Научная статья на тему 'Изменение отраслевой структуры экономики в условиях импортозамещения'

Изменение отраслевой структуры экономики в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1042
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РИСКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / IMPORT SUBSTITUTION / INNOVATION SUBSTITUTION / RISK OF IMPORT SUBSTITUTION / COMPETITIVENESS OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жихарева Алёна Александровна

Рассмотрены проблемы импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики. Предложены основные направления, способы и пути импортозамещения в России. Рассмотрены меры Правительства РФ по решению данных проблем и возможные риски, связанные с внедрением импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE SECTORAL STRUCTURE OF THE ECONOMY IN TERMS OF IMPORT

The problems of import substitution in the conditions of international sanctions against the Russian economy. The main directions, methods and ways of import substitution in Russia. Reviewed measures of the Russian Government to address these problems and possible risks associated with the implementation of import substitution.

Текст научной работы на тему «Изменение отраслевой структуры экономики в условиях импортозамещения»

УДК 338

ИЗМЕНЕНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

А.А. Жихарева

Рассмотрены проблемы импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики. Предложены основные направления, способы и пути импортозамещения в России. Рассмотрены меры Правительства РФ по решению данных проблем и возможные риски, связанные с внедрением импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение, инновационное импортозамещение, риски импортозамещения, конкурентоспособность экономики.

Проблема импортозамещения в российской экономике весьма актуальна больше года. В начале 2014 года произошел кризис в международных отношениях, связанный с событиями на Украине. Ряд западных стран в отношении российской экономики ввели санкции и продолжают экономическую войну. Все это активизировало процесс импортозамещения, в том числе и на уровне государственной политики. Правительство разработало целевую программу импортозамещения. Участие предприятий в государственной программе импортозамещения заключается, прежде всего, в решение задачи повышения конкурентоспособности производимой продукции - снижении её себестоимости при повышении качества, поиск новых направлений и форм её реализации. Снижение зависимости от импортной продукции возможно за счет инноваций, а также стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли и создания новых производств. Предполагается, что к 2020 году Россия может рассчитывать на снижение зависимости от импорта по разным отраслям почти с 70-90 % до 50 %.

Невозможно только копировать необходимые производства, нужно развивать собственные технологии. В современных условиях научно-технический потенциал и умение его использовать стал одним из важнейших показателей уровня развития страны и ее места в мировой системе. Но развитие производства на высоком уровне невозможно без соответствующих кадров. Необходимо стремиться к тому, чтобы вырастить свои профессиональные кадры и возможно для этого нужно привлекать профессионалов из-за границы. Создание действительно конкурентоспособного продукта возможно только в случае ориентации предприятий сразу на внешний рынок, а не только на внутренний.

На причины возникновения кризиса влияют не только санкции, но и сырьевая направленность экономики России, трудности, обусловленные изменением курса рубля, выплатой внешних кредитов, ограниченная возможность получения кредитов за рубежом.

Кризис в России поражден не внешними факторами, а неэффективной экономической политикой. Модель экономики, где основным факто-

ром была цена на нефть, начала давать сбои. Развитие экономики стало замедляться задолго до падения цен на нефть, конфликта на Украине и западных санкций. Россия является крупнейшим экспортером нефти и газа, а на мировом уровне мы едва заметны. Россия импортирует полимеры, но при этом объем потребления в расчете на одного человека в три раза меньше, чем в странах Западной Европы и в США.

Для возобновления экономического роста необходимо решить ряд крупных и долгосрочных задач в российской экономике:

1. Модернизация;

2. Диверсификация;

3. Преодоление топливно-сырьевой зависимости;

4. Внедрение инновации.

Все эти задачи направлены на развитие отечественных товаров, которые могли бы быть конкурентоспособными с лучшими зарубежными товарами.

