УДК 338.48
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство)
Юй И
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»
Россия, Москва1
Аспирантка кафедры общего менеджмента и предпринимательства
E-mail: [email protected]
Изменение государственной политики поддержки предпринимательства в туристической сфере Китая
Аннотация: В статье рассмотрено изменение государственной политики поддержки предпринимательства в туристической сфере Китая. Авторам затрагивается проблема совершенствования государственной политики поддержки предпринимательства в туристической сфере Китая, являющейся очень острой и актуальной проблемой на сегодняшний день. Подчеркивается необходимость формирования нормативно - правовой базы регулирования и поддержки предпринимательства в сфере туризма. В настоящей статье авторам классифицируются конкретные меры государственного регулирования и поддержки предпринимательства в сфере туризма Китая по разным принципам (по степени воздействия, по инструментам воздействия и по масштабу воздействия), представлена систематизация мер на рисунке. Описываются многочисленные примеры конкретного мер государственного регулирования и поддержки предпринимательства в сфере туризма Китая и даются оценки их реализуемости.
В статье представлены результаты научного анализа, сделан вывод, что эти меры призваны воздействовать как на непосредственные процессы движения во внутреннем и внешнем туризме Китая, как и на развитие инфраструктуры гостеприимства: гостиниц, кафе и ресторанов, транспорта. Большая часть этих объектов представляет собой предпринимательские структуры и работает в условиях риска и неопределенности.
Ключевые слова: Государственная политика поддержки предпринимательства; индустрия туризма; финансовая помощь.
Идентификационный номер статьи в журнале 156БУЫ214
1 119501, г. Москва, ул. Нежиннская, 7.
Предпринимательство в сфере туризма является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. С введением правил и политик поддержки индустрии туризма, предпринимательство в этой сфере будет постепенно рости, станет одним из ведущих звеньев национальной экономики.
В Китае известные меры государственного регулирования и поддержки предпринимательства в сфере туризма можно систематизировать по следующим принципам: мера степени воздействия, инструментам воздействия, масштабу воздействия.
Систематизация мер государственного регулирования и поддержки предпринимательства в сфере туризма Китая представлена на рисунке:
Рис. 1. Систематизация мер государственного регулирования и поддержки предпринимательства в сфере туризма Китая.
Конкретизируем представленную схему. Так по степени воздействия существуют прямые и косвенные меры.
К прямым мерам государственного регулирования и поддержки предпринимательства в туристической сфере относятся совершенствование нормативно - правовой базы регулирования развития предпринимательств, бюджетные инвестиции и субвенции.
В условиях правового государства большое внимание должно уделяться нормативно -правовой базы регулирования и поддержки предпринимательства в сфере туризма. С 1 октября 2013 года вступил в силу закон КНР "О туризме" - первый нормативно-правовой акт в Китае, специальным образом упорядочивающий и регулирующий индустрию туризма, а также стимулирующий ее развитие и создающий благоприятные условия для использования
субъектами предпринимательства государственных финансовых, материальных и информационных ресурсов. Облегчение процедуры открытия нового предпринимательства -упрощение общих формальностей регистрации и снижение минимального уставного капитала. Уставный капитал туристической компании должен составлять не менее 300 000 юаней жэньминьби, что приблизительно равно 1,5 млн. рублей (статья 6 Положения «О туристических обществах»). Для создания туристической компании необходимо получить лицензию на ведение деятельности в сфере туризма и зарегистрировать создание компании в органах торгово-промышленной администрации.
Субвенции выдаются для оплаты маркетинговых и информационных услуг, обучения кадров, а также для участия в международной торговле, ярмарках и выставках. В январе 2014 года в городе Гуанчжоу вступил в силу "Подход к управлению фондами развития предпринимательства туризма в районе Наньша города Гуанчжоу." Выдаются единовременной субсидии 500 000 юаней на развитие турагентства и туроператора, которые регистрируют и работают более двух лет в районе Наньша, и годовой оборот более 3 млн. юаней. Кроме того, выдаются единовременной субсидии в размере 1 000 000 юаней, 500 000 юаней, 100 000 юаней на развитие пятизвездочных, четырехзвездочных и трехзвездочных гостиниц.
К косвенным - различные льготы, действующие в отношении налогов, поощрение инноваций, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и т.д.
Государство создало учреждение фонда развития туризма, активизировало усилия по поддержке развития предпринимательства в сфере туризма. Данный фонд обеспечивает налоговые льготы и дополнительное финансирование для малого предпринимательства. Государство утвердило положение о создании "Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства", который был финансирован за счет бюджетных средств страны.
Китайская национальная туристская администрация обнародует «Мнение о реализации поощрения национальных и иностранных инвестиций в развитии туристической деятельности». Она поддержает реструктуризацию государственного туристического предприятия, поощряет и направляет частные предпринимательства к участию в реструктуризации государственного туристического предприятия через долевое участие, холдинга, приобретение активов и других форм.
