Научная статья на тему 'Изменения в орнитофауне Латвии в 1965-1980 годах'

Изменения в орнитофауне Латвии в 1965-1980 годах Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
82
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Бауманис Я.А., Липсберг Ю.К.

Второе издание. Первая публикация: Бауманис Я.А., Липсберг Ю.К. 1981. Изменения в орнитофауне Латвии в течение последних 15 лет // 10-я Прибалт. орнитол. конф.: Тез. докл. Рига, 1: 10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в орнитофауне Латвии в 1965-1980 годах»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1030: 2371-2374

Изменения в орнитофауне Латвии в 1965-1980 годах

Я.А.Бауманис, Ю.К.Липсберг

Второе издание. Первая публикация в 1981*

Значительному накоплению ориитофаунистических сведений для нашей республики в течение последних 15 лет способствовали некоторые проводившиеся в данный период мероприятия: 1) отлов мигрирующих птиц большой ловушкой в посёлке Папе; 2) орнитофаунистиче-ская инвентаризация большинства рыбоводных прудов республики,

3) сбор материала по составлений «Красной книги Латвийской ССР»,

4) активизация деятельности орнитологов-любителей.

Создана специальная комиссия, которая рассматривает и подтверждает поступающие сведения о находках залётных, а также трудно определяемых видов.

Последующее перечисление видов птиц, численность которых изменилась, а также обзор адаптаций птиц к новым типам мест гнездования далеко не полностью отражают истинную картину. Приводятся лишь примеры, основывающиеся на более достоверном материале.

Виды, численность которых снижается

Особенно катастрофическое снижение численности гнездящихся особей отмечено у дневных хищных птиц (кроме канюка Buteo buteo), всех видов куриных, а также некоторых куликов, гнездящихся пр е-имущественно на верховых болотах. Проведённые учёты свидетельствуют о непрерывной тенденции к уменьшению численности также у гнездящихся гагар Gavia arctica, чёрного аиста Ciconia nigra, журавля Grus grus, клинтуха Columba palumbus и др. Большинство из этих видов внесена в республиканскую «Красную книгу».

В ид ы, гне з дов ание ко то р ых в новь д о казано

По некоторым видам длительное время не было подтверждения их гнездования в Латвии. Считалось, что некоторые виды вообще перестали у нас гнездиться. Однако в результате усиленного обследования ранее известных гнездовий беркута Aquila chrysaetos было найдено два гнезда с птенцами (Виксне 1975). Обнаружено три обитаемых гнездовых участка орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla, несколько водоёмов, где по крайней мере с 1977 года гнездится серый гусь Anser

* Бауманис Я.А., Липсберг Ю.К. 1981. Изменения в орнитофауне Латвии в течение последних 15 лет // 10-я Прибалт. орнитол. конф.: Тез. докл. Рига, 1: 10-13.

anser. В конце 1960-х — начале 1970-х годов в Латвии стал регулярно отмечаться на гнездовье ремез Remiz pendulinus (Липсберг, 1976).

Виды, численность которых возрастает

Увеличение численности гнездящейся популяции отмечено у озёрной чайки Larus ridibundus — всего в республике 30 тыс. пар в 19641966 (Виксне, Балтвилкс 1966), 80 тыс. пар в 1972-1975 (Виксне 1978), а в 1976-1979 годах уже 97 тыс.пар (Виксне, Недзинскас, Ренно, в печати). Значительно размножился и в то же время синантропизировал-ся ворон Corvus corax. Некоторый рост количества гнездящихся пар за последние годы отмечен у хохлатой чернети Aythya fuligula, серой утки Anas strepera.

Следует отметить целый ряд видов птиц, которые, наряду о ростом численности, расширяют границы области гнездования в восточном и северо-восточном направлениях: лебедь-шипун Cygnus olor, кольчатая горлица Streptopelia decaocto, горихвостка-чернушка Phoenicurus ochru-ros, тростниковая камышевка Acrocephalus scirpaceus.

Новые гнездящиеся птицы в фауне Латвии

В течение последнего десятилетия в Латвии установлено гнездование впервые у 10 видов птиц.

В 1972 году на озере Энгуре найдено гнездо белоглазого нырка Aythya nyroca, который там же гнездился и в последующие годы (сообщение И.Еяума). В 1972 и 1973 годах на озёрах Энгуре и Папе найдены гнёзда соловьиного сверчка Locustella luscinioides (Липсберг, Приед-ниекс 1975), а в 1978 и 1979 годах этот вид обнаружен также в восточных районах республики. В 1973 году на рыбоводных прудах западной части Латвии доказано гнездование лебедя-кликуна Cygnus cygnus (Baumanis 1975), а до 1979 года (включительно) в радиусе около 30 км от первоначального очага гнездования установлены ещё 4 новых места гнездования. В 1973 году получены непосредственные доказательства гнездования усатой синицы Panurus biarmicus на озере Папе, но, очевидно этот вид там гнездился во всяком случае уже в 1972 года и даже ещё раньше (Липсберг 1975). В последующие годы очаги гнездования усатой синицы обнаружены также на некоторых других озёрах — Лиепая, Энгуре, Каниерис. Начавшийся процесс распространения усатой синицы в последние годы, видимо, оказался заторможённым в виду суровых и многоснежных зим. По крайней мере, начиная с 1973 года в прибрежной полосе Рижского залива стали наблюдаться выводки пеганки Tadorna tadorna — в последнее время ежегодно не менее 2 выводков. Найдено также гнездо пеганки(Ыр8Ье^, Peterhofs, Kazubiernis 1980). В 1974 и 1975 годах в прудовом хозяйстве Нагли на гнезде пойман поручейник Tringa stagnatilis (Бауманис 1979). Хотя в последующие года гнездо этого вида там не найдено, гнездование не исключено,

