Научная статья на тему 'Избирательные процедуры в СССР как механизм выявления общественных настроений'

Избирательные процедуры в СССР как механизм выявления общественных настроений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
711
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Советы депутатов трудящихся / выборы / наказы избирателей / взаимоотношения власти и общества. 1960 / elections the relationship between power and society. 1960 / 1970 / soviets / 1970

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.А. Фокин

В статье анализируются наказы избирателей кандидатам в депутаты местных Советов как механизм взаимодействия власти и общества. Наказы рассматриваются не только как один из ритуалов электорального процесса, но и как способ изучения общественного мнения со стороны властных структур. Избранные депутаты вынуждены были исполнять полученные наказы, но зачастую не обладали необходимыми ресурсами, что создавало определенные сложности в работе местных Советов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTORAL PROCEDURES IN THE SOVIET UNION AS A MECHANISM TO IDENTIFY THE PUBLIC MOOD

The article provides an analysis of orders of voters the candidates to deputies of local councils, as a mechanism for cooperation between the authorities and society. Mandate shows, not only as one of the rituals of the electoral process, but also as a way of studying public opinion. Elected deputies were forced to execute obtained judgment, but often do not have the necessary resources, which created some difficulties in the work of the local Soviets.

Текст научной работы на тему «Избирательные процедуры в СССР как механизм выявления общественных настроений»

Управление в современных системах №2(6) 2015

ISSN 2311-1313 33

УДК 94(470):321.64 ББК 63.3

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В СССР КАК МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ1

А.А. Фокин, к.и.н., доцент ФГБОУ ВПО « Челябинский государственный университет»,

e-mail: aafokin@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируются наказы избирателей кандидатам в депутаты местных Советов как механизм взаимодействия власти и общества. Наказы рассматриваются не только как один из ритуалов электорального процесса, но и как способ изучения общественного мнения со стороны властных структур. Избранные депутаты вынуждены были исполнять полученные наказы, но зачастую не обладали необходимыми ресурсами, что создавало определенные сложности в работе местных Советов.

Ключевые слова: Советы депутатов трудящихся, выборы, наказы избирателей, взаимоотношения власти и общества. 1960, 1970.

Опыт жизни во времена СССР многими гражданами воспринимается как своеобразная отправная точка при оценке к современной ситуации в стране и в мире. Если историки в первую очередь интересуются большими социально-политическими процессами, происходившими в Советском Союзе, то обыватели отталкиваются от своего личного опыта. В силу этого изучение повседневных практик жителей СССР представляется важной исследовательским вопросом, ответ на который позволяет взглянуть на функционирование советской системы с разных сторон.

Изучение советских выборов, особенно в позднесоветский период, в историографии представлено весьма скромно2. Большинство исследователей воспринимают выборы как своеобразный театр власти и обращают внимание только на финальный этап избирательной кампании. Данная статья предлагает взглянуть на наказы депутатам как на источник информации о социально-бытовой ситуации жителей Челябинска и области, их ожиданиях, а также исследовать механизмы взаимодействия власти и общества.

В III Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии в 1961 г., в которой провозглашался курс на «развернутое строительство коммунизма», предполагалась постепенная передача важнейших функций из ведения государства в руки общественных организаций. Но если коммунизм был делом «светлого будущего», то готовить почву к нему необходимо было заранее, поэтому меры по расширению участия граждан были составной частью хрущевских реформ в области управления. В 1957 г. ЦК КПСС принимает постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами» направленное на усиление роли Советов в жизни государства и общества. Одной из основных мер было установление требований регулярных собраний Советов и отчетов депутатов перед избирателями. Одним из важнейших механизмов активизации деятельности Советов было включение в них через процедуру выборов наиболее достойных граждан, готовых принимать активное участие в общественно-политической жизни. В партийных документах отмечалось: «Избиратели хотели видеть в депутате не только передового труженика, но и активного общественника, способного наиболее полно решать задачи, стоящие перед Советами» . К примеру, кандидатуру товароведа А.Н. Томлиной отвели за пассивность в общественной жизни коллектива4. Предполагалось, что человек не будет просто отсиживать срок своих полномочий в Совете, он должен активно работать на благо советского народа. Низовые структуры Советов, формально не обладая широкими

34 Управление в современных системах №2(6) 2015

ISSN 2311-1313

полномочиями, имели более тесный контакт с населением и поэтому несли большую ответственность перед конкретными избирателями за свои решения.

