Научная статья на тему 'Изменения нейродинамических показателей у студентов-спортсменов в период сессии'

Изменения нейродинамических показателей у студентов-спортсменов в период сессии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
270
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / СТРЕСС / STUDENTS-ATHLETES / NEURON DYNAMIC INDICATORS / EXAMS AND STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Татьяна Владимировна, Коурова Ольга Германовна, Максутова Гульнара Ильгисовна

Изучены показатели нейродинамики у студентов, не занимающихся активно спортом и спортсменов различной специализации и квалификации. Компьютерное тестирование показателей нейродинамики производили у всех испытуемых в межсессионный период и во время экзаменационной сессии. Показано, что при более высоких нейродинамических свойствах спортсменов, в период сессии у них отмечалось их улучшение. Сделан вывод, что готовность к мобилизации ресурсов играет ведущую роль не только при занятиях спортом, но и при умственном напряжении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES NEURODYNAMIC STUDENTS'' INDICES IN ATHLETES DURING THE SESSION

Studied the performance of neuron dynamics students are not engaged in active sports and athletes of different specialization and qualification. Computer testing indicators neuron dynamics produced in all subjects during the intercessional period and during the examination session. It is shown that at higher neural properties of athletes during the session they noted their improvement. It is concluded that the willingness to mobilize resources plays a key role not only in sports, but also for mental stress.

Текст научной работы на тему «Изменения нейродинамических показателей у студентов-спортсменов в период сессии»

Москвина Нина Викторовна, канд. психол. наук, доц., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»),

Шумова Наталья Сергеевна, канд. психол. наук, доц., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)

STRONG-WILLED REGULATION AND MOTIVATION THE PLAYERS OF 15-16 YEARS

V.A. Moskvin, N. V. Moskvina, N.S. Shumova

Studied communication qualities and sustainability motivation to play football on the example of the 21st athlete-football (boys 15-16 years, n = 21). For the diagnosis was applied the method ««Color test» Luscher M, «Diagnostics of the motivational structure of personality» of Milman V., "Assessment of the relationship to the coach, the partners» of Marishchuk V.L. et al., «Analysis of the level of development of volitional qualities» of Puni A. Identified individual peculiarities of communication motivation to play football with the level of development volitional qualities of young footballers.

Key words: sport psychology, football, strong-willed qualities, resistance motivation.

Moskvin Victor Anatolyevich, doctor of psychological Sciences, professor, 1700018v@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Moskvina Nina Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, 1700018v@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Shumova Natalya Sergeyevna, candidate of psychological Sciences, associate professor, 1700018v@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

УДК 796.012:612

ИЗМЕНЕНИЯ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД СЕССИИ

Т.В. Попова, О.Г. Коурова, Г.И. Максутова

Изучены показатели нейродинамики у студентов, не занимающихся активно спортом и спортсменов различной специализации и квалификации. Компьютерное тестирование показателей нейродинамики производили у всех испытуемых в межсессионный период и во время экзаменационной сессии. Показано, что при более высоких нейродинамических свойствах спортсменов, в период сессии у них отмечалось их улучшение. Сделан вывод, что готовность к мобилизации ресурсов играет ведущую роль не только при занятиях спортом, но и при умственном напряжении.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, нейродинамические показатели, экзаменационная сессия, стресс.

Стресс и умственную нагрузку часто отождествляют. Существует мнение, что высокая нагрузка приводит к стрессовым реакциям, а стресс рассматривается как компонент рабочей нагрузки [2, 11]. Стресс и

умственная работа отражают процесс взаимосвязи между требованиями среды и наличием ресурсов для удовлетворения этих требований. Эмоциональное напряжение при этом расценивается как сигнальный процесс и мобилизация функциональных резервов; оно направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. При чрезмерных эмоциях может развиться негативное состояние эмоциональной напряжённости [8 ], для которой характерны излишняя мотивация и самовозбуждение, очень высокий всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха.

