Научная статья на тему 'Изменение климата и проблема миграции в странах ЮВА'

Изменение климата и проблема миграции в странах ЮВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
598
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ / CLIMATE CHANGE / ILLEGAL MIGRATION / ASEAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогожина Наталья Григорьевна

В прогнозах относительно развития стран ЮВА на среднесрочную и долгосрочную перспективу обязательно учитывается экологический фактор. При этом приоритетное внимание уделяется проблеме изменения климата, угрожающей дестабилизации социально-экономической, политической и экологической ситуации. Изменение климата может заметно усложнить взаимоотношения между странами в силу увеличения числа нелегальных мигрантов, что уже сегодня представляет немалую проблему, которая не поддается быстрому урегулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medium and long range prognosis of ASEAN countries development necessarily takes into account ecological factor with the priority given to climate change that could threaten social economic, political, and ecologic stability. Climate change could seriously complicate relations between countries due to growing stream of illegal migrants, which is already a problem with no easy and quick solution.

Текст научной работы на тему «Изменение климата и проблема миграции в странах ЮВА»

© Рогожина Н.Г.

ИМЭМО РАН

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА и ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ

в СТРАНАХ ЮВА

В прогнозах относительно развития стран ЮВА на среднесрочную и долгосрочную перспективу обязательно учитывается экологический фактор. При этом приоритетное внимание уделяется проблеме изменения климата, угрожающей дестабилизации социально-экономической, политической и экологической ситуации.

Регион ЮВА относится к числу одних из самых уязвимых к потеплению климата, что приведет к сокращению выпадения осадков во многих районах. Миллионы людей будут страдать от нехватки воды, производство риса в регионе, который считается мировой рисовой кладовой, упадет, угрожая тем самым продовольственной безопасности. Огромные массивы высокопродуктивного леса превратятся в саваны и пустоши. Наводнения, циклоны, засуха и другие стихийные бедствия участятся. Поднятие уровня моря на 70 см приведет к затоплению низменных и прибрежных территорий с угрозой для существования людей. Заметно пострадает здоровье населения в результате распространения малярии и лихорадки денге1. По имеющимся оценкам, в результате изменения климата страны ЮВА к 2100 г. понесут экономические убытки в размере 9-13% ВНП .

В ряду факторов риска для региона рассматривается и такая проблема как увеличение числа климатических беженцев (или климатических мигрантов), получившая в последнее годы освещение в научной литературе и признанная экспертами как заслуживающая особого внимания руководства стран ЮВА3. Дело в том, что вынужденное массовое переселение людей из экологически рискованных зон в результате изменения климата (а это более одной трети населения ЮВА) усложнит уже существующую сегодня непростую ситуацию с управлением миграционными потоками в регионе.

Под категорией «экологических мигрантов» принято понимать тех людей, «которые добровольно выбрали миграцию

или к ней принуждены в результате возникших экологических и климатических угроз, связанных с деградацией земли, разрушением прибрежных территорий и водных экосистем, что может привести к дестабилизации, конфликтам и насилию»4. Но при этом стоит заметить, что побуждает людей к поиску нового места жительства не столько изменение климата само по себе, сколько экономические факторы, вытекающие из изменений условий их существования.

География территорий, находящихся в зоне риска стихийных бедствий, уже сегодня достаточно обширна (Филиппины, Вьетнам, Лаос, Таиланд и Индонезия), но она намного увеличится при таяния снегов в горах и сокращении, а в некоторых районах и увеличении дождевых осадков, а также поднятии уровня моря.

Какие районы ЮВА попадают в зоны климатического риска? Это те, что уязвимы к последствиям поднятия уровня моря и связанными с этим наводнениям и штормам. Вторую категорию составляют территории, подверженные циклонам (перенаселенные районы западной Явы, Мьянма, Филиппины, Таиланд и восточное побережье Вьетнама и Камбоджи). И, наконец, в третью категорию причисляются вододефицитные

5

районы .

Поднятие уровня моря, наводнения и штормы представляют опасность для населения, проживающего в дельтах рек Меконг, Красная и Иравади и на прибрежных территориях. Последняя категория лиц особенно многочисленна - в основном это жители Индонезии6, Таиланда, Филиппин, Вьетнама, Мьянмы.

Для Вьетнама главной угрозой станет затопление дельты Меконга. По мнению экспертов, Вьетнам входит в число пяти развивающихся стран, наиболее подверженных угрозе поднятия уровня моря на 1 метр . Последствие - затопление 5% (17,423 кв. км) территории страны, из которых более 82% будет приходиться на дельту Меконга.

О масштабе возможного ущерба можно судить по таким цифрам - в дельте Меконга во Вьетнаме проживает 18 млн. человек, или 32% населения страны. Это один из основных экономических районов страны и основная ее житница. Здесь

находится 40% культивируемой земли, которая дает половину собираемого в стране урожая риса (90% которого экспортируется), 60% - фруктов. Доля региона в ВНП страны составляет

о

25%. Экономические потери от затопления дельты Меконга оцениваются в 17 млрд. долл.

