Научная статья на тему 'Изменение жилого помещения вследствие его перепланировки и (или) переустройства: теория и практика'

Изменение жилого помещения вследствие его перепланировки и (или) переустройства: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1849
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Анализируются понятия «перепланировка», «переустройство», «переоборудование» жилого помещения, а также меры ответственности за самовольные действия. Особое внимание уделяется правовому регулированию перепланировки в новых домах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are analyzed the concepts «re-planning», «reconstruction», «re-equipment» of living quarters, and also measure of responsibility for arbitrary actions. The author gives special attention to the lawful regulation of re-planning in the new houses.

Текст научной работы на тему «Изменение жилого помещения вследствие его перепланировки и (или) переустройства: теория и практика»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 101-107.

УДК 347.233.1

ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ ЕГО ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И (ИЛИ) ПЕРЕУСТРОЙСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

CHANGE IN THE LIVING QUARTERS AS A RESULT OF ITS RE-PLANNING AND (OR) THE RECONSTRUCTION: THEORY AND THE PRACTICE

М. Н. РАХВАЛОВА (M. N. RAKHVALOVA)

Анализируются понятия «перепланировка», «переустройство», «переоборудование» жилого помещения, а также меры ответственности за самовольные действия. Особое внимание уделяется правовому регулированию перепланировки в новых домах.

Ключевые слова: жилищные отношения; жилое помещение; перепланировка; переустройство; переоборудование; самовольные действия.

In the article are analyzed the concepts «re-planning», «reconstruction», «re-equipment» of living quarters, and also measure of responsibility for arbitrary actions. The author gives special attention to the lawful regulation of re-planning in the new houses.

Key words: housing relations; living quarters; re-planning; reconstruction; re-equipment; the arbitrary actions.

С 1 января 1992 г. с разрешением приватизации жилых помещений в России они всё активнее участвуют в рыночном обороте. Изменение уровня жизни, новые технические возможности и наличие к этому времени в основном типовых планировок квартир привели к естественному желанию их пользователей повысить уровень комфортности проживания. Ещё большее разнообразие в части изменения конфигурации квартир, их технического оснащения можно наблюдать в новостройках. Подобное отношение к находящемуся в собственности или пользовании имуществу можно, казалось бы, только приветствовать. Однако при реализации субъективного права собственности или пользования жилым помещением пользователи далеко не всегда учитывают особенности правового режима этого особого объекта гражданских и жилищных прав. По общим правилам реализация субъективного права не должна нарушать права или законные интересы других лиц, а применительно к жилому помещению следует принимать во внимание и положения ст. 17 ЖК

РФ о его целевом использовании, а также ст. 15 ЖК РФ о критериях, которым должно соответствовать жилое помещение [1].

С учётом особого режима жилых помещений законодатель оставил за государством право и обязанность контроля за надлежащим использованием этих объектов, ограничив возможности собственников.

Именно к полномочиям органов государственной власти РФ законодатель отнёс:

- согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ правовое регулирование вопросов, касающихся установления требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах [2];

- определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений (п. 10 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ);

- определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (п. 10 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ);

- установление правил пользования жилыми помещениями (п. 13 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ);

© Рахвалова М. Н., 2016

- установление порядка осуществления государственного жилищного надзора (п. 16.1 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ);

- осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор (п. 16.2 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ).

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований решаются вопросы:

- признания в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и жилищного фонда муниципальных образований непригодными для проживания (п. 6 ч. 1 ст. 13 и п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ соответственно);

- осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта РФ и жилищного фонда муниципальных образований (п. 8 ч. 1 ст. 13 и п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ); соответствия жилых помещений данных фондов установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

- осуществления регионального государственного жилищного надзора (п. 8.1 ч. 1 ст. 13 ЖК РФ).

Муниципальное образование выполняет лишь техническую функцию, определяя процедурные вопросы согласования переустройства и перепланировки жилых помещений и определения порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений (п. 7 и 9.1 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ), руководствуясь едиными для всех критериями допустимости изменения помещения, установленными на федеральном уровне [3]. Впрочем, в регламентировании процедуры согласования также прослеживается тенденция к единообразию [4; 5].

