Научная статья на тему 'Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Казахстан, их сущность'

Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Казахстан, их сущность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3459
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ / СЕНАТ / МАЖИЛИС / АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Закир Али, Баймуратова Кулмира Абеновна

Данная статья посвящена вопросам изменения и дополнения, внесеные в Конституцию Республики Казахстан, их сущности. Целью данной работы является исследование теоретических основ Конституции РК и раскрытие сущность внесения изменений и дополнений в Конституцию Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Казахстан, их сущность»



SCIENCE TIME

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ИХ СУЩНОСТЬ

Закир Али, Научный руководитель: Баймуратова Кулмира Абеновна, Международной казахско-турецкий университет им. А.Ясавиг. Туркестан

E-mail: bgulmira74@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам изменения и дополнения, внесеные в Конституцию Республики Казахстан, их сущности. Целью данной работы является исследование теоретических основ Конституции РК и раскрытие сущность внесения изменений и дополнений в Конституцию Казахстана.

Ключевые слова: конституция, Первый Президент, республиканский референдум, Сенат, Мажилис, Ассамблея народов Казахстана.

«Основной Закон страны будет для нас и впредь основополагающим документом, регламентирующим наше продвижение к высоким целям -построению независимого, экономически развитого, интегрированного в мировое сообщество государства, в котором обеспечена благополучная и

достойная жизнь его граждан».

После обретения независимости и суверенитета Казахстан в начале 1990-х гг. продолжал руководствоваться Конституцией Казахской ССР 1978 г., в преамбуле которой утверждалось, что: «Казахская Советская Социалистическая Республика сплачивает все нации и народности для совместного строительства коммунизма». А за окном вовсю разворачивались рыночные отношения, и никто не помышлял о строительстве «безоблачного коммунизма». Именно в такой ситуации в повестку дня был включен вопрос о кардинальном пересмотре Конституции Казахской ССР 1978 г. Одновременно начались два процесса -внесение изменений и дополнений в Конституцию и подготовка нового Основного закона [1].

Н. Назарбаев

Тогда было принято более десятка законов об изменениях и дополнениях к Конституции Казахской ССР 1978 г., которые не только выступили правовой базой проведения соответствующих реформ в политической и социально -экономической сферах, но и явились юридическим источником новой Конституции суверенного Казахстана. Согласно ст. 173 Закона Казахской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Казахской ССР» от 22 сентября 1989 г. изменение Конституции Казахской ССР стало производиться после народного обсуждения решением Верховного Совета Казахской ССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Казахской ССР [2].

С объявлением 31 августа 1991 г. независимости и прекращением существования Союза СССР в декабре 1991 г. Конституция Казахской ССР 1978 г. также вступила в противоречие с реальной действительностью и препятствовала проведению социально-экономических и политических реформ. В связи с объективной необходимостью была разработана и принята в мае 1991 г. новая Конституция РК [3].

Мировой опыт показывает, что внесение изменений в Основной закон не редкость, многие конституции мира претерпели изменения со времен их принятия. Однако все они носили объективный характер. Вносить поправки в конституцию или поднимать вопрос о ее замене можно, если действующая конституция содержит множество неясных и устаревших формулировок, если конституционные нормы не соответствуют структурным полномочиям органов единой государственной власти, если документу недостает легитимности или народной поддержки. Таким образом, все вышеперечисленное актуализирует необходимость изучения данной проблемы.

Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности.

Конституция - это Основной Закон общества и государства, выражающий общую волю народа, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий важнейшие принципы и институты социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества.

Термин «Конституция» латинского происхождения (constitutio -устройство), он применялся еще в I веке до нашей эры для обозначения юридических актов древнеримских императоров [4].

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью.

Характерной чертой Конституции РК является ее адекватный характер

складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер казахстанского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом Казахстана: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции Казахстана является также ее прямое действие. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Республики Казахстан характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов.

Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции.

Историческое развитие Конституций в РК обусловлено и соответствует основным этапам развития общества и государства:

а) Конституция Киргизской Советской Социалистической Республики от 18 февраля 1926 года;

б) Конституция Казахской Советской Социалистической Республики была принята на Х Всесоюзном съезде Советов 26 марта 1937 года;

в) Конституция Казахской Советской Социалистической Республики была принята 20 апреля 1978 года на внеочередной сессии Верховного Совета Казахской ССР 1Х созыва;

г) Конституция РК 1993 года;

д) Конституция Республики Казахстан 1995 года [2].

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением республики.

Конституция 1995 года является качественно иной по содержанию, в отличие от Конституции Республики Казахстан 1993 года. По Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством (статья 1). Высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

В новой Конституции впервые содержатся нормы, касающиеся не только прав гражданина, но и прав человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми (право на жизнь, на свободу совести и др., например, статьи 12-22).

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления (статья 2).

Народ в нашей стране является единственным источником государственной власти и осуществляет ее непосредственно через республиканский референдум, свободные выборы, а также путем делегирования своей власти государственным органам (статья 3).

