Научная статья на тему 'Изменение положения казачества в городской повседневности Якутска'

Изменение положения казачества в городской повседневности Якутска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / КАЗАЧЕСТВО / СОСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИСТОРИЯ Г. ЯКУТСКА / CITY EVERYDAY LIFE / COSSACKS / SOCIAL AND ECONOMIC DATA / GENDER INDICATORS / THE HISTORY OF YAKUTSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев Айтал Игоревич

Социально-экономические условия жизни казачества в г. Якутске изменяются со временем. Функции казачества в Якутске караульная служба, охрана правопорядка, почтовая служба, полицейский надзор и их значимость для города меняются со временем. Об этом свидетельствуют изменения в численном составе, денежном довольствии. Вследствие этих изменений социальная значимость казачества в жизни города снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Transformation of Cossacks State in the City of Yakutsk Everyday Life

Social and economic conditions of Yakutsk city are changing in course of time. Cossacks related functions in Yakutsk city are also changing, these functions include guarding duties, control of law and orders, postal service, police supervision. Due to these changes, the social and economic significance of Cossacks in the city life is decreasing.

Текст научной работы на тему «Изменение положения казачества в городской повседневности Якутска»

19. Senjavskij A. S. Urbanizatsija Rossii v XX veke: rol' v istoricheskom protsesse. M.: Nauka, 2003. 286 s.

20. Urbanizatsija i razvitie gorodov v SSSR / Otv. red. I. I. Sigov. L.: Nauka, 1985. 256 s.

21. Cherepoveckij centr hranenija dokumentacii (CHCHD). F. 7. Op. 1. D. 915.

22. CHTsHD. F. 7. Op. (11) 1. D. (443) 167.

23. CHTsHD. F. 7. Op. (11) 1. D. (525) 173.

24. CHTsHD. F. 7. Op. (11) 1. D. (730) 185.

25. CHTsHD. F. 7. Op. (11) 1. D. (1041) 244.

26. CHTsHD. F. 7. Op. (11) 1. D. (1202) 313.

27. CHTsHD. F. 7. Op. 11. D. 917.

А. И. Яковлев

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА В ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЯКУТСКА

Социально-экономические условия жизни казачества в г. Якутске изменяются со временем. Функции казачества в Якутске — караульная служба, охрана правопорядка, почтовая служба, полицейский надзор и их значимость для города — меняются со временем. Об этом свидетельствуют изменения в численном составе, денежном довольствии. Вследствие этих изменений социальная значимость казачества в жизни города снижается.

Ключевые слова: городская повседневность, казачество, сословия, социальноэкономические данные, гендерные показатели, история г. Якутска.

A. Yakovlev

THE TRANSFORMATION OF COSSACKS STATE IN THE CITY OF YAKUTSK EVERYDAY LIFE

Social and economic conditions of Yakutsk city are changing in course of time. Cossacks related functions in Yakutsk city are also changing, these functions include guarding duties, control of law and orders, postal service, police supervision. Due to these changes, the social and economic significance of Cossacks in the city life is decreasing

Keywords: city everyday life, Cossacks, social and economic data, gender indicators, the history of Yakutsk.

В условиях современного развития общества одним из актуальных направлений становится история повседневности. Якутск с его богатой историей, географическим, социально-экономическим положением, культурным влиянием на города Якутии не может быть не замечен исследователями повседневности. Социальноэкономический компонент повседневной жизни является основным показателем, который раскрывает всю полноту картины обыденной жизни людей.

Казачество является особым сословием в северных городах Восточной Сибири и Дальнего Востока, так как оно основало в большинстве своем города, иногда даже составляя единственное русское население городов. В Якутске казачество имеет достаточно большое значение — именно казачество стало катализатором в окончательном оформлении и становлении государственности в Якутии, однако оно не имеет такого сосредоточения в городах, селах, чтобы говорить о наличии какой-то мас-

штабной отдельной культурной, этнической прослойки, как на Юге России. В различные эпохи истории России казачество было фундаментом государственной власти, даже не исчезая в допетровскую эпоху, когда казачество отошло на вторые позиции при введении новых регулярных войск; помимо этого, казачество является среди городского населения Дальнего Востока хранителем русских народных обычаев, веры, образа жизни.

