Научная статья на тему 'Издательская деятельность вузов: моменты инерции'

Издательская деятельность вузов: моменты инерции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ВУЗ / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ И ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ИНЕРЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / БИЗНЕС-КУЛЬТУРА / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Валерия Игоревна, Зайцева Елена Анатольевна

Предметом исследования в настоящей статье являются механизмы сопротивления инновациям в сфере предпринимательской активности современных российских вузов. В качестве объекта анализа выступает издательская деятельность, которая, с одной стороны, может рассматриваться как перспективный путь самореализации вуза в условиях информационного общества, с другой стороны как сфера проявления инерционных механизмов сопротивления модернизации образования. Вузовское книгоиздание формирует новое пространство противостояния бизнес-культуры и культуры образования. Проанализированы основные тенденции отраслевой дифференциации и стратификации российских вузов в процессе развития их издательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издательская деятельность вузов: моменты инерции»

III

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЕРЦИЯ: ГОРИЗОНТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ

УДК 378.33/354

В.И. Казакова, Е.А. Зайцева ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ:

МОМЕНТЫ ИНЕРЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Предметом исследования в настоящей статье являются механизмы сопротивления инновациям в сфере предпринимательской активности современных российских вузов. В качестве объекта анализа выступает издательская деятельность, которая, с одной стороны, может рассматриваться как перспективный путь самореализации вуза в условиях информационного общества, с другой стороны - как сфера проявления инерционных механизмов сопротивления модернизации образования. Вузовское книгоиздание формирует новое пространство противостояния бизнес-культуры и культуры образования. Проанализированы основные тенденции отраслевой дифференциации и стратификации российских вузов в процессе развития их издательской деятельности.

Ключевые слова: модернизация образования, предпринимательский вуз, издательская и полиграфическая деятельность, инновация, инерция, бизнес-процесс, бизнес-культура, бизнес-образование.

Концепция предпринимательского вуза становится в настоящее время одной из ключевых составляющих стратегий российской образовательной политики [1-5]. Стремительный рост предъявляемых к учебным заведениям требований уже давно вышел за узкие рамки повышения качества образования: от них ждут статуса «компетентного социального института» [1], способного к эффективным действиям в условиях рыночной экономики. Само высшее образование всё менее рассматривается в парадигме духовно-нравственного обновления и всё более - в контексте оказания соответствующих услуг, функционирующих в рамках определённых организационно-экономических отношений. Выступая в качестве главного ресурса и неуклонно растущей потребности информационного общества, оно может быть обозначено в качестве своего рода объекта глобального соревнования мировых экономик. Вместе с тем в том же экономическом пространстве образование всё в большей мере становится финансовым бременем государственной политики, проблематизируя традиционные нравственно-воспитательные вопросы в принципиально ином ракурсе. Экономическая избыточность сферы высшего образования инициирует «предпринимательский поворот», в рамках которого от вуза ожидается самодостаточность, инициативность, инновационность.

Образование как бизнес-процесс формирует новое пространство противостояния бизнес-культуры и культуры воспитания, становясь при этом удивительным центром взаимодействия традиции и новизны. Постсоветские образовательные реформы, перешедшие в стадию перманентного процесса, инициируют ряд социально-экономических проектов, среди которых одно из ведущих мест занимает вузовское книгоиздание. Как и многим другим инновациям последних лет, данному направлению издательской деятельности присущи изначальная разнонаправленность ценностно-целевых ориентиров и чрезвычайно широкий диапазон поставленных задач. Следствием этого являются очевидные дезорганизационные процессы, основания которых коренятся в принципиальной нереализуемости принимаемых ре-