Ещё существующее законодательство, регулирующее вопросы использования природных ресурсов, является сдерживающим фактором развития туризма. Национальной туристской администрации подчеркнул поддержать создание туристических агентств, туристических отелей и других бизнес-проектов за рубежом. Её основная задача также заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке предпринимательства в сфере международного туристического сотрудничества.
Налоговые льготы. Например, с 2011 года в автономной провинции предпринимательства в туристической сфере освобождают от налогов на прибыль на 5 лет.
В феврале 2012 года китайский центральный банк выразил мнение о субсидировании процентной ставки и гарантии по кредитам для ускорения развития туризма. Центральный банк требует, что бы все банковские учреждения усиливали и совершенствовали кредит и услуги для развития предпринимательства в туристической сфере, а также поддерживали листинг и финансирование туристического предпринимательства, соответствующие национальной стратегии по развитию туризма и условию листинга.
Но снижение процентных ставок также не смогло решить проблему малых и средних предприятий. Для развития МСП снижение налогов выгоднее, чем снижение банковских процентных ставок. Банк Китая отказал в выдаче кредитных ресурсов МСП, основному потоку монополий государственных предприятий. Поэтому если процентные ставки падают, то это становится более выгодным в области основного пребывания в монопольных государственных предприятиях, уровней рынка недвижимости. Таким образом, снижение процентных ставок для малого и среднего бизнеса центральным банком не имеет большого смысла.
По инструментам воздействия можно выделить административные и экономические.
К административным мерам относятся совершенствование механизмов использования государственного имущества для развития предпринимательства, создание сети технопарков, бизнес-инкубаторов, и других объектов инфраструктуры, оказание консультационных услуг, проведение различных курсов обучения, бизнес школ, бизнес семинаров, помощь в сбыте продукции и услуги и т.д. Поощрение развития повышающих конкурентоспособность предпринимательства процессов углубления их специализации и кооперации. Организацию и государственное финансирование бесплатной поставляет для предпринимателей переквалификации, работы предпринимательских курсов. Создание и обеспечение работы консалтинговых центров, в частности специальных комитетов по развитию предпринимательства, в персонал которых входят квалифицированные гиды, юристы и другие эксперты, осуществляющие бесплатные консультации. Деловые группы правительства стимулируют развите предпринимательства в сфере туризма, и приносят высокую прибыль. Следует отметить, что в настоящее время доля деловой группы правительства в национальном бюджете постоянно сокращается. В Китае они также не могут служить основным средством поддержки предпринимательства в сфере туризма, потому что существует борьба государства против коррупции.
К экономическим мерам относятся предоставление льготных налогообложения и кредитования, ссуд, целевых грантов и т.д.
Государство создает фонды для поддержки инновационной деятельности предпринимательства, льготное кредитование, а также компенсируют кредитным организациям соответствующую разницу при предоставлении ими льготных кредитов субъектам предпринимательства в туристической сфере.
Учитывая, что Китай - гигантская по своей территории и населению, страна со сложной трёхуровневой системой управления (страна, провинция, город), инструменты государственного регулирования различаются по масштабу воздействия в соответствии с этими уровнями
На национальном уровне осуществляется поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. Ежегодно государство составляет соответствующую программу помощи в организации и участии в международных совещаниях, семинарах, выставках и ярмарках, предоставление информации о рынке, помощи в поиске зарубежных партнеров. Происходит организационная и финансовая поддержка участия предприятий в выставочно-ярмарочных мероприятиях за границей. Государственное поощрение инноваций способствует внедрению новых технологий, ускорению онлайн-продаж, продвижению использования современной научно-технической информационной сети, использованию новой энергии, новых материалов, новой техники при производстве туристического продукта, а также активному содействованию развития «интеллектуальных» путешествий и «зеленого» туризма.
Помощь осуществляется и центральным правительством и властями регионов: бюджетные субсидии на эти цели выделяются из национального и местного бюджета. Ещё для предпринимательства из менее развитых провинций Центрального и Западного Китая размер субсидии может быть существенно больше, чем для предприятий из более развитых восточных районов страны.
Инструментами поддержки предпринимательства в сфере туризма на уровне провинции являются специальные региональные программы. Так, в провинции Аньхой установился механизм предоставления гарантий по кредитам для развития предпринимательства, уменьшение процента за кредиты, снижение требований и смягчение условий для предоставления гарантий при получении кредитов, продление сроков кредитования и пр. С 2012 года, правительство предоставляет финансирование гарантийных фондов 51,05 млн. юаней. Это проект принес банковские кредиты 1,02 млрд. юаней для предпринимательства, и эффективно решил проблему финансирования предпринимательства.
Примером программ городского уровня являются программы г. Луоян. Благодаря им, осуществляется бесплатное обучение предпринимательским навыкам. Правительство предоставит молодым предпринимателям 50% грантов аренды офисных помещений и расходов воды и энергии (мах. 10 000 юаней.).
