Научная статья на тему 'Из практики гендерного образования студенческой молодежи'

Из практики гендерного образования студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ / ЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ / THE SYSTEM OF YOUTH PREPARATION TO FAMILY LIFE / THE CRITERIA OF READINESS TO FAMILY CREATION / KNOWLEDGE AND IDEAS ABOUT FAMILY AND MARRIAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вержибок Галина Владиславовна

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни с акцентом на социальную значимость проблемы в русле реализации республиканских программ повышения ценности и значимости семьи. Анализируются параметры и критерии, позволяющие выстроить пути и формы действий общественных институтов в плане семейной направленности жизненных перспектив молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From student's youth gender education practice

The theoretical and practical aspects of youth preparation to family life are presented in the article. The accent is in social significance of the problem in the realization sphere of the Program of evaluation and significance family rise in the Republic of Belarus. The criteria and parameters are analyzed here. They help to put up the ways and forms of social institutes in the sphere of youth family purposefulness of life prospects.

Текст научной работы на тему «Из практики гендерного образования студенческой молодежи»

Примечания

1 ЮревичА.В. Системный кризис психологии // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 3-11.

2 См.: СтепинВ.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

3 БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 371.

4 См.: Современный словарь иностранных слов. М., 2001.

5 Русский язык: Энцикл. / Под ред. Ю.Н. Караулова. М., 2008.

6 См.: Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. тр. Вып. 1 / Под общ. ред. Вл.А. Лукова. М., 2005.

7 Современный словарь иностранных слов. М., 2001. С. 134.

8 См.: Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Стратегии и тактики практической психотерапии. М., 2007.

9 См.: ЛеонтьевА.А. Основы психолингвистики. М., 2005.

10 Эпштейн М.Н. Жизнь как нарратив и тезаурус // http://exlibris.ng.ru/kafedra/2007-12-20/4_pushkin.html.

УДК 159.92.1

ПВ. ВЕРЖИБОК

Минский государственный лингвистический университет E-mail: galina_minsk@mail.ru

Из практики гендерного образования студенческой молодежи

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни с акцентом на социальную значимость проблемы в русле реализации республиканских программ повышения ценности и значимости семьи. Анализируются параметры и критерии, позволяющие определить пути и формы действий общественных институтов, направленные на развитие семейных перспектив молодежи.

Ключевые слова: система подготовки молодежи к семейной жизни, критерии готовности к созданию семьи, знания и представления о семье и браке.

H.V. VERZHIBOK From Student's Youth Gender Education Practice

The theoretical and practical aspects of youth preparation to family life are presented in the article. The accent is in social significance of the problem in the realization sphere of the Program of evaluation and significance family rise in the Republic of Belarus. The criteria and parameters are analyzed here. They help to put up the ways and forms of social institutes in the sphere of youth family purposefulness of life prospects.

Key words: system of youth preparation to family life, criteria of readiness to family creation, knowledge and ideas about family and marriage.

Специальная психолого-педагогическая подготовка молодежи к семейной жизни является необходимостью, продиктованной реалиями наших дней. Изменчивость современного социального пространства порождает новые перспективы для реализации личности, требуя от нее высокой активности, значимым становится вопрос культуры молодых граждан. В основе программ воспитания и молодежной политики в Республике Беларусь - комплекс мер, направленных на активизацию деятельности по укреплению института семьи, упрочению ее статуса и повышению роли семейных ценностей в условиях изменений в системе образования.

Неоднократно многими исследователями и практиками (А.А. Аладьин, И.В. Дуб-

ровина, Д.Э. Немировский, В.И. Слепкова, Н.Н. Толстых, Г.Г Филиппова, Т.И. Юферева, Л.Б. Шнейдер и др.) выделялся спектр проблем семейных отношений - обострение внутрисемейных противоречий, частота конфликтности, неустойчивость семейных связей, ослабление стабильности брачного союза, которые отражаются на разных сферах жизнедеятельности, проецируются от родительской семьи на молодые семьи, дестабилизируя социальное взаимодействие и личные контакты1. Неумение выстраивать взаимоотношения, психологическая неграмотность, низкая культура чувств и пр. приводят многие семьи к распаду и дезадаптации, а молодежь - к бесперспективности и нежеланию построения новых моделей поведения, не-

© Г.В. Вержибок, 2009

разрешенные вопросы повергают в уныние и апатию, снижают личностную и социальную активность2. Однако есть и стремление разобраться в себе, научиться применять теоретические знания практически, существует интерес к проблемам морали, семейных отношений, смысла жизни, который является благоприятной предпосылкой для нравственной и психологической подготовки будущего семьянина.