шений и глубоком несоответствии между провозглашаемыми стратегиями и реальными достижениями [6]. Этот диссонанс, как ни странно, чрезвычайно редко попадает в поле зрения современных исследователей, оставаясь практически незамеченным на фоне анализа сущности «догоняющей» модернизации и различных аспектов её несостоятельности. Инновационная политика, в том числе и в сфере образования, рассматривается таким образом, как если бы она реализовывалась в гармоничном, идущем навстречу любым преобразованиям, духовном пространстве. Лозунги и прокламации прогрессивного развития формируют образ единства позитивных устремлений к общей цели, высота и недостижимость которой воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Очевидные несоответствия реально происходящему и перманентный переход ближайшего будущего в отдалённое является, несомненно, привычкой мысли, оставшейся в наследство от прежних идеологий и утопий, и принимающей эти расхождения как данность. Курс на сохранение традиционных преимуществ российского образования и одновременное обеспечение ему конкурентоспособности на мировом экономическом уровне анализируются с точки зрения актуальности и целесообразности, но не комплексности и разнонаправленности. При этом в качестве стратегических точек отсчёта в реализации данных проектов указываются нормативные акты и документы как официально признанная система приоритетов, целей и мер [7]. Соответственно, аналитический инструментарий модернизации образования изначально оказывается перенесённым в пространство политических решений и властных взаимодействий, где органичность и последовательность процессов изменений сама по себе проблематична. Перевод образовательных учреждений на т.н. «инновационные рельсы развития» оказывается вопросом не столько развития самого рынка образовательных услуг, сколько становления механизма его государственного регулирования. Трансформация смысла и содержания образовательной деятельности и самой вузовской жизни предполагается как заданная административным решением сверху, воспринимаемым некритически и столь же ожидаемым, сколь и долгосрочно реализуемым.

В отношении предпринимательской деятельности университетов вообще и вузовского книгоиздания в частности, подобная ситуация ведёт к формированию многоуровневых процессов сопротивления модернизации, осложняющихся резкой дифференциацией образовательных учреждений в соответствии с их открытостью внешним взаимодействиям и степенью готовности к трансформациям. Феномен инерционного противодействия инновационным проектам сам по себе представляющий чрезвычайно актуальный и интересный объект анализа, применительно к вузовскому книгоизданию отражает широкий круг вопросов, выходящих, в том числе, за рамки стратегий образовательных систем. Прежде всего, издательская деятельность университетов фокусирует на себе наиболее насущные проблемы организационно-управленческого характера, связанные как с позиционированием вуза по отношению к внешней среде, так и с характером его внутреннего администрирования. Здесь оказывается предельно обострённой политическая природа инновации, адаптация которой приводит к изменению баланса во властных структурах и управленческих механизмах [8]. Вузовское книгоиздание становится важным этапом операционных систем социальных взаимодействий в чрезвычайно сложных условиях образовательных реформ. В тоже время оно вообще более, нежели иное предпринимательское направление, требует «поворота» к принятию базовых принципов глобальной экономики, ориентации на свободу слова. Для этого необходимы не только материальные активы, но и определённая идеология, разделяемая большинством, готовность принимать решения и нести за них ответственность. В отношении подавляющего большинства российских вузов, не готовых заявить себя в качестве автономных учреждений и ориентированных на ожидание механизма государственной поддержки, вопрос издательской деятельности чрезвычайно неоднозначен. С одной стороны, мы не готовы к самостоятельному позиционированию на книжном рынке, с другой - не имеем возможности игнорировать это направление развития или отложить его на перспективу, поскольку без него невозможно совершенствование образовательной системы. Издательская деятельность вуза - возможность его самовыражения, необходимого для достижения реальных результа-