Г ород Якутск был основан Петром Бекетовым в 1632 г. как Ленский острог. Казаки, служилые люди, промышленные люди, входившие в ватагу Петра, стали первыми жителями города. Такое положение оставалось до конца XIX века. Город являлся опорной точкой для дальнейшего освоения Дальнего Востока. Все начинания царского правительства — экономическое, военное, политическое освоение Дальневосточного края — начинались именно с опорой на казачье сословие. Казаки становились первопроходцами, охотниками за ясаком, основателями городов, утверждали царскую власть на местах, подавляя бунты инородцев. Этот факт делает казачество основным, если не главным, городским сословием г. Якутска с XVII по XVIII век. Все меняется в XIX веке, когда границы Российской Империи утверждаются как на севере, так и на юге Дальнего Востока. Казачье сословие постепенно превращается в обычное городское сословие, имеющее ряд привилегий и обязанностей.

Если говорить о научной разработанности этой темы в изучении истории Якутии и истории Якутска, следует заметить, что авторы обращают недостаточное внимание на повседневную сторону жизни обывателей — затрагивая данную тематику лишь в контексте или не обращаясь к ней вовсе. Российские ученые XIX в. создали обширный фонд полевых источников, которые до сих пор широко используются исследователями. На уровне того времени они хорошо отработали технологию архивирования,

сформировали мощные архивы разнообразных данных, разработали соответствующий справочно-поисковый аппарат.

История Якутии начала XX века хорошо изучена, но нет специальных трудов, изучающих городскую повседневность, социально-экономическое положение казачества. Можно отметить труды И. А. Гончарова, Н. Щукина, Н. А. Попова, А. Е. Кула-ковского, а также очерки ученых, военных и ссыльных, работы А. А. Борисова «Якутское общество и обычное право в XVII-

XIX вв.» (2002), З. В. Гоголева «Якутия на рубеже XIX-XX вв.», коллективный труд «Город Якутск: социально-экономическое развитие» (2005), П. П. Петрова «Города Якутии 1861-1917 гг.: социально-экономический очерк истории» (1990), «Градоякутские православные храмы (XVII-XX вв.)» (2000), «Улицы и площади Якутска» (2002), Ф. Г. Сафронова «Город Якутск в XVII — начале XIX в.» (1957), П. А. Слепцова «Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX — начало XX в.)», Е. Н. Федоровой «Население Якутии: прошлое и настоящее: геодемографическое исследование» (1999), П. П. Явловского «Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени» (2004). Особо отметим труд Г. А. Попова «История города Якутска», где приведена история Якутска с 1632 года до революции 1917 года.

Целью данной статьи является исследование социально-экономического положения казачества города Якутска в начале

XX века.

К началу XX века в России существовало 11 казачьих войск — Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское [5, с. 819]. Кроме того, небольшое количество красноярских и иркутских казаков образовали в 1917 г. Енисейское войско и Якутский казачий полк Министерства внутренних дел. Казачество насчитывало 4434 тыс. человек к общему числу населе-

ния (1916 г.), в том числе около 480 тыс. служивого состава, располагая при этом почти 63 млн десятин земли. Все казачьи войска и области, населенные казаками, были подчинены в военном и административном отношении Главному управлению казачьих войск Военного министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник царя. Во главе каждого войска стоял «наказный» (назначенный) атаман, а при нем — войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или (в Донском и Амурском войсках) окружных атаманов. В станицах и хуторах имелись столичные и хуторские атаманы, избиравшиеся на сходах. Взрослое мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет, в том числе три года — в «приготовительном» разряде, 12 лет — в «строевом» и пять лет — в запасе. В 1909 г. срок службы был уменьшен до 18 лет за счет сокращения «приготовительного» разряда до одного года. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

Военное сословие в городе Якутске было хорошо представлено. «С введением в 1874 г. всеобщей воинской повинности лица, призывающиеся в армию всего на несколько лет, на время службы и после нее уже оставались в своем прежнем сословии.

По новому закону ежегодно в армию призывались лица 20-летнего возраста вне зависимости от происхождения. Срок службы назначался не более шести лет, после чего они зачислялись на девять лет в запас, а затем, достигнув 40 лет, числились в ополчении. Новый порядок означал, что военное сословие перестало существовать. Однако вплоть до XIX века продолжали существовать многочисленные разновидности отставных солдат с членами их семей» [1, с. 12]. Ю. М. Гончаров отмечает, что эта категория городских жителей, получая «пополнения», исчезает. В Якутске эта категория остается у казачества, в архивных материалах они обозначены как «отставные казаки и их семейства».