Таким образом, при решении вопроса о возможности согласования предполагаемых изменений объекта или его сохранения в уже перепланированном и (или) переустроенном состоянии во внимание должны приниматься правила, установленные на федеральном уровне, а судебная практика должна стремиться к единообразию.

Представляется, первая проблема кроется уже в неоднозначности понимания юридических дефиниций «перепланировка» и «переустройство». Эти термины содержал и ЖК РСФСР 1983 г. [6], не раскрывая при этом их содержания (ст. 84). Наиболее острая потребность в уяснении их смысла появилась в середине 1990-х гг., когда эти явления приобрели массовый характер. Нужно заметить, что и до 1 января 1992 г., т. е. до начала приватизации жилых помещений в РФ, в относительно благополучный для рассматриваемых явлений период времени, законодатель предусмотрел, что «самовольное переоборудование и перепланировка (курсив мой. - М. Р.) жилых домов и жилых помещений, использование их не по назначению, порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования» влекут административную ответственность -предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до пятидесяти рублей (ст. 142 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, утв. ВС РСФСР 20 июня 1984 г. [7]). Заметим, для того времени - это значительная сумма.

В Кодексе об административных правонарушениях, введенном в действие с 1 июля 2002 г. [8] в качестве самостоятельных нарушений рассматривались самовольная перепланировка и самовольное переустройство (Кодекс содержит понятие «переоборудование» в п. 1 ст. 7.21 и «перепланировка» в п. 2 ст. 7.21), за каждое из них - своя ответственность, причём административный штраф за самовольную перепланировку в два раза превышал штраф за самовольное «переоборудование». При этом законодатель не разделял, в каком доме расположено помещение: индивидуальном или многоквартирном. Однако в редакции ФЗ РФ от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ [9] в ч. 1 ст. 7.21 слова «самовольное переоборудование» заменены словами «самовольные переустройство и (или) перепланировка», правда административное наказание теперь символическое и явно никого не пугает: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Но это не главное, вторая часть этой статьи тоже претерпела изменение и предусмат-

ривает ответственность за самовольное изменение только жилых помещений в многоквартирных домах (влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятиста рублей), и то лишь за самовольную перепланировку.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает ответственность: во-первых, за самовольные переустройство или перепланировку нежилых помещений как в индивидуальных, так и в многоквартирных домах (размещение таких помещений в жилых домах не запрещено и имеет место быть), во-вторых, за самовольное переустройство помещения в многоквартирном доме. Представляется, что это явное упущение законодателя, по-видимому, техническое, не требующее особых научных исследований.

Второй вопрос, который неизбежно возникает при решении вопросов о согласовании перепланировки и (или) переустройства заключается в том, что понимается под этим, что следует согласовывать и за какие самовольные действия может последовать административная ответственность или, что более весомо, изъятие жилого помещения у собственника или пользователя в силу ст. 29 ЖК РФ. Не нарушаются ли при этом принципы неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного невмешательства в частные дела? Раскрывая содержание последнего, исследователи верно указывают на недопустимость именно произвольного, т. е. не основанного на законе, вмешательства в частные дела. Если же вмешательство основано на законе, оно является правомерным, законодатель при этом руководствуется публичными интересами [10]. Применительно к реализации субъективного права собственности на жилое помещение и введенных законодателем ограничений этого права законодатель, очевидно, вполне справедливо руководствовался не только публичными, но и частными интересами других лиц, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть нарушены поведением собственника жилого помещения, в данном случае вследствие незаконных перепланировки и (или) переустройства.

«Право, использующее недостаточно корректные определения, не будет исполни-

мым в том смысле, что будут возникать сомнения и споры, порождающие юридическую обеспеченность» [11]. Действующее же законодательство, регламентирующее пользование жилыми помещениями, отличается как раз неопределённостью и противоречивостью. ЖК РФ в ст. 25 содержит понятия «перепланировка» и «переустройство». Они же используются в основной массе федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований [12; 13; 14; 15]. Постановление же Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» [16] использует термин «переоборудование» как родовой по отношению к терминам «переустройство» и «перепланировка», но далее под переоборудованием фактически понимает переустройство (п. 1.7.1).