Для того чтобы начать уходить от сырьевой зависимости, необходима государственная поддержка импортозамещающих отраслей, таких как машиностроение, сельское хозяйство, инфраструктурное и жилищное строительство.

Продукция российского машиностроения, за некоторым исключением (в т. ч. военной техники), неконкурентоспособна на мировом рынке и ограниченно конкурентна - на внутреннем. Такая ситуация представляет серьёзные угрозы экономической для безопасности, среди которых:

- упадок отечественного производственного потенциала и разрушение целых отраслей и отдельных предприятий;

- снижение конкурентоспособности отечественной продукции и закрепление за Россией в мировой экономике роли поставщика сырья и потребителя готовых изделий;

- ослабление позиций страны в мировой торговле, потеря ряда важных рынков, особенно рынка машин и оборудования, военной техники;

- усиление финансовой и технологической зависимости от развитых стран и т. д.

Основными проблемами российского оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК) в области импортозамещения являются почти полное отсутствие в стране элементной базы для производства электронных приборов, недостаток современных станков для производства техники и вооружений, вопросы ИТ-безопасности и нехватка редкоземельных металлов. В советское время была мощная станкостроительная промышленность, которая выпускала на собственной элементной базе высокоточные станки с числовым программным управлением. Сейчас отечественной элементной базы не существует, поэтому в рамках модернизации ОПК оборонные предприятия закупают современные станки за рубежом.

Для успешного решения проблем развития экспорта, устранения

импортозависимости и повышения конкурентоспособности конкретных отраслей отечественного машиностроения можно предложить следующие рекомендации по их государственной поддержке:

- разработка федеральной целевой программы развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения с учётом скоординированных региональных программ формирования кластеров на базе свободных мощностей и высоких технологий предприятий;

- формирование централизованной государственной организации (агентства) по содействию продвижения экспортной продукции предприятий с широким спектром услуг (информационная поддержка, лицензирование экспорта, оформление разрешительных и таможенных документов, сертификация продукции по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров, связь с торгпредствами и т. д. вплоть до полного пакета профессиональных посреднических услуг (по принципу «единого окна»);

- введение тарифных и нетарифных ограничений для импорта машин и оборудования - аналогов производимого на отечественных предприятиях. Обязать подконтрольные государству предприятия покупать импортозамещающую продукцию отечественного производства;

- приведение российских технических стандартов в отношении экспортной и импортозамещающей продукции в соответствие с международными стандартами (ISO, API и др.), обеспечить их международное признание;

- повышение престижа работы научных, инженерных работников, рабочих специальностей; восстановление и развитие системы специализированной подготовки кадров (по заказам предприятий).

Развитие машиностроения затрагивает и проблему продовольственного импортозамещения, т.к. для увеличения производства сельхозпродуктов, нужны сельхозмашины.

При наличии у России мощного ресурса, способного существенно улучшить качество жизни всего населения, состояние отечественного продовольственного рынка остается неудовлетворительным. Наша страна располагает огромными площадями пахотных земель, половина из которых - черноземы. Проблема обеспечения продовольственными товарами по структуре и объему, доступности их по цене затрагивает интересы каждого человека, определяет уровень его жизни, социальную мотивацию трудовой деятельности, динамику развития рыночных отношений, и, в итоге, народнохозяйственный потенциал и социально-политическую обстановку в стране.

В России невысока урожайность сельскохозяйственных культур, так же оставляет желать лучшего продуктивность животноводства, особенно производство говядины, свинины, молока. Это одни из самых трудоемких и затратных видов производства в аграрной сфере. По уровню производительности труда в сельском хозяйстве наша страна отстает от экономически развитых стран мира. Заработная плата работников аграрной сферы крайне низкая. Воз-