Высшим органом государственной власти, согласно Конституции 1936 и 1977 гг., выступал Верховный Совет СССР, который состоял из 2 палат: Совета Союзов и Совета Национальностей. В реальности власть была сосредоточена в руках узкой группы партийногосударственной элиты, Верховный Совет СССР скорее исполнял представительные функции и был призван продемонстрировать всенародный характер советской власти. Именно так он воспринимался и самими депутатами. Вот как описывала свои впечатления одна из них - агроном М. Полукарова: «И вот иду я по Кремлю. Вижу среди незнакомых лиц такое знакомое. Конечно же, Леонид Ильич Брежнев. Слегка улыбается. Поздоровался. Не сразу отошел, поинтересовался, откуда приехала. Вернусь в село, будет о чем рассказать. Впечатлений много! Ведь вот как получается, там, в нашей Алексеевке, за делами да за работой я и представить себе не могла, как высоко ценят в Москве наш труд. А тут всем сердцем своим ощутила. Выходят на трибуну члены нашего правительства, поднимаются простые люди, о счастье говорят. А у меня слезы по щекам. Это от радости плачу я. Да разве ж только я?»5.

В союзных республиках существовали свои Верховные Советы, дублирующие функции общесоюзного органа власти. Далее шли местные Советы, иерархия которых выстраивалась в зависимости от статуса административно-территориальной единицы. Советы делились на поселковые, сельские, райсоветы в городах, горсоветы областного подчинения, райсоветы областного подчинения и областные Советы. Так, в Челябинской области в 1967 г. функционировало 267 советов разного уровня, в которые были выбраны 18500 депутатов, а в 1969 г. - 280 советов и 18263 депутата, при этом с каждыми выборами, в связи с ростом населения, количество депутатов увеличивалось.

Ответственными за проведение выборов в области выступали обкомы или горкомы КПСС и исполнительные комитеты областных Советов депутатов трудящихся. После принятия решения о проведении выборов на союзном уровне в области принимались постановления о подготовке и проведении выборов. На основании Положения о выборах в Верховный Совет СССР районные, городские, поселковые и сельские органы должны были разработать и утвердить планы организационно-технических мероприятий по подготовке к выборам. Им необходимо было составить списки избирателей, образовать и опубликовать избирательные участки, утвердить состав избирательных комиссий и провести с ними инструктивные совещания. Избирательный процесс охватывал значительное количество населения. Так, на выборах в местные Советы в 1969 г. было образовано 985967 окружных избирательных комиссий, в составе которых насчитывалось 3660959 человек6.

Во время собраний по утверждению кандидатов проходила важная процедура советских выборов - получение наказов избирателей. В рамках конкурентной борьбы в рамках либеральных демократий претенденты на пост депутата предлагают свои программы, а избиратель должен выбрать, какая из них, на его взгляд, лучше. Советская демократия шла по иному пути: поскольку не было конкуренции, а в верности генеральной линии партии сомневаться не приходилось, кандидаты в депутаты должны были не убеждать своих избирателе, а слушать их.

Процедура избирательных наказов может быть рассмотрена как механизм выявления настроений на местах, поскольку все наказы протоколировались, обобщались и передавались вверх по инстанциям. В результате партийно-государственный аппарат как на местах, так и в центре получал некий срез проблем и ожиданий общества. Если долгое время функция отслеживания общественных настроений возлагалась на органы госбезопасности, то с приходом к власти Н.С. Хрущева происходит процесс лишения их части полномочий и подчинение ЦК КПСС. В результате возникла потребность в системе сбора информации о населении, не связанной с КГБ. Одним из следствий этого процесса стало развитие в СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг. советской социологии как отрасли знания. В 1957 г. была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1968 г. ЦК КПСС признает

Управление в современных системах №2(6) 2015

ISSN 2311-1313 35

целесообразным организовать Институт конкретных социальных исследований АН СССР. Основным направлением деятельности ИКСИ было изучение развития общества и помощь партии и государству в управлении социальными процессами, повышении эффективности производства, росте культуры и совершенствовании идеологической работы .

