Научная статья на тему 'Изменение концепции развития спортивного туризма на примере российских горнолыжных центров'

Изменение концепции развития спортивного туризма на примере российских горнолыжных центров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
670
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ / ГОРНОЛЫЖНЫЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ УСЛУГ В ГОРНОЛЫЖНОМ ЦЕНТРЕ / SKI TOURISM / SKI RESORT / TOURISM INFRASTRUCTURE / SKI RESORT SERVICE DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Середина Е.В.

Анализируется туристская инфраструктура отечественных и зарубежных горнолыж ных центров. Сравнительный анализ предлагаемых услуг показывает, что зарубежные центры ориентированы на массовый туризм, на прием туристов различных возрастов, уровня физической подготовки, семейного положения, доходов, тогда как отечествен ные горнолыжные центры ориентированы в основном на физически подготовленных молодых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in the development concept of the sport tourism on the base of Russian ski resorts

The article examines tourism infrastructure at Russian and foreign ski resorts. Comparison study of services indicates that foreign resorts are designed for visitors of any age, skiing skills or income, while Russian resorts are mainly focused on young and fit guests

Текст научной работы на тему «Изменение концепции развития спортивного туризма на примере российских горнолыжных центров»

УДК 338.48-52:796.9

Е.В. СЕРЕДИНА

ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ГОРНОЛЫЖНЫХ ЦЕНТРОВ

Анализируется туристская инфраструктура отечественных и зарубежных горнолыжных центров. Сравнительный анализ предлагаемых услуг показывает, что зарубежные центры ориентированы на массовый туризм, на прием туристов различных возрастов, уровня физической подготовки, семейного положения, доходов, тогда как отечественные горнолыжные центры ориентированы в основном на физически подготовленных молодых людей.

Ключевые слова: горнолыжный туризм, горнолыжный комплекс, туристская инфраструктура, диверсификация услуг в горнолыжном центре.

The article examines tourism infrastructure at Russian and foreign ski resorts. Comparison study of services indicates that foreign resorts are designedfor visitors of any age, skiing skills or income, while Russian resorts are mainly focused on young and fit guests.

Keywords: ski tourism, ski resort, tourism infrastructure, ski resort service diversification.

Зарубежные спортивные центры ставят своей задачей не столько привлечение большего потока туристов, сколько привлечение широких слоев из разных потребительских сегментов. Соответственно этому в центрах создаются разнообразные объекты туристской инфраструктуры и услуги. В странах Европы, США, Канаде учитываются интересы туристов, приезжающих с маленькими детьми, пожилых людей, инвалидов. Изначально при организации спортивного туризма создаются условия, которые удовлетворили бы массовый спрос. Туристская инфраструктура создается с учетом максимального разнообразия, приспособленности для всех возможных гостей центра. Массовый поток обусловливает несоизмеримо иные доходы, что позволяет выделять средства на дальнейшее развитие и наращивание

© Середина Е.В., 2016

разнообразных объектов туристской инфраструктуры. Например, в Италии разработан тур «Восхождение на вулкан Этну», в котором могут участвовать практически все возрастные категории граждан - от малолетних детей до глубоких стариков, поскольку для них созданы максимально комфортные условия. При этом сформирован другой тур, предлагающий то же восхождение, но уже для физически подготовленных людей. Таким образом, организаторы стараются привлечь к своему продукту широкие массы потребителей, чтобы максимально увеличить доходы.

В представлении отечественных организаторов главным потребителем туристских услуг в спортивных центрах является молодой, физически подготовленный человек, цель приезда которого - получить прямые туристские услуги - покататься на лыжах (или заняться дайвингом, рафтингом, конны-

ми прогулками и т.п.). Соответственно этому формируется туристская инфраструктура, направленная на удовлетворение именно этих потребностей.

В этом видится важнейшее различие в подходах к организации зарубежных и отечественных туристских спортивных центров. Стереотип мышления организаторов заключается в ориентации лишь на один сегмент потребителей -спортивно подготовленную молодежь. Представляется, что важнейшей проблемой дальнейшего развития отечественных курортов является необходимость пересмотра концепции их развития, в основе которой должен быть уход от стереотипа предлагаемых потребителям услуг. Поясним этот тезис подробнее на примере развития отечественных и зарубежных горнолыжных центров.