Многогранные семейные роли требуют сложной и кропотливой работы, совокупности навыков, большого круга знаний. Одним из существенных путей формирования эгалитарного мировоззрения, осознанного ро-дительства, равноправия отношений между полами становится гендерное образование и просвещение молодежи. Нарушения и упущения в системе подготовки подрастающего поколения к вступлению в брачный союз и «дообучение» взрослых, уже состоящих в нем, становятся актуальной и важной социальной проблемой.

Новые условия не только повысили значение целенаправленной подготовки к выполнению семейных ролей в целом, но и изменили ее характер, т.е. изменилось соотношение систематической и несистематической подготовки к семейной жизни. Усложнение задач, стоящих перед семьей, интенсификация контактов, разносторонность коммуникаций определяют необходимость возрастания роли систематического обучения молодежи. Степень эффективности и достижения значимых позитивных результатов опосредуется целым рядом условий: сложностью самой семьи, ее структурно-динамических элементов как системы, комплексностью и разносторонностью ее связей и отношений; необходимостью квалифицированного разбора, анализа, группировки и классификации получаемых сведений, объективного и глубокого восприятия информации по различным аспектам3.

Выделенные авторами (А.К. Воднева, Н.В. Малярова, А.Н. Сизанов, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер и др.) критерии (параметры) готовности к созданию семьи - социальные, психолого-педагогические, морально-нравственные, мотивационные и пр. - лишь обозначают весьма многогранный круг вопросов, встающих перед молодыми людьми, и являются только определенной точкой отсчета4. Главное, чтобы у молодых людей к моменту окончания школы, а затем и других образо-

вательных учреждений была (хотя бы в основном) сформирована система позитивных установок на создание прочной семьи, сложилась система знаний о роли семьи в обществе и жизни отдельного человека, о правовых и этических нормах, регулирующих брачно-семейные отношения, о физиологических аспектах половых отношений, выработались умения и навыки межличностного общения, рационального ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми и их воспитания. Разработка и реализация эффективных программ семейного и гендерного воспитания в учреждениях образования помогут молодежи избежать негативных последствий слабой информированности, неподготовленности и неумения применять на практике полученные знания.

Сегодня назрела необходимость не только более широкого развития сети систематического обучения (семья, детский сад, школа, средние и высшие учебные заведения, другие общественные организации и социальные институты), но и круга освещаемых вопросов, подачи материала с учетом ситуации и подготовленности аудитории, связи теории и практики. Важно сформировать у слушателей потребность в информации определенного типа, развить интерес к постижению нового, создать общую культуру понимания на основе диалога. Подготовка молодежи к семейной жизни должна включать в себя достаточно обширный спектр разнообразных знаний, что будет способствовать развитию терпимости, взаимопонимания и предполагает готовность к созданию семьи и дальнейший личностный рост каждого ее члена5. Можно привести примерный план учебной дисциплины «Гендерное образование: подготовка молодежи к семейной жизни» и ее структуру.

Цель преподавания: освоение студентами знаний о семье как базовом элементе социума для формирования готовности к семейной жизни. Задачи изучения: восприятие роли семьи как социально-нравственной ценности, раскрытие сущности семьи и брака как многоуровневой системы отношений на основе личностного развития каждого из членов, изучение особенностей функционирования современной семьи и формирование навыков психологического анализа явлений семейной жизни, осознание личностных смыслов и ори-ентаций в жизненной перспективе.

Основные вопросы и темы для обсуждения: семья и брак, национальные различия

семейных укладов; структурно-динамические и функционально-типологические характеристики семьи; жизненный цикл развития семьи; гендерная социализация, просвещение и воспитание; взаимоотношения юноши и девушки: дружба, любовь и романтические отношения; этика добрачных отношений, ответственность и сексуальное поведение; выбор брачного партнера и мотивы вступления в брак; молодая семья и проблемы адаптации; супружеские и детско-родительские отношения; межпоколенная и внутрипоко-ленная коммуникация; кризисные явления: конфликты и разногласия, развод и повторный брак, одиночество и вдовство, ранние браки; совместимость и удовлетворенность браком, семейное благополучие.

Для проведения занятий с учащейся и студенческой молодежью необходимо в качестве важнейшего компонента преподнесения материала установить первичный контакт (при первом знакомстве) и доверительные отношения (в процессуальной части работы). Ознакомив аудиторию со спектром предлагаемых вопросов, можно предложить работу в виде открытых обсуждений либо дискуссий или в виде подачи анонимных запросов. Можно проводить опрос либо психодиагностику по намеченным темам (при наличии необходимых информации и материала), вести рефлексивный поиск, осуществляя обратную связь со слушателями. Плавное - не только обозначить раскрываемый вопрос, но и отметить проблемные стороны изучаемого явления, помочь молодежи найти собственную позицию, принять свое решение. «Советы подобно касторовому маслу - их легко давать, но нелегко принимать...» (А.М. Прихожан): педагог не может (в силу профессионализма, опыта, старшинства, статуса и пр.) и не должен давать просто ответы (полные, детальные или фрагментарные, краткие), и тем более приводить примеры из личного опыта, ему необходимо раскрыть составляющие темы, показать позитивные и негативные стороны процесса, направить на принятие самостоятельного решения каждого из присутствующих в зале. Свобода действий всегда подразумевает ответственность за поступок - это ключевое правило должно стать основополагающим в работе с подрастающим поколением.

