Научная статья на тему 'Изменение требований к функционалу учителя в условиях открытой поликультурной образовательной среды'

Изменение требований к функционалу учителя в условиях открытой поликультурной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER’S PEDAGOGICAL FUNCTION STRUCTURE / TEACHER’S PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATIONAL FUNCTIONS / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / OPEN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Срабова Ольга Юрьевна, Соколова Ирина Ивановна

В статье представлены современные требования к функционалу учителя в поликультурной среде открытого образования, структура функции рассматривается как инструментарий практикоориентированной деятельности учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing requirements to the teacher professional standard in the context of open multicultural educational milieu

The authors analyse the requirements for teacher practice in the multicultural environment of open education. The work functions structure is considered as an instrument of practice-oriented activities of the teacher

Текст научной работы на тему «Изменение требований к функционалу учителя в условиях открытой поликультурной образовательной среды»

О. Ю. Срабова, И. И. Соколова

(Санкт-Петербург)

Изменение требований к функционалу учителя в условиях

ОТКРЫТОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье представлены современные требования к функционалу учителя в поликультурной среде открытого образования, структура функции рассматривается как инструментарий практикоориентированной деятельности учителя

В современном образовательном пространстве происходят существенные изменения, связанные с введением ФГОС общего образования и с утверждением профессионального стандарта педагога. Очевидно, что с развитием системы открытого образования, формированием поликультурной среды многое уже изменилось - содержание учебников, методики преподавания, цели и задачи образования, изменился ученик. В современных условиях развития общества изменения коснулись и самого учителя, который понимает, что инновационная деятельность необходима и больше всего связана с изменением его сознания, места в образовательном процессе, отношения к ученику. Следовательно, назрела необходимость выявить основные требования к деятельности учителя в условиях поликультурной среды открытого образования, в том числе в контексте требований профессионального стандарта к педагогическому функционалу.

Рассмотрим пути решения этой проблемы с позиций функционального подхода, тех новых функций, которые должен выполнять сегодня учитель. В новом профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования] (воспитатель, учитель]» прописано, что для осуществления педагогической деятельности в современных условиях учителю необходимы знания истории и теории педагогической науки, закономерностей, принципов построения и функционирования образовательных систем, роли и места образования в жизни личности и общества; приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; основ психодидактики, поликультурного образова-

ния, закономерностей поведения в социальных сетях.

В поликультурной среде учитель вынужден участвовать в процессах определения места в современном социуме не только учащихся, но и своего собственного. В этой связи закономерно появление в Стандарте таких трудовых действий в воспитательной деятельности учителя, как формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. В процессе осуществления развивающей деятельности у учителя возникает необходимость формирования образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, позитивных образцов поликультурного общения, понимания важности процессов инкуль-турации, в результате которых происходит усвоение индивидуумом основных элементов культуры, ее ценностей, норм, символов, традиций, определенных привычек и стереотипов поведения. В таких условиях осуществляется переориентация целей образования на диалоговые способы общения, основанные на уникальности каждого человека, уважении к многообразию культур и традиций. Процесс самоидентификации особенно значим потому, что учителю важно уметь предоставить учащимся множество ситуаций для их личностного развития в пространстве культуры, в котором им предстоит осуществить нравственный выбор, самоопределиться, выстроить ориентиры нравственного становления.

Отметим как положительное явление появление в Стандарте педагога обязательных трудовых действий, связанных с формированием толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, образцов и ценностей социального поведения, на-

выков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, развитие позитивных образцов поликультурного общения, системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

Деятельность учителя в системе открытого образования направлена не столько на получение образовательного результата, сколько на осознание учащимися самого процесса учения. Если в открытом образовании сознание ученика выступает как главная личностная ценность, то очевидно, что деятельность учителя направлена в первую очередь на создание педагогических условий для саморазвития личности учащегося через включение в процессы выбора из множества вариантов освоения знания моделей поведения, что способствует самоопределению, самоутверждению и самореализации учащихся.

