Научная статья на тему 'Изменение состава элиты московского царства в XVI в'

Изменение состава элиты московского царства в XVI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
619
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачук Василий Анатольевич

Сообщаются сведения о политической элите Московского государства в XVI в. Формирование политической элиты рассматривается как формирование государственных основ. Боярство и князья представлены основными исполнителями царской воли. Описывается процесс вхождения татарской знати в состав государственного аппарата. Раскрывается механизм ассимиляции татар среди русской знати. Описаны моменты появления татарских царевичей при дворе московских князей и значение взятия Казани для включения татарских представителей в московскую знать. Приводится информация из летописей и других средневековых источников, а также материалы из работ В.В. Трепавлова, М.Г. Худякова, А.А. Горского, С.Б. Веселовского и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamic of Moscow state nobility in XVI century

This article consist of informations political nobility of Moscow state in XVI century. Foundation of political nobility was seen when element of state establish. The bojars and princes was main tsar servs. The main themes of article was process assimilation tatars princes among moscow nobility. Was writing the came of tatar princes to the court of Moscow rulers and the mind seize of Kasan for introduse tatar princes to moscow nobility. This article consist of information from some cronicals and over medieval books, also including matherials from works famous historicals by V. Trepavlov, M. Khudiakov, A. Gorski, S. Veselovski and others.

Текст научной работы на тему «Изменение состава элиты московского царства в XVI в»

история

В.А. Ткачук

Изменение состава элиты Московского царства в XVI в.

Формирование политической элиты Московского государства отражает механизм закладывания государственных основ. Политическая элита в государстве явилась основным исполнителем царской воли. На боярах и князьях лежала ответственность за расширение государственных пределов, поддержание спокойствия в присоединенных территориях, сбор налогов и пополнение государственной казны. Сам государственный аппарат, оформленных реформами Избранной Рады в форме приказов, держался исключительно на боярстве. Исследование политического курса Ивана IV в отношении элиты освещает скрытые для поверхностного наблюдателя механизмы государственного строительства.

Князь А. Курбский, говоря в своей истории царя Ивана о славных годах его царствования, замечает, что тогда пределы христианские расширялись «и на диких полях древле плененные грады от Батыя безбожного паки воздвизахуся» [1, с. 123]. Из центрального междуречья население не только начало спускаться вниз по Волге к юго-востоку, особенно после завоевании Казани и Астрахани, но и пошло прямо на юг вниз по Дону, перебиралось с верховьев Оки на верховья Семи, а отсюда на верховья Донца и Оскола. На появление русского земледельческого населения в этих краях, много веков остававшихся заброшенными, явственно указывают возникшие для его защиты в конце XVI в. города Кромы, Ливны, Воронеж, Курск, Оскол, Белгород, Валуйки. Здесь перед царской властью становится актуальной проблема ассимиляции аристократии из присоединяемых татарских земель в московское боярство.

Из летописных рассказов и родословных известно, что выходцы из Орды появлялись при дворе московского князя с начала XIV в. Это и история о выходе на службу к московскому князю мурзы Чета (Захария), и родословные легенды Телебугиных, Мячковых и т.д. Во время междоусобной войны XV в. татарские царевичи, в числе которых был Касим, остались верны Василию II [2, с. 6]. У Касима было свое княжество на Мещере, возле Мурома, татарские царевичи регулярно, судя по записям в разрядной книге, участвовали в военных походах русских войск. Установленным фактом является то, что служилые татары участвовали в Ливонской войне, охране границ России [3, с. 54-56].

В.В. Трепавлов в своей монографии «Тюркская знать в средневековой России» отмечает, что в начале