Бытовые условия в совокупности с питанием и потреблением воспринимались населением как индикатор продвижения к намеченной цели - коммунизму. Поскольку никто не мог увидеть миллионы тон выплавленной стали или миллиарды киловатт электроэнергии, гораздо ближе для простого человека была позиция «чем лучше быт, тем ближе коммунизм». Линия противостояния между старым и новым пролегала в области быта. Это не могли не осознавать партийные руководители. Заботу Н.С. Хрущева о повышении уровня жизни советских граждан можно продемонстрировать высказыванием: «Коммунизм - это вполне реальные и конкретные условия жизни народа: это короткий рабочий день, хорошее жилье, самая низкая в мире квартирная плата, хорошая одежда, накормленные и напоенные дети, бесплатное обучение для них, государственные стипендии для студентов, бесплатная медицинская помощь, пенсионное обеспечение, отмена налогов с населения, которых у нас через пять лет не будет совсем, — вот что такое элементы коммунизма на деле, в жизни»8. Видя улучшения в своем быту, труженик гораздо охотнее должен был выполнять поставленные руководством плановые показатели, что, как представлялось, в сочетании с энтузиазмом позволит добиться нужных результатов.

Старый быт представлялся одним из самых неуступчивых врагов наступающего будущего. Советский гражданин был вынужден тратить усилия и время на бытовые потребности в то время, когда он мог бы использовать их для реализации первоочередных задач «строительства коммунизма». При этом личный быт советского человека тесным образом переплетался с общественным. Коммунистический быт должен был способствовать облегчению жизни и развитию человека. Партия брала на себя задачу предоставить человеку такие условия, или по крайне мере сформировать образ того, к чему необходимо стремиться.

Присутствующие на собраниях избиратели указывали или на проблемы, которые необходимо решить, или на аспекты дальнейшего развития. В основном это касалось улучшения бытового положения жителей, и основная задача депутата виделась именно в исполнении этих наказов. Так, жители одного из районов Челябинска обращались через депутата к горисполкому со следующими просьбами: «Наладить троллейбусное движение по ул. Гагарина в ночное время. Проверить работу 19-го почтового отделения. Поступают жалобы на несвоевременную и неполную доставку корреспонденции. Санчасть ЧЭМКа перегружена, необходимо расширить больницу. При застройке микрорайона Кирсараи предусмотреть создание общественного туалета. В настоящее время в подъездах домов 17, 19, 21, 23 и других творятся безобразия»9. Избирателей Аргаяшского района волновали подобные проблемы: «Решить вопрос о строительстве здания Губернской 8-летней школы на 192 места в 1976-1977 гг.; Добиться включения автодороги по селу Кузнецкое в ведение облдоруправления и ее асфальтирования в 1976 г.; Решить вопрос о строительстве дома культуры в селе Кузнецкое в 1976-1977 гг.; Решить вопрос выделения 2-х автобусов совхозу «Кузнецкий» для подвоза учащихся в школу; Решить вопрос строительства 8-летней школы на 192 места в дер. Биккулова в 1976-1977 гг.; Решить вопрос телефонизации и радиофикации населенных пунктов Яраткуловского сельского Совета в 1976-1977 гг.; Решить вопрос строительства средней школы на 540 мест в дер. Яраткулова в 1976-1977 гг.; Решить вопрос водоснабжения в деревне Яраткулова; Решить вопрос окончания строительства 42-квартирного дома для медицинских работников санатория Увильды в 1976 г.; Решить вопрос о строительстве двух 16-квартирных домов в селе Байрамгулова в 19761977 гг.; Решить вопрос о строительстве комплекса крупного рогатого скота на 1200 голов в совхозе Аргазинский в 1976 г.»10.

