Научная статья на тему 'Изменение основных видов деятельности учителя в условиях модернизации образования'

Изменение основных видов деятельности учителя в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурхаев Магомед Абдулаевич

В статье рассматриваются изменения требований к профессиональной подготовке учителя, связанные с переходом к новой образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение основных видов деятельности учителя в условиях модернизации образования»

пользованию урочного времени, развитию познавательного интереса детей к предмету, объективности оценки уровня знаний учащихся.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что данные мероприятия направлены не только на раскрытие творческого потенциала, культуры, самореализации личности подростка сегодня, но и способствуют развитию качественной допрофессиональной подготовке учащихся, а также обеспечению устойчивого культурно-экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе.

Литература

1. Розенберг В. - Интерактивное методическое пособие по игре на трубе - М.: Свинг, 2000, 2001.

2. Флорида Р / перевод Константинова А. - Креативный класс: люди, которые меняют будущее - М.: классика XXI, 2005.-286с.

В статье рассматриваются изменения требований к профессиональной подготовке учителя, связанные с переходом к новой образовательной среде.

Сурхаев Магомед Абдулаевич,

к.п.н., докторант Институт содержания и методов обучения РАО

г. Москва

ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Какие новые виды деятельности, связанные с модернизацией образования и переходом к новой образовательной среде, характерны для современного учителя?

Ключевые слова: профессиональная деятельность учителя, компоненты деятельности учителя,

информационно-коммуникационная образовательная среда, инновационная деятельность.

Профессиональная деятельность учителя всегда привлекала внимание исследователей и была в центре обсуждения в трудах не одного поколения ученых. Ей посвящали свои труды А.В. Луначарский и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и Ю.К. Бабанский, а также многие, многие другие ученые и педагоги. Сегодня, когда модернизация общеобразовательной школы, предполагает ориентацию образования «не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»[7], формирование целостной системы «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции»[7], роль деятельности учителя пересматривается. Причем. вопреки некоторым ожиданиям, эта роль не только не становится менее значимой, а, наоборот, приобретает все большее значение. Профессия учителя становится еще более неоднозначной и нелинейной.

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова отмечают: «Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для демократизации и гуманизации школы, для обновления системы управления образовани-

ем» [9]. По мнению ученых [9], в условиях новых требований к образованию, укрепления связей школы с наукой, обмена международного опыта, разработки и внедрения новых образовательных технологий и нового содержания образования особое значение имеет роль учителя и его творческой деятельности в школе. «Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований школы и общества требуют от учителя переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) педагогической деятельности»[9].

При этом в качестве ключевого атрибута в деятельности учителя нового типа рассматривается его инновационная деятельность, творческий подход к работе, креативность мыслительной деятельности. «Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, но-

вые педагогические технологии, реализующие эту де-ятельность»[9].

Именно в этой деятельности современный учитель реализует себя как носитель социальных инноваций. Для того чтобы эта деятельность носила массовый характер в педагогической практике, а не была прерогативой избранных и наиболее активных педагогов, необходимо выработать методические рекомендации, позволяющие переводить научные достижения в области педагогики методики и передовой педагогический опыт в массовую практику. Это, в свою очередь, возможно только в результате выявления особенностей педагогического профессионализма и необходимой теоретической проработки вопросов, связанных со способами его достижения, в рамках обучения студентов в педагогическом вузе. Для формирования учителя нового типа, готового плодотворно и эффективно работать, способного творчески подойти к своей профессиональной деятельности, необходимо разработать для педагогического вуза гибкие учебные планы, программы и учебные пособия, позволяющие предоставить реальный выбор своей образовательной траектории, с учетом индивидуальности студента и способности его к творчеству и креативности. «Большинство методических пособий и учебников по педагогике ориентируют студента на «идеальные условия» осуществления педагогической деятельности. Между тем, такая ориентация создает на первом же самостоятельно проведенном уроке дискомфорт, неуверенность, нежелание заниматься педагогической деятельностью»[9]. Тем более учебники по педагогике, как правило, не рассчитаны на динамично и постепенно меняющиеся условия, с которыми придется столкнуться выпускнику педагогического вуза в условиях качественно новых требований к образовательным результатам. Подготовка учителя, способного работать в сегодняшних и завтрашних условиях, - это, прежде всего, подготовка учителя-инноватора, который не только должен хорошо знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и должен уметь творчески решать любые задачи, которые непременно будут появляться в его педагогической практике.

Творческая деятельность учителя - это деятельность, направленная на восприятие, осознание и решение задач, каждодневно возникающих перед учителем. Таким образом, В. А. Сластенин и Л.С. Подымова рассматривают творческую деятельность как необходимую составляющую профессиональной деятельности учителя, присутствующую в разной мере у разных педагогов в каждый момент работы с детьми или во время подготовки к занятиям. «Творчество - не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его характеристи-ка»[9].