В соответствии с этим можно утверждать, что за последние десятилетия функционал учителя существенно увеличился. Отметим, что существенно расширился и перечень функций, который называют исследователи.

Изучение функционала учителя (Г. В. Ахметжанова, Е. В. Бондаревская, П. Н. Виноградова, О. С. Гребенюк, И. Д. Демакова, О. В. Еремкина, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, К. М. Левитан, Л. М. Митина, Е. В. Пискунова, Е. И. Рогов, А. В. Сергеева, В. А. Сластенин,

О. Н. Шилова, Т. К. Щербакова, А. И. Щербаков и др.] позволило уточнить понятие «функция». В праксиологии функцию трактуют как устойчивый вид деятельности [3, с. 54]. В своем исследовании предлагаем рассматривать функцию как систему определенных умений, действий и операций, выступающих в качестве ее основных характеристик и направленных на поддержание и развитие педагогической системы. Операция тоже является важной структурной единицей педагогической деятельности, потому что составляет и формирует преобразование действия, является его составной частью и проявляется как средство достижения конкретного результата действия. Выделение структуры функции способствует выявлению показателей и критериев в становлении инновационной педагогической деятельности учителя в поли-культурной среде открытого образования.

Особое внимание хотелось бы обратить на представление о сложных функциях, которые раскрываются через комплекс действий в работах Е. В. Пискуновой, которая выделяет инновационную функцию содействия образова-

нию школьника. Эта функция раскрывается через целый комплекс действий учителя по созданию определенных условий для педагогического взаимодействия в социокультурной среде и включает функции рефлексии, самообразования, проектирования, управления [5, с. 245]. Мы разделяем точку зрения Е. В. Пискуновой, что функции учителя отражают изменившиеся социокультурные условия через осуществление целостных изменений профессионально-педагогической деятельности, и согласны с тем, что в силу этого функция «проявляется как механизм трансформации социокультурных требований в ценности профессиональной деятельности учителя» [5, с. 17].

Очевидно, что в системе открытого образования особенно востребованы гностическая, аналитическая и диагностическая функции учителя. Внедрение в учебный процесс различных учебно-методических комплексов способствует дальнейшему развитию аналитических и диагностических умений учителя. Более того, чтобы создать условия, обеспечивающие целенаправленную, интенсивную, самостоятельную работу учащихся, в которой они выступают субъектами деятельности, учителю необходимо изучить различные образовательные стратегии, применяя их, диагностировать и анализировать образовательные результаты, продолжать поиск или совершенствовать успешные технологии. Создание личностно-образующих ситуаций требует от учителя исследований состава и функций участников ситуационного взаимодействия, их статуса, объективных организационно-деятельностных отношений.

Следует особо подчеркнуть, что в поли-культурной среде открытого образования процесс осуществления проектировочной, ориентировочной и прогностической функций направляет учителя на освоение и использование поликультурных технологий. Например, дидактической функцией интегративной гуманитарной развивающей технологии является формирование теоретического понятия о событии культурной жизни, развитие теоретического мышление ученика. Создается учебная ситуация, при которой об одном предмете рассказывается на разных языках. Интегративная гуманитарная развивающая технология носит локальный характер, способствует возникновению локального по-ликультурного образовательного пространства и служит материалом для обретения че-

ловеком своего места в образовании и культуре [2, с. 395]. Система открытого образования нацеливает учителя на модификацию характера развития, приобретения и распространения самого знания, представление о педагогическом процессе как целостной системе, ориентирует ученика не на готовые знания и модели поведения, а на выбор их из множества вариантов. В этой связи умение учителя разрабатывать образовательные программы стало одним из основных требований к профессиональной компетентности учителя [7, с. 3]. В поликультурной среде открытого образования особенно востребованы умения учителя включать в образовательный процесс проектную деятельность всех участников педагогического взаимодействия, приобщать учащихся к исследовательской деятельности в пространстве культуры и социума, в пространстве своего личностного развития.