В течение многих лет развиваются дискуссии о возможности совмещения занятий спортом и учебы в университете. Многие исследователи изучали изменения в организме студентов в период семестровых занятий и экзаменационной сессии. Известно, что экзамен очень часто становится психотравмирующим фактором [1, 9]. Поэтому актуальным является вопрос изучения психофизиологического состояния спортсменов, обучающихся в вузе. Выявлено, что 59 % студентов осуществляют свою деятельность в условиях хронического, психоэмоционального стресса, а 27 % входят в группу риска [3, 4, 8] считают, что адаптация к учебной нагрузке зависит как от величины самой нагрузки, так и от пола, возраста, тренированности, уровня мотивации и личностных особенностей студента.

Цель исследования заключалась в изучении нейродинамических функций у студентов-спортсменов в межсессионный период и в период сессии.

Методика. В качестве испытуемых в обследованиях приняли участие 125 студентов-добровольцев в возрасте 18-22 (19,5±1,3) лет. Испытуемые юноши (65 человек) и девушки (60 человек) составили 4 группы: 1 - студенты, не занимающиеся активно спортом (70 человек; 35 - юношей, 35 - девушек), 2 - спортсмены различной специализации и квалификации (55 человек; 30 - юношей, 25 - девушек). Стаж занятий спортом колеблется от 5 до 10 лет. Спортивная квалификация: I разряд -45,7 %, КМС - 38 % и МС - 16,3 %. Представителей циклических видов спорта - 34 испытуемых, ациклических видов спорта - 21 испытуемых.

Для определения функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) использовали компьютерную программу «НС-Тест 2003» Программа «НС-Тест 2003» предназначена для комплексного контроля функциональных характеристик ЦНС по результатам нейродинамических тестов и включает следующие тесты: простая зрительно-моторная реакция (ЗМР); реакция выбора; реакция различения; ЗМР на фоне статической помехи; ЗМР на фоне динамической помехи; таблицы Шульте-Платонова на распределение внимания.

Результаты и обсуждение. Данные компьютерного тестирования, проведённого в межсессионный период у студентов второго курса, показали, что самое низкое время зрительно-моторной реакции

наблюдалось у нетренированных юношей, а самое большое - у нетренированных девушек (таблица).

Нейродинамические показатели студентов второго курса (М±т)

ПЗМР РВ РР ЗМ ЗМ ТШП Ошибки,

Группы сек. сек. сек. РВУСП сек. РВУДП сек. сек. суммарно по тестам

межсессионный период

Юноши- 374,04± 404,03± 428,85± 465,12± 425,45± 2486,74± 1,40±

спортсмены 10,20 11,20 12,40 13,30 11,00 30,03 0,04

Девушки- 315,47± 358,35± 483,12± 480,54± 376,15± 2071,09± 1,50±

спортсмены 9,80 12,61 9,00 12,20 13,60 31,80 0,05

Юноши 296,07± 327,12± 476,17± 540,33± 486,07± 2600,08± 2,30±

нетренированные 12,30 13,02 15,40 19,80 19,50 34,20 0,10

Девушки 403,06± 375,17± 523,47± 617,31± 490,80± 2380,14± 1,70±

нетренированные 15,20 14,20 22,02 20,40 15,40 40,50 0,09

период сессии

Юноши- 294,10±* 402,30± 398,250± 366,34±* 367,12±* 1911,24±* 1,80±*

спортсмены 13,20 14,00 14,20 14,60 10,21 24,07 0,17

Девушки- 303,26± 354,28± 395,04±* 300,09±* 353,39± 1622,75±* 1,40±*

спортсмены 14,21 12,87 15,22 18,50 16,20 20,80 0,16

Юноши 338,47± 348,60± 421,00±* 414,09±* 425,38±* 2128,40±* 2,20±

нетренированные 13,20 13,00 18,20 19,60 17,50 26,07 0,20

Девушки 280,01±* 371,02± 427,41±* 435,25±* 410,54±* 1908,56±* 2,10±

нетренированные 15,25 14,07 15,03 24,17 20,34 25,12 0,39

Примечание: ПЗМ - простая зрительно-моторная реакция; РВ - реакция выбора; РР -реакция различения; ЗМРВУСП - зрительно-моторная реакция выбора в условиях статической помехи; ЗМРВУДП - зрительно-моторная реакция выбора в условиях динамической помехи; ТШП - таблица Шульте-Платонова; * - достоверность различий с показателями в межсессионный период