Наряду с изменениями в обучающей функции учителя, связанной с переходом к новой информационнокоммуникационной образовательной среде (ИКОС), существенное развитие претерпевает воспитательная функция. «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в

общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»[7], - подчеркивается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

На современного учителя возлагается колоссальная ответственность за формирование перечисленных качеств личности. Ориентация на личность ученика как на активный субъект образовательной среды предполагает построение принципиально новой стратегии деятельности педагога, ориентированной на творческое сотрудничество с учащимися.

Таким образом, профессиональная деятельность учителя, которая всегда была непростой, становится сверхсложной и неоднозначной. Если посмотреть на требования, которые предъявляются к учителю вообще в российской педагогической науке, то складывается впечатление, что учитель должен быть сверхчеловеком. Приведем некоторые цитаты.

Учитель - это «человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка... хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты - новейшие открытия, исследования, достижения. человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно»[10].

Учитель должен обладать такими личностными характеристиками, как «вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка, самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность, организованность, общительность, политическая сознательность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность»[6].

«Профессия учителя, пожалуй, едва ли не единственная, для которой профессиональные качества априори приравниваются к личностным»[1]. Причем «психологический портрет идеального учителя представляет собой не что иное, как выражение социальных ожиданий по отношению к учителю»[1].

Между тем, учитель - это такой же человек, как и все остальные, поэтому нельзя требовать, чтобы он был идеальным. «Человек от природы наделен общими способностями. Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные способности для

каждого вида деятельности (или хотя бы для некоторых их них)»[1].

Таким образом, существуют очевидные расхождения между декларируемыми принципами подготовки будущего учителя и реальной ситуацией с выпускниками педагогических вузов, которые приходят в школу. «Совершенно очевидно и то, что добиться формирования должного уровня духовных способностей будущего учителя в рамках существующей системы подготовки просто невозможно - на этом этапе они им просто не нужны (разумеется, если всерьез не считать, что многочисленные декларации в учебниках педагогики и педагогической психологии о том, какими положительными качествами должен обладать учитель: как он должен любить и понимать детей и т.д. и т.п., способны сформировать у студента названные качества)».

Поэтому, как справедливо отмечает Т.В. Добудько, «построить процесс подготовки будущего учителя в полном соответствии с реально существующими требованиями педагогической деятельности, скорее всего, принципиально невозможно». Но, в то же время, построить деятельностную модель обучения студентов педагогических вузов к будущей профессии, с условиями, приближенными к профессиональной деятельности, представляется возможным и необходимым условием успешной подготовки будущих учителей.

Если говорить о подготовке учителя для работы в условиях ИКОС, то, прежде всего, необходимо формировать и развивать компоненты профессиональной деятельности учителя. Компоненты профессиональной деятельности учителя сформулированы в работах Н.В. Кузьминой [4] и Т.А. Лавиной[5]. К ним относятся гностический, проектировочный, конструктивный и организаторский компоненты. Необходимо строить модель подготовки будущих учителей, которая позволяла бы осуществить формирование этих компонентов. Кроме того, эти компоненты должны быть доработаны с учетом тех изменений, которые претерпевает образовательная среда.

Гностический компонент деятельности учителя предполагает в современных условиях изучение и анализ учителем возможностей ИКОС, а также различных видов деятельности обучающихся в условиях ИКОС. Гностический компонент включает в себя умение в условиях ИКОС получать и анализировать различную информацию об учащихся, о состоянии учебно-воспитательного процесса и другие виды информации. К этому компоненту также относится наличие навыков работы с различными информационными источниками, умение анализировать и выявлять недостатки традиционных форм обучения и выявлять проблемы, решение которых возможно с помощью реализации возможностей ИКОС, умение анализировать результаты перехода к ИКОС на различных этапах учебно-воспитательного процесса.

Проектировочный компонент деятельности учителя предполагает формулирование педагогических целей и задач внедрения ИКОС, определение места ИКОС в современном обществе, проектирование форм и методов учебно-воспитательной деятельности в условиях ИКОС.

Конструктивный компонент предполагает деятельность учителя по подготовке и планированию уроков и

внеклассных мероприятий в условиях ИКОС. Для отбора и подготовки учебных материалов к занятиям в условиях ИКОС целесообразно использовать различные средства ИКТ и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Поиск необходимой учебно-методической информации можно осуществлять в Интернете, в том числе на форумах и Интернет-сообществах единомышленников. Создание собственных ЦОРов также может быть осуществлено на основе материалов, полученных из сети, а также на основе подсказок коллег.