Конструктивная, мотивационная и оценочная функции в поликультурной среде открытого образования наполняются новым содержанием и включают действия учителя, направленные на создание педагогических условий, актуализирующих личностные функции учащегося, дающие ему возможность найти свое место в культуре или искать его в процессе проживания различных культурных моделей жизни, сопрягая в своем сознании различные типы мышления.

В. П. Борисенков в качестве одного из главных направлений в деятельности учителя в поликультурной среде выделяет его умения создавать личностно-утверждающие ситуации, в которых учащийся имеет возможность нравственного и интеллектуального выбора. Предлагаемая технология способствует обретению учителем опыта вхождения в контекст жизненной сферы воспитанника, выступает как способ освоения учащимся личностного опыта. Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности учащегося является необходимым и в случае развития системы открытого образования.

Использование интерактивных технологий обучения, основанных на взаимодействии и творческом освоении информационной среды, необходимо учителю не только для учебно-воспитательного процесса. Поликуль-турная среда открытого образования требует от учителя создания условий для реализации своей собственной индивидуальности, своего самоопределения, своего собственного саморазвития в процессах осуществления индиви-

дуальных и групповых форм работы с учебным материалом, совместной проектной и исследовательской деятельности.

В поликультурной среде открытого образования новое содержание коммуникативной и перцептивной функций проявляется в отношении к учащимся как соавторам учебного процесса. Учителю необходимо воспринимать образовательное пространство как субпространство самоосуществления личности учащегося. Ему необходимо уметь разрабатывать предметно-коммуникативное «поле», для которого характерны вопросы, задачи, проблемы, рассчитанные не столько на интерес через них к предмету, сколько на интерес к личности учащегося, которой они адресованы. В системе открытого образования приоритетным становится воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального и поли-конфессионального состава и т.д.

В поликультурной среде открытого образования существенно видоизменяются организационная, информационная и креативная функции в педагогической деятельности учителя. Формирование поликультурной среды диктует свои условия к содержанию образования. Н. В. Бордовская подчеркивает необходимость пополнения содержания образования из культурного наследия различных стран и народов, из новых отраслей развивающихся науки и техники, из жизни и практики людей разных культур [1]. Место человека в культуре определяется личностно значимым для него содержанием, а также способностью интегрировать в своем сознании отдельные культурные миры [2, с. 351].

Формирующаяся система открытого образования ориентирует учителя по-другому работать с информацией. Учителю необходимо учитывать, что к информационным ресурсам всего мирового сообщества имеется свободный доступ. Их содержание практически не отслеживается цензурой, не ограничивается никакими морально-нравственными установками, не получает подчас никакой этической оценки. В таких условиях необходимы как сам процесс обновления содержания, так и воспитание ответственности за использование информации. Учителю важно осознать и

Таблица

Комплекс функциональных действий учителя в поликультурной среде открытого образования

Функция инкультурации

Осуществляется в процессе Действия, направленные на учителя Условия взаимодействия Действия, направленные на ученика Прогнозируемый результат

Ознакомление с учебной информацией. Подбор зрительного ряда, текстов, определений в словарях изучаемых понятий. Подготовка заданий и вопросов для самостоятельной деятельности учащихся. Педагогическую деятельность осмысливает в контексте присвоения ценностей культуры. Учебную информацию использует как средство освоения культуры, её достижений и ценностей. Ориентируется на социокультурные, образовательные, духовные запросы учащихся. Опирается на свою культурную самобытность и культурную самобытность учащегося как первооснову диалогового общения. Создаёт образовательные ситуации с целью формирования культурологической модели целостного мира учащегося, в котором опыт его субъектных переживаний сможет соединиться со смыслами и ценностями культурной метасистемы. Создаёт педагогические условия, в которых общественная форма существования культуры переходит в индивидуальную форму её присвоения учащимися. Включает реализацию учебных задач в смыслотворческий процесс и использует достижения культуры как ценностные ориентиры в современном информационном обществе. Использует способности человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию в качестве средств и механизмов обучения и воспитания на основе диалогического взаимодействия. Предоставляет учащимся разнообразные варианты для самоопределения и самопознания. Учащиеся входят в пространство культуры через проекцию своего личного опыта, самостоятельное осмысление изучаемых культурных понятий, событий, традиций; у них формируются представления о культуре как пространстве существования их самих, их семей и т.д., воспитывается чувство сопричастия и ответственности за общество, в котором они живут и участвуют в процессах культуро- творчества.

