Научная статья на тему 'Издательская деятельность Александро-Невского Общества трезвости'

Издательская деятельность Александро-Невского Общества трезвости Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ / ТРЕЗВЕННОСТЬ / АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ALEXANDER NEVSKY TEMPERANCE SOCIETY / TEMPERANCE / ANTIALCOHOLIC ACTIVITY / PUBLISHING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Спиридонова Екатерина Константиновна

Статья посвящена истории и результатам издательской деятельности Александро-Невского общества трезвости (1898-1914 гг.), вплоть до его преобразования во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, просуществовавшее до 1918 г. Данное общество печатало журналы, книги и брошюры в рамках проводившейся им антиалкогольной просветительской работы. Она была велика по своим масштабам. Поэтому Общество впоследствии организовало собственную типографию. Средства на издание книг поступали из пожертвований и добровольных взносов. Среди его публикаций особенно выделялись периодические издания «Отдых христианина» (1901-1917) и «Трезвая жизнь» (1901-1917), рассматриваемые в статье. Благодаря Александро-Невскому обществу трезвости также открывались бесплатные библиотеки, проводились просветительские беседы, распространялись руководства по открытию обществ трезвости по всей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publishing Activity of Alexander Nevsky Temperance Society

This article is dedicated to the history and the results of publishing activity of Alexander Nevsky Temperance Society (1898-1914) which has been later turned into the All-Russian Alexander Nevsky Temperance Brotherhood that existed until 1918. Due to its temperance program the Society used to publish a large variety of books, magazines, and brochures. This educational program had the wide scale that is why the Society opened its own printing house soon. It used various kinds of donations for publishing work. The author considers the most famous edited magazines which were «Christian’s Rest» («Otdikh Hristianina», 1901-1917) and «Sober Life» («Trezvaya Zhiz’n», 1901-1917). Thanks to Alexander Nevsky Temperance Society’s help and influence many public libraries used to open, and a lot of educational talks and temperance manuals to be spread all over Russia.

Текст научной работы на тему «Издательская деятельность Александро-Невского Общества трезвости»

УДК 241.13 Е. К. Спиридонова*

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ**

Статья посвящена истории и результатам издательской деятельности Александро-Невского общества трезвости (1898-1914 гг.), вплоть до его преобразования во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, просуществовавшее до 1918 г. Данное общество печатало журналы, книги и брошюры в рамках проводившейся им антиалкогольной просветительской работы. Она была велика по своим масштабам. Поэтому Общество впоследствии организовало собственную типографию. Средства на издание книг поступали из пожертвований и добровольных взносов. Среди его публикаций особенно выделялись периодические издания «Отдых христианина» (1901-1917) и «Трезвая жизнь» (1901-1917), рассматриваемые в статье. Благодаря Александро-Невскому обществу трезвости также открывались бесплатные библиотеки, проводились просветительские беседы, распространялись руководства по открытию обществ трезвости по всей России.

Ключевые слова: Александро-Невское общество трезвости, трезвенность, антиалкогольная деятельность, издательское дело.

E. K. Spiridonova Publishing Activity of Alexander Nevsky Temperance Society

This article is dedicated to the history and the results of publishing activity of Alexander Nevsky Temperance Society (1898-1914) which has been later turned into the All-Russian Alexander Nevsky Temperance Brotherhood that existed until 1918. Due to its temperance program the Society used to publish a large variety of books, magazines, and brochures. This educational program had the wide scale that is why the Society opened its own printing house soon. It used various kinds of donations for publishing work. The author considers the most famous edited magazines which were «Christian's Rest» («Otdikh Hristianina», 1901-1917) and «Sober Life» («Trezvaya Zhiz'n», 1901-1917). Thanks to Alexander Nevsky Temperance Society's help and influence many public libraries used to open, and a lot of educational talks and temperance manuals to be spread all over Russia.

Keywords: Alexander Nevsky Temperance Society, temperance, antialcoholic activity, publishing activity.

* Спиридонова Екатерина Константиновна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, СПб., kateguide@gmail.com.

** Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ 5.38.281.2014.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 4

291

Александро-Невское общество трезвости при церкви Воскресения Христова, также известной под названием храма «у Варшавки», основано в 1898 г. по инициативе молодого священника о. Александра Васильевича Рождественского (1872-1905). Оно развивалось в рамках Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Небесным покровителем организации трезвенников стал св. благоверный князь Александр Невский, в честь которого регулярно проводились молебны.

