследовании К.Г. Митрофанова, Н.Ф. Логиновой с названием, го-

ворящим самим за себя, «Что умеют и что не умеют делать молодые педагоги: итоги исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Российской Федерации» [20]. Недостаточность систематизированной актуальной информации о причинах неуспешности (ухода из профессии), затруднений, с которыми сталкиваются в практике выпускники, недостаточной результативностью мероприятий по сопровождению молодых специалистов актуализирует проблему постдипломного сопровождения выпускников педагогических специальностей. Важный аспект проблемы связан реализацией проектов адресной поддержки и сопровождения выпускников программ педагогического образования. Омский государственный педагогический университет сопровождает выпускников через проекты, реализуемые Центром профессиональной адаптации и трудоустройства студентов и выпускников. Среди них проект ярмарка

педагогических идей «Достижения молодых», мастер классы учителей школ, педагогов детских садов и домов детского творчества г. Омска, конкурс «Педагогический дебют», в котором принимают участие молодые педагогики районов Омской области.

Таким образом, реализация модерни-зационных процессов в педагогическом образовании в РФ и в Омском государственном педагогическом университете, в частности, обеспечивают системные качественные изменения в подготовке педагогических кадров для региона. Профессорско-преподавательский состав Омского государственного педагогического университета видит свои задачи в разработке путей достижения современного качества педагогического образования, ориентированного на педагога, способного решать профессиональные задачи, определенные профессиональным стандартом педагога и органично входить в национальную систему учительского роста.

о

О Ф т

Библиографический список

1. Anne M. Spear, Romina B. da Costa Potential for transformation? Two teacher training programs examined through a critical pedagogy framework. Teaching and Teacher Education, Volume 69, January 2018. P. 202-209.

2. Carina Fraca Processes of Integration of Higher Level Studies. The case of Teacher Training. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 197, 25 July 2015. P. 222-227.

3. Шукшина, Т.И. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз - базовая кафедра - общеобразовательная организация [Текст] / Т.И. Шукшина, С.Н. Гор-шенина, М.Ю. Кулябякина // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 1(25). - С. 89-93.

4. Чириков, И.С. Рецензия на книгу: Розовски Г. Университет. Руководство для владельца [Текст] / И.С. Чириков // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 289-299.

5. Соколова, И.И. Влияние социокультурных условий на изменение подготовки современного учителя [Текст] / И.И. Соколова, Л.С. Ильюшин, О.Н. Шилов // Человек и образование. - 2015. -№ 3(44). - С. 45-52.

6. Соловьева, М.Ф. Влияние внешних вызовов на развитие технологоэкономической подготовки молодежи региона [Электронный ресурс] / М.Ф. Соловьева // Концепт: науч.-методич. электронный журнал. - 2013. - № 11 (ноябрь). - С. 121-125. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13237. htm [Дата обращения: 18.05.2018].

7. Тряпицына, А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования [Текст] / П.П. Тряпицина // Universum: Вестник Герценовского ун-та. - 2013. - № 1. - С. 50-61.

8. Развитие компетентности будущего педагога в образовательном процессе современного вуза [Текст]: практикоориентированная монография / Н.О. Верещагина, И.В. Гладкая, Е.Н. Глу-

го

S

ф |-с о

I ^

р

¡М И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф :Т о ^

a S ф ф

§ § со >s

о

ф 5

£ го

t I

^ J

* го

i« 51

Ю g

ф о

* О.

Я s

С S

со к

* I

го

ей о

£

« го

ПЮ О

бокова, С.А. Писарева, В.П. Соломин, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 207 с.

9. Дроботенко, Ю.Б. Изменения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза [Текст]: монография / Ю.Б. Дроботенко. - Омск: ЛИТЕРА, 2015. - 170 с.

10. Adrien Bouguen Adjusting content to individual student needs: Further evidence from an in-service teacher training program. Economics of Education Review, Volume 50, February 2016. P. 90-112.

11. Макарова, Н.С., Дроботенко Ю.Б. Фокус-групповое исследование изменений образовательного процесса в современном вузе [Электронный ресурс] / Н.С. Макарова, Ю.Б. Дроботенко // Науковедение: интернет журнал. - 2014. - № 2. - С. 162. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/63PVN214.pdf [Дата обращения: 18.05.2018].

12. Чекалева, Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования [Текст] / Н.В. Чека-лева // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. - 2017. - № 3(16). - С. 175-178.

13. Изменения в профессиональной деятельности педагога в контексте новой трудовой реальности [Текст]: коллективная монография / Н.В. Чекалева, А.П. Тряпицына, С.А. Писарева, Ю.Б. Дроботенко, Н.А. Дука, Е.И. Зарипова, Н.С. Макарова, Г.П. Синицына, Т.О. Соловьёва, И.В. Фет-тер, Е.А. Черкевич, Н.И. Чуркина; под общ. ред. Н.В. Чекалевой. - Омск: ЛИТЕРА, 2015. - 228 с.