Функция самоидентификации

Осуществляется в процессе Действия, направленные на учителя Условия взаимодействия Действия, направленные на ученика Прогнозируемый результат

Создание условий и ситуаций личностного развития с целью приобщения учащихся к самостоятельной внутренней самооценке своих действий, поступков, отношений. Воспринимает личностные ценности учащегося как основу в формировании его социальнокультурной идентичности. Создаёт учебные ситуации, в которых достижения в культуре учащиеся будут понимать как ценности культурного развития человечества на определенном историческом этапе. Осуществляет не трансляцию культуры и её ценностей, а создаёт условия, в которых учащиеся смогут воспринимать культуру как образовательное пространство и будут иметь возможность самостоятельного ценностного выбора. Учащиеся осуществляют самостоятельный нравственный выбор в определении своей личностной позиции через включенные в образовательный процесс ситуации личностного

Выявляет ценностные основания любого акта деятельности. Использует разнообразные социокультурные практики с целью выявления и дальнейшего развития общекультурных ценностей учащихся. Использует анализ сравнения смыслов социокультурных ценностей и личные представления о них как механизмы в создании условий формирования собственной картины ценностей у всех участников педагогического взаимодействия. Создаёт образовательные ситуации, имеющие характер внутреннего противоречия в пространстве социокультурных ценностей и смыслов, в которых у учащихся есть права самостоятельного выбора, способствующие формированию личностной картины ценностей. Формирует образовательное пространство как ценностно-смысловое поле деятельности субъектов, в котором им приходится решать разнообразные социокультурные и жизненные проблемы. Использует диалог, компромиссы и сотрудничество с целью развития умений и навыков продуктивного взаимодействия учащихся с носителями иных культур. переживания, конфликта интересов, разнообразных жизненных коллизий. У учащихся формируется привычка оценивать происходящие события и себя в них с позиции общепринятых нравственных ценностей.

Функция самоорганизации

Осуществляется в процессе Действия, направленные на учителя Условия взаимодействия Действия, направленные на ученика Прогнозируемый результат

Подготовка образовательного процесса как целостной педагогической системы, включающей личностно ориентированный и системнодеятельностный подходы как основу педагогического взаимодействия. Организация конструктов уроков, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся и диалог. Рассматривает педагогическую деятельность как открытую и саморазвиваю-щуюся систему. Осознает личность учащегося как открытую систему, что является необходимым условием для начала процессов самоорганизации. Создаёт активные ситуации с целью резонансного возбуждения внутренних потенций личности учащихся, в которых ученик вынужден инициативно рефлексировать и прогнозировать результаты своей деятельности и своих взаимоотношений. Включает в содержание главные тенденции изменения личности учащегося, проецируемые в область ценностей личности ребенка и его нравственных установок. Создает активные педагогические условия с целью активизации внутренних потенций личности учащихся. Учащиеся, введённые в организованную систему самостоятельного, личностного освоения изучаемого материала, находятся в состоянии постоянного включения своей личности в процесс обучения, научаются думать, говорить, отвечать за свои поступки и действия.