тов в динамичных условиях современности. Инерционные механизмы реализуются здесь как «закономерное свойство социальной системы упорядочивать прямые воздействия внешней среды» [9], как стремление восстановить утраченную иерархию ценностей. Возможно, именно в силу данного обстоятельства исходной точкой размышлений о перспективах вузовского книгоиздания выступает зачастую ностальгия по советской планово-распределительной системе. Задаваемые административно объёмы финансирования, строгий контроль тематики, утверждённые тиражи прежних времён обозначаются, как правило, безоценочно и отвлечённо, тем не менее, их частое упоминание не может не означать нечто большего, чем стилистический или композиционный приём. Вновь и вновь возвращаясь к данной точке отсчёта как к последнему основанию, мы сталкиваемся с тем, что проблематика установления порядка доминирует над проблематикой модернизации, иными словами - вопрос о пространстве оказывается приоритетным по отношению к вопросу о времени. Анализируя развитие книгоиздательского дела в постсоветский период, мы видим, что после снятия тотального идеологического контроля и системы административных ограничений первым естественным движением было восполнение информационного вакуума: воспользовавшись предоставленной свободой, многие вузовские издательства обратились к публикации и распространению малодоступных ранее работ отечественных и западных мыслителей. Ни в коей мере не отрицая множества позитивных аспектов данных практик девяностых, следует отметить, что в отсутствии адекватной системы книгораспространения эти процессы в значительной мере осложнили ситуацию с вузовским книгоизданием. Стремление устранить информационный дефицит и отставание во времени дезорганизовало прежнюю систему, не создав новой; параллельно этому образовательное пространство, как и общество в целом, политизировалось.

Децентрализация образовательной системы в нашей стране в значительной мере совпала по времени с децентрализацией издательского дела: и в той, и в другой сферах постсоветское пространство в одночасье ощутило стремительно растущее число перспектив при невозможности ими воспользоваться. Свобода мысли и свобода слова, столь остро переживаемые и столь слабо осознаваемые в реформах девяностых, обозначили вузовское книгоиздание в качестве одного из важнейших путей самореализации, необходимой как подлинная основа дальнейшего развития. В то же время «догоняющий» характер проводимых преобразований по мере усиления политических контуров социального пространства всё более выявлял свою административную направленность. При этом процессы «имплантации» западных моделей сопровождались высоким уровнем социальных и экономических издержек, что само по себе спровоцировало ситуацию, когда прежние атрибуты централизованного управления стихийно воссоздавались как реакция на бессистемность предпринимательской деятельности. В сфере издательской деятельности это привело к явным деструктивным процессам и частичной архаизации, отрицательно сказавшейся на самой культуре книги. Этот процесс деградации в определённой мере продолжается до сих пор: то, что фигурирует сейчас в качестве того же «цифрового учебника» - зачастую сканы или плохо распознанные тексты -менее всего напоминают самостоятельный культурный объект, каким должна являться вузовская книга [10]. Можно сказать, что в результате расстояние до ожидаемой «технологической границы» скорее увеличивается, нежели сокращается [11]. Риторика ностальгии по плановому администрированию укоренена здесь в естественном стремлении воспрепятствовать разрушению духовных ориентиров, которые, казалось бы, составляют главный смысл учебной литературы.

Что касается модификации самой образовательной системы, предполагающей развитие вузовского книгоиздания, можно говорить о сочетании в современном российском варианте характерных черт вторичной и частичной модернизации: мы, во-первых, вынуждены формировать социокультурные и экономические связи «вослед» универсальным мировым образцам, во-вторых, поставлены в условия становления информационного общества с его предельно обострённым противостоянием инновации и традиции [7]. Претендуя на полноправное участие в создании единого общемирового образовательного пространства, мы в то

же время не предпринимаем практически никаких усилий к соответствующим процессам адаптации, заявляя курс на сохранение преимуществ отечественного академического уклада. Этим дисбалансом определяется ретуширование самой постановки проблемы: «догоняющее» маскируется «инновационным» и интерпретируется в соответствующей терминологии.