Но именно в вопросах реализации наказов наиболее ярко проявляется одна из ключевых проблем советской демократии. Формально депутаты Советов разного уровня представляли органы государственной власти и обладали довольно внушительным перечнем

36 Управление в современных системах №2(6) 2015

ISSN 2311-1313

прав, но в реальности депутат оказывался встроен в сложную схему взаимоотношений между партийными и хозяйственными органами. Большинство реальных рычагов власти было сосредоточено в руках обкомов и горкомов КПСС, а материальные ресурсы - в разного рода структурах, руководство которых не избиралось, а назначалось и зачастую подчинялось различным министерствам. В результате депутат был лишен действенных способов повлиять на ситуацию. Обычно после вступления в должность слуги народа искали возможность выполнить тот или иной наказ, отправляя запрос в соответствующее ведомство. Наиболее типичным ответом на эти обращения было указание факта отсутствия средств и предложение внести расходы в план на следующую пятилетку. Депутат должен был довести до сведения избирателей, почему их наказ не может быть выполнен в ближайшее время. Вот выдержка из отчета оргинструкторского отдела Челябинского облисполкома: «По остальным предложениям и замечаниям избирателей депутатом даны разъяснения, почему они не могут быть выполнены. Например, вопрос о строительстве цирка в г. Златоусте решает не облисполком, а Госцирк СССР; из-за ограниченности капвложений нет пока возможности построить путепровод в г. Карталы; Госбанк СССР не разрешает оплачивать концерты по безналичному расчету (предложение шахтеров г. Копейска); письмом облисполкома от 20.06.1972 №05-50 установлен порядок продажи ковров и ковровых изделий: продажа производится в порядке живой очереди в магазинах и изменять порядок нет необходимости. Трудящиеся фабрики индпошива в г. Магнитогорске просили увеличить количество отпускных дней. Через депутата Трунову им разъяснено, что дополнительный отпуск предоставляется на основании Перечня должностей работников системы Министерства бытового обслуживания. Даны разъяснения по вопросам о строительстве драматического театра и цирка, проверена правильность оплаты в автобусах маршрута № 136 в г. Челябинске. Прокуратурой и РОВД Красноармейского района вновь проверен факт хищения овец пастухом Булатовым. Всем заинтересованным лицам предложено обратиться в народный суд, иск будет представлен в интересах граждан прокурором района»11.

Несмотря на то, что все наказы невозможно было выполнить, система пыталась повысить эффективность деятельности депутатского корпуса, дабы не создавать существенного разрыва между ожиданиями и реальностью, что могло негативно сказаться на уровне доверия. Одной из таких мер была организация накануне сессий областного Совета «Дня депутата», в рамках которого проходили приемы руководителей областных отделов и управлений по вопросам депутатской деятельности. Такие встречи должны были наладить контакт между участниками политического процесса на местах. Кроме того, облисполком регулярно запрашивал у депутатов информацию о том, как «рассматриваются государственными и общественными организациями, руководителями предприятий, учреждений и организаций Ваши к ним обращения по вопросам, связанным с депутатской деятельностью. В частности: своевременно ли даются Вам ответы на поставленные вопросы, внесенные предложения и высказанные критические замечания; обоснованные ли эти ответы; приведите примеры положительного рассмотрения поставленных Вами вопросов и своевременных на них ответов, и, наоборот, факты волокиты, бюрократизма, если такие имели место; правильно и своевременно ли принимаются меры по разрешению предложений, заявлений и жалоб граждан, направленных Вами в соответствующие органы; безотлагательно ли принимают Вас руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам депутатской деятельности и как решаются поставленные Вами вопросы» . Помимо этого на отдельных территориях создавались депутатские группы, целью которых было объединение усилий для комплексного решения вопросов. Исполнению наказов мешали и организационные моменты. Так, один из депутатов отмечал: «для улучшения осуществления депутатских обязанностей и депутатской деятельности, на мой взгляд, работающие депутаты, должны иметь какое-то свободное от основной работы время. С тем, чтобы тот или иной депутат мог иметь возможность личного общения и встреч с руководителями нужных предприятий и организаций именно в то время, когда они находятся на службе.