Рассмотрим динамику роста сословия казаков г. Якутска. Как было уже отмечено, казачество входило в военное сословие в качестве иррегулярных войск. Обратимся к таблице [6]: с 1900 г. — 160 чел., 1901 — 221 чел., 1902 — 201 чел., 1905 — 228 чел., 1908 — 233 казака. Эти цифры показывают, что роста численности казачьего сословия к началу ХХ в. не было, в отличие от регулярных войск: 1900 — 154 чел., 1902 — 160 чел., 1908 — 262 чел. К началу

ХХ века число казаков сокращается, увеличивается число уволенных в запас, соотношение: 1901 — 78 чел., 1902 — 102 чел., 1905 — 98 чел. уволенных.

Численность военного сословия г. Якутска начала ХХ века [6]

Сословие 1900 1901 1902 1905 1908

мужского пола о г ко а * § * к о га ^ Є о § V© й о о г о к ал жп £ о г ко а * § * к о га ^ Є о § V© й о о г о к ал жп £ о г ко а * § * к о га ^ Є о § о о г о к ал жп £ о г ко а * § * к о га ^ Є © § V© Й о о г о к ал жп £ о г ко а * § * к о га ^ г? о <3 'О с о

Регулярные войска 154 37 191 135 35 170 160 52 212 122 65 187 262 78 340

Иррегулярные 160 — 160 221 141 362 201 134 335 228 152 380 233 176 409

Уволенные в запас — 62 141 78 63 141 102 94 196 96 87 183 106 72 178

Отставные казаки и их семейства — 122 280 163 127 290 156 118 274 153 138 291 108 87 195

По гендерному составу показатели казацкого сословия также значительно отличаются от показателей регулярных войск: по сравнению с количеством жен офицеров регулярных войск царской армии казачек значительно больше: 1901 г. — 141 чел., 1902 — 134 чел., 1905 — 152 чел., 1908 — 176 чел. Спад наблюдается в промежутке с 1901 по 1902 г., затем их число начинает увеличиваться с 1905 года. Что касается числа женщин, относящихся к сословию регулярных войск, то оно не превышает 47, достигая максимума лишь в 1908 году — 78 жен офицеров против 262 казачек.

Казачки являются, безусловно, одной из основных городских категорий населения, став, по сути, основателями города, некими хранителями правопорядка и символами государства, представителями «силовых структур». Можно предположить, что за несколько часов, в «случае чего», в Якутске казаки могли выставить от 300 до 400 сабель: это казаки, находящиеся в строю, и отставные. Следует отметить, что «казак» — не чин или должность, с которой можно было уволиться или уйти. Этот факт делает казачество одним из значимых для города сословий, живших в Якутске, потому что на его плечах лежала обязанность ночных разъездов, конвоирование «казенной клади», пикеты и надзор, сопровождение ссыльных, побуждение населения платить подати, недоимки и исправление повинностей, наблюдение за порядком на ярмарках, празднествах и в торжественных случаях — почетные караулы; помимо якутов, они также были проводниками в экспедициях, доставляли казенные клади, почту государственной важности в дальние уголки Якутского края.

Однако «казак Якутии — не совсем военный тип, скорее всего, казачество было близко к мещанству и мелким ремесленникам. С XVIII столетия казачество совсем не блещет военными эпизодами, и слово «казак» в Якутске звучит иначе, чем в других местах. Только наличие в городе «полково-

го» дома и существование «атамана», «сотников» и «хорунжих» напоминало о военной действительности в среде якутского казачьего сословия. Разве только изредка можно было в особо торжественных случаях видеть в ограде собора или площади «парад» из нескольких десятков молодых казаков, выглядевших смущенно в не свойственных им ролях» [3, с. 72], что говорит о переходе казачества в некое «межсословное» положение. В Якутске нет такого сильного слоя казачества, как в южных регионах России начала ХХ века, где казак — это символ свободы, независимости, стабильности и процветания частного собственника. Из-за «неуправляемости», «вольнодумства» при царствовании дома Романовых казачество становится второстепенным по значимости сословием, а с петровских времен — «атрофированным», ненужным элементом российского общества.

Это может также подтвердить следующий факт. Регулярные войска пополнялись постепенно, в течение трех лет: с 1900 года численность увеличилась со 154 до 160 человек, в годы революционных событий с 1905 по 1908 год регулярные войска увеличиваются со 122 до 262 сабель — практически в двое. Казачество же в этот период держалось стабильной отметки — от 225 до 230 человек. Следовательно, царское правительство опиралось после событий января 1905 года только на регулярное войско, а не на казачество. Мало того, вооруженность казаков была достаточно слабой: из 300 казаков Якутского полка в 1916 году винтовки имели только 54, остальные довольствовались кремневыми ружьями, о пулеметах, пушках и речи не было.