В 1914 г. это Общество было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости с целью координировать работу многочисленных трезвенных обществ на местах в различных регионах России. Братство действовало вплоть до 1918 г., пока его имущество по решению советских властей не было конфисковано.

Александро-Невское общество трезвости главной своей целью имело борьбу с пьянством, и ставило перед собой множество задач, определявших функции. Особую роль играла его нравственно-просветительская деятельность, и мы рассмотрим одно из ее направлений — издательское.

Благодаря о. Александру Рождественскому появился журнал «Отдых Христианина», предназначавшийся для народа, заведены народные библиотеки, читальни, проводились внебогослужебные беседы со световыми картинами, образовался тесный кружок единомышленников — сотрудников и благотворителей [3, с. 8, 9].

Уже в 1899 г., когда Общество подводило итоги первого года работы, в отчете сообщалось, что среди фабричного населения Петербурга всякая книжка о трезвой жизни и о вреде пьянства находила «радушный прием», а за год трезвенники приобрели примерно 13000 таких книжек и брошюр. Особой любовью пользовались листки под названием «В минуты трезвости», первое издание в количестве 5000 экз. разошлось всего в течение двух месяцев [1, с. 1]. В памятной книжке трезвенника — члена Общества — указывалось, что всякий из них должен брать из библиотеки Воскресенской церкви книги для чтения [11, с. 11], а согласно отчету, они исправно выполняли свои обязанности [1, с. 1]. Причем, каждый вступавший в ряды трезвенников также должен был получить от Общества священный лист трезвости и памятную книжку [11, с. 12]. Она, помимо правил, содержала и напутствия от представителей церкви, а также полезные изречения о трезвости, например:

Горе строющим и умножающим питейные дома. Люди гибнут и телесно и душевно, как мухи в мухоморной жидкости, от умножения питейных домов и винной продажи, а содержатели этих домов виновны в их погибели [11, с. 32].

Руководителю Общества, согласно правилам, вменялось — помимо ежегодной отчетности и контроля за трезвенниками и за деятельностью организации в целом — нести обязанности главного редактора всех изданий Общества трезвости [11, с. 6].

Для издательских потребностей Общества, а также прочих нужд при нем действовала особая касса, пополнявшаяся из посильных ежемесячных взносов, из специальных на то пожертвований сторонних лиц и из прибылей от его изданий [11, с. 8]. Все расходы и приходы по печати журнала по программе,

утвержденной Св. Синодом, книг, листов и картин против пьянства, а также книг, брошюр и листков назидательного характера, вписывались в особую шнуровую книгу [11, с. 9].

Главными журналами, издаваемыми Александро-Невским обществом трезвости были «Отдых христианина» (1901-1917), бесплатное приложение к нему под названием «Трезвая жизнь» (1901-1917), а также еженедельный проповеднический журнал «Воскресный благовест» (1903-1917). О первых двух хотелось бы упомянуть особенно.

Ежемесячный журнал художественной беллетристики «Отдых христианина» призван был освящать вопросы церковно-общественных и литературных течений и рассматривать явления религиозно-философской мысли. Он выходил 12-ю книжками в год по 10 печатных листов каждая, а приложение «Трезвая жизнь» выпускалось изначально два раза в месяц книжками примерно такого же объема.

«Отдых христианина» преследовал две цели на момент начала его издания в 1901 г.: укрепить веру читателей в жизнь, научить любви к Богу и ближним и зажечь надежду на лучшее будущее; а также обогатить ум читателя — особенно простолюдина — нужными ему знаниями [6]. Статьи должны были занимать свободный досуг народа, оберегая его от праздности. Журнал предназначался не только для домашнего чтения, но и для чтений и бесед с народом в храмах, школах и народных аудиториях.

К 1912 г. «Отдых христианина» расширил свою программу, стремясь печатать статьи, отвечавшие новым реалиям того бурного времени, когда, по мнению издателей, общественная нравственность оказалась затуманена смутой и нуждалась в наставлениях, указывавших ей путь [5, с. 9-11]. В начале 1901 г. подписная цена журнала составляла 3 рубля с пересылкой, а к 1912 г. ввиду увеличения его объема и расширения программы подписка с пересылкой по России стоила 4 рубля. На фоне остальных ежемесячных журналов она была умеренной: так, в 1901 г. только подписка на «Веру и церковь» составляла 5 руб., подписка на ежемесячник «Миссионерское обозрение» с 1902 г. — 6 руб.