Управление в современных системах №2(6) 2015

ISSN 2311-1313 37

Поскольку депутат такого свободного времени не имеет, он порой не в состоянии разрешать возникающие споры» . Время работы депутатов и время приема в разных организациях часто совпадали и не было возможности осуществлять шаги по выполнению наказов, поэтому некоторые депутаты в итоге оказывались не способны оправдать оказанное им доверие.

В результате с помощью наказов население получало возможность напрямую обратиться к власти со своими жалобами и просьбами, а власть получала возможность провести определенный мониторинг общественных настроений. Как верно отмечал А. Юрчак в своей книге, людям было не важного за кого они голосуют, поскольку они

14

голосовали не за конкретного человека, а за политическую систему в целом . Соответственно советские выборы можно сравнить со сделкой, где общество готово было выражать поддержку власти в обмен на сохранение стабильности в стране.

Примечания 1 11

1 Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (проект МК-1509.2014.6) «Взаимоотношение власти и общества в СССР 1960-1970 гг.»

2 Меликова Н.М. Исторический опыт функционирования советской избирательной системы, 1936-1985 гг. Диссертация ... кандидата исторически наук. - М., 2001.; Мотревич В.П. Выборы в Верховный Совет СССР 1946 г. // Документ. Архив. История. Современность. - 2009. - Т. 10. - С. 372-381.; Салагубов Д.Ю. Советская избирательная система конца 1930-х годов: конституционный фасад и правоприменительная практика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2009. - № 2. - С. 78-80.; Voting for Hitler and Stalin: Elections Under 20th Century Dictatorships. - Campus Verlag, 2011.; Бушева А. А., Слезин А. А. Представление современников о механизме выборов в Верховный Совет СССР после Великой Отечественной войны // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2011. - Т. 17. - № 4. - С. 1126-1130.; Подосинников А.Ю., Коровин В. В. Опыт проведения избирательных кампаний в СССР во второй половине XX века (на примере организации выборов депутатов Верховного Совета от Курской области) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2012. - № 1-2. - С. 236-240.; Кимерлинг А. «Кто портит бюллетени, тот в союзе недовольных» // Отечественные записки - 2013 - №1(52). - С. 326-334.; Журавлев В.П., Фортунатов В.В. Избирательное законодательство и выборы в 1937-1987 гг. - URL: http://www.rcoit.ru/elect_history/detail.php?ID=17084

3 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 22. Л. 99.

4 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 23. Л. 34.

5 РГАСПИ. Ф. 591. Оп. 1. Д. 110. Л. 26.

6 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 14. Л. 6.

7 Фирсов Б.М. История советской социологии: 1950-1980-е годы: очерки. - СПб., 2012. - С. 27.

8 Коммунизм входит в нашу жизнь. М., 1961. С. 4-5.

9 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 1822. Л. 74.

10 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп.10. Д. 1821. Л. 8.

11 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 1700. Л. 4.

12 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 1820. Л. 123.

13 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 1820. Л. 127.

14 Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение - М., 2014. - C. 56.

38 Управление в современных системах №2(6) 2015

ISSN 2311-1313

THE ELECTORAL PROCEDURES IN THE SOVIET UNION AS A MECHANISM TO

IDENTIFY THE PUBLIC MOOD

A.A. Fokin, cand. sc. (hist.), associate professor "Chelyabinsk State University",

e-mail: aafokin@yandex.ru

Abstract

The article provides an analysis of orders of voters the candidates to deputies of local councils, as a mechanism for cooperation between the authorities and society. Mandate shows, not only as one of the rituals of the electoral process, but also as a way of studying public opinion. Elected deputies were forced to execute obtained judgment, but often do not have the necessary resources, which created some difficulties in the work of the local Soviets.

Keywords: soviets, elections the relationship between power and society. 1960, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.