XV в. после распада Орды на ряд самостоятельных государств процесс перехода тюркской знати на службу к московскому великому князю усилился [4, с. 128]. Впервые летописи подробно освещают процесс перехода группы знатных ордынцев в Москву довольно поздно - в начале 90-х гг. XIV в. Тогда, после победы эмира Тимура «изъ Шамахейскыа земли» над войсками хана Орды Тохтамыша, приближенные последнего: Бахты-хозя, Кидырь-хозя и Мамат-хозя в 1392 г. - «били челомъ великому князю въ службу». Татар из ханского окружения привели к митрополиту. Киприан «крести их и нарече им имена в святом крещении: Ананиа, Азариа, Мисаилъ» [5, с. 132]. Очередная «замятия» в конце XIV - первой трети XV в. в Орде побудила к подчинению (князья Мещерские [6, с. 377-378]) или отъездам в Литву и на Русь уже не только представителей титулованной аристократии (князья Меньские, Долголдовы), но и самих Джучидов. Так, например, в 1407-1408 гг. в Москве находились сыновья Тохтамыша царевичи Джелаль-Еддин и Керим-Берды. Хан Улуг-Мухаммед зимовал в 1437-1438 гг. в Белеве, а в 1439 и в 1445 гг. находился в Нижнем Новгороде. Сын хана Худайдата царевич Бердедат был принят на службу Василием II. Согласно распространенной практике такие политические эмигранты предлагали великим князьям в заложники не только своих сыновей и родственников, но и князей и «двор». Служба при дворе правителя Руси также являлась одним из условий договора [7, с. 6]. Бывшие цари и царевичи обязались охранять южные границы Великого княжения, отказываясь здесь от права сбора «выхода» до тех пор, пока не возвратят себе власть в Орде [8, с. 149-150]. Служилые татары проникают вглубь страны. В 1446 г. вместе с великим князем на Русь выезжают на службу и кормление 500 ордынцев хана Улуг-Мухаммеда [9, с. 27].

Сложившаяся система взаимоотношений с татарами на службе и царя предполагала наличие сопровождения из числа незнатного дворянства или бояр, так называемую систему двойного воеводства. В разрядных книгах эти люди упоминаются наравне с татарами: «С служилыми татары Григорий Никитин сын Сукин» [10, с. 155]. Иногда в качестве сопровождения с татарами посылали и знатных князей.

В 1559 г. с татарами в военный поход посылали князя Телятевского: «Да в передовом же полку князь Ондрей Петрович Телятевской с царевым Шиголее-вым двором. Да в передовом же полку воевода Борис

Иванов сын Сукина с казанскими з горными и с луговыми людми» [10, с. 176].

Царь способствует перемешиванию пришлой знати из присоединенных территорий с титулованными московскими боярами. Разрядная книга сообщает о воеводе большого полка князе Иване князь Мавко-шеве сыне Теукечеве» [10, с. 176]. Московские бояре в свою очередь наместничают в бывших землях татарских царевичей. В 1559 г. князь Палецкий годовал в Казани [10, с. 177].

В состав знати московского государства входит большое число выходцев из присоединяемых земель, в частности татарской знати. Эта знать участвовала в походах русских войск на Казань. В 1548 г. на Казань вместе идут Бельский и Шиголей [11, с. 155], а уже в 1551 г. шли туда в русском войске «казанские князи и мырзы», разрядная книга особо упоминает, что «царь с тем прислал дворецкого своего Шабаса князя Шамова» [11, с. 164].

После взятия города «Шиголей становится наместником в завоеванной Казани и объединяет вокруг себя татарскую знать» [11, с. 171]. Среди покоренных татарских мурз Иван Грозный также проводит чистку, после чего они включаются в состав московской знати. Летопись пишет, что после завоевания Казани Иван Грозный велел «побить» «неугодных» ему татар [11, с. 172]. Грозный раздает вотчины самому Шиголею и его союзным мурзам [11, с. 176]. Однако такое доверие к татарской знати не было безусловным, их во всех военных и дипломатических походах постоянно сопровождал кто-либо из русских. Во время возглавляемого Шиголеем похода на Казань «у царя Шиголея Михайло Михайлович Тучков» [10, с. 131]. Знатность сопровождающего, очевидно, зависела от родовитости сопровождаемых татар. С простыми служилыми татарами едет человек, скорее всего дворянского звания. «А з служилыми татары Борис Иванов сын Сукин, да Григорей Микитин сын Сукин» [10, с. 131].

Татарская знать не была избалована местничеством и старалась хорошо служить царю. За это Иван IV старается всячески жаловать их. В 1553 г. Грозный в своем письме назвал Шиголея «братом нашим» [11, с. 220]. Такое отношение к пришлой знати вызывает её приток в государство, вскоре после пожалования Шиголея к царю перешли под покровительство «черкесские князи» [11, с. 228]. Отношения Москвы с черкесскими князьями завязываются непосредственно после взятия Казани. В Москву явился Амашук с товарищами и просил «чтобы их пожаловал государь, вступился в них, а их з землями взял к себе в холопи, а от крымского царя оборонил». В 1555 г. в Москву прибыл князь Сибок с товарищами «ото всей земли Черкесские» с просьбой «оборонить» их от турецкого султана. При этом князь Тутарык и сын Сибока Куда-дек изъявили желание креститься [12, с. 296], поэтому черкесская знать входит в состав московской элиты наравне с татарской.

