М. А. МАЙДАК*
Максим Александрович Майдак — аспирант кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.
Закончил Российский государственный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград) в 2002 г. по специальности социально-культурный сервис и туризм.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — таможенно-тарифное регулирование национальной экономики.
^ ^ ^
ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА*
Таможенная система России в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода центром, в котором сплетаются интересы национального
хозяйства, внешней торговли и защиты от мирового финансово-экономического кризиса. Одновременно государство должно сохранять независимость среди участников внешнеторговой деятельности, т. е. предоставлять равные условия для всех субъектов внешнеторговой деятельности. Государство также должно обеспечивать защиту юридически обоснованных прав и интересов отечественных производителей, участвующих во внешнеторговой деятельности. Так же через установление различных ставок пошлин государство способствует насыщению внутреннего рынка или защищает отечественного товаропроизводителя. Но с учетом современной мировой экономической ситуации необходимы дополнительные меры таможенного регулирования в отношении российского экспортера с параллельной защитой внутреннего производителя от недобросовестной иностранной конкуренции, усилившейся в период мирового кризиса.
Рассматривая таможенную систему России, необходимо помнить, что после распада СССР практически создавалась новая концепция организации, развития и функционирования таможенной службы России. В этой концепции было выдвинуто и обосновано принципиально новое назначение таможенной службы, ее приоритеты, процедура функционирования и задачи, подлежащие решению:
— во-первых, цель функционирования современной таможенной службы устанавливается в ее перевоплощении в качестве действенного инструмента государственного регулирования внешнеторгового оборота и внешнеэкономической деятельности страны;
— во-вторых, определены новые приоритетные направления таможенного дела, которые осуществляются через перенос центра тяжести его деятельности на экономические составляющие;
— в-третьих, с учетом новых экономических обстоятельств возникает потребность в разработке и применении на практике быстродействующих процедур таможенного оформления и контроля, которые смогут приблизить их к участникам внешнеэкономических отношений;
— в-четвертых, поставлены задачи расширения и укрепления сети таможенных органов, усиления технической оснащенности, обеспечения их кадрами, совершенствования управления таможенной системы, объектов таможенной и околотаможенной инфраструктуры;
— в-пятых, выработаны задачи по обеспечению защиты экономического суверенитета и безопасности России, установлению таможенной границы с бывшими союзными республиками [1, с. 32].
В соответствии с современным законодательством РФ систему таможенных органов составляют:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (п. 1 в ред. Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 103-ФЗ) [2].
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Таким образом, можно констатировать, что таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему, которая обеспечивает распределение ее общих полномочий и функций по организации и осуществлению таможенного дела между таможенными органами сверху донизу, позволяет упорядочить построение и функционирование каждого таможенного органа, организовать эффективное управление системой в целом и отдельными ее подсистемами на всех уровнях [3, с. 31].
ГРНТИ 06.75.10 © М. А. Майдак, 2009
Статья публикуется по рекомендации доктора социологических наук, профессора В. И. Сигова.
Одним из наиболее важных инструментов макроэкономического регулирования национального хозяйства является импортный таможенный тариф. Его излишне детализированная структура обосновывалась необходимостью дифференцированного применения импортных пошлин, в зависимости от чувствительности того или иного товара с точки зрения защиты внутреннего рынка и наполнения бюджета.
После дефолта 1998 г. почти пятикратное изменение курса рубля по отношению к доллару автоматически в этой же степени увеличило защитный потенциал любой, даже минимальной, ставки пошлины. Многие ставки ввозных пошлин после девальвации рубля оказались практически запретительными. На этом фоне масштабная дифференциация тарифа по товарным группам однородной продукции в условиях объективно слабого таможенного администрирования приводила к злоупотреблениям, связанным с занижением таможенной стоимости
товаров, их неправильным декларированием, что, соответственно, привело к резкому падению импортных поставок в Российскую Федерацию и снижению уровня собираемости таможенных платежей. В современной ситуации мирового экономического кризиса, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы,
темпов развития таможенной инфраструктуры и сроков изменения законодательства в этой области, а также требований вступления России в ВТО, назрела необходимость в адаптации таможенного тарифа к кардинально изменившимся условиям и к установке новых ориентиров таможенной системы России в условиях мирового кризиса.
В качестве основных стратегических ориентиров новой таможенной системы России в условиях мирового кризиса предлагается установить следующие:
— всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России;
— таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя;
— своевременное и полное наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Для решения обозначенных задач определены следующие основные направления деятельности
таможенных органов Российской Федерации [4].
1. Развитие партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и повышение эффективности таможенного контроля.
2. Обеспечение надлежащей правовой деятельности таможенной службы Российской Федерации и единообразного применения таможенного законодательства.
3. Кардинальная модернизация информационной системы ГТК России и техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации.
4. Обеспечение эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере, проникновению коррупции в таможенную службу Российской Федерации.
5. Укрепление и стабилизация кадрового потенциала таможенных органов Российской Федерации и повышение уровня социальной защищенности должностных лиц.
6. Оптимизация системы таможенных органов Российской Федерации и дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры.
7. Развитие международного таможенного сотрудничества. С целью совершенствования системы таможенного администрирования по указанным направлениям разработан комплекс мер.
8. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием импортируемых товаров, улучшения качества таможенного администрирования.
9. Необходимо отказываться от неэффективных ограничений на ввоз товаров зарубежного производства, обусловленных «запретительным» уровнем ряда ввозных пошлин и искажением их структурного профиля в результате девальвационных процессов.
10. Снижение пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, которое в России не производится.
11. Унификацию импортного тарифа в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими потребительскими характеристиками.
12. Режим беспошлинного ввоза предлагается сохранить только по социально значимым товарам, беспошлинный ввоз которых регламентируется международным Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 17 июня 1950 г. (так называемое Флорентийское соглашение) и протоколом к нему от 26 ноября 1976 г.
13. Совершенствование структурного профиля импортного тарифа путем уточнения специфических составляющих комбинированных ставок с целью приведения в соответствие таможенных платежей в евро к адвалорной составляющей в привязке к мировым ценам на соответствующие товары и курсам валют [там же].
14. Более широкое использование сезонных пошлин и тарифных квот для сельскохозяйственных товаров.
Таким образом, в условиях мирового кризиса сложилась ситуация, когда возможности рынков исчерпаны. Производство еще можно наращивать, но получать прибыль становится все сложнее. Налицо не простое перепроизводство товаров, «заполнивших рынок», но сужение ряда важнейших рынков. Масса компаний стремилась снижать свои издержки за счет уменьшения заработной платы, сокращения отпусков и продления рабочего дня. Поэтому требуется развернутая и целевая подготовка дальнейшего развития ориентиров таможенной системы и построения программы развития всей таможенной системы в условиях мирового кризиса, которая будет
способствовать поддержке отечественного производителя и станет новым импульсом для развития экономики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ващекин Н., Дзлиев М., Урсул А. Экономическая и социальная безопасность России: учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2006.
2. Федеральныйhttp://www.consultantщ/online/base/?req=doc;base=LAW;n=81969;dst=100219 закон от 26 июня 2008 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела». Принят Государственной Думой 11 июня 2008 г.
3. Трошкина Т. Таможенные сборы в системе таможенных платежей // Аудитор. 2000. № 2.
4. URL: http://www.econom/program/ru