растающие объемы переработки сельскохозяйственного сырья, повышение требований к качеству конечного продукта выдвигают в раздел первостепенных взаимоотношения между сельским хозяйством и отраслями, в которых осуществляется его промышленная переработка и сбыт. В нашей стране в прошлые годы были допущены значительные перекосы в структурной и инвестиционной политике, что привело к серьезным нарушениям пропорциональности и сбалансированности между сферами и отраслями агропромышленного комплекса. Недостаточное развитие перерабатывающих отраслей, производственной инфраструктуры комплекса и системы реализации приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Именно здесь следует искать немало нерешенных проблем и реальные резервы увеличения продовольственных ресурсов. Например, в настоящее время большое внимание уделяется импортозамещению фруктов и овощей. На первый взгляд это легкорешаемая задача. Построены парники и увеличены объемы производства. Но и здесь много подводных камней. Можно, например, довести сбор фруктов до объема, достаточного до следующего урожая. Но мощность холодильников для их хранения могут обеспечивать объем, достаточный только до середины зимы. А эти холодильники необходимо импортировать.

Наиболее важная и трудная задача в сельском хозяйстве - это значительное повышение доли животноводства и на этой основе решение проблемы импортозамещения по мясным и молочным продуктам, т.к. в нашей стране практически потеряно стадо. За последние 15 лет поголовье крупного рогатого скота снизилось в 3 раза и продолжает постоянно уменьшаться. Если в 1991 году поголовье составляло 57 млн голов, то в 2014 году - 19,5 млн голов [6].

Для того чтобы решать проблему с импортозамещением в сельском хозяйстве необходимо постепенно оснащать тракторами, комбайнами, расширять посевные площади.

Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и предпринимательства следует рассматривать как комплексную проблему, требующую решения целого ряда задач:

1) определение отраслевых и региональных приоритетов, соблюдение всех рекомендаций, изложенных в зональной системе ведения сельского хозяйства региона;

2) развитие предпринимательства в аграрной сфере на основе рынка сельскохозяйственных земель при условии их оптимального рыночного оборота и эффективного целевого использования;

3) учет высоких рисков предпринимательства в аграрной сфере и создание эффективного механизма управления этими рисками;

4) создание эффективной системы финансово-кредитного обслуживания и оптимального налогообложения предприятий агропромышленного комплекса;

5) формирование конкурентной среды и рыночной инфраструктуры (банки, товарные биржи, аукционы, ярмарки) на продовольственном рынке;

6) развитие производственно-инновационного предпринимательства;

7) решение проблемы ценовых диспропорций;

8) создание эффективной системы подготовки и переподготовки профессиональных управленческих и производственных кадров для аграрного производства;

9) устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, формирование эффективного механизма трудовой мотивации.

Замена импортных продуктов отечественными открывает широкие перспективы перед российскими ИТ-компаниями. Российская ИТ-отрасль -одна из самых динамично растущих в экономике. Также можно отметить тот факт, что многие российские ИТ-продукты хорошо известны за рубежом.

Полностью заместить иностранные продукты на российском ИТ-рынке невозможно. Но существенно повысить долю российских решений и сервисов в этой сфере - вполне посильная задача.

За последние десятилетия в стране появилось немало российских ИТ-компаний, чья продукция уже не уступают ведущим мировым производителям. Но, к сожалению, полностью заменить все присутствующие на рынке импортные ИТ-решения они не смогут. Однако это не означает, что поддерживать российского производителя не нужно. При определенном внимании к нему доля отечественных решений на российском ИТ-рынке может очень существенно возрасти.

Порядка 80% всех продаж приходится на иностранные продукты. Между тем российскому софту вполне по силам занимать не нынешние 20%, а 80% рынка. Например, простейшие бытовые программы. На любом персональном компьютере стоит американская Windows от Microsoft, на планшетах - операционные системы (ОС) Android или Apple. Попытки разработать «русскую Windows» предпринимались еще задолго до возникновения самой возможности введения антироссийских санкций. Однако именно из-за невостребованности такого продукта все эти попытки не приводили к ощутимому результату. На сегодняшний день работа в этом направлении возобновилась с новой силой.