Законодатель демонстрирует различный подход при раскрытии этих понятий. Так, в Постановлении Госстроя № 170 законодатель не формулирует понятий «переоборудование», «переустройство» или «перепланировка», а лишь пытается создать общее представление об изменениях такого объекта прав, как жилое помещение (п. 1.7.1), и устанавливает пределы реализации пользователями жилых помещений своего субъективного права, указывая, что не допускаются: переоборудование и (или) перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств (п. 1.7.2), а также перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры (п. 1.7.3). Как будет показано далее, этого же подхода придерживается и судебная практика.

Согласно же ст. 25 ЖК РФ «переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (курсив мой. - М. Р.)», «перепланировка жилого помещения пред-

ставляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (курсив мой. -М. Р.)». Представляется, что ошибочно ставить отнесение тех или иных изменений, производимых в отношении жилого помещения с целью их квалификации в качестве переустройства или перепланировки в зависимость от необходимости внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Последнее - скорее следствие произведенных перепланировки и (или) переоборудования помещения, в этом же контексте сформулированы требования и в упомянутом выше Постановлении Госстроя № 170, в этом же контексте требование о внесении изменений в технический паспорт понимают и суды.

Под перепланировкой суды понимают помимо традиционного изменения конфигурации жилого помещения установку наружных технических средств (кондиционеров, антенн, защитных сеток, спутниковых антенн и т. п.), относя их к мероприятиям (работам) по перепланировке, которые выполняются по проекту [17], устройство входа со стороны лицевого фасада здания на месте существующих оконных проемов [18]. Под перепланировкой понимается и расширение площади помещения за счёт присоединения общего имущества [19].

Форма технического паспорта на жилое помещение и указания по его заполнению отражены в Инструкции о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации, утверждённой Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. № 37 [20]. Согласно этой Инструкции технический паспорт включает в себя такие разделы, как сведения о принадлежности, экспликация площади квартиры, техническое описание и стоимость квартиры. В разделе «Экспликация» указывается согласно п. 3.35 жилая площадь квартиры (сумма площадей жилых комнат); согласно п. 3.36 - площадь квартиры (сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений без учёта лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров, при этом к подсобным помещениям относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей); согласно п. 3.37 - общая площадь квартиры (сумма

площадей её помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0. Раздел «Техническое описание» содержит описание конструктивных элементов квартиры, в обязательном порядке указываются: стены (наружные и перегородки); материал и толщина стен (для кирпичных - толщина, а для рубленных из бревен указывается средний диаметр бревен в сантиметрах); перекрытия - материал и конструкция (плоские, сводчатые); полы - материал, конструкция основания и покрытия (для дощатых - окрашены, не окрашены); окна -количество переплетов в проеме (одинарные или двойные), створчатые или глухие, для дверных заполнений - простые или филенчатые, а также наличие окраски; отопительные печи и кухонные очаги - наличие и площадь облицовки изразцами, штукатурка, разновидность очага (газовый, электрический, на твердом топливе); отопление - источник поступления тепла (от ТЭЦ, промышленной котельной, квартальной, групповой или местной котельной, АГВ, индивидуального котла заводского изготовления или котла, вмонтированного в отопительную печь); внутренняя отделка - вид отделки стен, потолков, перегородок; электроосвещение - проводка открытая или скрытая; телевидение - наличие коллективных антенн; газоснабжение -сетевой (природный) или баллонный газ; водопровод - от городской центральной сети или местного источника; канализация - сброс в городскую сеть или местный отстойник; ванны - чугунные, стальные, пластиковые и т. п.; горячее водоснабжение - централизованное или от местных водонагревателей.

К переустройству (переоборудованию) суды относят, в частности, действия по установке телекоммуникационного оборудования (прокладывание кабельных сетей) [21].

