Научная статья на тему 'Изменение структуры фискальной нагрузки в нефтедобывающей отрасли под влиянием нефтяного налогового маневра'

Изменение структуры фискальной нагрузки в нефтедобывающей отрасли под влиянием нефтяного налогового маневра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНОЙ НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР / НДПИ / ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катышева Е.Г.

Рассмотрена суть нефтяного налогового маневра, введенного в России с 1 января 2015 г. Сформулированы основные цели и задачи маневра. Произведен анализ результатов введения маневра при разных уровнях цен на нефть марки Urals, а также дана сравнительная оценка налогового маневра и действовавшей ранее налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение структуры фискальной нагрузки в нефтедобывающей отрасли под влиянием нефтяного налогового маневра»

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ФИСКАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ПОД ВЛИЯНИЕМ НЕФТЯНОГО НАЛОГОВОГО МАНЕВРА

© Катышева Е.Г.*

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург

Рассмотрена суть нефтяного налогового маневра, введенного в России с 1 января 2015 г. Сформулированы основные цели и задачи маневра. Произведен анализ результатов введения маневра при разных уровнях цен на нефть марки Urals, а также дана сравнительная оценка налогового маневра и действовавшей ранее налоговой системы.

Ключевые слова нефтяной налоговый маневр, НДПИ, экспортные пошлины.

Основными элементами действующей в настоящее время в России фискальной политики в отношении нефтедобычи являются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенная пошлина на экспорт нефти. Величина этих платежей привязана к среднему за соответствующий месяц уровню биржевых цен на нефть марки Urals. Взимание НДПИ и экспортных пошлин нацелено на изъятие в бюджет сверхдоходов добывающих компаний, возникающих при росте мировых цен на нефть.

В течение 2014 г. параметры налогообложения предприятий нефтегазового комплекса подвергались существенным и разнонаправленным изменениям и в условиях высоких цен на нефть привели к росту доходов федерального бюджета.

С 2015 г. в России вступил в силу закон № Збб-ФЗ от 24.11.2014, устанавливающий параметры нефтяного налогового маневра на 2015-2017 гг. и радикально изменяющий пропорции фискальной нагрузки в нефтедобыче с переносом акцента от экспортной пошлины на НДПИ.

Под нефтяным налоговым маневром понимается снижение вывозных таможенных пошлин с одновременным повышением НДПИ и корректировкой соотношений пошлин на нефть и нефтепродукты для балансировки интересов бюджета, нефтяной отрасли и потребителей внутреннего рынка. Однако основной принцип налогообложения нефтедобывающей отрасли остается неизменным и по-прежнему базируется на количественных показателях: базой налогообложения является объем добытой или экспортированной нефти. За период с 2015 г. по 2017 г. экспортные пошлины на нефть долж-

* Доцент кафедры Экономики, учета и финансов, кандидат экономических наук, доцент.

ны уменьшиться в 1,7 раза при таком же росте НДПИ [1], но при этом следует учитывать, что экспортируется около 50 % добываемой нефти, а сумма НДПИ рассчитывается исходя из общего объема добычи.

Основными целями нефтяного налогового маневра являются:

1. Рост доходов бюджета и нефтедобывающих компаний. По данным Минфина РФ, введение маневра обеспечит дополнительные поступления в федеральный бюджет в размере 247 млрд руб. в 2016 г. и 250 млрд руб. в 2017 г. [5].

2. Установление пошлины на нефть не выше пошлины Казахстана для минимизации рисков бюджетных потерь в рамках ЕврАзЭС; гармонизация российского налогового законодательства с законодательствами стран-партнеров по ЕврАзЭС и ВТО.

3. Обеспечение на период 2015-2017 гг. приемлемого уровня рентабельности для производителей автобензина и создание финансовых возможностей для модернизации НПЗ с помощью переноса введения 100 %-но пошлины на темные нефтепродукты и сохранения высокого уровня таможенной субсидии НПЗ.

4. Ускорение модернизации нефтепереработки путем сохранения дифференциации между светлыми и темными нефтепродуктами в пользу светлых.

5. Обеспечение нейтральности маневра для нефтедобычи с помощью компенсации снижения экспортных пошлин на нефть увеличением НДПИ на нефть.

6. Недопущение резкого роста цен (более 2 рублей за литр) на внутреннем рынке топлива [3] путем снижения акцизов на моторные топлива.

При разработке параметров маневра предполагалось, что он приведет к росту доходов нефтяных компаний. При прогнозируемой в сентябре 2014 г. цене на нефть марки Urals в размере 100 долл./барр. выигрыш составил бы в 2015 г. 0,72 долл./барр., в 2016 г. - 0,96 долл./барр., в 2017 г. -2,69 долл./барр. [2]. Однако из-за особенностей формул расчета НДПИ и экспортных пошлин резкое падение цены на нефть в 2015 г. привело к тому, что при снижении цены на нефть также уменьшился и выигрыш нефтедобычи от налогового маневра (перелом тенденции наблюдается при цене на нефть ниже 55 долл./барр. [4]).