освоить умения преобразования информации в знание и понимание [4]. Востребованы умения обучать учащихся навыкам самостоятельной обработки поступающей информации, ее личностной интерпретации, комбинирования множества поступающих знаний, понятий и впечатлений. Мы разделяем позицию В. Д. Шадрикова, который потребность учителя вести самостоятельный поиск информации рассматривает как основу в формировании умений переносить тему урока в педагогическую задачу [8]. Креативная функция учителя особенно востребована при организации различных видов деятельности учащихся (проектной, групповой, внеурочной и т.д.], в процессе создания ситуаций личностного развития учащихся, представляющих собой подбор интересных заданий, способствующих их саморазвитию, самоопределению и самопознанию.

Особый смысл в педагогической деятельности закладывается в осуществлении функций целеполагания, социализации и рефлексии. Создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся ориентирует учителя на выбор личностно ориентированной концепции образования. Формирование универсальных учебных действий не может не опираться в современном социуме на освоение культурно-образовательных ценностей, взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, адаптации к иным культурным ценностям. В условиях формирования поликуль-турной среды и системы открытого образования особенно актуальна связь между определением и осуществлением целей педагогического взаимодействия и ценностным самоопределением самого учителя, его восприятием событий, ситуаций, взаимоотношений, а также собственной деятельности.

Социокультурная обусловленность изменений функций профессионально-педагогической деятельности педагога устанавливает зависимость функций от социокультурных факторов, ценностно-смыслового отношения учительства к профессиональной деятельности, дает возможность выявить и исследовать те социокультурные факторы (плюрализм, децентрация, открытость, поликультурность и т.д.], которые оказывают очевидное влияние на деятельность учителя [5].

Следовательно, деятельность учителя в новых условиях развития общества ориенти-

рует его на наполнение новым содержанием педагогического функционала, на проявление особого внимания к нравственным и ценностно-смысловым основаниям педагогического взаимодействия в информационном пространстве поликультурной среды открытого образования.

Наше исследование позволяет сделать вывод, что в поликультурной среде открытого образования необходима деятельность учителя по организации педагогических условий, обеспечивающих вхождение учащихся в пространство культуры как диалоговое пространство, как пространство взаимодействия личностей-культур. Данный процесс невозможен без глубокого понимания учителем значений процессов инкультураций. Организация педагогических ситуаций развития, представляющих задания творческого и поискового характера, способствующих формированию самостоятельной, личностной позиции учащихся, их субъективного самовыражения или нравственного выбора, предполагает, что и учитель в своем сознании осуществил процессы ценностного самоопределения и выбрал нравственные ориентиры в своей педагогической деятельности.

Сегодня целесообразно рассматривать педагогический процесс как самоорганизующуюся систему, в которой учитель выступает как его организатор, владеющий определенным инструментарием в получении предметных, метапредметных и личностных результатов, заявленных в стандартах нового поколения.

В данном контексте становление инновационных функций учителя (см. табл., с. 146147] рассматривается как комплекс деятельностей, необходимых в поликультурной среде открытого образования и включающий процессы инкультурации, самоидентификации и самоорганизации, направленные как на ученика, так и на учителя.

Указанный набор функций как инструментарий поможет учителю в его деятельности в поликультурной среде открытого образования, выступая как показатель оценивания его профессиональной деятельности, позволит найти нравственные регулятивные опоры в построении взаимодействия с учащимися, проектировать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с новыми стандартами в условиях формирования поли-культурной среды и развития системы открытого образования.

Литература

1. Бордовская Н. В. О характере взаимовлияния образования и культуры // Вестн. Сев.-Зап. отделения РАО: Образование и культура Северо-запада России. - Вып. 5. Культура. Образование. Искусство. - СПб. - 2000. - С. 32-42.

2. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультур-ное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования : моногр. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2006. -464 с.

3. Григорьев Б. В., Чумакова В. И. Праксиология, или Как организовать успешную деятельность : учеб. пособие. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 144 с.

4. Открытое образование - стратегия XXI века для России / под общ. ред. В. М. Филиппова, В. П. Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2000.

5. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2005. -44 с.

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» : утвержден приказом Мин-ва труда и социальной защиты Рос. Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

8. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издат. корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.