Вместе с тем некоторые изменения жилого помещения сложно квалифицировать, например снятие полов (снятие стяжки), что ведёт к уменьшению уровня звукоизоляции, порой значительной (при этом нарушение прав иных лиц имеет место) (в одном из судебных дел было указано, что это негатив-

ным образом отразилось на прочности деревянных перекрытий дома), но при этом не является ни перепланировкой, ни переустройством.

Рассматривая вопрос о соответствии произведённых изменений действующему законодательству, можно выделить наиболее часто встречающиеся варианты перепланировки и (или) переустройства. Размещение уборной и ванной (душевой) над жилыми комнатами и кухнями противоречит п. 24 Постановления № 47, п. 9.22 СНиП от 31 марта 2003 г., действующему в данное время, что поддерживается и судебной практикой [22; 23]. Неоднозначно решается вопрос о возможности размещения над комнатами кухни [24; 25.]. Противоречивость судебной практики проявляется даже в, казалось бы, бесспорных ситуациях при наличии императивных норм. Не допускается (за исключением двухуровневых квартир) размещение над жилыми комнатами кухонь, санузлов [2, п. 24]. По одному из дел в г. Барнауле суд разрешил сохранить помещение в перепланированном и переустроенном состоянии, решив, что данное изменение жилого помещения не угрожает жизни и здоровью граждан [26], в другом - при аналогичных нарушениях суд г. Северска принял решение об изъятии жилого помещения у собственника согласно п. 5 ст. 29 ЖК и о продаже его с публичных торгов [27]. Представляется верным то обстоятельство, что при решении вопроса о том, имеет ли место нарушение прав иных лиц, суды, как правило, не принимают во внимание согласие пользователей помещений, расположенных ниже тех, которые подвергаются изменению [28].

Изменение жилого помещения допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. При самовольной перепланировке и (или) переустройстве вопрос о сохранении квартиры в таком состоянии может быть решен судом. В этом случае в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учёт недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.

Вместе с тем положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведённые им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

При самовольной перепланировке или переустройстве собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок. При невыполнении этой обязанности орган, осуществляющий согласование, вправе предъявить иск об изъятии помещения и о продаже с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние. В отношении нанимателя помещения по договору социального найма ставится вопрос о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние. Несмотря на то, что ст. 29 ЖК РФ закрепляет право на обращение в суд с иском к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим жилое помещение, за специальным субъектом - органом, осуществляющим согласование перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, ЖК РФ не содержит ограничений для обращения в суд собственников помещений в многоквартирном доме, объединений собственников по-

мещений в многоквартирном доме, а также владельцев помещений, не являющихся собственниками, за защитой своих прав в порядке, предусмотренном ст. 304 и 305 ГК РФ. При этом требования собственников помещений в многоквартирном доме, владельцев помещений, не являющихся собственниками, а также объединений собственников помещений в многоквартирном доме, заявленные в порядке ст. 29 ЖК РФ, рассмотрению не подлежат [28].

Как уже было отмечено, обращение к судебной практике свидетельствует о её нестабильности и отсутствии единообразия. При этом если к большому количеству судебных актов всё-таки имеется доступ, то, чем руководствуются органы местного самоуправления при оформлении документов, какова их практика, в большинстве случаев можно лишь догадываться. В какой-то степени проблему можно было бы решить, обязав орган, осуществляющий согласование, публиковать своем сайте принятые решения по аналогии с размещением судебных решений. Заинтересованным лицам должно быть предоставлено право обжалования данного акта.

