Научная статья на тему 'Изменение ценностей профессионального образования в РФ и значение компетентностного подхода в профессиональной подготовке современного рабочего'

Изменение ценностей профессионального образования в РФ и значение компетентностного подхода в профессиональной подготовке современного рабочего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медвецкий И.Е.

В настоящее время система начального профессионального образования в нашей стране находится в переходном состоянии, ряд прежде популярных у молодежи профессий теряет востребованность на рынке труда, а некоторые новые профессии (банковский служащий, страховой агент, бухгалтер, охранник и др.) становятся весьма актуальными. Автор статьи считает, что основные профессиональные качества, которые необходимы для трудовой деятельности современного рабочего, можно рассматривать через призму формируемых в УПО профессиональных компетенций. Внедрение в 2011 г. в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов отражает реалии современного производства и потребности рынка труда, способствует формированию рабочего (специалиста) нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение ценностей профессионального образования в РФ и значение компетентностного подхода в профессиональной подготовке современного рабочего»

эффективности инновационной деятельности, вплоть до полного провала инновационных проектов. Использование механизмов внедрения инноваций в практику профессионального об-

Библиографический список

разования с учетом условий позволит отличать успешные инновации от неуспешных, а также обеспечить эффективность инновационной деятельности и выживаемость инноваций.

1. Башкатов, И. П. Развитие организаций как систем управления [Текст] / И. П. Башкатов, А. Г. Теслинов. — Жуковский : Изд-во МИМ ЛИНК, 2005. — Кн. 1 : Технология системного понимания организаций. — 229 с.

2. Куркин, Е. Б. Организационное проектирование в образовании [Текст] : учеб. пособие / Е. Б. Куркин. — М. : НИИ «Школьные технологии», 2008. — 400 с.

3. Башкатов, И. П. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы [Текст] / И. П. Башкатов, Т. А. Сергеева // Научные сообщения. — 2011. — № 9.

УДК 377 И. Е. Медвецкий, зам. директора по НМР

Профессионального лицея № 89 г. Миасса, соискатель Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: medwed1967@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РФ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО

В настоящее время система начального профессионального образования в нашей стране находится в переходном состоянии, ряд прежде популярных у молодежи профессий теряет востребованность на рынке труда, а некоторые новые профессии (банковский служащий, страховой агент, бухгалтер, охранник и др.) становятся весьма актуальными. Автор статьи считает, что основные профессиональные качества, которые необходимы для трудовой деятельности современного рабочего, можно рассматривать через призму формируемых в УПО профессиональных компетенций. Внедрение в 2011 г. в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов отражает реалии современного производства и потребности рынка труда, способствует формированию рабочего (специалиста) нового поколения.

Ключевые слова: ценности образования, профессиональная компетенция, компетентность, модель обучения, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, модернизация образования.

На современном этапе развития российского общества образование находится в состоянии системного кризиса. Являясь одной из подсистем культуры, образование неизбежно испытывает на себе ее отрицательное воздействие. Это обусловлено тем, что «в условиях наступившего XXI века человек в Российской Федерации зачастую ориентирован на достижение материального благополучия, а высокие духовные ценности либо играют в его жизни незначительную роль, либо подменяются ценностями, далекими по своей сути от духовной сферы» [1]. Причины постоянных конфликтов

в нашем обществе в конце XX — начале XXI в. кроются как в противоречиях между национальными ценностями разных культур [2], так и в расслоении общества по признаку материальной и финансовой обеспеченности.

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие экономики, считается уровень квалификации рабочей силы. В промышленно развитых странах доля высококвалифицированных рабочих составляет обычно 45 % от числа всех трудящихся, в Российской Федерации в последние годы этот показатель был на уровне 5 %. Учебно-материальная база отечествен-

ных учреждений начального и среднего профессионального образования в последние годы существенно не обновлялась, что осложняло задачу качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Выход из сложившейся ситуации ряд современных исследователей видит в существенной модернизации самой системы образования.

Система образования в обществе характеризуется неразрывным единством двух своих функций: сохранения и развития. Долгое время советская система начального профессионального образования воспитывала в будущих рабочих те черты и прививала им те ценности, которые постулировались в советском обществе 19401980-х гг.: советский патриотизм, верность идеалам коммунизма, интернационализм, дисциплинированность, работоспособность, наличие ряда профессиональных умений и навыков. Рабочая профессия декларативно считалась в СССР почетной и достойной, сама принадлежность человека к рабочему классу была основанием для дальнейшей профессиональной и даже политической карьеры. Коренные преобразования, которые произошли в нашем обществе в конце 1980-х — начале 1990-х гг., изменили отношение и к общечеловеческим ценностям вообще, и к ценностям рабочей профессии в частности. В 1990-е гг. в Российской Федерации возникает новый класс — буржуа (предприниматели, собственники производственных предприятий, владельцы фирм), для которых люди рабочих профессий являются прежде всего средством получения прибавочного продукта, а значит, средством накопления и приумножения личного богатства.