За последние месяцы по меньшей мере две крупные российские госструктуры декларировали начало соответствующих разработок. О начале создания своей ОС объявили «Росатом» и входящий в него Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики. Собственную ОС начинают создавать и в РЖД.

В области сложных информационных систем у российских ИТ-компаний тоже неплохой потенциал. Например, один из самых емких сегментов российского ИТ-рынка - системы автоматизации работы предприятия (ERP-системы). Здесь вполне естественным путем в условиях жесткой конкуренции с западными гигантами уже выросли и окрепли очень значимые российские производители - 1С, «Галактика», «Парус» и др. Если со-

всем недавно ERP-решения компании были преимущественно нацелены на небольшие и средние предприятия, то сейчас она довольно успешно осваивает сегмент крупных корпораций.

Сильны позиции российских разработчиков и в таком секторе ИТ-решений, как системы бизнес-аналитики (так называемые системы BI -Business Intelligence), позволяющие анализировать и прогнозировать ключевые бизнес-процессы.

Больших высот сумел достичь и ряд российских компаний, действующих в нишевых ИТ-сегментах. Например, «Лаборатория Касперско-го», которая на европейском рынке защиты устройств от интернет-угроз занимает второе место, а на рынках Северной и Южной Америки и стран Азии входит в тройку лидеров.

Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только при наличии соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создание новых производств [7].

Решая проблему импортозамещения, нельзя забывать и о возможных рисках:

1) снижение конкурентоспособности за счет устранения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками;

2) увеличение нагрузки на бюджет;

3) если решения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов, то снижается эффективность экономики страны в целом.

На сегодняшний день, Россия не занимает по своему социально-экономическому развитию достойное место, хотя обладает огромными сырьевыми ресурсами, большим человеческим потенциалом. Рассмотрев проблемы в российской экономике, можно выделить три базовые проблемы: несоответствие выбранной экономической модели возможностям России, неэффективное управление экономикой страны или и то и другое.

Главные недостатки существующей модели экономики диктуют необходимость ее изменения не по отдельным позициям (финансово-правовые инструменты), а по всей экономической модели.

В ближайшей перспективе развивающее импортозамещение может привести к следующим результатам:

1) укрепление экономической и военной безопасности страны;

2) увеличение спроса на товары внутреннего производства, расширение производственных мощностей;

3) рост занятости населения;

4) повышение уровня научно-технического прогресса.

5) сохранение валютной выручки внутри страны.

За последний год в России уже немало сделано для поддержки промышленности:

1) действуют механизмы государственно-частного партнерства;

2) созданы налоговые стимулы для открытия новых производств;

3) субсидируются процентные ставки по кредитам, полученным на цели технического перевооружения;

4) финансируются из средств федерального бюджета перспективные НИОКР и государственные капитальные вложения;

5) усовершенствована нормативная база.

Например, принят закон №488-ФЗ от 31 декабря 2014г. «О промышленной политике в Российской Федерации» и распоряжение №98-р от 27 января 2015г. «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015г.». Последний документ получил название «антикризисный план», т.к. он рассчитан только на 2015 г. В распоряжении №98-р есть раздел, в котором предусмотрены меры по государственным гарантиям кредита, субсидиям, так же содержатся ранее принятые решения о выделении бюджетных средств сельскому хозяйству, скидки на сельхозтехнику, о продлении программы утилизации машин и др [1,2].

Таким образом, основной характеристикой политики импортозаме-щения является индустриализация экономики при помощи ограничения и дискриминации импорта. Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Рассмотрим динамику внешней торговли Тульской области, который представлен на рис.

6000,0 -|

3000,0

5000,0

4000,0

-Внешнеторговый оборот

-Экспорт

-Импорт

2000,0

1000,0

0,0

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Внешняя торговля Тульской области

263

Как мы видим из приведенных данных, с 2009 года по 2013 год внешняя торговля выросла на 169,8%. В 2014 году внешняя торговля идет на спад, что связано с внешнеэкономическими санкциями.