Самый поверхностный взгляд на различные механизмы сопротивления инновациям в целом показывает, что социальная инерция в первую очередь проблематизирована на концептуально-методологическом уровне: её анализ изначально выводится за пределы научного понятийного конструирования и представлен, как правило, в обыденной языковой интерпретации. Проект предпринимательского университета не является здесь исключением: говоря, например, о факторах, препятствующих внедрению инновационных подходов в издательскую деятельность вузов, обозначают такие аспекты, как «непонимание руководства», «ошибки при создании системы показателей», «отсутствие терпения и ресурсов» [12]. Чрезвычайно любопытными реликтами прежней идеологии выступают идеи первоначального «внедрения в массы необходимости использования новшеств» [13], изменения в умах академического университетского сообщества. В то же время преобразования подобного рода проблематичны с точки зрения условий развития образовательной и исследовательской среды. То, что традиционно понимается под высоким уровнем профессионализма в данной сфере, во многом не согласуется с т.н. «креативным» подходом. Повседневные педагогические практики ориентированы на постоянную сосредоточенность на одном предмете и формирование образов безусловного авторитета, что в корне противоречит практикам бизнес-структур, связанных с управлением учреждений образовательного сектора. Эволюция академической среды российских вузов в направлении развития менеджериализма [14] весьма проблематична со многих точек зрения, прежде всего, в отношении отсутствия объективных предпосылок для подобных изменений в рамках нынешнего кадрового состава. Помимо этого, речь идёт о специфических для нашей страны социокультурных аспектах.

Большинство исследователей разделяют точку зрения на сложившуюся в России систему образования как на обладающую одним из самых высоких инерционных потенциалов. Снятие целостного комплекса норм социального контроля, принятого в советской вузовской системе, привело к тому, что чрезвычайно открывшаяся внешним воздействиям среда восприняла это скорее как состояние разобщённости и дезорганизации, нежели как позитивный рост перспектив развития. Поиск нового основания становится доминирующей идеологией конца 1990-х - начала 2000-х годов, в рамках которых болонские стратегии унификации образовательных стандартов причудливым образом соседствуют с утверждением приоритетов отечественной педагогической культуры. Стремительная смена различных поколений стандартов, накладывающаяся на всё более явный «поворот» к консервативному мышлению и традиционности, приводит к тому, что максимум усилий и ресурсов растрачивается на сопутствующие номенклатурно-бюрократические процедуры. Их соблюдение аккумулирует ту преобразовательную энергию, которая в новых условиях открытости и демократизации могла бы быть направлена на инновационные творческие проекты, в каковых та же вузовская система в целом отнюдь не испытывает недостатка. В отношении издательской деятельности любой вуз в определённый момент сталкивается с административными казусами, когда жёсткая регламентация становится серьёзным препятствием как в расстановке приоритетов вузовского книгоиздания, так и в оценке перспектив его развития. Вместе с тем избыточное администрирование нельзя в полной мере рассматривать как негативное явление: необходимость чиновного одобрения той или иной работы выявляет то же самое свойство к упорядочению воздействий внешней среды, которое и составляет суть социальной инерции.

Столь же мало востребованной исследовательской тематикой, как и социальная инерция, оказывается и закономерная связь модернизации и преемственности. Обращение к советскому опыту регулирования учебного книгоиздания немногочисленны и, как правило, не заходят дальше ностальгических размышлений о прежних достижениях [15]. Между тем, объективные тенденции развития вузовского книгоиздания, явно ориентированные на воссо-

здание прежних управленческих практик, нуждаются, на наш взгляд, в более глубоком и детальном исследовании. Можно выделить достаточно незначительный процент вузов, где издательская деятельность имеет давние традиции, где в течение многих десятилетий складывалась сопутствующая социокультурная атмосфера, создавалась полиграфическая база [1621]. Издательский опыт складывался здесь как элемент духовно-просветительской деятельности, в рамках которых естественным образом возникали межведомственные контакты и взаимодействия, способствующие, в свою очередь, дальнейшему развитию книгоиздания. Речь идёт о вузах преимущественно социально-гуманитарного и педагогического профилей, где экономические и технологические препятствия выступают не столько тормозящим фактором, сколько вызовом, способствующим новому этапу развития [16]. Помимо этого, некоторым преимуществом обладают и относительно молодые вузы, сформированные на рубеже 1980-1990-х годов, для которых создание издательской инфраструктуры означало становление образовательного учреждения как самостоятельного учебного и научного центра [22]. Как первая, так и вторая группа немногочисленны и составляют небольшой процент от общего количества, таким образом, здесь вряд ли можно говорить о сколько-нибудь устойчивой позитивной тенденции развития в целом.