В России возникают новые общественные реалии, которым оказывается чужда та система ценностей, которая была на вооружении у советской системы образования. В настоящее время система начального профессионального образования находится в переходном состоянии, потому что ряд прежде популярных у молодежи профессий теряет былую востребованность на рынке труда (слесарь-ремонтник, фрезеровщик, электромонтер и др.), а некоторые новые профессии (банковский служащий, страховой агент, бухгалтер, охранник, программист и др.), напротив, становятся весьма актуальными и перспективными. В начале 2000-х гг., по мнению отечественного исследователя Н. А. Эмих, назревает «необходимость выработки новой культурной парадигмы образования, адекватной современным условиям общественного развития, для которой особую актуальность приобре-

ла бы личность, ее адаптация к новым условиям своего бытия» [1]. В эти годы существенно изменяются и условия производства, и приоритеты во взаимоотношениях между работодателем и наемным работником, возрастает роль квалифицированного рабочего в производственном процессе. И система начального профессионального образования начинает реагировать на вызовы времени.

В середине 2000-х гг. и у работодателей, и у педагогических работников постепенно завоевывает популярность принцип компетен-тностного подхода, когда качество подготовки рабочего (специалиста) в УПО увязывается с наличием у выпускника ряда профессиональных и личностных компетенций. Ком-петентностный подход означает в этом плане «переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний и формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, способствующих выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно насыщенного социального пространства» [3, с. 9]. Само слово «компетенция» применительно к профессиональному образованию стало определяться как «способность успешно действовать на основе знаний, умений и практического опыта при выполнении задания, решения задач профессиональной деятельности» [4]. Исследователь И. А. Зимняя, различая понятия «компетенция» и «компетентность», считает, что под компетентностью рабочего (специалиста) в широком смысле следует понимать сегодня «основанную на знаниях интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику человека» [5, с. 36].

В этих условиях наиболее передовые учреждения профессионального образования предпринимали попытки разработать некую идеальную модель обучения, в которой была бы отражена не только профессиональная составляющая подготавливаемой профессии, но и социально-профессиональная, предметно-профессиональная и общекультурная компетенции выпускника [5; 6]. Формируемые в УНПО компетенции стали рассматриваться как интегрированный результат образования, представляющий способности человека эффективно решать определенные типы социально-профессиональных задач, возникающие в деятельности рабочего или специалиста. Причем эти компетенции становились инвариантными от-

носительно профессии или специальности [7, с. 17], они оценивались в конкретной производственной ситуации как присвоенные человеком способы деятельности.

До окончательного введения в РФ в 2011 г. федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) перечень ключевых компетенций включал в себя предметно-профессиональную, социально-профессиональную, информационно-коммуникационную, социально-коммуникативную, предпринимательскую компетенции, компетенцию к эффективному поведению на рынке труда и компетенцию к профессиональному росту. Формирование этих компетенций у обучающихся УНПО было призвано способствовать достижению некоего соответствия рынка образовательных услуг рынку труда. Но всегда ли достигалось подобное соответствие в условиях современных реалий профессионального обучения и последующей производственной деятельности выпускника УНПО? Можно рассмотреть данное соответствие на примере профессии «Токарь-универсал», по которой ведется подготовка в профессиональном лицее № 89 г. Миасса.

Основные профессиональные качества, которые необходимы для трудовой деятельности рабочего, можно рассмотреть через призму формируемых компетенций. Социально-профессиональная и социально-коммуникативная компетенции необходимы рабочему для того, чтобы закрепиться на предприятии, грамотно выстраивать отношения с другими работниками и своими непосредственными руководителями. Владение этими компетенциями предполагает, что подготовленный в лицее токарь-универсал умеет: читать и анализировать чертежную документацию; анализировать создавшуюся производственную ситуацию и находить способы ее разрешения; четко и ясно излагать свое мнение относительно решаемых производственных задач; сопоставлять ряд вариантов и выбирать оптимальный; выполнять несложные расчеты, связанные с его деятельностью.

Компетенция к профессиональному росту и самообразованию предполагает наличие у рабочего желания совершенствовать свой профессиональный уровень, интересоваться современными технологиями токарного дела, повышать свой квалификационный разряд и, как следствие, стремиться к более высокому уровню оплаты труда. Для формирования этой компетенции нужно, чтобы за время обучения в лицее у токаря-универсала в какой-то мере была раз-

вита информационно-коммуникационная компетенция, т. е. умение самостоятельно и эффективно работать с существенными объемами специальной информации, использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности, находить решения в нестандартных ситуациях.