Приложение «Трезвая жизнь» пропагандировало значимость соблюдения трезвости. А. В. Рождественский писал:

Благодетельную для человека трезвость мы и будем проповедовать <...> в статьях «Трезвой жизни», потому что никого нельзя считать совершенно вне этой опасности невоздержания, кроме человека, вооруженного нравственной силой, человека с энергичной душой, твердыми правилами и добродетельной волей [13].

Поскольку вопросы пьянства требовали всестороннего освещения, журнал очень скоро стал одним из самых популярных и самых доступных для приобретения изданий, служивших руководством для борьбы с этим недугом. Организаторы «Трезвой жизни» придерживались практических соображений: из-за распространения алкоголизма «убыток общества получается двойной: оно лишено работника и содержит пьяницу» [13]. По программе в издании помещался ряд статей о существующих обществах трезвости; о выдающихся деятелях на этом поприще; списки так называемой «противо-алкогольной

литературы»; а также рассказы и беседы — «для чтения трезвенникам в храме, в собраниях, народных аудиториях и прочих местах» [13]. Весьма любопытен опубликованный в журнале 1901 г. переведенный с эстонского языка «Катехизис трезвости» — то есть своеобразный сборник вопросов и ответов об опьяняющих напитках. В нем, например, встречаются главы «Действие спиртных напитков и их приготовление», «Действие спиртных напитков на людей», «Алкоголь не содержит питательных веществ», «Обстоятельства, препятствующие развитию дела трезвости». Такой катехизис — яркий пример содержания «Трезвой жизни» [10]. Успех издания был очевиден: уже в марте 1901 г. его новым подписчикам сообщалось, что первая книжка полностью разошлась и печатается вторым изданием [см. 7].

На 1902 г. программа журнала была насыщенной. В анонсе, помещенном в «Отдыхе христианина» рассказывалось, что в нее будут входить рубрики:

1) пьянство пред судом слова Божия, св. предания, святых отцов и учителей

Церкви и современных пастырей,

2) что говорит закон, наука и лучшие люди о вреде пьянства,

3) борьба с пьянством в его прошлом и настоящем,

4) рассказы и стихотворения,

5) разные разности,

6) библиография [см. 8].

С 1912 г. в «Трезвой жизни» печатался список всех существовавших в России обществ трезвости, а направленность самого издания приобрела характер методического руководства по организации «трезвенной работы» и формат пособия для преподавателей и учителей народных школ, вводивших уроки трезвости в образовательную программу. Доступность «Трезвой жизни» объяснялась сравнительно низкой ценой — 2 рубля в год вместе с пересылкой по России, а при обществах трезвости журнал, как и другие, хранящиеся в их бесплатных библиотеках, чаще всего выдавался без залога, а в случае его утраты или порчи читателем-трезвенником убытки возмещало само общество. Касательно Александро-Невского общества трезвости об этом говорится в одном из его правил. [12, с. 2]. Популярным трезвенным изданием, выпускавшимся вне стен типографии Общества, был ежемесячник Доктора Григорьева «Вестник трезвости», выходивший в свет еще с 1894 г. Для сравнения — в 1902 г. подписка на него стоила 1 рубль серебром.

К 1908 г., уже после кончины первого руководителя Александро-Невского общества трезвости А. В. Рождественского, и под управлением его преемника Петра Алексеевича Миртова при Обществе возникло 12 отделений в различных пунктах города и его окрестностях: Литейное, Петербургское, Василеостровское, Путиловское, Некрасовское, Кронштадтское, Царскосельское, Мартышкинское, Ораниенбаумское, Котловское, Новодеревенское, Сестрорецкое [2, с. 13-14]. В рамках масштабной просветительской работы за 10 лет Обществом было издано 265 названий книг и брошюр для народа. Всех изданий выпустили более 2712000 экз. Тогда же для обслуживания нужд все растущего издательства открыта собственная типография. [3, с. 10, 11], а также переплетно-брошюровочная мастерская, в которых, помимо своих работ, выполнялись аккуратно и дешево и частные заказы, типографские и переплетно-брошюровочные работы [2, с. 12].