Для того чтобы оценить экономику Тульской области на сегодняшний день, рассмотрим отдельные показатели социально-экономического положения субъектов центрального федерального округа, граничившие с Тульской областью, в I полугодии 2015 года по данным федеральной службы государственной статистики (табл.1) [6].

Таблица 1

Показатели социально- экономического положения субъектов ЦФО

Показатель Белгородская обл. Воронежская обл. Калужская обл. Московская обл. Рязанская обл. Тульская обл.

Промышленность

Индекс промышленного производства 92,3 109,1 93 101,7 99,6 93

Строительство

Объем работ по виду деятельности «строительство» 97,2 87,8 82,5 102,1 74,2 109,7

Ввод общей площади жилых домов 104,3 107,8 136,5 113,2 84,8 114,5

Сельское хозяйство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство продуктов животноводства в сельскох. организациях

скот и птица на убой (в живом весе) 108,4 96,3 194,9 105,8 91,6 126,3

молоко 99,7 101,6 100,5 101,2 91,9 102,1

яйца 103,7 96,3 98,8 93,4 91,7 102,6

Посевные площади в хозяйствах всех категорий в % к 2014 г.

зерновые и зернобобовые культуры (включая кукурузу) 106,8 109 101,3 104,9 112,8 102

картофель 100,8 98,9 101,1 99,5 98,2 99

овощи 101,1 97,9 101 102 103,3 101

Рынок товаров

и услуг

Оборот розничной торговли 93,6 86,2 84,2 93,9 96,2 90,8

Объем платных услуг населению 98,2 98,6 98,3 99,8 102,3 106,3

Рассмотрев все показатели социально-экономического положения, можем отметить, что в Тульской области хорошие показатели в строительной и в сельскохозяйственной сфере. Объем сельскохозяйственной продукции и продовольствия агропромышленного комплекса Тульской области стремится к удовлетворению потребности населения в полной мере.

Рассмотрим более подробно основные экономические и социальные показатели Тульской области за I полугодие 2015 год (табл.2).

Таблица 2

Показатели социально- экономического положения Тульской области

Показатель 2015г. Июль 201 5г. в % к Январь-июль 2015г. в % к январю-июлю 2014г. Справочно: январь-июль 2014г. в % к январю-июлю 2013г.

июль январь-июль июлю 2014г. июню 2015г.

Индекс промышленного производства X X 87,4 107,1 118,5 100,3

Продукция сельского хозяйства, млн. рублей 2060,8 8905,8 107,3 159,2 103,0 95,6

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 общей площади 37,4 434,0 91,2 80,4 178,8 116,3

Грузооборот транспорта, млн. тонно-км 807,3 5313,1 95,2 91,3 97,6 105,4

Оборот розничной торговли, млн. рублей 21470,8 139633,0 93,7 102,0 92,4 104,8

Объем платных услуг населению, млн.рублей 5857,9 39587,2 101,6 97,6 99,9 102

Из таблицы видим, что все показатели имеют тенденцию к повышению. Индекс промышленного производства составил 118,5%. По этому показателю регион занимает первое место в ЦФО и третье - в России. Основными направлениями импортозамещения в Тульской области являются станкостроение и лёгкая промышленность.