Максимально высокую скорость реакции выбора показали юноши, занимающиеся спортом, низкую нетренированные юноши. Среднее время реакция различения у юношей и девушек практически не отличалось. Показатели оценки внимания в условиях статической и динамической помехи у юношей и девушек, не занимающихся спортом, были хуже, чем у спортсменов. Максимально длительное время поиска чисел по таблице Шульте-Платонова наблюдалось у юношей, девушкам же, особенно спортсменкам, требовалось меньшее время для завершения теста.

В период сессии у студентов второго курса данные компьютерного тестирования показали, что время зрительно-моторной реакции и реакций выбора и различения уменьшилось у большинства испытуемых, (достоверно - у юношей-спортсменов) а у нетренированных юношей -время 1 и 2 тестов увеличилось. Показатели реакции в условиях

статической и динамической помехи у всех испытуемых в период сессии значительно снизились. У юношей и девушек, занимающихся спортом, большинство показателей свидетельствовали о более высоком уровне психомоторики, по сравнению с нетренированными. Время поиска чисел по таблице Шульте-Платонова снизилось у всех испытуемых, при этом девушки по-прежнему демонстрировали высокие качества распределения внимания.

Данные компьютерного тестирования показали более высокие результаты психомоторных тестов у спортсменов, по сравнению с нетренированными. Характерно, что при более высоких нейродинамических свойствах спортсменов, в период сессии у них отмечалось их улучшение.

Эти факты подтверждают, что базовым фактором в адаптационных реакциях спортсменов является срочная мобилизация ресурсов, при ведущей роли центральной нервной системы. По данным исследований [6] выявлено, что процесс адаптации студентов к учебной деятельности сопровождается существенным нарастанием активности

нейродинамических и психических функций, усилением симпатических влияний в регуляции сердечного ритма. На фоне снижения адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы отмечается ухудшение нейродинамических показателей.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что у высококвалифицированных спортсменов по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, наблюдаются специфические особенности регуляторных механизмов, обеспечивающих у них экономичность функций организма в условиях мышечного покоя и наиболее высокий уровень функционирования физиологических систем в процессе физического напряжения [5, 10]. Очевидно, готовность к мобилизации ресурсов играет ведущую роль не только при занятиях спортом, но и при умственном напряжении.

Таким образом, определённый уровень умеренного функционального напряжения формирует необходимую основу для успешной спортивной и творческой деятельности; однако при этом профилактические и оздоровительные мероприятия собенно необходимы для студентов вуза, активно занимающихся спортом.

Список литературы

1. Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т., Иванов С.В. Количественная оценка уровня стресса по показателям вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях экзаменационной сессии и спортивных соревнований // Функциональное состояние и здоровье человека: мат. I всерос. науч.-практ. конф. РнД.: Изд-во «ЦВВР», 2006. С. 75-77.

2. Бодров В.А. Изучение проблемы информационного стресса у человека-оператора // Физиология человека. 2000. Т.26. №5. С.111-118.

3. Гаврилова И.Н., Горбунов Н.П. Особенности адаптации, студенток принадлежащие к различным этническим группам, к обучению в университете // Новые исследования. 2004. №1-2. С. 120-121.

4. Гапко Т.А., Химич Г.З. Биоритмы и состояние гемодинамики учащихся // Новые исследования. 2004. №1-2. С.123-124.