В отчете за 1910 г. упоминалось, что в течение того года Общество напечатало 562 000 экземпляров отдельных книг и брошюр. Например, «Жизнь алкоголика и трезвенника», «Пьянство и расточительность», «Лимонный сок, как средство против пьянства», «Власть вина», а также «Песнопения Александру Невскому» и, конечно же, как и в прежние года, отдельными книжками печатались «Правила Александро-Невского общества трезвости», обязательные для прочтения всеми его членами. [9, с. 14-17]

При Обществе действовало 7 библиотек с 16846 томами, обслуживавших более чем 160 000 читателей [3, с. 10-11]. В 1909 г. Св. Синод в своем послании к православному духовенству по вопросу о борьбе с народным пьянством поставил Александро-Невское общество трезвости в образец всем подобным церковным братствам и обществам страны [3, с. 10-11].

Очень скоро о деятельности Общества стало известно по всей России — и из одних мест просили прислать книги, брошюры, из других — просили советов и руководств, указаний по организации обществ трезвости [3, с. 10-11]. Одной из таких книг-руководств о порядке образования общества трезвости стала работа Исаакия Петровича Мордвинова (1871-1925) «Общество трезвости, жизнь и работа в нем», вышедшая в 1910 г. [4]. Благодаря подробным примерам уставов и прочих правил и документов, приведенных им в этой книге, можно вполне составить представление о том, как действовали и развивались подобные организации. Первые же размышления о вреде пьянства у И. П. Мордвинова зародились еще задолго до вступления его в качестве сотрудника в Александро-Невское общество трезвости. В его дневнике 1900 г. встречаем рефлексию об этом вопросе:

Громадное большинство алкоголиков стало таковыми благодаря приобретенному или унаследованному бессилию воли, которое в свою очередь является прямым следствием угнетения духа. Почему пили и пьют выдающиеся, передовые люди? вполне сознающие, конечно, ужасающий вред опьянения? В силу угнетения духа. Условия среды, эпохи, общественного строя угнетали их, парализировали их духовные силы, не давали последним действовать в потребном направлении, — и в результате получилось пьянство, позволяющее человеку забыть все невзгоды, обиды, и томительные боли неудовлетворенного бытия [14, л. 16об. — 17].

В дальнейшем И. П. Мордвинов руководствовался подобными размышлениями и при написании статей и редактировании журнала «Трезвая жизнь».

С ростом успеха обсуждаемого нами Общества трезвости при Воскресенской церкви встал вопрос о создании Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Вскоре после ряда юридических и политических сложностей в 1914 г. оно, наконец, официально оформилось, и началась очередная страница в его издательской деятельности, длившейся до момента закрытия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Б. а. Годовщина Александро-Невского общества трезвости. — [СПб., 1899.]

2. Воззвание Александро-Невского общества трезвости. — СПб., 1910.

3. К истории Всероссийского Александро-Невского Братства трезвости. Издание выборных Александро-Невского Братства трезвости. — Пг.: Тип. Выс. утв. О-ва распр. религ.-нрав. просв., 1916.

4. Мордвинов И. П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. — СПб.: Типография Алекс.-Невск. общ. трезвости, 1910.

5. От редакции изданий Александро-Невского общества трезвости. — СПб., 1910.

6. Отдых христианина. — 1901. — № 1.

7. Отдых христианина. — 1901. — № 3.

8. Отдых христианина. — 1901. — № 8.

9. Отчет Александро-Невского общества трезвости. — СПб., 1911.

10. П. С. Катехизис трезвости // Трезвая жизнь. — 1901. — № 1. — С. 31-67.

11. Памятная книжка трезвенника / А. В. Рождественский. — 5-е изд. Алексан-дро-Невского Общества трезвости, что при Воскресенской церкви «Общества распространения религиозно-нравств. просвещения в духе Православной Церкви». — СПб.: Нар. Тип. Н. В. Гаевского, 1902.

12. Правила Александро-Невского общества трезвости. — СПб., 1910.

13. Рождественский А. В. Введение. К читателям // Трезвая жизнь. — 1901. — № 1. — С. 3-8.

14. ЦГИА. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.