14. Писарева, С.А. Социальная функция педагогического университета: современные аспекты реализации [Электронный ресурс] / С.А. Писарева, А.П. Тряпицина // Грани познания: электронный научнообразовательный журнал ВГСПУ. - 2015. - № 7(41). -С. 187-193. - Режим доступа: http:// grani.vspu.ru/files/publics/1443374352.pdf [Дата обращения: 18.05.2018].

15. Ксенофонтова, А.Н. О роли высшей школы в социальноэкономическом развитии территорий (от истории к современности) [Текст] / А.Н. Есенофонтова, Е.Г. Ревкова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. - № 4. - С. 9-14.

16. Пилипенко, О.И. Инновационный университет - будущее развития региона [Текст] / О.И. Пилипенко // Образование цели и перспективы. - 2013. - № 31. - С. 53-56.

17. Серкина, Я.И. Проектный подход к управлению инновационным развитием вуза [Текст] / Я.И. Серкина, Е.И. Боев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 2. - С. 126-132.

18. Белякова, Е.Г. Содержательные аспекты современной практикоориентированной подготовки студентов - будущих педагогов [Текст] / Е.Г. Белякова // Вестник Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2014. - № 9. - С. 25-34.

19. Резинкина, Л.В. Становление специалиста в профессии: аспект непрерывного педагогического образования [Текст] / Л.В. Резникова // Человек и образование. - 2015. - № 2(43). - С. 78-82.

20. Митрофанов, К.Г., Логинова Н.Ф. Что умеют и что не умеют делать молодые педагоги: итоги исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Российской Федерации [Текст] / К.Г. Митрофанов, Н.Ф. Логина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 7. -С. 202-204.

го <

i

са ф

ç

го ф

т

m ±

N.V. Chekaleva1, N.A. Duka2

1 ORCID No. 0000-0003-4772-1676, doctor of pedagogical sciences,

Professor chair of pedagogy Member-Correspondent of Russian Academy of Education, Head of the Institute innovational and inclusive Education of Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia.

E-mail: nchekaleva@yandex.ru, 2 ORCID No. 0000-0003-2874-5779, PhD, Assoc. prof. Omsk state pedagogical university, Omsk, Russia.

E-mail: duca_omsk@mail.ru

changes in preparation of future teachers in the context of modernization of pedagogical education and the establishment of national system of teachers professional development

Abstract

Introduction. The article shows the results of modernization of pedagogical education on its steps since 1992 until now. The main results and effects of the realization of Complex Project of modernization of pedagogical education. The main contexts of changes in the preparation of future teachers are defined. The changes in professional preparation of teachers on Bachelor, Master and PhD degree levels are shown in the aspects of these contexts. The professional and social-pedagogical projects of o Omsk State Pedagogical University which are being implemented on the "Entrance", preparation and S ''rentation'' levels in profession are described. "o

Materials and methods. The basic methods are theoretical and methodological analysis of governing ro documents of Higher education, research papers, and works dedicated to methods of teaching, 'ra modernization of pedagogical education, university project management system, analysis of the results ^ of works of participation in testing modules, interview of participation in projects, identification "Sc potential problems in preparation of future teachers. ^ £

Results. Results of changes in preparation of future teachers on steps of modernization; effects of § o realization of Complex project of modernization pedagogical education are described, the changes in fS > preparation of future teachers on all levels of pedagogical education are recommended. The practice of context management of a university through strategic projects on level of "Entrance" preparation and "rentation'' in profession is described.

Discussion. The experience of realization the project of modernization of teacher education of Omsk State Pedagogical University forces the continuation of integrationthe results of the project within the new step of modernization.

Conclusions. It is concluded that the changes in preparation of teachers which are called by modernization of pedagogical education and formation of NSTPD produce a need for project approach in management of pedagogical university and development of mechanisms of getting new quality of pedagogical education.

Key words: pedagogical education, results and effects of modernization of pedagogical education, changes in preparation of teachers, context management, social-pedagogical projects.

Highlights:

• Results and effects of realization of Complex project of modernization of pedagogical education are defined.

• Changes in preparation of future teachers in the process of NSTPD development are formulated.

References

с

С I

ro с о

ф

тз

о._ с (Л с (Л ч— ф

~ 2

X £i ф

с £ О Ф О.Л

о

1. Anne M. Spear, Romina B. da Costa Potential for transformation? Two teacher training programs examined through a critical pedagogy framework. Teaching and Teacher Education, Volume 69, January 2018. P. 202-209

ф

го

i= Ф

Ч-J

С ч— О (Л ^

о (Л го ^

ф (Л ч-<_

ф ГО

о

ч-J

ч- С О „_

С ° ° С ГО £

го JE

С ч-1 ■- (Л (Л <и & <0 С ч-J

го

О го

го

а

го >

SO

го ф

О

2. Carina Fraca Processes of Integration of Higher Level Studies. The case of Teacher Training. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 197, 25 July 2015. P. 222-227.