Необходимо отметить, что нефтяной налоговый маневр разрабатывался Правительством РФ при следующих официальных параметрах для федерального бюджета: цена на нефть Urals - 100 долл./барр., курс доллара -37,7 руб./долл. Однако фактический уровень цен на нефть в конце I квартала 2015 г. составил 52,5 долл./барр.

Оценивая эффективность налогового маневра по сравнению с действующей до конца 2014 г. системой, можно сформулировать основные результаты налогового маневра:

132

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

а) в условиях высоких цен на нефть (свыше 72,4 долл./барр.) налоговый маневр был выгоднее для компаний по сравнению с действовавшей налоговой системой (с учетом введения 100 %-ной пошлины на темные нефтепродукты). Выигрыш компаний оценивался в 7 млрд. долл. [3] и достигался за счет роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и снижения компенсационных выплат странам ЕврАзЭС;

б) снижение цен на нефть приводило к тому, что в прогнозируемых условиях маневр оказывался менее выгоден для компаний (потери компаний оценивались в 1 млрд. долл. [3], масштаб эффекта налогового маневра практически незаметен по сравнению с эффектами от падения цен на нефть и девальвации курса рубля к доллару США;

в) в условиях высоких цен налоговый маневр должен был обеспечить рост доходов бюджета по сравнению с действовавшей налоговой системой. Фактически по результатам I квартала 2015 г. маневр оказался нейтрален для бюджета;

г) введение налогового маневра сохранило эффективность действующих льгот по НДПИ. Поскольку налоговый маневр предусматривает компенсацию снижения экспортной пошлины на нефть увеличением базовой ставки НДПИ, а льготы по НДПИ рассчитывались как процент от базовой ставки, то при сохранении механизма льготирования налоговый маневр приводил бы к резкому росту величины льгот в абсолютном выражении. Для сохранения прежнего уровня льгот была произведена корректировка механизмов расчета НДПИ;

д) налоговый маневр уменьшил фискальную роль экспортных пошлин и, следовательно, нивелировал негативное воздействие специфики установления размеров данных платежей для компаний. Согласно действующему законодательству, экспортные пошлины на нефть устанавливаются с учетом фактических цен на нефть за предыдущий период с лагом в 1,5 месяца, поэтому при росте цены формируется премия нефтяным компаниям, а падение цены, наоборот, приводит к росту выплат;

е) налоговый маневр носит среднесрочный характер (3 года), что существенно ограничивает регулирующую роль таможенных пошлин, поскольку при таком горизонте планирования крайне сложно выстраивать таможенно-тарифную политику. Следовательно, изменение таможенных пошлин не может стать стимулом к улучшению инвестиционного климата в отрасли;

ж) эффективность налогового маневра для различных компаний неодинакова даже при нейтральности маневра для нефтяной отрасли в целом, что объясняется особенностями портфеля активов разных компаний (соотношение нефтедобычи и нефтепереработки, наличие льгот по НДПИ и пошлинам, особенности логистики и т.д.).

На основании изложенного можно утверждать, что введение налогового маневра в целом окажет негативное влияние на нефтяную отрасль и экономику России.

Негативные последствия введения налогового маневра сводится к следующему:

а) для государства:

- дестимулирование развития обрабатывающего сектора;

- возможное снижение поступлений в региональные бюджеты и дорожные фонды;

- ухудшение инвестиционного климата в стране.

б) для нефтегазового комплекса:

- сокращение инвестиционных проектов, прежде всего со стороны малых независимых компаний;

- рост издержек и снижение рентабельности в сфере нефтепереработки;

- сокращение инвестиционных программ в сфере нефтепереработки;

- чрезмерная ориентация нефтедобывающих и перерабатывающих компаний на экспортные рынки;

- повышение налоговой нагрузки на проекты разработки месторождений, которым ранее были предоставлены налоговые льготы;

- дестимулирование производства высококачественных сортов топлива.

в) для прочих отраслей и населения:

- рост цен на нефтепродукты для промышленности, транспорта, населения;

- ускорение инфляции;

- возможный дефицит нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Таким образом, в большей мере негативный эффект проявится при реализации проектов, ориентированных на внутренний рынок.

Список литературы:

1. Мещерин А. Не налоговый рай, но и не круги ада // Нефтегазовая вертикаль. - 2015. - № 1. - С. 24-29.

2. Рубцов А., Ежов С. НФР - основа следующего маневра // Нефтегазовая вертикаль. - 2015. - № 1. - С. 44-48.

3. Рубцов А., Ежов С. К чему ведет налоговый маневр? // Нефтегазовая вертикаль. - 2015. - № 12. - С. 28-32.

4. Узяков М., Баев В. Налоговый маневр: в чью пользу? // Эксперт. -2015. - № 17. - С. 27-29.

5. Эдер Л., Филимонова И. Пессимистические последствия // Нефтегазовая вертикаль. - 2015. - № 1. - С. 41-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.