Задача педагога - научить молодежь думать, принимать взвешенные решения, при-

менять усвоенное на практике (сегодня и в перспективе) с опорой на теоретические знания - именно на этой основе может и должен быть выстроен учебный образовательный курс. «Недостаточно овладеть мудростью, надо уметь пользоваться ею» (Цицерон). Только при этом юноши и девушки, которые по своему выбору посещают этот курс, получат не только информацию, но и увидят связь теории и практики, пути реализации своих ожиданий и притязаний на стабильное и счастливое будущее. «Молодежь - не прогрессивна, не консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию...» (К. Мангейм).

То, что молодым людям необходимы хотя бы первичные знания семейной жизни, отражено в их отзывах по изучении курсов «Психология семьи» (заявлен как учебный [обязательный]) или «Подготовка молодежи к семейной жизни» (спецкурс по выбору, читаемый в Минском государственном лингвистическом университете, Белорусском государственном педагогическом университете, Российском государственном социальном университете, Институте социальной защиты, филиале Белорусского государственного экономического университета в г. Бобруйске).

Высказывания студентов (2-4-х курсов) о значимости и целесообразности введения такого учебного предмета: «Курс интересный и познавательный, главное - полезный для развития»; «Этот курс заставил меня пересмотреть мою жизнь, отнестись более серьезно к отношениям в семье, между мужчиной и женщиной. Я поняла, что очень много не знаю»; «Учишься анализировать происхождение ошибок родителей и заранее пытаешься программировать себя на другое поведение по отношению к своим детям - все это я буду в состоянии применить теперь и на практике»; «Возникла потребность в повышении своей самооценки и уровня знаний»; «После курса можно посмотреть на свои проблемы со стороны»; «Что-то для себя в себе же открыла»; «Многое узнала, а главное - захотела узнать»; «Появилось желание самостоятельно изучать эти проблемы»; «Знания, касающиеся жизни, никогда не пропадут. Всегда приятно чувствовать себя ''подкованной'' в жизненных ситуациях. Что бы ни случилось, теперь, после курса я уже буду знать, где найти информацию, какие книги читать, как разрешить практичес-

ки любой жизненный вопрос»; «Рекомендуете хорошую и новую литературу - это помогает не потеряться в огромном количестве книг»; «То, что мы узнаем сейчас, нам обязательно потребуется в будущем, и даже уже понадобилось».

Высказанные пожелания касаются в основном недостаточного временного интервала проведения спецкурса: «слишком мало времени <...> можно было бы о стольком еще поговорить <...> не успели разобрать многие вопросы <...> здорово, что были дискуссии, но не все успевают высказаться <...> работает система обратной связи, но ответить на все наши вопросы просто нереально <...> думаю, что в дальнейшем администрация это учтет». К сожалению, сокращение гуманитарного блока образовательных дисциплин ведет к фрагментации подачи материала. Частично это преодолевается с помощью подготовленных авторских подборок на электронных носителях (CD-дисках) и в сброшюрованных тетрадях, куда включены учебные пособия, хрестоматии, научные и научно-популярные издания, психодиагностические методики, весь программно-методический комплекс по спецкурсам «Психология семьи» («Подготовка молодежи к семейной жизни») и «Гендерная психология» («Гендерное образование»).

Весьма важно, чтобы не только было приятие, но и пришло осознание значимости и важности подготовленности разных категорий молодежи, поэтому высказывания типа «вы пытаетесь нам помочь.», «может быть, мы не смогли бы разобраться в себе.», «то, что вы говорите - нужно говорить, просто не все осмеливаются это делать!» свидетельствуют об этом, а фраза «Этот курс необходимо читать в старших классах школы, а в вузах - обязательно!» является часто повторяемой, и далее многие слушатели приходят к выводу: «Психологию должны знать все!».

Очевидно, что все это свидетельствует о востребованности знаний по предлагаемым в курсе вопросам, заинтересованности и важности, личной значимости обсуждаемого.