Горнолыжный туризм популярен не только за рубежом, в нашей стране по разным оценкам насчитывается более 3 млн любителей горнолыжного спорта с ежегодным приростом их числа примерно на 8% в год [11].

У нас появилось много центров горнолыжного катания, например в Бурятии на горе Бычья, на Камчатке на Ключевской сопке, в Мурманской области активно развивается Кировск, на Урале, особенно в Башкирии, создано более двух десятков мест катания. Самыми же крупными по-прежнему остаются кавказские курорты - Приэль-брусье, Домбай и выросший к зимней олимпиаде курорт Красная Поляна.

Стоит отметить, что по климатическим и геоморфологическим характеристикам многие российские центры не только не уступают, но и превосходят ряд зарубежных курортов. Длительный зимний период позволяет туристам кататься на лыжах не только в зимние месяцы, но и в октябре, марте,

апреле, а в ряде мест круглый год, что дает возможность составлять зимние туристские программы на длительный период и обеспечить надежность деятельности туроператорских компаний.

Некоторые климатические характеристики показывают весьма благоприятные условия для горнолыжного катания (табл. 1). Так, кавказский центр Приэль-брусье отличается значительным числом солнечных дней в период катания, на снежных склонах можно загорать. На алтайском курорте Шерегеш морозный климат обусловливает формирование сухого, пухлого снежного покрова, что создает уникальные возможности для развития сноуборда и фрирайда. Мощность снежного покрова там колеблется от 120 до 200 мм, а иногда достигает 300 мм. Особенности рельефа в Шерегеше также способствуют сохранению снежного покрова, и в весенний период снег не липкий. Две трети склонов основных трасс имеют северную и северо-восточную экспозицию, около 35 км2 площади катания абсорбирует лишь от 252 до 336 Квт-ч/м2, солнечной радиации, тогда как на европейских курортах эта величина значительно выше и часто достигает 500 Квт-ч/м2 при которой снег становится влажным, липким, а снежный покров ненадежен [27].

Отечественные горнолыжные центры могли бы составить достойную конкуренцию многим зарубежным центрам, учитывая, что у нас зимний период более долгий. Наши курорты могли бы стать точками роста въездного туризма. Это возможно лишь при изменении отношения к туристской инфраструктуре. Для понимания того, каким образом и в каком направлении необходимо двигаться, целесообразно сравнить некоторые отечественные центры с зарубежными аналогами.

Таблица 1

Климатические характеристики некоторых российских и альпийских курортов

Горнолыжные центры/ климатические характеристики Приэльбрусье (Россия, Кабардино-Балкария) Шерегеш (Россия, Кемеровская обл.) Майрхо-фен (Австрия) Авориаз (Франция)

Средняя температура воздуха, январь/март -8°/0° -16/-10 -5/+2 -5/-2

Среднее кол-во осадков, январь/март, мм 55/88 58/70 77/45 44/50

Средняя высота снежного покрова, январь/март, см 45/80 120/200 60/80 167/147

Относительная влажность воздуха, январь/март 67-70% 77/78% 70-73% 80/60%

Число солнечных дней, январь/март 150 26/24

Продолжительность сезона катания декабрь - март ноябрь - май декабрь -февраль декабрь -апрель

Главное отставание отечественных низком качестве предоставляемых ту-курортов заключается в слабом уровне ристских услуг и их невысоком выбо-развития туристской инфраструктуры, ре (табл. 2).

Таблица 2

Основные характеристики курортов (2014 г.)

Характеристики Майрхофен (Австрия) Авориаз (Франция) Приэльбрусье (Россия, Кавказ) Шерегеш (Россия, Алтай)

Горнолыжные трассы, км 159 51 35 16

Подъемники 42 34 14 19

Прокат лыж 21 24 1 12

Лыжные школы 21 5 1 3

Число гостиниц 357 52 (на 17 тыс. мест) 44 52 (на 5 тыс. мест)

Число ресторанов, кафе, баров 77 61 29 22

Таблица 2 показывает, насколько уровень отечественных курортов отстает от зарубежных. Например, по количеству горнолыжных подъемников наши курорты существенно уступают

европейским. Даже Приэльбрусье, который развивается более 50 лет, не достиг уровня зарубежных курортов по техническому оснащению, местам питания и проживания. Проблема не но-

ва и носит общий характер для всей отечественной туристской индустрии, но некоторые особенности, касающиеся спортивного, в том числе горнолыжного туризма, хотелось бы охарактеризовать подробнее.