5. Гречишкина С.С., Петрова Т.Г., Намитокова А.А. Особенности функционального состояния кардиореспираторной системы и нейрофизиологического статуса у спортсменов-легкоатлетов// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. № 5. С.49-54.

6. Казин Э.М., Варич Л.А. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе // Физиология человека. 2005. Т.31. №1. С. 77-81.

7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. 260 с.

8. Определение степени психической адаптации и риска развития дезадаптации у студентов в процессе учебной деятельности / П.Л. Стукалов [и др.] // Российский журнал физиологии им. И.М. Сеченова. 2004. Т.90. №8. С. 236.

9. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. С. 105-107.

10. Эргометрические критерии анаэробной работо-способности у спортсменов разного возраста и пола / З.Б. Белоцерковский [и др.] // Физиология человека. 2004. Т.30. №1. С. 124-131.

11. Hobfoll S. Conservation of resources: A new attempt the conceptualizing stress // Amer. Psychologist. 1988. V.44. P. 513.

Попова Татьяна Владимировна, д-р биол. наук, проф., вед. эксперт, tvp@susu.ac.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (НИУ),

Коурова Ольга Германовна, канд. биол. наук, доц., tvp@susu.ac.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (НИУ),

Максутова Гульнара Ильгисовна, канд. биол. наук, доц., tvp@susu.ac.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (НИУ)

CHANGES NEURODYNAMIC STUDENTS' INDICES IN ATHLETES DURING

THE SESSION

T.V. Popova, O.G. Kourova, G.I. Maksutova

Studied the performance of neuron dynamics students are not engaged in active sports and athletes of different specialization and qualification. Computer testing indicators

neuron dynamics produced in all subjects during the intercessional period and during the examination session. It is shown that at higher neural properties of athletes during the session they noted their improvement. It is concluded that the willingness to mobilize resources plays a key role not only in sports, but also for mental stress.

Key words: students-athletes, neuron dynamic indicators, exams and stress.

Popova TatyanaVladimirovna, doctor of biological Sciences, professor, expert, tvp@susu.ac.ru, Russia, Chelyabinsk, South-Ural State University (RU),

Kourova Olga Germanovna, candidate of biological Sciences, associate professor, tvp@susu.ac.ru, Russia, Chelyabinsk, South-Ural State University (RU),

Maksutova Gulnara Ilgisovna, candidate of biological Sciences, associate professor, tvp@susu.ac.ru, Russia, Chelyabinsk, South-Ural State University (RU)

УДК 796.332

АНАЛИЗ ГОЛОВ, ЗАБИТЫХ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ФУТБОЛУ 2014 ГОДА

Р. Д. Халмухамедов, Ш.Т. Исеев

Представлен анализ голов, забитых на чемпионате мира 2014 года по футболу в Бразилии. Полученный статистический материал показывает из каких игровых ситуаций забивалось больше всего голов. Изучение наиболее типичных моментов игры, после которых забивались мячи, позволит тренерам более целенаправленно совершенствовать атакующие действия команды.

Ключевые слова. Чемпионат мира, статистика, голы, атакующие действия, стандартные ситуации

Чемпионаты мира задают стандарты качества игры, показывают по какому пути идет современное развитие футбола, и указывают на ключевые моменты, влияющие на итоговое выступление сборных команд.

Прошедший 20-й чемпионат 2014 года в Бразилии продемонстрировал приверженность абсолютного большинства команд к быстрому, энергичному, комбинационному футболу в атакующем стиле. Хотя, многие сборные старались играть с насыщенной обороной, этот чемпионат был отмечен высокой результативностью команд - в 64 матчах был забит 171 гол, в среднем 2,6 мяча за игру [4].

На последних пяти чемпионатах мира было забито следующее количество мячей:

- 1998 - 171;

- 2002 - 161;

- 2006 - 147;

- 2010 - 145;

- 2014 - 171.

Розыгрыш 20-го Кубка Мира в Бразилии по результативности был таким же, как и 16-й в 1998 году, проходивший во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.