Третий момент, на который нельзя не обратить внимание. Ещё более странная ситуация складывается при оформлении технического паспорта на жилое помещение во вновь введенном в эксплуатацию жилом доме. Возведение нового дома невозможно без предварительной подготовки его проекта, в том числе и поэтажных планов. Перед подписанием акта о вводе объекта в эксплуатацию производятся обмер всех помещений и подготовка технической документации на каждое жилое помещение. В процессе съемки в натуре составляется абрис внутренних помещений здания. Для составления абрисов следует использовать имеющуюся проектную документацию [20, п. 3.1]. Поэтажные планы зданий составляются на основании данных абрисов, выполненных в соответствии с п. 3.1 [20, п. 3.10]. Однако есть масса примеров, когда в отступление от установленных правил технический паспорт отражает фактическое состояние квартиры с уже произведёнными перепланировкой и (или) переустройством. Состояние квартиры не соответствует проектной документации, но необходимости вносить изменения в техпаспорт нет. Он уже отражает измененное состояние. Та-

ким образом, в одном подъезде при одинаковых проектах после оформления техпаспорта в одной квартире произведены перепланировка и переустройство (размещён санузел над комнатой расположенной ниже квартиры) и такое изменение помещения совершенно справедливо признано не соответствующим закону, аналогичные изменения произведены в другой квартире, но до сдачи дома в эксплуатацию и собственник имеет на руках оформленные надлежащим образом документы. Очевидно, что в данном случае имело место нарушение действующего законодательства со стороны органа, производящего технические обмеры, однако ответственности за данное нарушение не предусмотрено. Имеют ли место в последнем случае перепланировка и переустройство? Формально в соответствии со ст. 25 ЖК РФ - нет. Фактически - несомненно. В противном случае теряет смысл существование института перепланировки и (или) переустройства. Представляется, что ст. 25 ЖК требует после слов «требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения» дополнения «или в отступление от проектной документации жилого дома».

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 31 января 2016 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции : Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 в ред. от 25 марта 2015 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения : Постановление мэрии города Новосибирска от 15 июля 2013 г. № 6670 (ред. от 15 декабря 2015 г.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения : Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. № 266 (ред. от 21 сен-

тября 2005 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О государственном кадастровом учёте изменений помещений в результате перепланировки, реконструкции : Письмо Минэкономразвития России от 14 апреля 2015 г. № Д23и-1578. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Жилищный кодекс РСФСР : утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 г. (ред. от 20 июля 2004 г.). -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

7. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях : утв. ВС РСФСР 20 июня 1984 г. (ред. от 20 марта 2001 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 января 2016 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ (ред. от 8 марта 2015 г.). -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1-5 / под ред. д-ра юрид. наук Л. В. Санниковой. - М. : Статут, 2015. - С. 14.

11. Бержель Ж.-Л. Общая теория права : пер. с франц. - М. : Nota-Bene, 2000. - С. 342-343. Цит. по: Банило И. Л. О терминах и понятиях в праве. - URL: http://www.igpran.ru/ articles/ 3672.

12. Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции : Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (ред. от 8 апреля 2013 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования : Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2014 г. № 1318. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. О государственном жилищном надзоре : Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493 (ред. от 29 октября 2014 г.). -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

15. Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения : Постанов-

ление мэрии города Новосибирска от 15 июля 2013 г. № 6670. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения : Постановление мэрии города Новосибирска от 15 июля 2013 г. № 6670. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2012 г. № 5-АПГ12-15. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2008 г. № 5-Г07-112. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Определение ВАС РФ от 7 марта 2014 г. № ВАС-2068/14 по делу № А56-15279/2013. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Об утверждении Инструкции о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации : Приказ Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. № 37 (ред. от 4 сентября 2000 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 19 мая

2008 г.). Приложение 13. Технический паспорт жилого помещения.

21. Определение ВАС РФ от 16 ноября 2012 г. № ВАС-14645/12 по делу № А40-8738/12-121-80. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Определение Новосибирского областного суда от 28 апреля 2011 г. № 33-2975-2011. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Определение Новосибирского областного суда от 30 сентября 2010 г. по делу № 335822/2010. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

24. Определение Новосибирского областного суда от 28 апреля 2011 г. № 33-2975-2011. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

25. Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. № 602-О-О. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26. Решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 августа

2009 г. по делу № 2-/2009. - URL: http:// www.info.yarnet.ru/advokat/index.php?id=179.

27. Решение Северского городского суда Томской области от 26 апреля 2010 г. по делу № 331738/2010. - URL: http://www.info.yarnet.ru/ advokat/index.php?id=179.

28. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2011 г. : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 марта 2012 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.