С этим тесно связана и компетенция к эффективному поведению на рынке труда. Отчасти эта компетенция формируется у обучающихся по профессии «Токарь-универсал» во время образовательного процесса, отчасти она связана с их персональными качествами, умением приспосабливаться к изменяющимся условиям производственной деятельности и эффективно встраиваться в производственный процесс. Формирование предпринимательской компетенции у будущих рабочих осуществлялось в ПЛ № 89 как через дополнительные образовательные услуги в форме факультативов «Основы рыночной экономики», «Основы маркетинга», так и через получение основ экономических знаний на уроках теоретического обучения и на производственной практике.

Таким образом, можно констатировать, что:

1) компетентностная модель профессионального образования вполне отвечает требованиям рынка образовательных услуг, а также функциям образовательного учреждения по формированию социально мобильной, гармонически развитой личности рабочего;

2) для достижения соответствия рынка образовательных услуг рынку труда необходимо участие заинтересованных работодателей в формировании у будущего рабочего профессионально важных качеств как на стадии прохождения им производственной практики, так и на стадии разработки стандартов профессионального образования нового поколения;

3) компетентностная модель в условиях УНПО становится ключевым вектором модернизации содержания профессионального образования, способствует формированию объективных критериев оценивания качества подготовки рабочего.

В октябре 2011 г. в Санкт-Петербурге прошла общероссийская научная конференция «Проблемы и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России». В докладе «Актуальные вопросы и перспективы развития системы начального и среднего профессионального образования» президента Союза директоров учреждений НПО и СПО России, директора Красногорского государственного колледжа В. Демина были

сформулированы основные внутрисистемные проблемы современного профессионального образования:

1) возможности системы профессионального образования РФ не в полной мере обеспечивают потребности развивающейся российской экономики;

2) сложившаяся сеть учреждений профобразования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на негативные демографические изменения в РФ;

3) недостаточны темпы интеграции российского профессионального образования в мировую систему образования [8].

Эти проблемы анализировались и в других докладах на данной конференции: заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию профессора В. Шудего-ва, депутата Государственной Думы профессора О. Смолина, директора Иркутского регионального колледжа педагогического образования В. Колесникова. Постоянно звучала мысль об утрате ценностей советского профессионального образования, о необходимости существенного финансирования сети учреждений профессионального образования в условиях инновационной экономики, об «осуществлении долгосрочных инвестиций в человека труда, связанных

Библиографический список

с многосторонним развитием способностей личности» (О. Смолин) [8].

Таким образом, сам факт внедрения в образовательный процесс учреждений среднего и начального профессионального образования РФ федеральных государственных образовательных стандартов [9] с четко определенными видами профессиональной деятельности, с установленным набором общих и профессиональных компетенций, которыми необходимо овладеть обучающемуся в УПО, отражает реалии современного производства и потребности рынка труда. Процесс освоения ФГОС в учреждениях профессионального образования, безусловно, не является одномоментным явлением, но именно он может реально способствовать качественной подготовке рабочего (специалиста) нового поколения, обладающего сформированной в УПО профессиональной компетентностью, способного адаптироваться в условиях современного рынка труда. Модернизация профессионального образования должна быть направлена также и на качественные перемены в видении личности рабочего (специалиста), которого необходимо осознавать как активного субъекта экономической, политической и культурной жизни современного российского общества.

1. Эмих, Н. А. Культурная парадигма современного российского образования [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филос. наук / Н. А. Эмих. — Режим доступа: http://www.dslib.net/ religio-vedenie/kulturnaja-paradigma-sovremennogo-rossijskogo-obrazovanija.html.

2. Барулин, В. С. Российский человек в XX в. : Потери и обретение себя [Текст] / В. С. Барулин. — СПб. : Алетейя, 2000. — 431 с.

3. Темняткина, О. В. Методика разработки Фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС [Текст] : метод. рекомендации / О. В. Темняткина. — Екатеринбург : Изд-во ГБОУ ДПО «Институт развития образования», 2011. — 114 с.

4. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст] / авт.-сост.: В. И. Блинов и др. — Вып. 1. — М. : ФИРО, 2010.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.

6. Ильязова, М. Д. Компетентность, компетенция, квалификация — основные направления современных исследований [Текст] / М. Д. Ильязова // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 1. — С. 28-32.

7. Михайлова, Н. Н. Проектирование образовательной технологии начального профессионального образования [Текст] / Н. Н. Михайлова. — М. : Издат. центр НОУ ИСОМ, 200б. — 45 с.

8. Проблемы и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России : пресс-релиз VI Всерос. конф. (Санкт-Петербург, 1 нояб. 2011 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.academspb.ru/cat/view.php?id0=27.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. — Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/fgos.

10. Бессонова, Л. А. Приоритеты и ценности современного образования [Текст] / Л. А. Бессонова // Вестник ТИСБИ. — 2002. — № 2. — С. 17-23.

11. Зеер, Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании [Текст] / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 2000. — № 3. — С. 90-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.