Отраслевая дифференциация вузов в отношении развития издательской деятельности вообще заслуживает специального рассмотрения. Среди пионеров в формировании собственной ниши в книжном бизнес-пространстве следует отметить многочисленные институты культурно-просветительского профиля, в числе которых, в свою очередь, не последнее место заняли духовные академии. Значимым результатом подобных процессов стал общецерковный проект «Электронная библиотечная система Русской Православной церкви», ставящий целью оцифровку литературы, хранящейся в ведущих церковных научных центрах, и создание общероссийской православной библиотечно-информационной системы [23]. Позиция, занятая издательским советом Русской Православной церкви и подобными ему организациями, вообще довольно примечательна: в условиях снятия цензурных и номенклатурных ограничений они достаточно быстро обозначили мотивацию стремления к «высоким идеалам» и путям их достижения, противопоставляя себя «некачественной» светской литературе. Аналогичную тенденцию можно наблюдать в отношении издательской деятельности вузов МВД, развитию которой в постсоветский период посвящено значительное число публикаций и диссертационных исследований [24]. Специфика данной отрасли образования способствует заполнению того организационно-управленческого вакуума, который может считаться одним из главных препятствий в развитии вузовского книгоиздания. И православное, и административно-министерское направление стремятся задать здесь некий нормативный идеал издательской деятельности, создать её универсальный канон.

Отмена в 2002 г. лицензирования издательской деятельности, часто рассматриваемая как отправная точка её демократизации, в отношении стратификационных аспектов вузовского книгоиздания имела следствием также резко выраженное обособление элитарного «крыла». При этом качественный разрыв в уровне их предпринимательской деятельности имеет тенденцию к дальнейшему росту, что обусловлено факторами институционального характера. По аналогии с «элитарными клубами» возникают различные ассоциации, развивающие и проецирующие опыт полиграфической деятельности. В отличие от своих западных аналогов, они несут не интегрирующую, а, скорее, разобщающую функцию, подобную той, которую несёт элита стратифицированного общества. Последнее ни в коем случае не означает критики в отношении их программ или направлений деятельности, вместе с тем нельзя не отметить, что дифференциация в соответствии с критерием открытости инновационным проектам изолирует и обособляет в значительно большей мере, нежели объединяет. Для подавляющего большинства современных российских вузов, не готовых к позиционированию своей автономии, подобные ассоциации означают дополнительную проблему воспроизведения и поддержания устойчивых форм социальной идентичности. Образовательное пространство, эволюционирующее в направлении открытой и самоорганизующейся системы, готовой внед-

рить рыночные механизмы предпринимательской деятельности, в процессе создания вузовских издательских ассоциаций становится подобным ленте Мёбиуса, порождающей новый перегиб взамен старого.