В Тульской области для решения вопросов повышения конкурентоспособности и организации импортозамещения в промышленном секторе региона за последние годы реализуется комплекс мероприятий по техническому перевооружению и освоению новых технологий, на крупных предприятиях создаются новые производства и модернизируются существующие. В мае текущего года был утверждён план содействия импортозамещению на среднесрочную перспективу, который предусматривает реализацию 48 крупных инвестиционных проектов в различных отраслях. Подписан с ОА «Станкопром» соглашение о сотрудничестве по развитию станкостроительных производств, основной целью которого является

создание в Тульской области крупнейшего в РФ станкостроительного и инструментального производства. Поддерживается развитие сельскохозяйственного производства и реализации на территории Тульской области крупных агропроектов, а именно - предоставление налоговых льгот, субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам для освоения конкурентоспособной продукции в рамках импортозамещения, строительство инфраструктуры для инвесторов за счёт бюджета области, компенсация затрат инвесторов на построенную подводящую инфраструктуру, микрозаймы по льготным ставкам от 8,25% до 14,5%, «налоговые каникулы» для отдельных категорий налогоплательщиков, другие меры поддержки.

Основные задачи и направления развития Тульской области на ближайшую перспективу: наращивание объёмов выпуска импортозамеща-емой продукции, вовлечение большего количества участников в процесс, в том числе создание межрегиональных коопераций, увеличение спроса на товары внутреннего производства, и, как следствие, рост занятости населения, снижение безработицы и повышение уровня жизни.

Тульские предприятия обладают хорошими стартовыми возможностями для реализации таких проектов в традиционных для региона отраслях: химической, машиностроительной промышленности, металлургии и электроники. В дальнейшем эти компании смогут выйти на рынки других стран, организовать импорт своей продукции за рубеж.

Список литературы

1. О промышленной политике в Российской Федерации: федер. закон от 31 декабря 2014 № 488-ФЗ // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». Загл. с экрана.

2. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015г: распоряжение от 27 января 2015г №98-р // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». Загл. с экрана.

3. Запад встревожен: импортозамещение в России - это как «принудительная коллективизация и борьба с космополитизмом» [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://nakanune.ru

4. Основы и перспективы политики импортозамещения в отечественной экономике [Электронный ресурс]. Режим доступа. proatom.ru

5. Сенчагов В. Государственная структурная политика - основа им-портозамещения // Проблемы теории и практики управления. 2015. №6. С.7-10.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.gks.ru

7. Перспективы внедрения модели импортозамещения в экономике России [Электронный ресурс]. Режим доступа. htpp://www.e-concept.ru

Жихарева Алёна Александровна, экономист Тульского филиала Финуниверси-тета, аспирант, (8472) 22-39-74, velesalena@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого

CHANGES IN THE SECTORAL STRUCTURE OF THE ECONOMY IN TERMS OF IMPORT

A. A. Zhikhareva

The problems of import substitution in the conditions of international sanctions against the Russian economy. The main directions, methods and ways of import substitution in Russia. Reviewed measures of the Russian Government to address these problems and possible risks associated with the implementation of import substitution.

Key term: import substitution, innovation substitution, risk of import substitution, the competitiveness of the economy.

Zhikhareva Alena Aleksandrovna, economist Tula branch of the financial University, post-graduate student, (8472) 22-39-74, velesalena@mail.ru, Russia, Tula, Tula state pedagogical Institute. L. N. Tolstoy

УДК 336.717

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Е.А. Федорова, М.А. Олейник

Определяется ключевая роль государства в развитии процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов, и рассматриваются существующие направления поддержки государством банковского сектора в области кредитования инноваций. В результате анализа существующих государственных программ поддержки банковского кредитования инновационных проектов предложены направления повышения роли государства в развитии данного процесса.

Ключевые слова: государство, инновационная деятельность, инновационный проект, банковская система, банк развития, коммерческие банки, налоговые льготы, субординированный кредит.

Ключевую роль в инновационном развитии экономики страны играет государство. Разрабатываемая и проводимая государством политика - это фундамент, определяющий нынешнее состояние и перспективы будущего каждой страны. В настоящее время выбранный правительством инновационный вектор (путь) развития экономики нашей страны связан с разработкой сильной инновационной политики, способной оказать финансовую поддержку и сформировать благоприятный инновационно-инвестиционный климат. Таким образом влияние государства на развитие данного процесса осуществляется путем прямого или косвенного участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.