В 1555 г. летопись сообщает о переходе под покровительство московского царя хана Астрахани, скорее из-за военного давления, чем добровольно, «и царь Де-рбышь и з детьми и вся земля пришли во Асторохань и государю в холопстве учинишся» [10, с. 258].

Пришлая знать активно ассимилируется с местной. Сын Сафа-Гирея - казанского царя - Утемишь-Г ирей, в крещении стал царем Александром [10, с. 226]. В 1563 г. Александр Сафа-Гиреевич упоминается как ближний воевода царя во время похода на Ливонию [10, с. 349]. В 1554 г. Иван Грозный женит «казанского царя» Симеона на дочери боярина Кутузова Марье [10, с. 235].

В 1556 г. был издан «приговор государев» о распределении должностей в войске «без мест», назначен смотр по полкам: государь велел «детям боярским сойтись по спискам» [10, с. 270]. На этот смотр прибыли служилые татары и привели своих соплеменников. В 1558 г. с помощью Шиголея ко двору приближены мурзы Уразлый - князь Кабарова, Мангит и Семен-мурза [10, с. 289]. Эти татары поступают на службу к царю и назначаются воеводами в военные походы. «Того же лета послал царь и великий князь на ливонские немцы зимою царя Шиголея Шигелеяровича да царевича крымскаго Тахтамыша, да астраханского царевича Кайбулу Ахтубекова сына; а с царем Шиголе-ем бояр и воевод князя Ивана Васильевича Глинскова и иных бояр и воевод, и были в Ливонской земле по полком: в большом полку царь Шиголей, бояре и воеводы, князь Михайло Васильвич Глинской, да Данила Романович Юрьев... В передовом полку были бояре и воеводы Иван Васильевич Шереметев Большой да Олексей Данилович Басманов».

Как видно из разрядной книги, татар не допускали в большой полк, но во всех других местах войска они преобладали, правда, в сопровождении бояр русского происхождения. Вот еще свидетельства из разрядной книги о начале Ливонской войны: «Да в передовом же полку царевич Тахтамыш, пристав Дмитрей Григорьев сын Плещеев. Да в передовом же полку черкасы, князь Иван Амашик з братиею, а пристав у них Федор Вокшерин» [10, с. 170]. Другие назначения татарских царевичей и мурз: «Того же лета послал царь и великий князь на ливонские немцы зимою царя Шиголея Шигелеяровича да царевича крымскаго Тахтамыша, да астраханского царевича Кайбулу Ахтубекова сына; а с царем Шиголеем бояр и воевод князя Ивана Васильевича Глинскова и иных бояр и воевод, и были в Ливонской земле по полком: в большом полку царь Шиголей, бояре и воеводы, князь Михайло Васильевич Глинской, да Данила Романович Юрьев... В передовом полку были бояре и воеводы Иван Васильевич Шереметев Большой да Олексей Данилович Басманов. Да в передовом же полку царевич Тахтамыш, пристав Дмитрей Григорьев сын Плещеев. Да в передовом же полку черкасы, князь Иван Амашик з братиею, а

история

пристав у них Федор Вокшерин» [10, с. 170]. Интересно, что в то время, когда царь возвышал татарскую знать, возвышались и представители из родов боярских. Это М.П. Репнин, В. Сабуров, П.П. Заболоцкий, Д.Ф. Пушкин [10, с. 174].

Во время царствования Ивана IV местническая структура несколько изменилась. Если в 1557 г. иерархия по полкам была следующей: 1. Мстиславский, Палецкий; 2. Кашин-Оболенский; а после отмены опричнины: 1. Саин Булат Бекбулатович, с ним Мстиславский; 2. Плещеев; 3. Сицкой; 4. Репнин [10, с. 240]. При этом царь вводит в свое ближайшее окружение представителей из обрусевших татар. После опричнины стольником у царя упоминается Петр Ерусланович Урусов [10, с. 274].

Перемешивание знати выражается в том, что русскую знать посылают служить в Казань воеводами, это было своеобразной повинностью, которую, судя по разрядным записям, несла вся русская знать по очереди. Периодически Шуйские, Воротынские, Нохтевы и прочие «годуют» в Свияжском и в Казани [10, с. 172]. Служилые татары наряду с русскими боярами начинают получать привилегии и награды за свою службу. За поход казаков и татар против Крыма: «и царь и государь мырзы Тагибердяя з братом и атаманов пожаловал, велел им своим жалованьем за их службу» [11, с. 323].