Кроме того, целесообразно использовать средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Последние реализуют общедоступность информационно-методических материалов для учителя и оперативно обеспечивают необходимой информацией в форме, удобной для каждой категории пользователя. Также они автоматизируют процессы введения, хранения, накопления, анализа, фиксирования необходимой информации, конструирования сложных текстов из простых элементов.

Организаторский компонент деятельности учителя включает действия, связанные с организацией учебновоспитательного процесса. Этот компонент предполагает деятельность по подготовке средств ИКТ к работе в условиях ИКОС и использованию их на различных этапах проведения урока, инструктированию учащихся при работе со средствами ИКТ, по обучению учащихся применять эти средства в предметной области. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе предполагает организацию самостоятельной, групповой и индивидуальной работы учащихся с помощью средств ИКТ, а также контроль, управление учебно-воспитательным процессом с помощью средств информационно-методического обеспечения.

Коммуникативный компонент предполагает информационное взаимодействие между различными участниками образовательного процесса в условиях ИКОС. Информационное взаимодействие учителя в сети способствует развитию умений в сжатой форме выражать мысли, формирует и развивает его коммуникативные способности, позволяет тиражировать педагогические технологии, расширяет профессиональные контакты учителя. Поэтому одним из ключевых компонентов деятельности современного учителя становится умение ориентироваться в Интернет-сообществах. Кроме материалов для использования в образовательном процессе, в Интернете можно получить информацию о способах деятельности. То есть можно получить информацию о том, как находить, редактировать, создавать или использовать ЦОРы в своей профессиональной деятельности. Кроме того, можно консультироваться по всем возникающим вопросам с коллегами по работе, владеющими этими технологиями. ИКОС также предоставляет средства, которые позволяют организовывать дистанционное обучение, предполагающее интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса.

Профессиональная компетентность, базирующаяся на фундаментальном научном образовании, эмоционально-ценностном отношении к своей профессии, владении всеми компонентами профессиональной

деятельности, является необходимым условием формирования готовности будущего учителя к успешной профессиональной деятельности в условиях ИКОС.

Современный учитель обязан постоянно и непрерывно повышать свою квалификацию, ориентироваться в современной динамично развивающейся образовательной среде. На каком бы высоком уровне ни была подготовка учителя, современный учитель обязан постоянно и непрерывно повышать свою квалификацию. Невозможно научиться всему, что понадобится в профессиональной деятельности современного учителя. Нужно ориентировать учителей на необходимость формирования умений решать задачи, которые сегодня даже не сформулированы. Поэтому нужно научить его продолжать повышать свою квалификацию, в том числе пользуясь социальными сервисами Web 2.0. А это огромное сообщество людей, готовых помочь ему. Кому-то он сможет помочь сам. Таким образом, педагогические Интернет-сообщества несут в себе огромный потенциал для каждодневного повышения квалификации. Кроме того, совместные сообщества педагогов, учащихся и родителей в неформальной, нешкольной обстановке способствует лучшему взаимопониманию между учителями, учащимися и их родителями.

Литература

1. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: Дис... д.п.н., - Самара, -1999.

2. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Дис...д.п.н. -М., -2007.

3. Кузнецов А.А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // ИНФО. - 1996. -№ 6. - С. 13-21.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

5. Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дис...д.п.н., - М., -2006.

6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). -М., 1994.

7. Российская Федерация. Министерство образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу министерства. № 393 от 11.02.2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.rU/db/mo/Data/d_02/393.html#1

8. Российская Федерация. Президент (2008; Д.А.Медведев) Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года. Москва, Большой Кремлёвский дворец. -М. 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/appears/2008/11/05/ 1349_:уре633721у pe63374type63381type82634_208749.shtml

9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., «Издательство Магистр», -1997. -224 с.

10. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. - М., 1979.

В статье автор представляет опыт работы по внедрению проектно - исследовательской деятельности и информационных технологий в процессе обучения младших школьников.

Мирошникова Алла Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 46

учитель начальных классов, высшая категория пос.Черноморский, Северский район, Краснодарский край

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Как применить в процессе обучения младших школьников информационные технологии?

Ключевые слова: метод учебных проектов, секция «Юниор» научного общества учащихся, технология учебно - исследовательских проектов, начальная школа, Всероссийские дистанционные фестивали, конкурсы, олимпиады.

Ввек информационных технологий всё чаще учитель ставит перед собой вопрос: «Как применить в учебном процессе новые технологии обучения?», тем более, если ты учитель начальных классов. Про-

смотрев массу литературы по этому вопросу и овладев способностью выходить во «всемирную паутину», решила попробовать у себя в классе вплотную заняться внедрением новых методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.