Президент Республики Казахстан является центральной фигурой политической системы, возвышается над ветвями власти, что соответствует государству с президентской формой правления, с реальной системой сдержек и противовесов (статьи 40-48).

Наиболее радикальным изменениям подвергся конституционный раздел о Парламенте (статьи 49-63). По Конституции 1995 года в стране действует двухпалатный законодательный орган - Парламент, с палатой - Сенатом и Мажилисом (статьи 49-50).

Всего в Конституции 9 разделов и 98 статей. В случае необходимости Парламент может вносить изменения и дополнения.

Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, является самым главным законом для нашей страны и всех людей, которые в ней живут.

«Более двухсот лет назад, когда закладывались основы современной демократии, Т.Джефферсон, который не был сторонником частых изменений в законах и конституциях, писал, «что законы и человеческие институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума»» [5].

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах.

Президент Республики Казахстан в 1998 г. использовал свое право конституционной инициативы, предусмотренное п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 91

Конституции Республики Казахстан, и передал на рассмотрение Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», предложив внести тринадцать изменений и дополнений в Основной закон страны. Тем самым изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан вносились в форме закона. В результате деятельности согласительной комиссии, образованной Президентом и Парламентом для рассмотрения данного законопроекта,2 октября 1998 г. рассматриваемый законодательный акт был принят. В целом изменениям подверглись 19 статей Конституции Республики Казахстан. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

«Вопреки досужим рассуждениям можно со всей ответственностью заявить, что кажущаяся "строгость" нашей Конституции, позволяющая выстраивать четкую систему государственного управления, никак не препятствует, а, наоборот, поощряет развитие демократических институтов. На это были направлены и внесенные в 1998 году поправки в Основной Закон. Это можно отнести как к демократизации существующих институтов власти - расширение полномочий Парламента, выборность некоторых категорий руководителей, в том числе региональных - так и к деятельности политических партий и движений, более активному включению в жизнь страны общественных объединений граждан.

Изменения и дополнения в Конституцию, принятые Парламентом осенью 1998 года, укрепили значимость, роль и место высшего представительного органа в системе государственной власти. Скорректированные конституционные нормы направлены на повышение эффективности деятельности законодательного органа страны, профессионализма его депутатов.

Четкое определение объемов законодательной компетенции Парламента создает все предпосылки для более эффективного функционирования законодательной власти, повышает действенность и качество законотворческой работы, ставит ее на строго конституционную основу. А это, в свою очередь, укрепляет режим конституционной законности в стране» [5].

Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. Их суть сводилась к следующему:

- переход к пропорциональной избирательной системе;

- укрепление статуса парламента за счет введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций

президента с партийными фракциями при назначении главы правительства.

Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис Парламента согласно установленной квоте.

Изменения и дополнения, принятые в связи с конституционной реформой 18 мая 2007 г., стали настолько серьезными, что можно говорить о том, что создана новая Конституция. В соответствии с этим, демократические принципы, одинаковые для всех, закреплены как высшие ценности народа Казахстана.

Спикер Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев оценил этот эпохальный шаг следующим образом: «Следует заметить, что инициатором внесения изменений в Конституции стал сам Президент. Глава государства по собственной воле, без всякого влияния со стороны, принял решение о разделении властных полномочий в пользу Парламента. Этим решением он показал, что приложит все усилия для будущего страны. С полной уверенностью можно сказать, что проведенная реформа направлена на усиление стабильности и развития Казахстана» [6].

Как сообщил глава государства, конституционная реформа положила начало новому этапу эволюционного развития Казахстана. Казахстан прочно встал на ноги, с уверенностью смотрит в будущее, не боясь региональных и мировых кризисов, неуклонно повышается уровень жизни народа, то есть Казахстан находится на пути к прочной демократии. И гарантия этому -Конституция нашей страны.

Изменения, внесенные в Конституцию 18 мая 2007 г., США оценили как «шаг в правильном направлении». Об этом на брифинге в Вашингтоне сообщил официальный представитель Госдепартамента США Шон МакКормак [6].

Например, согласно Конституции, принятой 30 августа 1995 г., президент избирается сроком на 5 лет, а согласно изменений, внесенных в Конституцию в 1998 г., срок увеличился до 7 лет и избираться президентом одно и тоже лицо могло не более двух раз подряд. В мае 2007 г. в Конституцию были внесены дополнения, согласно которых срок президентства сократился до 5 лет, а положение, не разрешающее быть президентом более двух раз подряд, стало неприменимым к Первому Президенту. Естественно, возникает вопрос почему так происходит. Ответ на этот вопрос можно получить изучив учебный Казахстанского права. До каждого студента необходимо донести, что внесенные в Конституцию изменения и дополнения является продолжением генеральной стратегии социально-экономического расцвета страны, ее вхождению в число передовых стран мира как равноправного, конкурентоспособного члена мирового пространства, что напрямую связано с тщательно продуманной политикой, осуществляемой Президентом Казахстана [9].