так как почти каждый год в послегнездовой период поручейник в упомянутом прудохозяйстве наблюдался. В 1976 году на озере Энгуре гнездилась чеграва Hydroprogne caspia (Viksne, Janaus, Kazubiernis 1980). Имеются предположения, что в 1977 году на том же озере гнездилась большая белая цапля Egretta alba (Lipsbergs, Kazubiernis 1980). В 1979 году в Латвии на гнездовье впервые обнаружены два вида птиц: полярная крачка Sterna paradisaea — в прибрежной полосе Рижского залива (А.Страздс, М.Страздс, в печати) и большой улит Tringa nebularia — в восточной части Латвии (Ю.Липсберг).

Новые залётные виды в фауне Латвии

К списку птиц Латвии добавилось 10 новых залётных видов *.

В 1967 году на озере Бабите был убит большой поморник Stercorar-ius skua (Viksne 1970). В последующие годы зарегистрированы ещё несколько встреч этого вида ва водоёмах Латвии. Обнаружены два вида чайковых — в 1970 году черноголовая чайка Larus melanocephalus (Вернерс, в печати) и черноголовый хохотун Larus ichthyaetus 1974 году (Бауманис 1979). В период с 1972 по 1978 год подучено 26 сведений о встречах тонкоклювой кайры Uria aalge (Lipsbergs 1980). В 1974 году

V

в Риге была встречена кукша Perisoreus infaustus (Sulcs 1975). В пункте отлова мигрирующих птиц в посёлке Папе обнаружено 5 новых для республики видов воробьиных: пеночка-зарничка Phylloscopus inor-natus — в 1967-1979 годах 22 особи; корольковая пеночка Phylloscopus proregulus в тот же период — 5 особей; по одной особи — певчий сверчок Locustella certhiola (1971 год), овсянка-крошка Emberiza pusilla (I972), овсянка-ремез Emberiza rustica (1975).

Ад аптации птиц к выб о р у нов ых типо в ме ст гне з до вания

В последние годы заметно сокращается численность гнездящихся серебристых чаек Larus argentatus в традиционных местообитаниях — на верховых болотах (на некоторых из них этот вид совсем перестал гнездиться). Одновременно появились новые очаги гнездования на отдельных озёрах и рыбоводных прудах республики. В свою очередь, на болотах всё чаще стали отмечаться на гнездовье сизая чайка Larus canus, озёрная чайка, а также некоторые другие, ранее не характерные для болот виды птиц.

В 1970 году впервые на тростниковых заломах озера Энгуре отмечено гнездование (3 гнезда) серой цапли Ardea cinerea (Lipsbergs 1971). В 1979 году на тростниковых заломах и соседних кустарниках гнездилось уже около 100 пар (сообщение А.Меднис). В 1979 году гнездование серой цапли на кустарнике отмечено также на озере Лубана.

* Латвийскими орнитологами накоплен также целый ряд сведений о встречах залётных видов птиц, впервые обнаруженных в более ранние годы.

Не мачтах высоковольтных линий электропередачи нередко отмечается гнездование ворона, причём не только одиночными парами, а иногда образуя локальные поселения из нескольких пар (Ю.Липс -берг). Случаи адаптации к новым типам мест гнездования отмечены такие у некоторых других видов птиц.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1030: 2374-2375

К вопросу о гнездовом консерватизме и филопатрии воробьиных птиц

В.И.Головань

Второе издание. Первая публикация в 1988*

Полевые работы были проведены на юге Псковской области на полевом стационаре Осыно Биологического института Ленинградского университета в 1984-1987 годах. На обособленном участке леса площадью в 1 км2 ежегодно проводились абсолютный учёт, мечение птиц на гнёздах и последующее слежение за ними.

Сведения, собранные за четырёхлетний период исследований, подтверждают довольно высокую привязанность взрослых самцов к местам своего прежнего гнездования (см. таблицу). Значение возврата самок у всех изученных видов было несколько меньшим, а у черноголовой славки Sylvia atricapilla возвращение самок в район предыдущего гнездования носило случайный единичный характер. У зарянки Erithacus rubecula в Псковской области за весь период проведения наблюдений с использованием мечения и повторного отлова в последующий после кольцевания год на модельном участке отмечено гнездование всего лишь 2 самцов (один был помечен в половозрелом возрасте, другой — примерно в 1.5-месячном возрасте). И в других частях ареала случаи возвращения зарянок в район обитания в предыдущем году — явление крайне редкое (Зимин, Артемьев 1986).

Из птиц, окольцованных птенцами, в районе рождения гнездилось незначительное количество особей (таблица). Как правило, на гнездовании регистрировалось не более 2% особей от общего числа окольцованных на гнёздах птенцов. Особенно заметно отсутствие возврата в район рождения у садовых Sylvia borin и черноголовых славок, не-

* Головань В.И. 1988. К вопросу о гнездовом консерватизме и филопатрии воробьиных птиц // Тез. докл. 12-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 51-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.