3. Shukshina T.I., Gorshenina S.N., Kulebyakina M.Yu. Podgotovka pedagogicheskix kadrov v us-loviyax realizacii innovacionnoj modeli: vuz - bazovaya kafedra - obshheobrazovatel"naya organizaciya. Gumanitarny e nauki i obrazovanie. - 2016. - № 1(25). - S. 89-93.

4. Chirikov I.S. «Pozdravlyaem! Vy" stali schastlivy"m obladatelem universiteta». Recenziya na knigu: Rozovski G. Universitet. Rukovodstvo dlya vladel"cza. Voprosy" obrazovaniya. - 2015. - № 2. - S. 289-299.

5. Sokolova I.I., Ilyushin L.S., Shilova O.N. Vliyanie sociokul"turny"x uslovij na izmenenie podgotovki sovremennogo uchitelya. Chelovek i obrazovanie. - 2015. - № 3(44). - S. 45-52.

6. Solov"eva M.F. Vliyanie vneshnix vy"zovov na razvitie texnologoe"konomicheskoj podgotovki molo-dezhi regiona. Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11 (ноябрь). -С. 121-125. - Available from: http://e-koncept.ru/2013/13237.htm [Дата обращения: 18.05.2018].

7. Tryapicyna A.P. Soderzhanie professional"noj podgotovki studentov-budushhix uchitelej k resh-eniyu zadach modernizacii obshhego obrazovaniya. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2013. № 1. S. 50-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Razvitie kompetentnosti budushhego pedagoga v obrazovateVnom processe sovremennogo vuza: praktikoorien-tirovannaya monografiya. N.O. Vereshhagina, I.V. Gladkaya, E.N. Glubokova, S.A. Pisareva, V.P. Solomin, A.P. Tryapicyna. SPb.: Izdatel"stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015 g.

9. Drobotenko Yu.B. Izmeneniya v professionaVnoj podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza: monografiya. Omsk: LITERA, 2015. 170 s.

10. Adrien Bouguen Adjusting content to individual student needs: Further evidence from an inservice teacher training program. Economics of Education Review, Volume 50, February 2016, P. 90-112 .

11. Makarova N.S., Drobotenko Yu.B. Fokus-gruppovoe issledovanie izmenenij obrazovatel"nogo processa v sovremennom vuze // Internet zhurnal Naukovedenie. - 2014. - № 2. - S. 162. http:// naukovedenie.ru/PDF/63PVN214.pdf [Дата обращения: 18.05.2018].

12. Chekaleva N.V. E"ffekty" modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestn. Om. gos. ped. un-ta. Gumanitarny"e issledovaniya. - 2017. - № 3(16). - S.175-178.

13. Izmeneniya v professional"noj deyatel"nosti pedagoga v kontekste novoj trudovoj real"nosti: kollek-tivnaya monografiya / N.V. Chekaleva, A.P. Tryapicyna, S.A. Pisareva, Yu.B. Drobotenko, N.A. Duka, E.I. Zaripova,N.S. makarova, G.P. Sinicyna, T.O. Solov"yova, I.V. Fetter, E.A.Cherkevich, N.I. Churkina; pod obshh. red. N.V. Chekalevoj. Omsk: LITERA, 2015. 228 s.

14. Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. SociaPnaya funkciya pedagogicheskogo universiteta: sovremenny"e aspekty" realizacii. E4ektronnyjnauchnoobrazovateVnyjzhurnal VGSPU«Granipoznaniya». - 2015. - № 7(41). -S. 187-193. Available from: http://grani.vspu.ru/files/publics/1443374352.pdf [Дата обращения: 18.05.2018].

15. Ksenofontova A.N., Revkova E.G. O roli vy"sshej shkoly" v social"noe"konomicheskom razvitii territory (ot istorii k sovremennosti). Intellekt. Innovacii. Investicii. 2013. № 4. S. 9-14.

16. Pilipenko O.I. Innovacionnyj universitet - budushhee razvitiya regiona. Obrazovanie celi i perspek-tivy". 2013. № 31. 53-56.

17. Proektnyj podxod k upravleniyu innovacionny"m razvitiem vuza Serkina Ya.I., Boev E.I. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: E"konomika. Sociologiya. Menedzhment. 2013. № 2. S. 126-132.

18. Belyakova E.G. Soderzhatel"ny"e aspekty" sovremennoj praktikoorientirovannoj podgotovki studentov - budushhix pedagogov. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitamy"e issledovaniya. Humanitates. 2014. № 9. S. 25-34.

19. Rezinkina L.V. Ctanovlenie specialista v professii: aspekt neprery"vnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2015. № 2 (43). S. 78-82.

20. Mitrofanov K.G., Loginova N.F. Chto umeyut i chto ne umeyut delat" molody"e pedagogi: itogi issledovaniya e"ffektivnosti sushhestvuyushhix uslovij adaptacii, zakrepleniya i professional"nogo razvitiya molody"x pedagogov v Rossijskoj Federacii. Gumanitarny"e, sociaVno-ekonomicheskie i obshhestvenny^e nauki. 2015. № 7. S. 202-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.