Под руководством президента в стране проведено множество

экономических, политических и со-циальных реформ. На торжественном мероприятии, посвященном 10-летию Независимости Республики Казахстан, Президент Н. А. Назарбаев говорил: «Мы приняли новую Конституцию, в которой утвердили новые принципы создания власти и защиты основных прав граждан. Главные наши достижения - это прежде всего результаты этой Конституции, всенародно принятой в 1995 г. Я, используя свои президентские полномочия, в период между двумя конституциями выпустил около сорока указов, что позволило создать условия для глубоких, глобальных и оперативных изменений и преобразований, давших возможность уско-рить наши реформы, вызывающие чувство гордости и уверенности в завтрашнем дне» [7, 16].

«Основатель казахстанской государственности - Первый Президент нашей страны Н.А.Назарбаев, будучи автором инициатив по привлечению народа к активной деятельности в интересах общества, укреп-лению общественного мира и согласия, развитию мирных инициатив на мировом и региональном уровне, что вызывает уважение и признательность всех международных сообществ, внес серьезный вклад в конкретном определении направлений внешней политики страны. За счет тщательно продуманной президен-том внутренней и внешней политики наша страна смогла избежать серьезных политических и социально -экономических потрясений, самостоятельно справиться с проблемами и трудностями переходного периода развития и встать на путь успеха и процветания» [8].

Казахстан - многонациональная страна. Сохранение общественного мира и согласия, политической стабильности среди народов Казахстана является одним из фундаментальных принципов республики. Ассамблея народов Казахстана не имеет аналогов в мире и является институтом, стоящим на страже интересов многоэтнического народа нашей страны. В функции Ассамблеи входит сплочение всех этносов, нашедших приют в Казахстане, по принципу гражданского и духовно-культурного единства, формирование согласия и толерантности. Вместе с этим обучение конституционному правовому статусу Мажлиса Парламента, образованного единым для всех правом прямых выборов 9 депутатов от Ассамблеи народов Казахстана и 98 депутатов от различных партий, является одним из разделов учебного курса [9, с.247].

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.

Процедура принятия решения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан (КРК) имеет следующие особенности. Проект изменений и дополнений не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией.

Если Президент отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством из четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум, который считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики, имеющих право участвовать в республиканском референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, будут считаться принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании (ст. 91 КРК). Однако в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики Казахстан, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию РК (п. 2 ст. 48 КРК).

Из анализа института внесения изменений и дополнений в конституцию РК можно сделать вывод о том, что в целом новая Конституция имеет отдельную главу либо статью, предусматривающие изменение или внесение поправок в действующую конституцию страны.

Таким образом, признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее сущностную черту. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 года начинается словами: "Мы, народ Казахстана... принимаем настоящую Конституцию". Народ Казахстана в результате референдума принял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены и республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только принимает Конституцию, он решает и вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент может передать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается в стороне. Парламент - высший представительный орган народа, поэтому он будет принимать изменения и дополнения в Конституцию от имени и в интересах народа.

Внесение изменений и пересмотр конституции есть одна из форм законодательного процесса, главные моменты которого регулируются в самой конституции и конкретизируются в конституционных и других законах разных стран. Почти во всех странах Центральной Азии были внесены поправки к новым конституциям независимых государств.

Социальный прогресс, появление новых политических партий и движений, возникающие изменения в структуре и взглядах общества, перемены в составе государственных органов вызывают стремление пересмотреть конституционные

положения. В старых конституциях появляются недостатки, неработающие нормы, слабые стороны, даже пороки, которые тормозят нормальное развитие общества, нарушают права и свободы граждан. Поэтому в такой ситуации возникает необходимость внести изменения и дополнения в конституцию, что становится неизбежным, даже если это противоречит сложившимся в обществе устоям и убеждениям и приводит к конфронтации.

Литература:

1. Зиманов С.З. Конституция и Парламент Республики Казахстан. Алматы, 1996.

— 345 с.

2. Баишев Ж.Н. Казахстан: этапы государственности (конституционные акты). Алматы, 1997. — 236 с.

3. Байгельдин О. Парламент Казахстана: новый период - новые цели. \\ Мысль, 1996г. № 11.

4. Конституция Республики Казахстан - Основной Закон государства [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tarih-begalinka.kz/ru/constitution/

5. Назарбаев Н. Конституция - основа стабильности и процветания Казахстана. 30 августа 2000г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.akorda.kz/ru/page/ konstitutsiya-osnova-stabilnosti-i-protsvetaniya-kazakhstana-statya-prezidenta-rk-n-nazarbaeva_1337076995

6. Егемен Казахстан, 23 мая 2007 г.

7. Десять лет, равные столетию. Выступление Н. Назарбаева на Торжественном собрании, посвященном 10-летию независимости РК. - Алматы: Атамура, 2001.

- 112 с.

8. Декларация 20-летия государственной независимости Республики Казахстан. 10 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.akorda.kz/

9. Баймуратова К. А. Казахстанское право как инновационный курс.- // -Университетское образование (МКУО-2014) : сб. ст. XVIII Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 200-летию ш дня рождения М. Ю. Лермонтова (г. Пенза, 10-11 апреля 2014 г.) / под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. -584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.