Резкое ухудшение экономических и экологических условий существования людей может спровоцировать массовую миграцию населения из этой зоны повышенного риска, если не будут приняты срочные меры по строительству дамб и совершенствованию дренажной системы.

С изменением климата и повышением температуры воздуха просчитывается вероятность ухудшения ситуации с водоснабжением и падения сельскохозяйственного производства, составляющего основу хозяйственной деятельности большинства населения стран ЮВА и являющегося главным источником их доходов. По оценкам Международного института риса, каждое повышение температуры на 1 градус приводит к сокращению урожайности риса на 10%9. С опасностью изменения цикла произрастания сельскохозяйственных культур столкнутся жители субрегиона Меконг и островов архипелага.

Все это в сочетании с потерей значительной части посевных территорий в результате их затопления и эрозии почв приведет к заметному ухудшению условий существования сельских жителей, падению их дохода, что и станет побудительным мотивом к их миграции, которое будет рассматриваться ими как мера адаптации к природным изменениям10. Доходы, полученные от работы на новом месте, пойдут на повышение адаптационных возможностей попавших в критические условия жизни членов семьи мигранта.

При этом вероятность принятия решения по переселению людей возрастает в большей степени в случае постепенного изменения климата, чем в случае стихийного бедствия, которое, как правило, сопровождается временной миграцией и возвращением людей в места своего постоянного проживания.

Основным направлением внутренней миграции станет переселение сельских жителей из опасных зон в города, что ставит перед властью новые задачи по совершенствованию городской инфраструктуры, снабжению людей водой, санитарными

услугами и жильем. И это при том, что уже сегодня большинство городов, и прежде всего столичные мегаполисы, не способны удовлетворить социальные и экологические потребности возрастающего по численности городского населения11. Планирование переселения людей, создание новых рабочих мест, вложение крупных средств в экологическую инфраструктуру, формирование системы борьбы со стихийными бедствиями -лишь часть проблем, стоящих перед городской властью.

Дело в том, что Бангкок, Манила, Джакарта и Хошимин, куда традиционно направляется массовый поток мигрантов из сельской местности, сами оказываются в зоне климатического риска, поскольку расположены на побережье и им угрожает затопление в случае поднятия уровня моря12. Так, по имеющимся прогнозам, подобные природные катаклизмы станут бедствием для большей части территории в течение ближайших 25 лет13.

О масштабе нависшей над столичными районами угрозы, можно судить хотя бы по последнему наводнению в Бангкоке в 2011 г., с последствиями которого власти столицы Таиланда долгое время справиться не могли, что и стало причиной возникшего в стране социального недовольства.

Неудивительно поэтому, что при оценке рисков массовой миграции в столичные районы, не исключается вероятность возникновения конфликтов между старыми и новыми мигрантами, как правило, представителями бедных слоев населения.

Например, в Джакарте и Маниле они в основном проживают в районах, подверженных наводнению, и, как следует из опыта Филиппин, их потери от стихийных бедствий в 1990-х годах намного превысили те, которые были связаны с финансовым кризисом.

Вместо того, чтобы обрести стабильность, приехавшие в города переселенцы из экологически опасных районов столкнутся опять с проблемами, связанными с изменением климата. Борьба за территории проживания и ресурсы может вызвать дестабилизацию ситуации в странах региона.

Вынужденная миграция в города оказывает негативное воздействие на процессы развития по нескольким параметрам: усиливает давление на городскую инфраструктуру, ограничи-

вает экономический рост, увеличивает риск возникновения конфликтов, понижает качество жизни у самих мигрантов14.

Миграция в условиях изменения климата не ограничится перемещением людей в пределах одной страны, а неизбежно приведет к их оттоку в другие страны, прежде всего, расположенные по соседству. На это указывают современные миграционные процессы в ЮВА. Около 40% их эмигрантов находят себе работу в самих странах АСЕАН. Распространение процесса перемещения рабочей силы между странами АСЕАН связано как с развитием интеграционных процессов в регионе, так и с другими факторами, в частности, с исторической традицией, территориальной близостью стран, наличием общих границ. Это и определяет соотношение внутирирегиональной миграции к общему числу перемещаемой рабочей силы в другие страны.

В рамках внутрирегионаьной миграции можно выделить несколько приоритетных направлений движения рабочей силы. Основными принимающими странами в ЮВА являются Сингапур, который принимает 21% мигрантов из региона, Таиланд (35%), Малайзия (35%) и Камбоджа (6%), куда в основном выезжают на работу из Вьетнама и Таиланда. Основными поставщиками рабочей силы в регионе являются Индонезия и Мьянма, на которые приходится соответственно 23% и 27% от общего числа внутрирегиональных мигрантов. Из Лаоса и Камбоджи миграция идет в основном в соседний Таиланд.

Однако изменение климата может заметно усложнить взаимоотношения между странами в силу увеличения числа нелегальных мигрантов, что уже сегодня представляет немалую проблему, которая не поддается быстрому урегулированию.