Применительно к горнолыжным центрам основной задачей организаторы ставят увеличение числа горнолыжных трасс, подъемников, мест проживания и питания, но не диверсифика-

ции услуг, рассчитанных на широкий слой потребителей. Так, продолжают развиваться наши старейшие горнолыжные центры Кавказа, идет развитие более молодых курортов. Отечественные центры привлекают лишь спортивно подготовленных людей. Различия можно увидеть при сравнении объектов туристской инфраструктуры наших и зарубежных курортов (табл. 3).

Объекты инфраструктуры Авориаз Майрхофен Приэльбрусье Шерегеш

1 2 3 4 5

Дискотеки Есть - 2 Есть - 4 Есть - 1 Есть - 2

Детский подъемник Есть Есть Нет Нет

Бани и сауны Есть В отелях В некоторых В некоторых

гостиницах гостиницах

Катание на:

- ратраке; Есть Есть Нет Нет

- снегоходах; Есть Есть Есть Есть

- собачьих упряжках; Есть Есть Нет Нет

- лошадях; Есть Есть Есть Есть

- велосипедах по снегу; Есть Есть Нет Нет

- воздушных шарах; Есть Есть Нет Нет

- вертолете; Есть Нет Нет Нет

- параплане; Есть Нет Нет Нет

- сегвей; Есть Нет Нет Нет

- ночной спуск на санях; Есть Нет Нет Нет

- ски-джоринг (катание на Есть Есть Нет Нет

лыжах вслед за лошадью)

Каток Есть Есть - 3 Есть Нет

Бассейн открытый Есть - 1 Есть - 1 Есть - 1 Нет

Бассейн закрытый Есть - 5 Есть - 3 Есть - 2 Есть - 6

Боулинг Есть Есть - 2 Нет Есть

Теннисные корты Есть Есть - 18 Нет Нет

Аквапарк Есть Есть Нет Нет

Мини-гольф Есть Есть Нет Нет

Фитнес-центры Есть Есть Нет Нет

Таблица 3

Разнообразие объектов туристской инфраструктуры и услуг на зарубежных и российских горнолыжных курортах

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5

Спа-центры Есть - 4 Есть Нет Нет

Салоны красоты Есть Есть - 4 Нет Нет

Кинотеатр Есть Есть Есть Есть

Подледные погружения Есть Нет Нет Нет

Караоке Есть Есть Есть Есть

Детский сад-ясли (с 3 месяцев) Есть Есть Нет Нет

Детские анимационные программы, подарки на день рождения Есть Есть Нет Нет

Прокат детских игрушек Есть Есть Нет Нет

Детские площадки Есть Есть Нет Нет

Пейнтбол Нет Нет Есть Есть

Кальянные залы Нет Нет Есть Есть

Бильярдные Нет Нет Есть Есть

Сравнительный анализ показывает, что на зарубежных курортах больше лыжных школ, которые работают с новичками, есть фитнес-центры и салоны красоты, ориентированные на женщин, приезжающих на курорт. Есть закрытые корты для любителей других видов спорта, кинотеатры, предлагающие свои услуги, особенно в вечернее время, когда кататься уже невозможно. Но главное - зарубежные курорты предлагают широкий спектр услуг для детей начиная с трехмесячного возраста. Для детей есть не только ясли и детские сады, но и детские лыжные трассы, детские площадки, анимационные программы и др. Все это дает возможность принимать семьи, особенно молодые семьи с детьми. Когда родители катаются на склонах, с детьми занимается подготовленный персонал. Именно этот поток составляет значительную долю туристов, прибывающих на зарубежные горнолыжные курорты.

На наших курортах открыты кальян-ные залы, бильярдные, есть пейнтбол, но эти услуги ориентированы прежде всего на мужчин. Такой взгляд на развитие курорта априори предполагает усеченный сегмент потребителей, поэтому существенного увеличения туристского потока ждать не приходится.