Можно сказать, что произошел положительной сдвиг в понимании молодежью роли и ценности семьи как в жизни каждого человека, так и для продолжения жизни нации и народа в целом. В современных условиях информационного взрыва молодежи достаточно трудно сориентироваться в своих предпочтениях, сформировать адекватные реалиям жизни установки. Совокупность представленных позиций обеспечивает зрелость личности в социально-психологическом плане, определяет характер будущих внутрисемейных отношений и прочность брака. Утрата некоторых традиционных ориентиров и общечеловеческих ценностей привнесла в сознание подрастающего поколения неопределенность, растерянность и сомнение в правильности собственных позиций6. Большую и важную роль в восстановлении баланса между собственными установками и ожиданиями общества следует возложить на правильно и четко построенный, грамотно и корректно преподносимый подготовленными специалистами образовательный курс семейного, полового и гендерного воспитания7 в школах, вузах и других учебных заведениях.

Необходимы целенаправленные усилия различных организаций и социальных институтов, педагогов и психологов, родителей и всех заинтересованных лиц в формировании у молодого поколения представлений о своей будущей семейной жизни в реальных общественных условиях. Радикальное решение этой проблемы возможно на основе раскрытия компонентов и параметров семейных отношений. Тем самым общая проблема - быть или не быть семье - будет разрешаться на позитивном уровне.

Примечания

1 См.: Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб., 2005.

2 См.: Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.

3 См.: Вержибок Г.В. Концептуальные основы подготовки молодежи к семейной жизни: В 3 ч. // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы II Всерос. науч. конф. Москва, 25-27 октября 2005 г. Ч. 1. М., 2005. С. 220-229.

4 См.: ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М., 2000.

5 См.: Шилов И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи: Практикум. СПб., 2000.

6 См.: Макеев А. Семья - частица рода и народа // Народное образование. 2000. № 1. С. 118-122.

7 См.: ШтылеваЛ.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М., 2008.

УДК 159.9

Э.Н. ОЛЬШЕВСКАЯ

Международный гуманитарно-экономический институт г. Минск, Республика Беларусь E-mail: ollina@tut.by

Когнитивная и эмоциональная составляющие нравственных представлений студентов

Представлены результаты изучения нравственных представлений студентов, включая представление о морали, ее роли в современном обществе, универсальных ценностях, стыде, совести; выделены особенности эмоционально-нравственной оценки студентами своего поколения. Установлено, что когнитивная и эмоциональная составляющие нравственных представлений зависят от специальности обучения.

Ключевые слова: нравственные представления, мораль, универсальные ценности, нравственные категории, стыд, совесть, сильные и негативные черты современной молодежи, эмоционально-нравственная оценка поколения.

E.N. OLSHEVSKAYA Cognitive and Emotional Components of Student's Moral Conceptions

The results of student's moral conceptions studying are presented here. Are include the conception about morality, its role in the modern society, about the universal values, shame, and conscience. The peculiarities of student's emotional and moral estimation of their generation are marked out here. It is established, that cognitive and emotional components of students' moral conceptions are depend on education speciality.

Key words: moral conceptions, morality, universal values, moral categories, shame, conscience, strong and negative traits of modern youth, emotional and moral estimation of generation.

В настоящее время наблюдается рост психологических исследований в области морально-нравственного развития личности. Актуальным и перспективным, с нашей точки зрения, является исследование различных компонентов морального сознания личности современного студента в зависимости от этапа обучения в вузе и избранной специальности. Содержание профессиональной подготовки будущего специалиста включает развитие его нравственной автономности, моральной зрелости. Это относится не только к социально ориентированным профессиям (педагог, врач, юрист, психолог), но и к профессиzv менеджера-экономиста, бухгалтера, к которым предъявляются особые требования с точки зрения профессиональной этики.

Личность студента обладает определенным морально-нравственным потенциалом, который включает систему сложившихся нравственных представлений, особое эмоциональное отношение к явлениям современной социальной жизни, критическое отношение к существующим нормам морали, определенный уровень моральной само-

оценки и готовность к реализации нравственной нормы.

Цель нашего исследования - выявить общее и специфическое в содержании когнитивного и эмоционально-оценочного (аффективного) компонентов морального сознания личности студента. Специфика морально-нравственного развития студента рассматривается в зависимости от специальности обучения. Выборку составили студенты гуманитарных и экономических специальностей 1 и 4-го курсов обучения, всего 427 человек. Из них 120 человек обучается по специальности «психология», 105 - по специальности «международные отношения», 115 - по специальности «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления», 87 -по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Для изучения нравственных представлений студентов была использована авторская анкета, состоящая их 12 вопросов открытого характера. Первый блок вопросов анкеты был направлен на изучение когнитивной составляющей нравственных представлений (понятия морали, универсальных ценностей,

© Э.Н. Ольшевская, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.