Университетское книгоиздание реализуется в тесном взаимодействии с учебной и научной деятельностью, развитие и перспектива которых во многом определяется возможностями вузовской полиграфии. В научной сфере речь идёт о стратегиях роста публикационной активности и улучшении аккредитационных и отчётных показателей вуза. Формируется комплекс представлений о новом, достаточно широком спектре инструментария для роста эффективности вузовской науки и повышения её престижа на общегосударственном уровне. В то же время востребованность научно-исследовательского потенциала российской национальной экономикой сама по себе чрезвычайно проблематична. Это затрагивает ещё один важнейший организационно-управленческий аспект и, в то же время, один из основных барьеров на пути совершенствования вузовского книгоиздания - резкий дисбаланс системы рейтинговых показателей деятельности вуза и критериев конкурентоспособности в динамичной среде книжного рынка. Например, стремительный рост новых перспектив издательского бизнеса в электронном формате сопровождается резким увеличением сайтов, регистрирующих электронные книги. В то же время вуз обладает весьма ограниченным диапазоном возможностей вписаться в эти реалии, поскольку вынужден, в первую очередь, считаться с необходимостью учёта показателей РИНЦ и публикационной активности авторов. Принятые недавно требования к вузовским электронно-библиотечным системам предусматривают в их составе монографии и рецензируемые журналы. Ценностные ориентиры потребительского поведения читательской аудитории оказываются здесь вне стратегий модернизацион-ных преобразований вузовской системы, задаваемых государственными стратегиями развития [25]. Экономические и политические аспекты, функционируя как бы в различных духовных пространствах и материальных сферах, оказываются в данной ситуации встроенными в довольно противоречивую ситуацию [26, 27]. Работа «на рейтинг» или выход на книжный рынок могут для значительного числа университетов констатироваться едва ли не как взаимоисключающие альтернативы.

Рассматривая вузовское книгоиздание в контексте механизмов социальной инерции, мы можем, опираясь на вышеизложенное, обозначить проблематику приоритета спациально-го над темпоральным: вопрос «осовременивания» не может быть решён прежде вопроса о порядке. В отношении модернизации российского образования, совершенствования и развития вузовской издательской деятельности мы наблюдаем как следствие постоянное разведение элементов единой проблемы по разным уровням социальной действительности, невозможность интеграции их в рамках единой стратегии. Это менее всего означает призыв возврата к прежним советским практикам: их стихийное воссоздание представляется негативным следствием дефицита организационной культуры в образовательной системе вообще и в сфере университетского книгоиздания в частности. Именно это, на наш взгляд, является главной причиной того, что к настоящему моменту мы не имеем ответа на простейший вопрос о критериях эффективности системы образования. Иерархия планового управления не является здесь ни панацеей, ни вообще сколько-нибудь приемлемым способом решения, она просто выступает как наиболее привычный уклад поддержания социальной идентичности. В духе институциональной теории можно отметить несомненное существование устойчивых механизмов, не только обеспечивающих создание норм и правил, но и воспроизводящих непрерывность процесса жизнедеятельности хозяйственного механизма. Институты, направленные на установление и обеспечение порядка, выступают неким подобием жизненного иррационального начала, противостоящего дискретным механистическим проектам. Представленные моменты инерции - не столько барьеры на пути модернизации, сколько акценты на восстановление преемственности и утраченной идентичности как адекватного пути дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Антропов, В.А. Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы [Текст] / В.А. Антропов, Е.В. Репина // Университетское управление. 2003. №2 (25). С. 41-48.

2. Гайнутдинова, И.М. Предпринимательский вуз как перспективная модель развития высшего образования в условиях глобализации и международной интеграции [Текст] / И.М. Гайнутдинова -дисс... канд. соц. наук - Казань, 2011. - 189 с.

3. Журавлев, Л.А. Пассионарный университетский менеджмент [Текст] / Л.А. Журавлев, Н.С. Лады-жец // Университетское управление. 2003. №1 (24). С.4-8.

4. Мелихов, В.Ю. Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса [Текст] // Креативная экономика. 2009. №4 (28). С. 42-45.

5. Шаммазов, А.М. Приказано выжить, или способы адаптации государственного университета к рыночной экономике / А.М. Шаммазов, Р.Н. Бахтизин, Л.Н. Родионова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16432745/ (Дата обращения 01.12.2013).

6. Ахиезер, А. Дезорганизация как категория общественной науки [Текст] // Общественные науки и современность. 1995. №6. С. 42-52.