Очевидно, что популярность пришлой знати у царя была велика, так как Иван IV взял в жены дочь черкасского князя, породнившись с ним [11, с. 344]. Этим царь ставил инородную знать в местничестве на довольно высокий уровень. Всё это вызывало явное неудовольствие русской знати и боярства. А. Курбский в переписке с Грозным пишет: «Знаю я из Священного Писания, что дьяволом послан на род христианский губитель, в прелюбодеянии зачатый богоборец антихрист и ныне вижу советника твоего всем известного, от прелюбодеяния рожденного... и погубил столько сильных во Израиле, сто по делам своим он и есть антихрист. Не должно у тебя, царь быть таким советникам. В законе Божьем в первом написано: Моавитянин и аммонитянин и незаконнорожденный до десятого колена в церковь Божью не входят.» [1, с. 121]. Он явно намекает на чуждость этих людей сложившемуся русскому местническому порядку.

Из-за изменения местнической структуры корпорации русской знати и, возможно, вхождения в неё татарских царевичей ужесточаются условия службы именитых родов, например Мстиславских.

Опричнина сыграла значительную роль во вхождении в высшую ступень государственной власти татар. В летописи, например, помимо известного царя Симеона Казанского упоминается, например, А. Ше-рафетдинов - дворовый дьяк после опричнины.

Татарская знать периодически, судя по разрядным записям, появляется в составе воевод царского войска в Ливонии. Это объясняется не только очевидным выводом, что московское боярство стремилось отослать конкурентов на самую трудную службу, но и тем, что в составе войска упоминаются «служилые татары», командовать которыми было удобнее татарским военачальникам [10, с. 193]. Разрядная книга сообщает, например, что в Великих Луках в 1560 г. был царевич Ибак, А.И. Нохтев и другие, а также Роман Плещеев с «ногайскими татары» [10, с. 204].

В собственно покоренных землях было неспокойно, местное (нерусское) население не хотело покоряться московскому царю и стать жертвой произвола его наместников. Периодически (как в 1573 г.) посылаются войска для подавления бунтов в Казани [10, с. 247].

С началом военных операций Ивана IV против Казанского ханства количество татарской знати на службе у московского царя возросло. В окружении царя появляется Симеон Казанский. В разрядной книге он так и упоминается в 1553 г.: «А с царем и великим князем царь Симеон Казанской» [10, с. 140]. При дворе воеводой появляется царевич Кайбула, его включают в местническую систему и он становиться наместником: «А царевичу Кайбуле велел бытии в Тарусе» [10, с. 156].

Симеон Бекбулатович возвышается при Иване Грозном «А в войну под немецкие городы послал царь и великий князь царя Саинбулата Бекбулатовича и бояр своих и воевод» [10, с. 249].

В 1575 г. Симеон Бекбулатович уже во главе войска в Новгороде [10, с. 258], он занимает место воеводы большого полка: «В большом полку князь великий Симеон Бекбулатович Тверской» [10, с. 277]. Он, будучи главой войска, постоянно пишет Ивану IV [10, с. 307]. Это свидетельствует о том, что он занял такой высокий пост только благодаря возможности тотального контроля со стороны царя.

Остальная пришлая знать, несмотря на отмену опричнины, остается на государевой службе и занимает места воевод. В 1585 г. упоминается береговой воевода Борис Кайнбулатович Черкасский [10, с. 351].

Смешивая представителей всех этносов, населявших обширное Московское царство, Иван Грозный создавал основу его прочности. В отличие от колониальных империй XIX в. в России представители подавляющего числа национальностей имели доступ к управлению. Поэтому российская политическая элита с самого образования государства имела многонациональный характер. Это в будущем облегчило создание прочной империи, включившей в себя помимо исконно славянских территорий земли населенные тюркским населением, а также Сибирь.

Литература

1. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

- М., 1981.

2. Полное собрание русских летописей. - М., 1966.

- Т. 12.

3. История татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках. - Казань, 2001.

4. Трепалов В.В. Тюркская знать в средневековой России // Элита и этнос Средневековья : сб. ст. / отв. ред. А.А. Сванидзе. - М., 1995.

5. Полное собрание русских летописей. - М., 1994.

- Т. 39.

6. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымом, Нагаиею и Турциею. Т. II: 1508-

1521 гг. / под ред. Г.Ф. Карпова и Г.Ф. Штендмана. - СПб., 1895. - №2.

7. Полное собрание русских летописей. - М., 2000.

- Т. 19.

8. Горский А.А. Москва и Орда. - М., 2000.

9. Худяков М.Г Очерки по истории Казанского ханства.

- М., 1978.

10. Разрядная книга 1475-1597 гг. - М., 1966.

11. Полное собрание русских летописей. - М., 1965.

- Т. 13.

12. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. - М., 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.