В материалах программы развития горнолыжного комплекса «При-эльбрусье», рассчитанной до 2025 г., предусмотрено дальнейшее строительство горнолыжных трасс, подъемников, а также гостиниц и предприятий питания. Предполагается также создание этнографической деревни, которая могла бы разнообразить впечатления от посещения региона. Цель программы - наращивание туристского потока в регион и, соответственно, получение более высоких доходов, а также увеличение занятости местного населения. К сожалению, в программе не предусмотрено строительство детско-

го сада, детских площадок иди детских лыжных трасс для возможного приема родителей с детьми, не предполагается создания салонов красоты или фитнес-центров, новых лыжных школ. Представляется, что создание этих объектов может существенно расширить и увеличить туристский поток в Приэльбрусье.

Ориентация на молодых спортсменов отличает и систему питания, которую необходимо менять. Традиционная кавказская кухня предлагается не только на наших кавказских гор-

нолыжных курортах, но в относительно новом молодом алтайском курорте Шерегеш. При этом в ресторанах и кафе нет детских меню, вегетарианской кухни, а часто и обычной европейской. Если отечественные курорты ставят задачу достигнуть уровня европейских курортов, значительно увеличить туристский поток, необходимо кардинально изменить отношение к потенциальным потребителям, только в этом случае можно ожидать существенных сдвигов в их развитии.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. М.: Советский спорт, 2008. С. 297.

2. Кузнецов Р.Г. Управление горнолыжным туризмом в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М, 2007.

3. Мессерли Б., Айвз ДжД. Горы мира. Глобальный приоритет. М.: ИД «Ноосфера», 1999. C. 454.

4. «Обутверждении программы социально-экономического развития Кемеровской области в сфере туризма» от 29.12.2003 № 74-ОЗ. Приложение к Закону Кемеровской области.

5. Савельев В. Локомотив экономики Горного Алтая // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. Октябрь. С. 74.

6. Соловьёв Л.И. География Кемеровской области. Природа: учеб. пособие. Кемерово: «СКИФ»; Кемерово Кузбасс, 2006.384 с.

7. Супруненко Ю.П. Горы зовут (Горнорекреационное природопользование). М.: Тро-вант, 2003. С. 368.

8. Закон о горах. Французский опыт обустройства горных курортов. URL: http:// www.ski.ru/static/169/2_19020.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Официальный сайт горнолыжного курорта Авориаз. URL: http://www.avoriaz.com/

10. Официальный сайт горнолыжного курорта Шерегеш. URL: http://wwm.sheregesh.su/

11. Терентьев И.А. Управление развитием горнолыжного туризма: автореф. по ВАК 08.00.05. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.

dissercat.com/content/upravlenie-razvitiem-gornolyzhnogo-turizma#ixzz3SZQPDu3b http://www.dissercat.com/content/upravlenie-razvitiem-gornolyzhnogo-turizma#ixzz3SPC tvRWA

12. Тонкости туризма. URL: http://tonkosti. ru/Авориа/

13. URL: http://basetop.ru/top-5-luchshih-gornolyizhnyih-kurortov-rossii/

14. URL: http://be-active.com.ua/ski/37-news/ 204-stili-katania-na-lizah.html

15. URL: http://carver.ru/istoriya-razvitiya-gornolyzhnogo-turizma

16. URL: http://mosintour.ru/alpijjskie_gory_

zhemchuzhina_gornolyzhnogo_sporta

17. URL: http://pogoda.turtella.ru/Russia/ Sheregesh/

18. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7doc body=&nd=102042060&rdk=&backlink=1

19. URL: http://ru.climaurtella.ru/Russia/She-regesh/

20. URL: http://sportinform.narod.ru/gornol. html

21. URL: http://www.calipso-adv.ru/gornie-liji-vo-francii/

22. URL: http://www.calipso-adv.ru/page6/

23. URL: http://wmw.park-freestyle.ru/Blogs/ 2011/05/23/vidyi-kataniya-na-gornyih-lyi-zhah/

24. URL: http://www.ski.ru/

25. URL: http://www.snowtrex.ru/

26. URL: http://www.sochi2014.com/gornie-lizhi/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.