Государство приняло единый национальный нормальный акт и соответствующий программа поддержки для развития взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город, провинция, национальный), исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях, и сокращающей административных барьеров. Эти меры призваны воздействовать как на непосредственные процессы движения во внутреннем и внешнем туризме Китая, как и на развитие инфраструктуры гостеприимства: гостиниц, кафе и ресторанов, транспорта. Большая часть этих объектов представляет собой предпринимательские структуры и работает в условиях риска и неопределенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карлусов В.В. Власть и бизнес в условиях вступления страны в ВТО: китайские уроки.// Мировое и национальноехозяйство, 2006, №1.
2. Положения «О туристических обществах»- Закон КНР «О туризме»- 2013г. //
http://www.gov.cn/flfg/2013-04/25/content_2390566.htm
3. Чжоу Янлин Исследование развитие туризма поддержки центрального банков. Чэнду: юго-западный университет экономики и финансов, 2011.
4. Ян Ченгуан, Ян Доу Обсуждение финансовой поддержки для развития туризма в Хайнань. Хайнаньские Финансы, 2006 (4) . С. 18-21.
5. Леонтьева Л. С. Сервисные ресурсы муниципальной экономики. Текст.: монография / Л. С. Леонтьева, А. И. Лесников. — Ярославль: ООО «Аверс Плюс», 2007 г. 108 с.
6. Лин Цзи Поддержка малого бизнеса в Китае - государственный приоритет. ЭКСПО ВЕДОМОСТИ. 2012. № 5-6. С. 24-25.
7. Фэн Ин Ускорение развития туризма закона в целях содействия устойчивому и здоровому развитию туризма. Китай Новости туризма. 2010-03-08.
8. Драчева Е. Л. Экономика и организация туризма: учебное
пособие./Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. - М.: Кнорус, 2005 г. -576 с.
9. Леонтьева Л. С.Организационная культура как ресурс развития региона. — Москва, МИРБИС, 2004 г. 234 с.
10. Лапуста М. Г. Предпринимательство. // Учебник.— М.: ИНФРА-М, 2008 г. 608 с.
Рецензент: Леотьева Лидия Сергеевна, Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общего менеджмента и предпринимательства» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики».
Yu Yi
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Change public entrepreneurship support policy in tourism sphere in china
Abstract: The article considers the change public entrepreneurship support policy in tourism sphere in China. The author affects the issue of improving public entrepreneurship support policy in tourism sphere in China, which is very acute and urgent problem today. Emphasizes the need for development of a regulatory - legal framework to regulate and support entrepreneurship in tourism. In this article, the author classified the specific measures of state regulation and support entrepreneurship in China's tourism on different principles (by the degree of impact, impact tools, and scale effects), are presented systematization measures in picture. The author describes numerous examples of specific measures of state regulation and support entrepreneurship in tourism sphere in China and evaluates their feasibility.
The article presents the results of scientific analysis, it is concluded that these measures are intended to influence the processes of direct traffic in domestic and foreign tourism in China, as well as on the development of hospitality infrastructure: hotels, cafes and restaurants and transport. Most of these objects is a business structures and works in the conditional risk and uncertainty
Keywords: Public entrepreneurship support policy; the tourism industry; the financial assistance.
Identification number of article 156EVN214
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9. 10
Karlusov V. V. Government and business conditions in the country's accession to the WTO: Chinese lessons. / / World and natsionalnoehozyaystvo, 2006, № 1.
Regulation "On tourism companies" - Law "On Tourism" -2013. //
http://www.gov.cn/flfg/2013-04/25/content_2390566.htm
Zhou Yanlin. Study supports the development of tourism central banks. Chengdu: Southwest University of Economics and Finance, 2011.
Yang Chenguan, Yang Yangdou. Discussion of financial support for the development of tourism in Hainan. Hainan Finance. 2006 (4). P. 18-21.
Leontieva L. S. Service resources of municipal economy. Text: Monograph / L. S.
Leontieva, A. I. Lesnikov. - Yaroslavl: "Avers Plus", 2007. 108 p.
Lin Ji. Small Business in China - national priority. EXPO STATEMENTS. 2012. № 5-6. P. 24-25.
Feng Ying. Accelerate the development of tourism law to promote sustained and healthy development of tourism. China Tourism News. 2010-03-08.
Dracheva E. L. Economics and organization of tourism: tutorial. / E. L. Dracheva, Y. V. Zabaev, D. K. Ismaev and others - M.: KnoRus, 2005. -576 p.
Leontieva L. S. Organizatsionnaya culture as a resource for the development of the
region. - Moscow, MIRBIS, 2004. 234 p.
Lapusta M.G. Entrepreneurship / / Tutorial. - Moscow: INFRA-M, -2008. — 608 p.