Решение проблемы климатической миграции следует рассматривать в общем контексте привития мер по борьбе с изменением климата - это, во-первых, снижение его угрозы за счет сокращения выбросов парниковых газов, во-вторых, адаптация к меняющимся природным условиям.

Учитывая социально-политические риски роста числа климатических мигрантов, перед странами региона стоит задача по выработке государственной стратегии адаптации к изменению климата и программ планирования переселения людей из уязвимых мест. Прежде всего, это касается бедных слоев

населения, которые оказываются в числе самых уязвимых групп к последствиям ухудшения условий их существования и менее всего готовых к ним адаптироваться.

На сегодняшний день проблема видится в реализации планов по изменению практики сельскохозяйственного производства, в введении комплексного метода управления водными ресурсами, в совершенствовании экологической инфраструктуры, в защите лесов и прибрежных территорий, в предотвращении распространения инфекционных болезней. Хотя, как всегда, ее решение осложняется нехваткой финансовых и технических средств, которые предполагается мобилизовать в основном за счет использования международных фондов, тем не менее, многое зависит от самого руководства стран ЮВА, от их политической готовности предпринять уже сегодня меры по борьбе с изменением климата.

Некоторыми экспертами выдвигается предложение о заключении нового международного соглашения о климатических мигрантах по образцу Соглашения 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам». Дело в том, что климатические мигранты не признаются как самостоятельная категория мигрантов ни в одном юридически закрепляющем обязательства сторон международном договоре. Соответственно отсутствуют и международные институты по оказанию им содействия.

Однако, маловероятно, что подобное соглашение встретит политический отклик у стран ЮВА, которые не являются даже участниками Соглашения о беженцах 1993 г. Так называемый асеановский путь решения проблем исходит из региональной приверженности принципу суверенитета и невмешательства. Тем не менее, определенные шаги по укреплению регионального сотрудничества в сфере международной миграции странами ЮВА предприняты - в 2007 г. была принята Асеановская декларация о защите и поддержке прав рабочих мигрантов.

То, что проблема климатических мигрантов уже поставлена и разрабатывается учеными и экспертами - первый шаг к ее решению.

1 Ursula Schaefer-Preuss and Emil Salim. Jakarta Post, April 29, 2009

2 Затраты на осуществление мер по адаптации к климатическим изменениям в этих странах оцениваются в 5% и 10% ВНП // Drabo, Alassane. Climate Change, Natural Disasters and Migration: An Empirical Analysis in Developing Countries CERDI, University of Auvergne IZA DP No. 5927 August 2011. P.6

Понятие «климатические беженцы» было впервые использовано Программой ООН по окружающей среде в 1985 г.

4 Climate Change, Migration and Human Security in Southeast Asia RSIS Monograph No. 24. Ed. by Lorraine. Rajaratnam School of International Studies. 2012. P. 22

5 Climate Change and Migration in Asia and the Pacific. Executive Summary. Draft by The University of Adelaide Flinders University, The University of Waikato. 2009 Asian Development Bank. P.17

6 Примерно 60% населения, 75 городов, включая Джакарту, и 80% промышленности страны находятся в прибрежной зоне.

Climate Change Fact Sheet: The Effects of Climate Change in Viet Nam and the UN’s Responses, http://www.un.org.vn/en/publications

/publicationsby-agency/doc_details/217-climate-change-fact-sheet-the-effects-of-climatechange- in-viet-nam-and-the-uns-responses.html (accessed 25 November 2005)

8Warner, K., Ehrhart, C., de Sherbinin, A., Adamo, S.B., Onn, T.C. "In search of Shelter: Mapping the effects of climate change on human migration and displacement." A policy paper prepared for the 2009 Climate Negotiations. Bonn, Germany: United Nations University, CARE, and CIESIN-Columbia University and in close collaboration with the European Commission "Environmental Change and Forced Migration Scenarios Project", the UNHCR, and the World Bank.2009. P. 88

9 Werz, M.; Conley, L. Climate Change, Migration, and Conflict. Addressing complex crisis scenarios in the 21st Century - Center for American Progress Action Fund, 2012. P. 11

10 Climate Change, Migration and Human Security in Southeast Asia RSIS Monograph No. 24. Ed by Lorraine Elliott. Singapore, Rajaratnam School of International Studies, 2012. P. 23

11 Если в 1950 на долю городского населения ЮВА приходилось 15%, то в 2010 г. уже 42% и тенденция к его росту продолжается // Urbanisation in Southeast Asian Countries. Singapore, Institute of Southeast Asian Studies (ISEAS), 2009

12 Бангкок возвышается только на 1 метр над уровнем моря и в течение ближайших 50 лет может оказаться под водой. По словам главы таиландского национального центра предупреждения катастроф, Бангкок превратится в новую Атлантиду к 2100 году.

1 ^

Susandi, A., «Integration of Adaptation Planning across Economic Sectors: Indonesia Experiences» / Bangkok, NWP Technical Workshop on Integration of Approaches to Adaptation Planning, 13 October 2009

14 Brown, Oli. Migration and Climate Change. International Organization for Migration. 2008. P. 32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.