7. Богуславский, М.В. Стратегии модернизации российского образования ХХ века: теоретикометодологические подходы к исследованию [Текст] // Проблемы современного образования. 2013. №4. С. 5-20.

8. Сергеев, В.М. Инновации как политическая проблема [Текст] // Полития. 2008. №1. С. 114-125.

9. Матвеева, Н.А. Инерция воспитания как социальная проблема [Текст] // Образование и общество.

2009. №5. С. 204-206.

10.Костюк, К.Н. Культура оцифровки книги: опыт издательства «Директмедиа» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pro-books.ru/sitearticles/2648 (Дата обращения 01.03.2014).

11. Диденко, Д. Инновационное и догоняющее развитие: две стратегии модернизации российской интеллектуалоёмкой экономики [Текст] // Экономическая политика. 2011. №1. С. 158-169.

12.Горюнов, И.В. Уровневая дифференциация бизнес-процессов вуза [Текст] / И.В. Горюнов, В.С. Гуров // Вестник РГРТУ. 2009. №3 (29). С.99-103.

13. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33510411.html (Дата обращения 01.12.2013).

14. Чириков, И.С. Академическое развитие в университетах: опыт зарубежных вузов [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/05/1268029517/2010-5-2.pdf (Дата обращения 01.12.2013).

15. Афанасьев, А.Д. Разработка концепции создания системы управления качеством издательской деятельности вузов в 1970-1980-е гг. [Текст] // Экономика и управление. 2011. №12 (85). С. 275-278.

16. Издательская деятельность ЯГПУ им. К.Д. Ушинского: история и перспективы развития [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://yspu.org/ Дата обращения 01.12.2013).

17.Издательская и полиграфическая деятельность вузов: вопросы и ответы [Электронный ресурс] //

Режим доступа: http://www.unkniga.ru/vuz/1174-izdat-poligr-deyat-vuza.html (Дата обращения

01.12.2013).

18.Ермакова, Э.В. Издательская деятельность восточного университета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izdatelskaya-deyatelnost-vostochnogo-instituta(Дата обращения 01.12.2013).

19.Зернов, А.Н. Издательская деятельность Мордовского университета [Текст] //Интеграция образования. 1997. №3. С. 39-42.

20.Подчиненов, А.В. Роль вузовского книгоиздательства в социокультурном пространстве региона [Текст] // Текст. Книга. Книгоиздание. 2013. №2 (14).

21. Толбатова, К.В. Виды и этапы трансформации вузовской учебной книги в условиях становления новой парадигмы образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/vidy-i-etapy-transformatsii-vuzovskoy-uchebnoy-knigi-v-usloviyah-stanovleniya-novoy-para-digmy-obrazovaniya (Дата обращения 01.12.2013).

22.Издательская деятельность Волгоградского государственного университета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eau-msu.ru/heis/view/15/press (Дата обращения 01.12.2013).

23.Библиотечный форум «Соработничество росударственных и православных библиотек в деле духовно-нравственного развития общества» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// skopin-eparhia.ru/ab/1316-030201 (Дата обращения 01.12.2013).

24.Шураев, Б.А. Издательская деятельность вузов Министерства внутренних дел России конца ХХ -начала XXI вв. [Текст] / Б.А. Шураев. - дисс... канд. ист. наук. - Новосибирск, 2007. - 234 с.

25. Вузовские издательства и ЭБС: точки доступа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.aselibrary.ru/datadocs/doc_4289mi.pdf (Дата обращения 01.12.2013).

26. Истомин, С.В. Сравнительный анализ институционального и хозяйственного механизмов в трансформируемой экономике [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета.

2010. № 27 (208). Экономика. Вып. 29. С. 47-51.

27. Горбунова, Е.М. Аналитические материалы: эволюция проблематики образования в контексте приоритетов и обязательств «группы восьми» [Текст] // Вестник международных организаций. 2006. №3. С.8-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.