Годовое содержание атамана — 113 руб. 50 коп., сотника — 79 руб. 80 коп., пятидесятника — 10 руб. 20 коп., урядника — 3 руб. 45 коп., рядового казака — 1 руб. 80 коп. с бесплатным продовольствием, отпускаемым за счет казны. Цифры говорят сами за себя — казачество было на грани нищеты, выживая за счет случайных за-

работков. Для сравнения приведем доходы священнослужителей: священники — до 460 руб., диаконы — до 275 руб., дьячки — до 200 руб. Для проживания в городе Якутске в конце XIX века на одну семью численностью в пять человек нужно было иметь более 800 рублей в год [4, с. 236].

Возьмем в качестве иллюстрации годовой доход купеческого сословия на примере купца Петра Илларионовича Захарова: «...Петр был одним из первых купцов-якутов, закупивших товары у сибирских торговцев-оптовиков. В 1886 г. Захаров с верховьев Лены сплавил на паузках товаров на сумму 80 тыс. руб., купцы I гильдии А. М. Кушнарев (Хапсыын) — на 107 тыс. руб., Н. Д. Эверстов (Сэрбэкэ) — на 95 тыс. руб., И. Г. Громов — на 155 тыс. руб. Хотя все они занижали объем завезенного товара, по тем временам даже эти указанные размеры поставок считались солидными» [2].

К началу ХХ века более половины казацких хозяйств не имело рогатого скота и лошадей, малоимущие казаки сдавали в аренду свои пахотные, сенокосные угодья.

Но можно утверждать, что это не давало нормального дохода, чтобы содержать семью и себя. Решением проблемы стало объявление в 1913 г. свободного выхода из казачьего сословия. Эти показатели дают нам повод сделать вывод, что и внутри казачества идут процессы расслоения.

Сословие казаков в основании города Якутска играло большую роль. С течением времени, когда изменялись нужды государства, менялись и функции казацкого сословия: только военное казачество (XVII в. — выступало как оплот царской власти на Дальнем Востоке), военно-охранное (XVIII в. — помимо защиты интересов царя, играло роль носителя административных функций — содержание ямских трактов, конвой и охрана налоговых сборов, сопровождение правительственных, научных экспедиций). С XIX века казачество начинает терять свое значение как основное городское сословие, уступая другим сословиям, в частности, купечеству, чиновничеству и духовенству, «стираясь» среди общей массы городских обывателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГончаровЮ. М. Быт горожан Сибири во второй половине XIX-XX в.: Учебное пособие. Барнаул: Аз Бука, 2008. 178 с.

2. Захаров В. Трагедия купца Захарова // Илин: Историко-географический, культурологический журнал. Якутск, 2006. № 4 (51).

3. Попов Г. А. Сочинения: История города Якутска, 1632-1917. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. Т. 3. 305 с.

4. Юрганова И. И. Якутская духовная консистория: История становления и деятельности, 18701919 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Якутск, 2003. 236 с.

5. Советская историческая энциклопедия / Ред. Е. М. Жуков. Научный совет издательства «Советская Энциклопедия», Отделение истории АН СССР. Т. 6. М.: Советская энциклопедия, 1965. 1022 стлб.

6. НА РС(Я). Ф. 34-и. Оп.1. Д. 2445. Л. 8, 25, 30.

REFERENCES

1. Goncharov Ju. M. Byt gorozhan Sibiri vo vtoroj polovine XIX-XX v.: Uchebnoe posobie. Barnaul: Az Buka, 2008. 178 s.

2. Zaharov V. Tragedija kuptsa Zaharova // Ilin: Istoriko-geograficheskij, kul'turologicheskij zhurnal. Ja-kutsk, 2006. № 4 (51).

3. Popov G. A. Sochinenija: Istorija goroda Jakutska, 1632-1917. Jakutsk: Izd-vo JaGU, 2007. T. 3. 305 s.

4. Jurganova1.1. Jakutskaja duhovnaja konsistorija: Istorija stanovlenija i dejatel'nosti, 1870-1919 gg.: Dis. ... kand. ist. nauk. Jakutsk, 2003. 236 s.

5. Sovetskaja istoricheskaja entsiklopedija / Red. E. M. Zhukov. Nauchnyj sovet izdatel'stva «Sovetskaja Entsiklopedija», Otdelenie istorii AN SSSR. T. 6. M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1965. 1022 stlb.

6. NA RS(Ja). F. 34-i. Op.1. D. 2445. L. 8, 25, 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.